Сосуды керамические в виде животных

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.
На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.
Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.
В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.
Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.
Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.
В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.
Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.
Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.
Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.
В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.
Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.
Ну и напоследок
Источник
Страницы:
1
2
3
4
5
Следующая
Последняя
Ведро для шампанского. Ручная работа. h 25 см
- Артикул: Vita
- Цена:
7 876
6 776 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая Банка UVA, h 25 cm
- Артикул: P216
- Цена:
13 930
8 990 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая Банка Zucca, h28cm
- Артикул: G12
- Цена:
5 900
4 990 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка Трента из Тосканы, Италия. h…
- Артикул: F/289/X
- Цена:
19 400
15 600 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка из Тосканы (Италия). h 18 см
- Артикул: Trenta
- Цена:
8 300
6 790 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка из Тосканы (Италия). h 18 см
- Артикул: G180A
- Цена:
8 300
6 790 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая шкатулка из Тосканы (Италия).d13cm
- Артикул: G269C
- :
7 955
4 395 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка-кубок из Тосканы. h 35cm
- Артикул: G256
- Цена:
26 330
16 380 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка из Тосканы, ручная работа….
- Артикул: А003Х
- Цена:
18 990
13 650 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая банка из Тосканы, ручная работа….
- Артикул: Р218А
- Цена:
16 000
12 865 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Бутылка для оливкого масла из Тосканы. h 25 см,…
- Артикул: G259
- Цена:
12 870
8 990 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая амфора с крышкой и 2мя ручками….
- Артикул: Р209В
- Цена:
23 250
15 850 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая амфора Viti h 55cm
- Артикул: G254X
- Цена:
19 890
16 660 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая амфора Eva h 50cm
- Артикул: Eva –
- Цена:
39 330
31 330 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая амфора h 30cm
- Артикул: C292В
- Цена:
13 990
10 380 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамические Амфора Nero h 30cm
- Артикул: D252A
- Цена:
14 870
10 420 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая амфора Майолика. Цветок- Золото h 32 cm
- Артикул: VS009O
- Цена:
15 890
13 890 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая Амфора Дерута, Антик Рубино,…
- Артикул: LR10245
- Цена:
27 930
23 690 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая Амфора из Тосканы ручная работа. h…
- Артикул: P209B
- Цена:
23 250
15 870 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Сосуд с двумя ручками. Дерута. h 28 см.
- Артикул: 2D2
- Цена:
13 980
9 780 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамические изделия Сосуд с ручкой h30cm
- Артикул: 1D1
- Цена:
15 890
12 970 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая напольная ваза Ананас, h60x 50cm
- Артикул: Dolf
- Цена:
62 300
51 180 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая напольная ваза Каллы, h50cm
- Артикул: TU/019/13
- Цена:
15 780 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Керамическая напольная ваза Подсолнухи, h60cm
- Артикул: GR/533/60
- Цена:
14 921 руб.
- Кол-во
Производство: Италия
Страницы:
1
2
3
4
5
Следующая
Последняя
Источник
- Волох – керамическая крышка;
- Балакирь – узкогорлый сосуд для молока;
- Баран – рукомой, с носиком в виде животных (баранов);
- Банка – см. кубань;
- Баклага – плоский сосуд для воды;
- Бардак – горшок у донских казаков;
- Близнята – см. двоешки;
- Братина – большой сосуд с изогнутой ручкой для подачи пищи к столу;
- Болванцы – что-то вроде стаканов;
- Бочкарь – бочонок с носиком;
- Естальник – горшок щанной (тамбовское название);
- Егольник – маленький горшок (рязанское название);
- Елейник – сосуд для хранения растительного масла;
- Ендова – сосуд для подачи напитков на стол;
- Голосники – керамические сосуды, закладываемые в своды и стены здания для улучшения акустики;
- Горшок – (горншек, горнчек, горнец, уменьшительное от горн)
- Горнушка (горлач) – сосуд для молока;
- Горшенятко – см. махотка;
- Глек (гляк) – маленький кувшинчик для молока;
- Гречишник – кувшин с носиком для молока;
- Двоешки, (витебское) – сдвоенные горшочки с перехватом между ними;
- Двойняшки (смоленское) – см. двоешки;
- Двойничок (московское) – см. двоешки;
- Достаканы – как бы стаканы для питья;
- Жаровница, жаровня – керамическая сковорода;
- Кандюшка (владимирское) – глиняная кружка цилиндрической формы;
- Кашник, -чек – горшок для каши;
- Кацея – керамическая кадильница;
- Квасник (владимирское) – сосуд в виде бублика с длинным носиком;
- Квашонка (вологодское) – для закваски теста;
- Кисельница – плошка для киселя часто с рельефом на дне;
- Ковш – что бы черпать и пить;
- Колыванка (алтайское) – для замеса теста;
- Комошница (кубанское) – узкая крынка;
- Корчага (южное – макитра) – большой сосуд для пива или кваса, часто в ней хранили зерно;
- Крестник – подсвечник для четвергового огня;
- Кринка (крынка) – сосуд для молока;
- Кружка – для питья;
- Кубан (нижегородское) – большой горшок сахароваров для стока патоки;
- Кубань (орловское) – для хранения молочных продуктов;
- Кубок – сосуд на ножке для питья напитков;
- Кубышка (вологодское) – для растительного масла или золотых монет;
- Кумган (тюкрское – Сосуд пустыни) – для воды;
- Кумган (Новгородское) – для растительного масла;
- Кумочка – кружечка в виде маленькой крыночки;
- Махотка (Тульское) – маленькие горшочки;
- Малыш – см. махотка;
- Мушорма – сосуд для напитков;
- Мясница (нижегородская) – для тушения и жарки;
- Накровка (вологодское) – небольшой горшочек для разогрева каши;
- Носник (вологодское) – см. рыльничек;
- Носак (новгородское) – широкий горшок с рыльцем и широким горлом;
- Носушка (новгородское) – кувшинчик для сметаны;
- Латка (Вологодская) – для жарки;
- Лагушка – сосуд для дёгтя с носиком «уточкой»;
- Луковник – конусообразный горшок с одной ручкой;
- Макитра (южнорусское) – род горшка;
- Морянка – корчага для древесных углей;
- Овкачи – что-то вроде кружки для питья
- Опарница (Вологодское)– для замеса теста на хлеб и пироги;
- Оплечник – сосуд для святой воды или елея в виде бутылки с коротким горлышком;
- Пекарка (Вологодское) – для выпекания хлеба;
- Подойник (дойник)– большая ёмкость для молока с носиком;
- Полевик – вытянутый по форме горшок с ручкой – перехватом;
- Пирожная (Вологодское) – для замеса теста на пироги;
- Плошка – тарелка с вертикальными бортами для подачи каши на стол;
- Растворник – для вытапливания сала;
- Разливничек – кувшин с носиком;
- Рукомой (московское) – горшок для умывания с двумя носиками и двумя ушками для подвешивания;
- Рученька (вологодское) – см. рыльничек;
- Рыльничек(вологодское) – кувшин с длинным носиком;
- Солоница – солонка;
- Солило – большое блюдо;
- Ставка, ставок ( Вологодское) – для замеса теста;
- Сулея – для напитков;
- Сушник – замкнутый (шарообразный) для откачивания воды из погреба;
- Тушка – небольшая плошка с маленькой ручкой;
- Тушонка – глиняная сковорода;
- Урыльнык – рукомой;
- Щанки (ярославское) – см. двоешки;
- Чарка – стопка;
- Челпан (Вологодское)– для замешивания теста на хлеб и пироги.
Источник
Керамика с зооморфными ручками наиболее широко была распространена в Восточном Крыму. Связывают появление данной керамики с сарматами. Но, как известно, многие сосуды сделаны на гончарном круге, а сарматы гончарного круга не имели и вывозили гончарную керамику из других областей, главным образом с территории Прикубанья. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой эти сосуды связываются с носителями местных варварских культур (на Боспоре, в частности, с меотскими племенами), а не с влиянием и проникновением сарматов, хотя и с оговоркой, что на каком-то этапе сарматские племена могли производить данный тип сосудов.
Изображение барана встречаются как в скифском искусстве, так и в античных памятниках Северного Причерноморья и Крыма скифского времени. Исследователи связывают появление керамики с зооморфными ручками с распространением аристократического ювелирного стиля у сарматов.
В Крыму сосуды такого типа находят на территории Керченского полуострова. Там встречаются как реалистические изображения животных, так и схематические, причем последние наиболее характерны для позднего периода (III – IV вв), хотя бытуют и в I – II вв. Изображали, как правило, таких животных как: баран, лошадь, собака, дикий кабан, хищная птица.
Большинство реалистических зооморфных мотивов изображает фигуру кабана. Гораздо реже встречается образ птицы. Сосуды с изображением кабана составляют группу, характерную главным образом для Керчи и ее окрестностей I – II вв. Форма и глина этих сосудов тоже местная, сделаны они в подавляющем большинстве на гончарном круге. Однако распространение в Керчи такой керамики – несомненный признак усилившегося варварского влияния, хотя и не обязательно сарматского. Зооморфные сосуды распространяются с рубежа первых веков нашей эры, когда сарматы заняли все Северное Причерноморье вплоть до Дуная.
Фигурка кабана на ручке определяется, прежде всего, по характерному «горбу» – изгибу в холке, иногда подчеркнутому насечками, имитирующими щетину, и удлиненной морде; большинство ручек имеют пару налепов, интерпретируемых как глаза или уши зверя.
Сосуды с ручками в виде барана в отличие от сосудов с ручками в виде кабана, разные по форме и само изображение барана также варьируется. Фигурки животных выполнены суммарно, но тем не менее можно отметить общие традиции в их изображении – ноги представлены двумя сплошными массивами, при этом передние немного короче задних.
Изображение лошади, характерные детали которого – вытянутая длинная морда и высоко торчащие уши, передние и задние ноги слиты в отдельные массивы, наличие хвоста варьируется, очень редко показано седло. Изображения лошадей достаточно часто встречаются в памятниках сарматской культуры I тыс. до н.э. Это, по всей видимости, связано с тем, что лошадь играла огромную роль в жизни и хозяйственной деятельности сарматов.
Особым типом сарматских зооморфных ручек являются ручки в виде собаки. Среди них выделяются два способа передачи фигуры животного: рельефный и скульптурный. Собака изображалась с расставленными лапами, заострённой мордой, закрытой или открытой пастью, торчащими ушами и поднятым кверху хвостом.
К следующему типу относятся сосуды, ручки которых выполнены в виде птиц. Данный тип представлен наиболее разнообразно, т. к. способы передачи птиц весьма многочисленны. Можно отметить ручки в виде фигурок птиц, стоящих ногами на плечиках сосуда, хвост опущен, а его отогнутый кончик направлен вверх. По сторонам головы налеплены большие шарики, которые передавали глаза. Голова птицы с длинной шеей и загнутым клювом направлена к горлу сосуда. Крылья слегка раздвинуты в стороны.
Среди сосудов с ручками, выполненными в схематическом стиле, можно выделить несколько групп: сосуды с изображением круглых налепов – глаз; сосуды, у которых ручки отличаются от простых лишь выступами – ушками или рогами, расположенными там, где обычно помещается голова животного; керамика, имеющая ручки с выступами в верхней части; сосуды, объединяющие некоторые из перечисленных признаков; сосуды, у которых задние конечности зверька и иногда хвост передаются как налепы.
Применение в качестве ручек на сосудах фигурок животных являлось художественным образом оберега, в котором выражались религиозные представления. Изображение животного на сосудах, вероятнее всего, первоначально связывалось с тотемическими представлениями. Исходя из того, что некоторые изображения имеют свой ареал распространения, можно предположить, что они на ранних этапах являются определённым маркёром отдельных племён, которые составляли сарматскую этническую общность.
Лепные сосуды разных категорий, от места прилепов ручек которых отходят рельефные отросткивалики, довольно многочисленны в крымских некрополях римского времени, особенно в таких полно исследованных, как Дружное. Отростки эти весьма разнообразны по внешнему виду и размерам, а их количество варьирует от двух до восьми–девяти. При этом собственно кувшины, нижний конец ручки которых имеет валик, символизирующий хвост животного, крайне редки.
Еще один нейзацкий кувшин, плечи и основание горла которого украшены валиками и врезными зигзагообразными линиями, происходит из ямы с сосудами № 1, открытой на территории могильника. У боковых сторон верхнего конца его ручки расположены два слабовыраженных коротких изогнутых ребраотростка, а от нижнего конца ручки по тулову спускается прямой и довольно длинный валик«хвост».
После середины V в. н. э. традиция стилистического оформления ручек на полуострове прекращается. Реалистичные и схематичные изображения на ручках сосуществуют на протяжении I–III вв.; в позднеантичный период схематичные ручки начинают, безусловно, преобладать, постепенно все более утрачивая «звериные» черты. В III – V вв. для Керченского полуострова характерна керамика лишь со стилизованными зооморфными ручками, которые имеют отросток в верхней части, который заканчивается иногда горизонтальным срезом.
Источник