Сосуды культуры нагада i
НАГА́ДА, Накада, Негада (Nagada, Naqada, Negadeh), последовательный ряд археологич. культур и этапов додинастич. периода в Египте (4-е тыс. до н. э.). Названы по одному из осн. очагов формирования цивилизации Египта Древнего – поселению Нагада (др.-егип. Нубт) с крупнейшим (более 2200 погребений) для додинастич. периода могильником, расположенным на левом берегу Нила, ок. 25 км к северу от совр. г. Луксор; раскопки англ. археологов У. М. Питри и Дж. Квибелла в 1894–95, Ж. де Моргана в 1897, егип. археолога Ф. Хассана и итал. археолога К. Барокаса в 1970–80-х гг. Др. опорные «городские» памятники Н. – Иераконполь (раскопки Квибелла в 1897–98, амер. археологов М. Хоффмана в 1970–1980-х гг. и Р. Фридман с 1990-х гг.) и Абидос (некрополь Умм-эль-Кааб; раскопки Питри в 1899–1903, нем. археолога Г. Дрейера с 1980-х гг.). В сер. 20 в. нем. египтологи Э. Баумгартель и В. Кайзер предложили культурно-хронологич. периодизацию Н.: Н. I (a–c), Н. II (a–d2), Н. III (a1–b2).
Нагада I. Женские статуэткииз кости. Британский музей (Лондон).
Н. I (1-я пол. 4-го тыс. или ок. 3800–3600 до н. э.; др. назв. – амратская культура), культура неолита в Верхнем Египте, между совр. г. Асьют и сев. окраиной Нижней Нубии. Сменила бадарийскую культуру, с которой частично синхронна. Поселения на речных террасах над поймой Нила и в устьях вади; изучались очаги, углубления под столбовые опоры тростниковых хижин. Возможно, первые прямоугольные дома из сырцового кирпича. Трупоположения скорченные на левом боку, головой на юг, в неглубоких округлых и овальных ямах. В Иераконполе – могилы до 1,8×2,5 м с «символами власти» (порфировые дисковидные навершия булав). Среди др. погребального инвентаря – косметич. геометрические (овальные, ромбовидные и др.) и зооморфные (в форме рыбы, черепахи, гиппопотама и др.) каменные палетки, иногда в сопровождении яшмовых галек со следами растирания малахита, охры. Осн. орудия – выполненные в технике плоской ретуши каменные ножевидные пластины длиной до 40 см и наконечники копий в виде рыбьего хвоста, кремнёвые топоры, ножи, резцы, свёрла, скребки, вкладыши для серпов, наконечники стрел и др. Керамич. кубки и вазы с плоским дном и на поддонах, чаши с лепными рельефами животных (слоны, крокодилы и др.), бутылевидные, двойные и др. сосуды. Особенно характерна красная лощёная керамика с кремовым геометрическим («корзинное плетение»), позднее – растительным и зооморфным орнаментом; в конце периода встречаются изображения людей и лодок. Базальтовые и алебастровые вазы. Костяные гарпуны, проколки, браслеты, кольца, булавки для волос, гребни с длинными зубьями и рукоятками, вырезанными в форме животных, натуралистичные статуэтки обнажённых женщин. Украшения из скорлупы яиц страуса и раковин. Подвеску в виде птицы из погребения в Нагаде рассматривают как свидетельство первых опытов произ-ва фаянса в Египте. Медные, изготовленные холодной ковкой бусины, булавки, браслеты, проколки, гарпуны, рыболовные крючки. В основе хозяйства – животноводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи), земледелие (ячмень, пшеница), охота, рыболовство, собирательство.
Нагада II. Керамический сосуд с изображением большой многовёсельной лодки. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).
Н. II (ок. 3600–3200 до н. э.; др. назв. – герзейская культура), культура энеолита в Верхнем и Нижнем Египте до сев.-вост. Дельты. Прослеживается смещение поселений к пойме Нила, для некоторых – укрупнение и перерастание в региональные раннегосударств. центры (Иераконполь и др.). В «Юж. городе» поселения Нагада раскопаны остатки сооружения 50×30 м (возможно, культового) из сырцового кирпича; к югу от него – остатки прямоугольных домов, которые, по У. М. Питри, были огорожены стеной толщиной до 2 м. Известна терракотовая модель прямоугольного дома, с дверью, возможно, занавешиваемой циновкой, и с 2 маленькими вентиляционными оконцами вверху противоположной стены. Формируются обширные могильники. В осн. скорченные трупоположения на левом боку головой на юг (но нередки нарушения этой традиции, восходящей к Н. I), завёрнутые в циновки или ткань, реже в шкуры животных, в ямах – от маленьких круглых, без инвентаря, до больших овальных и прямоугольных, иногда с простенками и катакомбами, с внутр. выкладкой сырцовым кирпичом, дерев. перекрытиями, богатым инвентарём (украшения с золотыми и лазуритовыми бусинами, каменные косметич. палетки, орудия, керамика и др.). Появились тростниковые, глиняные, дерев. гробы, мумии. Детские захоронения – в больших керамич. сосудах. В Нагаде есть обособленное кладбище «племенной знати» (ок. 70 захоронений), в Иераконполе – «гробница вождя» с настенной росписью. Кремнёвые резцы, скребки, свёрла, топоры, вкладыши для серпов, ножи с резными костяными рукоятками и др. изделия на отщепах и пластинах (заготовки, по-видимому, нагревали для повышения качества изделий). Распространяется грубая, с примесью соломы в тесте, коричневато-красная посуда с округлым или заострённым дном, а также керамика высокого качества из мергелистой глины. Сосуды с волнистыми ручками, вероятно, происхождением связаны с Палестиной. Типичны горшки желтоватых оттенков, с красно-коричневыми орнаментами в виде сеток, спиралей, волн и др. и изображениями животных, людей и как одного из важнейших мотивов – больших многовёсельных лодок. Каменные сосуды той же формы, что и некоторые керамические. Костяные гарпуны, гребни с короткими зубьями, схематичные фигурки мужчин с клинообразной бородой, амулеты в виде животных, насекомых и др. Бусы и др. украшения из камня, скорлупы яиц страуса. Терракотовые статуэтки «танцующих» женщин с поднятыми над головой руками, сходные с изображениями на керамике и на скалах в Вост. пустыне Египта, многочисл. фигурки животных. Стало известно литьё меди в открытую форму для произ-ва топоров и клинков. Роль охоты сокращается, земледелия в пойме Нила – расширяется. Отмечены регулярные связи с территориями Сирии и Палестины, Месопотамией. Происходившие из Азии цилиндрич. печати и грушевидные каменные навершия булав стали знаками власти в Египте эпохи фараонов.
Нагада III. Гробница U-j в Абидосе (Умм-эль-Кааб). Фото Германского археологического института.
Н. III (ок. 3200–3100/3000 до н. э.; др. назв. – семайнский период, используют редко), т. н. протодинастический период, непосредственно предшествовавший, а по одной из версий, и частично синхронный архаическому периоду (Раннему царству) Древнего Египта («нулевая» династия). Резко уменьшается количество расписной керамики, распространяются крупные красные лощёные сосуды с заострённым дном. Растёт количество и качество каменных сосудов. Появляются каменные палетки с рельефными изображениями символич. и реалистичных сцен воинской победы (от хищников, охотящихся на животных и терзающих людей, до именованного коронованного правителя, заносящего булаву над головой коленопреклонённого врага). Вырабатывается канон др.-егип. изобразительного иск-ва. Увеличиваются размеры и богатство «элитных» погребений. К важнейшим памятникам относятся: мастаба царицы Нейтхотеп в Нагаде, гробница U-j «царя Скорпиона I» в Абидосе, где был основан некрополь фараонов I–II династий (Умм-эль-Кааб). Фиксируются начатки иероглифического и иератического (скорописи) египетского письма на керамике, печатях, «этикетках» из слоновой кости, каменных палетках и навершиях булав, в т. ч. первые обозначения царского «имени Хора». Ряд находок (рельефные палетка и булава Хора-«Нармера» и др.) свидетельствует о тенденции к политич. объединению Верхнего и Нижнего Египта. В период Н. III окончательно складываются основы раннего государства в Египте.
Источник
Нагада I
Археологи делят период Нагада (ок. 4000–3000 гг. до н. э.), названный по местечку Нагада между Луксором и Дендерами в Верхнем Египте, где обнаружили огромное кладбище из более чем 3000 могил, на три культурные фазы. Первая — Нагада I (ок. 4000–3500 гг. до н. э.), известна также как Амратская, не имеющая четко выраженного перехода от Бадарийской культуры к периоду Нагада; развитие шло постепенно, а люди расселялись все дальше в пределах Верхнего Египта. Технологические преимущества включали изобретение фаянса, керамику из кварцевого песка, покрытую блестящей синей или зеленой поливной глазурью, имитирующей полудрагоценные поделочные камни; самым поразительным шагом вперед стал новый стиль керамики, пластинок для косметики и фигурок из слоновой кости, заложивший основы иконографии всего последующего египетского искусства. Белые геометрические, звериные и растительные орнаменты и рисунки украшают амратианскую керамику, а фигурки людей зачастую представляют охотников или воинов, предвосхищая более поздние изображения; можно предположить, что культура охотников-воинов выходит в обществе на первый план, предоставляя особый статус и могущество. Подчеркнуто мужественные образы с треугольными бородами — символами власти, которые в эпоху фараонов превратятся в накладные фальшивые бороды, позволительные только богам и царям. В богатые могилы складывали сокровища, иногда к ним добавляли церемониальную булаву — оружие, которое вплоть до римского периода служило символом царской власти.
Следующая глава >>
Читайте также
7. Время Самуила Нагада (Гренада)
7. Время Самуила Нагада (Гренада)
После халифов Абдуррахмана и Альхакема Кордовский халифат стал клониться к упадку. Соседние христиане с одной стороны и африканские арабы (мавры) с другой — делали набеги на кордовские владения и опустошали страну. В 1013 году Кордова была
Период Нагада
Период Нагада
Нагада I
Археологи делят период Нагада (ок. 4000–3000 гг. до н. э.), названный по местечку Нагада между Луксором и Дендерами в Верхнем Египте, где обнаружили огромное кладбище из более чем 3000 могил, на три культурные фазы. Первая — Нагада I (ок. 4000–3500 гг. до н. э.),
Нагада II: торговля, экспансия и первые города
Нагада II: торговля, экспансия и первые города
Очевидно, уже на первом этапе зародились основы цивилизации фараонов, но только в эпоху Нагада II, или Герзейскую (ок. 3500–3200 гг. до н. э.), они стали развиваться, набирая темп на этапе Нагада III (ок. 3200–3000 гг. до н. э.), в конце
Нагада III: к объединению двух земель
Нагада III: к объединению двух земель
Самый конец додинастического периода, тот момент, когда Верхний и Нижний Египет объединились в одно государство, является одним из самых интересных эпизодов в долгой истории Египта. Появление зачатков иероглифической письменности в
Источник
3 760 г. до н.э. ЭТРУССКИЙ сдвиг магнитного полюса
НАКАДА I
АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА
3 800 – 3 600 гг. до н.э.
Наследником Бадарийской культуры стала культура Накада – поселение IV тыс. до н. э., современное название которого служит для обозначения археологической культуры, которая делится на два периода: Накада I (или амратский) – 3 800 – 3 600 гг. до н. э. и Накада II (или герзейский) – 3.600 – 3.200 гг. до н. э.
АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА (Amratian), додинастическая культура Египта, получившая название от поселения Эль-Амра, датируемого 3 800 – 3 600 гг. до н.э.
Амратская культура была распространена по всему Верхнему и Среднему Египту и доходившая до Нубии.
В период Накада I появляются поселения городского типа: окруженный стеной центр, вокруг которого располагаются мелкие населенные пункты сельской округи.
Общественный строй амратской рультуры характеризуется разложением первобытно-общинных отношений и становлением классового общества. Основой хозяйства были мотыжное земледелие, скотоводство, охота.
Орудия труда – из камня и кости; встречаются медные предметы. Осуществлялась добыча кремня, из которого изготавливались тщательно обработанные кинжалы, наконечники и инструменты. Постепенно распространялась медь, материал для простых предметов — булавок, гарпунов, а также бус. Находки материалов из Эфиопии, бассейна Красного моря и Сирии дают возможность предположить широкие торговые контакты.
Керамика. Известны различные типы керамики: от бадарийского периода унаследованы красные черноверхие сосуды, появляется керамика с «белым крестолинейным орнаментом». Керамические сосуды Накада I украшаются процарапанными изображениями животных – гиппопотамов, львов, змей, также встречается геометрический орнамент. Она представляет собой красную посуду, на которой белой краской нанесены разнообразные виды решетки, часто изображаются различные сцены.
Мертвых хоронили в скорченном положении, с богатыми погребальными приношениями в виде посуды, украшений, гребней и статуэток из слоновой кости, возможно предназначенных для прислуживания в потустороннем мире.
Поселения культуры малоизвестны, но большие могильники, такие, как Негада, позволяют предположить, что поселения были обитаемы длительное время и имели внушительные размеры. На рубеже периодов Накада I и Накада II был открыт способ литья меди в открытую форму, что дало возможность получать большие отливки и перейти к изготовлению медных ножей и топоров.
НАКАДА II
ГЕРЗЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
3 600 – 3 200 – 2 800 гг. до н.э.
Герзейская (Gerzean), или Нагада II, поздняя додинастическая культура Египта, которая развилась из амратской около 3 600 г. до н.э. Получила название от памятника Эль-Герзе в Файюме, лучше всего представлена в могильнике Негада в Верхнем Египте.
Период Накада II оказался связан с окончательным переходом Египта к производящему хозяйству.
В Иераконполе – одном из крупнейших поселений этого периода – появляется крупный храмовый центр. В находках Иераконполя и Накады встречаются самые ранние памятники, связанные с фигурой правителя. Цивилизация Накада не только сформировала те признаки цивилизации, которые мы встретим в Древнем Египте, а также перешла к использованию металла – бронзы, но и собственно стала основой додинастического Египта.
Продолжает развиваться обработка кремня, особенно замечательны ножи, однако все большее распространение получает медь (топоры, кинжалы и т.д.).
Впервые появляется фаянс.
Повсеместно встречаются тщательно обработанные каменные сосуды. Типичными являются светлые керамические сосуды (имитирующие каменные), которые расписывались красным цветом. Имитировалась расцветка камня, кроме того, встречаются геометрические композиции, сюжеты из повседневной жизни. Часто изображались многовесельные лодки, плававшие в то время по Нилу. Важнейшей чертой развития является усиление азиатского влияния, заметного в волнистых ручках на кувшинах, в цилиндрических печатях (безусловно, месопотамского происхождения), изображениях мифических животных, использовании сырцового кирпича в архитектуре, а в самом конце периода – также письма. По-видимому, это заложило основу последующего прогресса, который поднял Египет на уровень цивилизации в начале династического периода (3 200 г. до н.э.).
В слоях эпохи Герзе были обнаружены привезённые из Шумера предметы роскоши, сосуды с ручками, пестики.
С 3 500 г. до н.э. начался засушливый период в Египте.
3 500 – 3 000 г. до н.э. египетский флот был захоронен.
00 Династия
00 династия — условная династия правителей Древнего Египта, принятая египтологами для хронологического, а не родственного объединения фараонов около 3500—3200 гг. до н. э. Время правления её представителей соответствует фазам культуры Накада — IIc, IId1, IId2, IIIa1 и IIIa2.
Первые упоминания нижнеегипетских правителей представляют собой написания некоторых их имён на Палермском камне — и ничего более. Другие, какие-либо более конкретные свидетельства о фараонах со 2-й половины 4-го тыс. до н. э. относятся к другому региону — Верхнему Египту, где были найдены захоронения правителей и другие различные археологические подтверждения существования протоегипетских государственных образований. Небольшое число артефактов в Нижнем Египте связано как с малоизученностью дельты Нила, так и с тем, что они могут находиться на большой глубине, часто ниже уровня грунтовых вод, тогда как верхнеегипетский климат способствовал сохранению древних памятников.
Представители 00 династии выделяются современной наукой по редким находкам в Верхнем Египте, и многие выводы о их деятельности на сегодняшний день являются гипотетическими. Возможно, эти фараоны могли править параллельно, каждый в своей независимой области, также некоторые из них могли контролировать и некие объединённые территории. Центрами-столицами этих политических образований могли быть города Нехен (др.-греч. Ἱεράκων πόλις — Иераконполь) и Чени (др.-греч. Θίνις — Тинис).
Государство
Поскольку Нижний Египет в то время был сильно заболочен, фараоны правили в Верхнем Египте. Государство распалось после неудачного похода фараона Скорпиона I.
В эту династию входило 15 царей. Члены Нулевой династии имели необычные официальные имена: Улитка, Слон, Журавль, Скорпион… Этих первых царей хоронили под насыпанными холмами песка – прообразами будущих пирамид. Самый древний царь носил имя Улитка. Это животное обитает в поверхностных водах Красного моря. В захоронениях Нулевой династии были найдены винные кружки, сделанные в Палестине, и ляпислазурь, добытая в Афганистане. Костяные ручки ножей имеют типичный орнамент Элама (Иран).
Слон (егип. — Пен-Абу) — первый фараон 00 династии, древнейший из известных нам правителей Древнего Египта. Ок. 3500 – 3400 гг.до н.э.
Слон был первый, кто объединил земли мелких вождей в небольшое государство. Больше о нём ничего неизвестно.
Бык — второй фараон 00 династии, сын фараона Слона.
Незначительное расширение государства. Этот фараон известен из так называемого Палермского камня.
Скорпион I — третий и последний фараон 00 династии, сын фараона Быка.
Скорпион I значительно расширил Египетское государство в ходе большого количества походов. Он завоевал Нижний Египет. Но в последней битве он проиграл и его государство пало. В 1988 году археологами была найдена гробница, идентифицируемая как гробница Скорпиона I.
Преемники:
Ни-Нейт (Верхний Египет);
Сека (Нижний Египет).
ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ
Общины в долине Нила объединились в единое царство, известное как Верхний Египет. В этом царстве правили цари, носившие белые короны и избравшие своей столицей Гиераконполь. Царей погребали в священном месте вблизи г. Абидоса. Жители Верхнего Египта создали сложный ритуал погребения; они помещали имущество умершего и жертвоприношения вместе с ним в гробнице.
Нехбет – богиня в виде грифа, считалась покровительницей Верхнего Египта.
НИЖНИЙ ЕГИПЕТ
В Нижнем Египте (север, дельта Нила) тоже стал единым царством. Его цари носили красные короны и сделали своей столицей г. Буто. Жители Нижнего Египта имели тесные торговые связи со своими соседями на Востоке. Уаджет – богиня в виде кобры, покровительница Нижнего Египта.
НАГАДА (Naqada или Nagada), большой могильник додинастического периода в Верхнем Египте, здесь обнаружено около 2 000 погребений амратского и герзейского периодов.
МАСТАБА в Саккаре ок.3100 г.до н.э.
Древнейшие цари были погребены в прямоугольных кирпичных сооружениях, называемых мастабами.
3 300 г. до н.э. в Южном Египте произошли важные изменения, свидетельствующие о том, что численность населения и благосостояние жителей заметно повысилась. Строились города, защищённые высокими кирпичными стенами, и были воздвигнуты величественные монументальные усыпальницы царей.
ИЕРОГЛИФЫ
“У всех земных языков – общий корень, а их грамматики универсальны в своей основе. Суть языка универсальна для всех людей”. В Египте первые образцы письменности появились между 3.300 и 3.100 гг. до н.э. Иероглифы в переводе с греческого “священные письмена”, а сами египтяне называли их “божественная речь”. В египетском алфавите Тота каждое слово имело свой соответствующий символ в графической форме. Этот язык обладает многими тысячами подобных букв-символов или логограмм, из которых каждая передаёт значение целого слова. Древнеегипетское письмо содержит свыше 700 знаков, или иероглифов, большинство из которых представляют собой изображения(упрощённые рисунки)предметов и животных. Каждый иероглиф соответствует звучанию одной или несколько букв. В то же время знак мог также обозначать отдельный объект. Иероглифы обычно обозначали только согласные звуки, хотя они и могли обозначать некоторые полусогласные, такие, как “й”. Иногда изображения, воспроизводящие объект или движение, помещались в конце слова для объяснения его значения. Такие знаки получили название определителей-детерминативов. Большинство иероглифов были цветными. Традиционные цвета: голубой – цвет неба, красный-цвет мужского начала, жёлтый или розовато-коричневый-женского. Звери, птицы и рептилии изображались в их естественных природных цветах. Иероглифы читались как справа налево, так и наоборот, слева направо. Одни были написаны вертикальными колоннами, другие – горизонтальными линиями.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА
Древние египтяне писали кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовляли из особого тростника. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках известняка, известных под названием острака.
ПИСЦЫ
Древние системы письменности были очень сложными. Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе. Писцы могли получить высокооплачиваемую работу в храмах или на государственной службе, и они часто освобождались от уплаты налогов.
СКОРОПИСЬ
Египтяне разработали два типа скорописи для повседневных записей. Собственно иероглифы в полной форме применялись для записи религиозных текстов и государственных документов. Древнеегипетский язык сложился к рубежу IV – III тыс. до н.э. Древнеегипетский, ливийско – берберский, кушитский, семитский (финикийский, вавилонский, ассирийский, древнееврейский) языки входили в общую афро-азиатскую/ афразийскую (семито-хамитскую) языковую семью.
3 102 лет до н.э. начало КАЛИЮГИ, “Железный Век”.
После того, как древние культуры получили всю информацию, они стали приходить в упадок, т.к. они находились в той части прецессионного цикла, которая обозначена как “засыпание”.
Началась Эпоха Кали – Юги во время которой люди, читавшие книги, написанные в более ранний период бодрствования, испытывали трудности с пониманием написанного.
Источник