Сосуды из глины жгутами

История возникновения
Гончарное дело зародилось еще в эпоху неолита – позднем периоде каменного века. Древние греки, обогреваясь костром в пещерах, обнаружили свойство глины превращаться в крепкий и прочный материал после длительного контакта с огнем. Тогда-то они и начали лепить посуду и другие предметы быта из глины и обжигать их на костре.
До того, как был изобретен гончарный круг, глину лепили вручную, без всякий приспособлений. Именно в это время появилась техника лепки жгутами: масса раскатывалась в длинные жгутики, которые укладывались друг на друга по спирали и образовывали всевозможные сосуды – от чашек и горшков до огромных кувшинов. Изделия не были идеальной формы, которой невозможно добиться без гончарного круга. Тем не менее такая древняя керамика была прочной и использовалась древними греками для хранения жидких и сыпучих продуктов.
Лепка жгутами не канула в лету и после того, как человечество изобрело более совершенные и облегчающие труд гончара способы работы с глиной. В Греции, на Кавказе и в Средней Азии так изготавливались большие сосуды, которые были слишком велики для формирования на гончарном круге. Огромные кувшины, высотой около 2-х метров, в древней Греции их называли «пифос», закапывались в землю, в них хранили вино, масло, зерно.
Кстати, всем известный «ящик Пандоры», фактически был кувшином-пифосом. Ящиком его называют по ошибке из-за некорректного перевода с древнегреческого. Да и Диоген жил не в бочке, их не умели делать в Греции в те времена, а в большом вместительном пифосе, слепленном из глиняных жгутов.
Лепка жгутами из глины в наше время
Техника лепки, насчитывающая несколько тысячелетий, дошла до нас практически в неизменном виде. Сейчас ее применяют в творческих мастерских, в народном промысле и в студиях арт-терапии. Ученые давно доказали полезность работы с пластичным материалом как для детей, так и для взрослых. Ребенок, разминая глину, создавая изделия из нее, развивает моторику рук, воображение и нервную систему в целом. Для взрослых людей это прекрасный способ избавиться от стрессов, депрессии, отвлечься от житейских проблем.
Где брать глину для лепки?
Глину для изготовления изделий в домашних условиях можно найти 3 способами:
Приобрести уже готовый природный материал для лепки в канцелярском магазине, магазине товаров для творчества, онлайн магазинах для гончаров.
Купить в виде сухой смеси и потом приготовить пластичную массу самостоятельно.
Накопать в местах природных глиняных залежей: возле рек, озер, везде, где есть вода.
Для изготовления небольших форм лучше подходит готовая магазинная глина. Это уже размятый, очищенный материал, подготовленный к работе.
Глина в виде сухой смеси, которая продается в пакетах, разбавляется водой. Но следует учесть, что массу необходимо приготовить за 2-3 недели до планируемой лепки, чтобы она «отлежалась». Необходимо приобретать специальную гончарную глину. Глина, предназначенная для ухода за телом и строительных целей, к лепке непригодна.
При самостоятельной добыче глины в природе нужно учесть основное качество – пластичность. Проверить годность материала для творчества можно таким образом: скатать кусочек глины колбаской, свернуть ее в колечко. Если по бокам трещины отсутствуют, значит можно смело брать. Природный материал следует сначала полностью просушить, а после залить горячей водой, дав впитать ее в себя. Переминая разбухшую глину, очистить ее от мелких камней и мусора. Хранить массу можно в ведре, залив на одну треть водой и накрыв крышкой.
Процесс лепки из жгутиков
Пифосы имели дно с заостренным концом, поэтому их начинали лепить с венчика. Сначала лепили кольцо, а потом на него по спирали формировали весь сосуд. Этот способ удобен для изготовления больших полых сосудов. Если лепить изделие среднего размера, можно начинать конструкцию со дна. Перед началом лепки глину необходимо хорошо размять до послушного, пластичного состояния.
Пошаговая инструкция лепки жгутами кувшина из глины
Для формирования дна взять небольшой кусок длины и раскатать в пласт толщиной 1 см.
Вырезать из пласта донышко будущего кувшина, воспользовавшись круглым шаблоном.
Сделать заготовки жгутов, раскатывая глину в длинные колбаски толщиной 1 см.
Смочить водой заготовленное дно по краям, отходя на 1 см., для хорошего сцепления можно нанести небольшие насечки.
Прикрепить жгут, оборачивая спиралью по краю дна, слегка придавливая, чтобы не оставался воздух. Руки в процессе работы периодически смачивать водой.
После того, как первый виток сформирован, поднимать спираль на следующий уровень, слегка смачивая водой и делая надсечки в местах соединения.
Спиралью за спираль поднять стенки кувшина по задуманной форме: если сосуд должен сузиться, диаметр витка делать меньше и наоборот.
Жгуты соединять между собой, срезав концы под углом и смочив места стыков водой.
Если изделие запланировано высоким, нужно делать его с перерывами для небольшой просушки, чтобы оно не потеряло форму. Так, подняв стенки на 10-15 см., прерваться, дать слегка подсохнуть, после чего продолжить.
После того, как кувшин сформирован, оставить его сохнуть на 2-3 часа.
Если требуется гладкая фактура стенок, можно затереть борозды жгутиков при помощи наждачной бумаги.
Оставить готовый кувшин сохнуть на 8-10 дней.
Если Вас заинтересовало изчение керамики, изготовление её и вы хотите более подробно изчить все техничи связанные с лепкой глины предлогаем вам обратить внимание на обучение в гончарной школе курсам лепки или мастер классам.
Источник
Техника спиральной лепки из жгутов
Цветочный горшок
Это один из древнейших и довольно простых способов лепки. Им пользовались мастера и в Китае, и в Англии, Греции, даже в далекой Новой Гвинее. Чаще всего он применялся для изготовления больших сосудов, которые невозможно изготовить на гончарном круге. Для этого способа самой подходящей будет глина с низкой пластичностью.
Перед началом работы заранее представьте себе, какой формы вы хотите сделать сосуд, определитесь с его размерами. Попробуйте нарисовать карандашом будущее изделие. Начинайте с самого простого. Форма сосудов может быть разной, необязательно классической.
В зависимости от размеров вашего изделия заготовьте глину. Теперь приступайте к изготовлению жгута: он должен быть как можно длиннее, толщиной 2–3 см.
Есть разные способы подготовки глиняного жгута. Можно сделать его от начала до конца и затем приступить к навертыванию спирали (чем длиннее жгут, тем лучше) (рис. 17).
Рис. 17.
Можно из общей массы глины «выдавить» нужное количество для первого слоя спирали, а уж по ходу работы наращивать жгут постепенно.
Самый простой способ – это заготовить нужное количество жгутов, накрыть их полиэтиленовой пленкой, чтобы не высыхали, и использовать по мере необходимости (рис. 18).
Рис. 18.
Все способы приемлемы, их достоинства и недостатки вполне уравновешены (они связаны с неоднородностью глины, что вызвано различной скоростью высыхания в процессе работы), поэтому можете выбрать тот, который вам больше подходит.
Начинаем лепить с основания. Раскатайте комок глины в небольшой жгут и выложите донышко в виде небольшой спирали, затем стеком и губкой разровняйте его. Смочите края донышка шликером, сделайте надрезы там, где будет начинаться стенка изделия, и начинайте выкладывать первый жгут. Каждый необходимо плотно прижимать к плоскости донышка, чтобы потом все они слиплись. Но при этом не повредите форму первого слоя и побеспокойтесь заранее, чтобы осталось достаточно места для соединения со вторым. Ни в коем случае не сдвигайте изделие с места до окончания работы! Концы жгутов шпателем или ножом отрезайте под углом – тогда поверхность соприкосновения будет больше, чем если бы надрезы делались перпендикулярно. Во избежание растрескивания при высыхании нужно следить за тем, чтобы соединение жгутов не происходило друг над другом (рис. 19).
Рис. 19.
Дальнейшее просто: каждый раз перед выкладыванием очередного слоя спирали нужно хорошо смачивать и его, и поверхность предыдущего, помещая его на подготовленное место (рис. 20).
Рис. 20.
Затем при помощи пальцев, стека и губки глина выравнивается, внутри – от себя и вниз, с внешней стороны – на себя и вверх. По мере необходимости промазывайте рабочие места жидкой глиной. Если изделие большое, необходимо, чтобы его нижняя часть могла немного подсохнуть – «устояться» перед тем, как на нее лягут очередные жгуты. Иначе не избежать перекоса на одну сторону или того, что изделие сломается.
Хотите сделать сосуд расширенным в верхней части? Тогда каждый очередной жгут укладывайте ближе к внешней стороне нижнего. Чтобы получить изделие с сужающейся кверху формой, необходимо верхний жгут располагать ближе к внутренней поверхности сосуда.
Для придания изделию оригинального вида часть жгутов снаружи можно не затирать (рис. 21).
Рис. 21.
Их можно дополнительно декорировать резьбой или слегка отполировать (см. вкладку, фото 9).
Меняя диаметр очередного слоя, вы изменяете форму изделия. В этом особое преимущество данной техники: форма изделия совсем не обязательно должна быть симметричной. Вот и изготовленный вами сосуд может иметь самые фантастические формы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Техника «декупаж»
Техника «декупаж»
Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой
Техника газовой сварки
Техника газовой сварки
Газовая сварка – способ универсальный, но при ее выполнении необходимо помнить, что нагреванию подвергается достаточно большой участок вокруг сварного соединения. Поэтому нельзя исключить возникновение коробления и развитие внутренних
Техника покраски
Техника покраски
При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после
Бытовая техника
Бытовая техника
Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу
Техника вышивания
Техника вышивания
А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы
Техника шпаклевания
Техника шпаклевания
Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого
Техника покраски
Техника покраски
При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после
Техника безопасности
Техника безопасности
Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы
Техника склеивания
Техника склеивания
Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы
Техника строгания
Техника строгания
При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения
Техника «сграффито»
Техника «сграффито»
При использовании техники «сграффито» изделие полностью покрывают ангобом или наносят его широкой полосой. После подсыхания легко нанесите карандашом какой-нибудь орнамент или рисунок, а затем по этим линиям процарапайте ангоб до основы черепка
Техника «резерваж»
Техника «резерваж»
Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не
Техника надглазурной росписи
Техника надглазурной росписи
Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись
Техника безопасности
Техника безопасности
Ручными столярными и плотничными инструментами надо уметь владеть, но в том случае, когда нужно не только хорошо, но и быстро выполнить работу, необходимо воспользоваться электрическим инструментом, который в 5–10 раз производительнее. Но перед этим
Источник
Конспект по технологии
Тема: «Лепка из глины методом жгутового налепа»
Выполнила студентка 342 группы
Коданёва Антонина
СГПК им. И. А. Куратова
Место прохождения практики:
Шк. №16 2 «б» класс 36 каб.
Дата и время проведения урока:
25.09.2012 14ч. 15 мин.
преподаватель Бугаева Елена Энгельсовна
(число, подпись)
_______________________________
учитель Чегесова Надежда Михайловна
(число, подпись)
_______________________________
Цель: вылепить глиняный сосуд методом жгутового налепа
Задачи:
Познакомить с новым природным материалом – голубой глиной
Расширить кругозор детей о керамической посуде разных народов мира через сообщения их же одноклассников.
Познакомить детей с лепкой методом жгутового налепа
Развивать мышление через анализ предложенных учителем образцов
Воспитывать чувство толерантности к культуре других народов
Развивать мелкую моторику руки
Ход урока:
Содержание:
1.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, ребята!
– Садитесь.
– Сегодня я проведу у вас урок технологии, а начать я его хочу с небольшой игры, которая называется «Проверь друга»
– Сейчас я буду называть то, что нужно для работы на уроке, а вы проверите наличие этого друг у друга, кто сидит один у себя: стеки, подкладные доски, кусочек глины, влажная тряпочка.
(обеспечение недостающим)
2.
Повторение правил рабочего человека
– Хорошо, ребята, я вижу, все справились.
– Давайте сразу повторим главное правило сегодняшнего урока, как вы думаете, если сегодня мы будем работать с глиной, что это будет за правило?
– Как мы должны работать? (аккуратно)
3.
Выход на тему
– Ребята, вам интересно из чего ели первобытные люди, из чего они делали первую посуду? Оказывается посуда была каменная, деревянная и даже кожаная… Маори из Новой Зеландии варили мясо и рыбу в полотняных мешочках, причем вместо кастрюли с кипятком использовался гейзер. Казахи готовили в кожаных «котлах» — суп в нем, конечно, не сваришь, а творожный сыр получался замечательно. Пигмеи Африки делали посуду из скорлупы яиц страуса. Австралийские аборигены выдалбливали каменные миски. В Юго-Восточной Азии популярны были «кастрюльки» из бамбука; якуты и эвенки предпочитали бересту. Но глиняная посуда произвела революцию в кулинарии.
– Итак ребята, надеюсь мой рассказ произвёл на вас впечатление и вы узнали много интересных и увлекательных фактов.
– А мне интересно, догадались ли вы о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о посуде)
– Но о посуде не современной, а наших предков.
4.
Выступление докладчиков. Анализ сосудов разных народов
– Давайте послушаем сообщение ваших товарищей, которые они подготовили специально для вас:
Грузия
Квеври – так называли керамические сосуды грузин. Они бывают всех размеров, от обычного, до нескольких сотен литров. В Грузии такие сосуды используются для приготовления и хранения вина. Квеври вкапывают в землю, поэтому дно сосуда имеет заострённую форму, затем внутрь заливают виноградный сок, закрывают крышкой и замазывают глиной. Спустя некоторое время в квеври получается вино.
– Спасибо!
– Итак, ребята, что вы запомнили из сообщения?
– Как называется сосуд грузин? (квеври)
– Каких размеров он бывает? (от обычного до нескольких сотен литров)
– Какую форму имеет сосуд? (дно сосуда имеет заострённую форму)
– Для чего служит такой сосуд? (для приготовления вина)
– Молодцы, вы были внимательными слушателями!
– Давайте послушаем сообщение о русских сосудах.
Русь
Крынка – традиционный керамический русский сосуд для хранения и подачи молока на стол. Особенность сосуда – высокое и довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла рассчитана на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны.
– И снова я хочу проверить на сколько внимательными слушателями вы были.
– Что запомнили из сообщения? (название, материал, назначение, форма)
– Из следующего сообщения мы узнаем о коми сосудах.
Коми
Глиняные сосуды коми имеют чашевидную форму с наклонённой внутрь, прямой или отогнутой шейкой. Расположение узоров на сосуде было горизонтальное. Узор выполнялся на горлышке способом вдавливания и оттиска штампов. Сосуд использовали для приготовления и хранения пищи.
– Что нового и интересного узнали о коми сосудах? (материал, форма, узор, назначение)
– Большое спасибо, выступавшим ребятам!
– А теперь, рассмотрим все эти сосуды и найдём, что в них общего и чем они различаются?
– Из какого материала выполнен каждый сосуд? (из глины)
– Для чего использовали сосуд коми, русские и грузины?
– В чём главное отличие квеври (если говорить о его форме и размерах)?
– Какие сосуды имеют название?
– Чем отличается коми сосуд от русского и грузинского? (узором)
– Поразмышляйте, почему квеври и крынка узора не имеют? (квеври – закапывали в землю, крынка – использовалась повседневно)
– Хорошо, ребята, я вижу, что вы усвоили особенности каждого сосуда. Давайте двигаться дальше.
5.
Знакомство с методом жгутового налепа
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо обсудить ещё один вопрос. Как вы думаете, какой? (как будем лепить)
– Сегодня мы с вами познакомимся с лепкой методом жгутового налепа(параллельно с объяснением на доске появляется схема):
Промни кусок глины, скатай шар, придави шар ладонями. Это дно сосуда.
Раскатай жгуты для изготовления стенок сосуда.
На дно сосуда уложи жгуты, последовательно, один на другой, придавая сосуду нужную форму.
Пригладь стенки сосуда пальчиками.
При помощи стека нанеси на сосуд элементы оформления.
– Лепка одного из наших сосудов будет отличаться от остальных. Как вы думаете, какого и чем?
– Особенность грузинского сосуда в том, что его дно имеет заострённую форму.
– Тогда как же мы будем его лепить?
– Лепить его мы будем сверху вниз, т.е начнём лепку с горлышка, а дно вылепим в последнюю очередь.
– А теперь ребята, вам необходимо выбрать один из трёх сосудов, уметь объяснить свой выбор. Вылепить сосуд методом жгутового налепа, соблюдая все этапы. Главная задача – отразить особенности наци, так, чтобы смотря на ваш сосуд, мы без труда могли определить
– Приступайте к работе!
6.
Подведение итога урока. Оценивание. Рефлексия.
(Анализ работ 1-2 ребят:
– Сосуд какого народа вылепил(а) …? – Верно? – Почему ты вылепила сосуд этого народа? Чем он тебя привлёк? – … оцени пожалуйста работу … по (критерий ниже))
– А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу по следующим критериям:
1. Точность передачи формы (насколько точно вы смогли передать форму сосуда, показали его особенности)
2. Освоение метода жгутового налепа (насколько хорошо вы освоили метод жгутового налепа)
3. Аккуратность (насколько аккуратно вы выполнили работу)
– У каждого из вас на столах лежат сигнальные карточки:
Красная – я молодец
Зелёный – могу и лучше
Жёлтый – в следующий раз постараюсь
– Сейчас я буду зачитывать критерий, а вы оцените себя по этому критерию и покажите мне соответствующую сигнальную карточку.
– Спасибо, мне очень приятно, что вы умеете себя правильно оценить, видите «плюсы» и «минусы» в своей работе.
Источник