Сосуды работающие под давлением классификация аварий
Сосуды под давлением (СпД) – это герметически закрытые системы или сосуды, в которых газообразная или жидкая среда нах-ся под давлением, отличным от атмосферного. В данных сосудах возможно протекание химических и тепловых реакций. Характерными особенностями таких сосудов явл-ся:
1. Наличие как минимум двух предохранительных клапанов или аналогичных устройств для сброса излишнего давления.
2. Необходимость контрольно измерительных приборов, в частности манометров для контроля давления в сосудах или системах.
3. При разгерметизации сосудов или систем за счет перепада давления между атмосферой и системой, а также за счет выброса содержимого сосудов в окружающую среду, возможно освобождение большой энергии, что приводит к взрывам, пожарам, тепловым повреждениям окружающих, а в случае химически агрессивных сред возможны отравления окружающих. Поэтому разгерметизация СпД представляет собой большую опасность.
Эксплуатация, проектирование и монтаж СпД должны выполняться согласно соответствующим требованиям Госгортехнадзора по эксплуатации сосудов под давлением. Согласно этим требованиям СпД разделены на следующие группы:
1. котлы (паровые и котловые (водогрейные))
2. компрессорные установки
3. автоклавы
4. сосуды и цистерны для хранения и транспортировки сжатых, сжиженных и растворенных газов и жидкостей
5. трубопроводы под давлением для транспортировки вышеперечисленных газов и жидкостей.
Котельные установки
В котельных установках наиболее опасный фактор – перегретая вода (опасней пара), при ее испарении в атмосферу выд-ся большое количество энергии, что приводит к дополнительной опасности взрыва и пожара.
Также в котельных установках опасными факторами явл-ся устройства подачи топлива. Котельные установки могут работать на: твердом топливе (торф, древесина), которые явл-ся пожароопасными материалами; на жидком топливе, в частности мазут; на газу.
Причины аварий:
1. Превышение давления внутри котла выше предельно допустимого значения. Котлы проектируются и рассчитываются на рабочее и предельное давление (предельное выше рабочего). При длительном превышении давления в котле выше предельно допустимого возможны нарушения в структуре материала котла. В результате возможно появл-е микротрещин, а затем и разгерметизации котла. Причиной длительного превышения давления внутри котла явл-ся плохая работа предохранительной арматуры, через которую должно сбрасываться излишнее давление. В качестве предохранительной арматуры прим-ся предохранительные клапаны или взрывные мембраны. Также для контроля давления в котле должны прим-ся контрольно измерительные приборы (КИП), в частности манометры. Предохранительная арматура должна периодически проходить проверку в специальных лабораториях. Также для предупреждения появления трещин в стенках котлов периодически производится внутренний осмотр стенок котлов и различных соединений трубопроводов, паропроводов к котлам.
2. Уровень котловой воды (холодной воды в котле) ниже расчетного или допустимого. В результате понижения уровня холодной воды происходит недостаточное охлаждение (перегрев) стенок котла, возникает явление текучести металла. В результате появл-ся трещины и разгерметизация котла. Для предотвращения этой причины необходим постоянный контроль уровня котловой воды. Для этого как минимум на котлах устан-ся водомерные стекла, указывающие уровень воды. На котлах с большим давлением уст-ся уровнемеры.
3. Коррозия стенок котла и подводящих трубопроводов. Основная причина – некачественный состав котловой воды. Согласно требованиям к составу котловой воды водогрейные котлы небольшой производительности не требуют специальной подготовки воды. Паровые котлы большой производительности и особо большого давления (выше 5 атмосфер) требуют специальной установки водоподготовки, которая вкл-ет в себя систему очистки воды и подачи воды под давлением с помощью насосов. Также для борьбы с коррозией периодически производится внутренний осмотр стенок котлов и трубопроводов.
4. Ветхость котла. Причина ветхости – превышение давления, перегрев стенок котла, качество воды, несвоевременный внутренний осмотр стенок котла.
5. Некачественный ремонт котлов, т.е. некачественные сварные и механические соединения. Для борьбы с этой проблемой все соединения после ремонта должны пройти контроль.
Для предотвращения различных аварий в котельных установках предусм-ся система автоматики безопасности, которая при превышении давления внутри котла срабатывает на изменение подачи топлива котлу. Также автоматика безопасности предусматривает автоматическое срабатывание световой и звуковой сигнализации на изменение основных параметров (t0, давление, уровень воды).
Компрессорные установки (КУ)
КУ предназначены для получения сжатого воздуха или другого инертного газа.
Причины аварий:
1. Превышение давления в корпусе компрессора выше предельно допустимого уровня. Из-за плохой работы КИП или их отсутствия и плохой работы предохранительных клапанов.
2. Возгорание внутри компрессора, особенно в воздушных компрессорах. Это возможно в случае плохой работы фильтров. Частички пыли, имеющиеся в воздухе при высоком давлении и активном движении поршня, могут загореться, что приводит к взрыву компрессора.
3. Появление внутри корпуса компрессоров (особенно воздушных) паров масла, которые могут возникнуть из системы привода поршня компрессора. При соединении паров масла с кислородом воздуха возникают взрывоопасные смеси. Для борьбы с этим явлением требуется периодическая проверка состояния приводов компрессоров.
4. Перегрев стенок компрессора (особенно больших высокопроизводительных компрессоров). Для борьбы с этим явлением любые КУ должны иметь систему охлаждения.
5. Возможна ржавчина на внутренних стенках КУ. Меры борьбы: периодический внутренний осмотр КУ. Также КУ д.б. снабжены своей автоматикой безопасности.
Автоклавы
Автоклавы применяются в медицине, пищевой промышленности и стройматериалах. При проведении теплового процесса в автоклаве крышка д.б. герметично закрыта.
Причины аварий:
1. Превышение давления выше рабочего. В результате возможен несвоевременный срыв крышки автоклава и повреждение рабочего персонала. Превышение давления возможно из-за плохой работы КИП и предохранительных клапанов.
2. Плохое крепление крышки автоклава и при рабочем давлении возможен срыв крышки.
3. Нарушение технологии работы с автоклавом, т.к. перед снятием крышки необходимо выпустить пар.
Сосуды и цистерны для хранения и транспортировки газов и жидкостей
Сосуды под давлением бывают небольших размеров: 10, 15, 20 литров (баллоны), а также большей емкости (цистерны).
Каждый сосуд или баллон д.б. окрашен согласно хранимой или транспортируемой жидкости или газа, согласно ГОСТ системы ССБТ «Сигнальная окраска баллонов под давлением».
Причины аварий:
1. Несоответствие заполняемому газу. Необходимо, чтобы материал баллона соответствовал хранимой жидкости или газа с учетом их хим. свойств.
2. Попадание в кислородные баллоны паров масел и возникновение взрывоопасных смесей. Во избежание этого баллоны промывают дихлорэтилом.
3. Превышение давления внутри баллонов выше рабочего. Из-за неправильного заполнения баллонов, плохой работы предохранительной арматуры и плохой работы или отсутствия КИП, в частности манометра.
4. Несоблюдение температурного режима, хранения и транспортировки баллонов (перегрев и охлаждение). Во избежание этого необходимо соблюдение паспортных требований к температурным режимам, а также стенки баллонов вып-ся с применением теплоизоляционных материалов.
5. Удары или механические повреждения.
Трубопроводы для транспортировки газов и жидкостей
Причины аварий:
1. Превышение давления (аналогично баллонам).
2. Несоответствие заполняемой среде (аналогично баллонам). Сущ-ет ГОСТ на сигнальную окраску трубопроводов, например, кислород – голубой, газ – желтый, кислоты – зеленый и т.д. (всего 10 групп). Для уточнения параметров транспортируемой среды на трубопроводах вып-ся сигнальные кольца, указывающие высокого или низкого давления этот трубопровод.
3. Воздействие электромагнитных полей на материалы трубопроводов, поэтому кабели должны располагаться от сосудов под давлением на безопасном расстоянии, согласно нормативным документам.
4. Воздействие атмосферных факторов (влажности, агрессивных сред). Поэтому с учетом воздействия окружающей среды трубопроводы должны вып-ся с применением соответствующих защитных оболочек
Источник
Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 4 октября 2000 г. N 58
Срок введения в действия –
с 1 декабря 2000 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ
НА ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ, ПАРОВЫХ И ВОДОГРЕЙНЫХ
КОТЛАХ, СОСУДАХ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ,
ТРУБОПРОВОДАХ ПАРА И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ
РД 10-385-00
Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.97 N 116-ФЗ, Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279, Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40, а также с учетом практики проведения расследования аварий, происшедших на предприятиях и в организациях, эксплуатирующих подъемные сооружения, котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды.
1. Расследованию и учету, в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, подлежат аварии и инциденты, происшедшие на опасных производственных объектах, на которых эксплуатируются следующие, регистрируемые в органах Госгортехнадзора России, технические устройства (независимо от места их установки) <*>:
паровые котлы, трубопроводы пара, сосуды, работающие под давлением более 0,07 МПа;
водогрейные котлы, трубопроводы, работающие при температуре нагрева воды более 115 град. C;
грузоподъемные краны всех типов, включая краны – манипуляторы и краны – трубоукладчики;
лифты, включая лифты, установленные в жилых и административных зданиях (при этом участие государственного инспектора по охране труда в комиссии по расследованию аварии на лифте, установленном в жилом здании, – не обязательно);
электрические многокабинные пассажирские подъемники;
подъемники (вышки);
строительные подъемники;
пассажирские и грузовые подвесные канатные дороги;
фуникулеры;
эскалаторы.
——————————–
<*> 1. Не подлежат расследованию и учету в порядке, предусмотренном Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварии и инциденты, происшедшие при транспортировании и монтаже подъемных сооружений, а также при транспортировании, монтаже и ремонте котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды.
2. Расследуются органами Госгортехнадзора России (но не учитываются ими) аварии, происшедшие при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России, но не зарегистрированных в них.
3. Если в результате аварии произошел несчастных случай, то расследование этого несчастного случая проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, с приложением материалов, предусмотренных п. 3.1 Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах.
2. К авариям при эксплуатации подъемных сооружений относятся: разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций; разрушения, возникшие в результате падения грузоподъемной машины; разрушение (обрыв) канатов грузоподъемной машины; разрушение кабины или элементов кабины лифта, противовеса или элементов противовеса лифта (в результате их падения); разрушение расчетных металлоконструкций, цепей эскалатора; разрушение расчетных металлоконструкций канатной дороги, кабины (вагонетки), вагона, разрушение (обрыв) канатов канатной дороги или фуникулера; разрушение металлоконструкций стрелы и ходовой рамы подъемника (вышки); разрушение краноманипуляторной установки крана – манипулятора; разрушение выносной консоли или самого крана – трубоукладчика.
3. К инцидентам при эксплуатации подъемных сооружений относятся: повреждения (изгиб, деформация) металлоконструкций подъемных сооружений (их элементов), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций; нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации технических устройств.
4. К авариям при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды относятся: разрушения и повреждения (разрывы) котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды (их элементов).
5. К инцидентам при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды относятся: повреждения крышек и затворов у лазов или люков паровых котлов и сосудов, работающих под давлением; образование выпучин и трещин на стенках барабанов, топочных камер, жаровых труб котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды; повреждения труб пароперегревателя, экранных и необогреваемых труб, коллекторов котлов, трубопроводов пара и горячей воды; взрывы в топках котлов (за исключением котлов, работающих на газе), вызвавшие остановку технического устройства на ремонт; нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте; нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации технических устройств.
Источник
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Методические рекомендации
по классификации аварий и инцидентов
на подъемных сооружениях, паровых
и водогрейных котлах, сосудах,
работающих под давлением,
трубопроводах пара и горячей воды
РД 10-385-00
Методические
рекомендации разработаны на основании Федерального закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, Положения
о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 279, Положения,
о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных
объектах, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 №
40, а также с учетом практики проведения расследования аварий, происшедших на
предприятиях и в организациях, эксплуатирующих подъемные сооружения, котлы,
сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды.
1.
Расследованию и учету, в соответствии с Положением о порядке технического
расследования причин аварий на опасных производственных объектах, подлежат
аварии и инциденты, происшедшие на опасных производственных объектах, на
которых эксплуатируются следующие, регистрируемые в органах Госгортехнадзора
России, технические устройства (независимо от места их установки)1:
паровые котлы, трубопроводы пара, сосуды, работающие
под давлением более 0,07 МПа;
водогрейные котлы, трубопроводы, работающие при
температуре нагрева воды более 115 °С;
грузоподъемные краны всех типов, включая
краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики;
лифты, включая лифты, установленные в жилых и
административных зданиях (при этом участие государственного инспектора по охране
труда в комиссии по расследованию аварии на лифте, установленном в жилом
здании, – не обязательно);
электрические многокабинные пассажирские подъемники;
подъемники (вышки);
строительные подъемники;
пассажирские и грузовые подвесные канатные дороги;
фуникулеры;
эскалаторы.
______________
1Примечания:
1. Не подлежат расследованию и учету в порядке,
предусмотренном Положением о порядке технического расследования причин аварий
на опасных производственных объектах, аварии и инциденты, происшедшие при
транспортировании и монтаже подъемных сооружений, а также при
транспортировании, монтаже и ремонте котлов, сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов пара и горячей воды.
2. Расследуются органами Госгортехнадзора России (но не
учитываются ими) аварии, происшедшие при эксплуатации котлов, сосудов,
работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных
сооружений, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России, но не
зарегистрированных в них.
3. Если в
результате аварии произошел несчастный случай, то расследование этого
несчастного случая проводится в соответствии с Положением о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве, с приложением материалов,
предусмотренных п. 3.1 Положения о порядке
технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах.
2. К авариям при эксплуатации
подъемных сооружений относятся: разрушение или
излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы,
башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте
металлоконструкций или замене их отдельных секций; разрушения, возникшие в
результате падения грузоподъемной машины; разрушение (обрыв) канатов
грузоподъемной машины; разрушение кабины или элементов кабины лифта,
противовеса или элементов противовеса лифта (в результате их падения);
разрушение расчетных металлоконструкций, цепей эскалатора; разрушение расчетных
металлоконструкций канатной дороги, кабины (вагонетки), вагона, разрушение
(обрыв) канатов канатной дороги или фуникулера; разрушение металлоконструкций
стрелы и ходовой рамы подъемника (вышки); разрушение краноманипуляторной
установки крана-манипулятора; разрушение выносной консоли или самого
крана-трубоукладчика.
3. К инцидентам при
эксплуатации подъемных сооружений относятся:
повреждения (изгиб, деформация) металлоконструкций подъемных сооружений (их
элементов), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций; нарушение
положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила
ведения работ на опасном производственном объекте, нарушение правил устройства
и безопасной эксплуатации технических устройств.
4. К авариям при эксплуатации
котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды относятся: разрушения и повреждения (разрывы) котлов, сосудов,
работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды (их элементов).
5. К инцидентам при
эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и
горячей воды относятся: повреждения
крышек и затворов у лазов или люков паровых котлов и сосудов, работающих под
давлением; образование выпучин и трещин на стенках барабанов, топочных камер,
жаровых труб котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и
горячей воды; повреждения труб пароперегревателя, экранных и необогреваемых
труб, коллекторов котлов, трубопроводов пара и горячей воды; взрывы в топках
котлов (за исключением котлов, работающих на газе), вызвавшие остановку
технического устройства на ремонт; нарушение положений федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных
технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном
производственном объекте; нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации
технических устройств.
Источник