Сосуды разной формы презентация
Слайд 2
Автор презентации: Учитель физики МОБУ КБГИ Гафурийского района Республики Башкортостан Кузьмина Наталья Евгеньевна
Слайд 3
«Я говорю, а ты молчишь» (монолог) « Я – словечко, ты – словечко, будет песенка» (диалог)
Слайд 5
1. В каких единицах измеряют давление. 2. По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? А ) P = g h Б ) P = gV В ) P = mg А) Н; Б) Па; В) м 2 .
Слайд 6
3 . Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в жидкость? А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится
Слайд 7
4. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? А ) Увеличится Б ) Уменьшится В ) Не изменится
Слайд 8
5. В сосудах, изображённых на рисунке, находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно? А) в 1 больше Б) во 2 больше В) одинаково
Слайд 9
6. В каком сосуде давление воды на дно больше? А) в первом Б) во втором В) одинаково
Слайд 10
Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? А) на 1 Б) на 2 В) на 3
Слайд 11
Количество п равильных ответов ОЦЕНКА 7 (нет ошибок) « 5 » 5-6 (1,2 ошибки) «4» 4 и менее (3 и более ошибок) «3»
Слайд 12
Сообщающиеся сосуды и их применение
Слайд 13
Определение: сообщающиеся сосуды- это Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть
Слайд 14
ОПЫТ № 1 Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости устанавливается на одном уровне, если давление над жидкостью одинаково .
Слайд 15
ОПЫТ №2 Сообщающиеся сосуды
Слайд 16
Вывод: в сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне .
Слайд 17
ОПЫТ № 3 Вывод: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.
Слайд 18
p 1 =p 2 , p 1 =g ρ 1 h 1 , p 2 =g ρ 2 h 2 , g ρ 1 h 1 =g ρ 2 h 2 , h 1 :h 2 = ρ 2 : ρ 1 . Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям
Слайд 19
Сообщающиеся сосуды В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Однородная жидкость Разнородная жидкость
Слайд 20
Физическая пауза Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Слайд 21
Демонстрация моделей практической направленности
Слайд 22
Водомерное стекло парового котла.
Слайд 23
Действие шлюза – гидротехнического устройства, с помощью которого суда проводят из водного бассейна с одним уровнем воды в другой – с иным уровнем.
Слайд 25
Фонтаны
Слайд 26
Фонтаны
Слайд 30
Работа и устройство водопровода
Слайд 31
Закрепление материала: На рисунке изображен кофейник. Какую ошибку допустил конструктор?
Слайд 32
Закрепление материала: Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой – низкий. Какой из них вместительнее? Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую форму?
Слайд 33
Домашнее задание: § 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 95). Предлагаю вам побыть учеными – экспериментаторами философами, писателями. Экспериментаторам: 1 группа – модель фонтана ; 2 группа – модель оросительной системы для огорода ; 3 группа – модель системы водопровода ; Теоретикам: Составить кроссворд по данной теме.
Слайд 34
Я сегодня на уроке открыл для себя… Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… Если бы я был учителем, то …
Слайд 35
Источники https://yandex.ru/images/search?pos=43&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpptcloud3.ams3.digitaloceanspaces.com%2Fslides%2Fpics%2F001%2F489%2F347%2Foriginal%2FSlide4.jpg%3F1480251782&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/search?pos=11&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F084e%2F00015455-93302ed7%2Fhello_html_m6d0a7013.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage https://yandex.ru/images/search?pos=51&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fpresentacii.ru%2Fdocuments_2%2F7239fccbf4ad30b495abf8b6b2771f54%2Fimg13.jpg&text= сообщающиеся%20сосуды& rpt = simage
Источник
(учебник «Физика – 7», А. В. Перышкин, 2011 г.)
Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
– продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона
– сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.
– продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;
– устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.
– воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.
Презентация из Приложения1 «Сообщающиеся сосуды», модели сообщающихся сосудов.
Тип урока: изучение нового материала.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире).
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5)
(на доске слайд № 6)
– Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их.
– А теперь посмотрите на эти приборы,
(ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин).
– Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе?
– Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися.
– Значит, тема нашего урока…
(фиксирует на доске тему урока)
– С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт.
(демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин)
– Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7)
– Одинаковы ли будут уровни воды в трубках?
(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин)
– А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках?
(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин)
(слайд № 8)
– Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин).
(слайд № 9)
– Охарактеризуйте его.
– Какой вывод можно сделать?
– Правильно.
(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10)
– А как это можно объяснить?
– А какая формула нам помогает это объяснить?
– Запишите ее на доске.
– А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни?
– Почему? Как это можно объяснить?
– Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему?
– Значит, какой вывод мы можем сделать?
– Правильно.
(формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12)
– Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13).
– Объясните принцип работы этого прибора.
– А вот фотографии шлюзов (слайд № 14).
– А это схема устройства шлюзов (слайд № 15).
– Объясните принцип работы данного устройства.
– Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17).
– Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18).
Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по «Волшебной лестнице знаний»
(слайд № 19).
§ 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20).
Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы
– Чайник, кофейник, лейка.
– Общее основание, по два совмещенных сосуда.
(в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)
– Сообщающиеся сосуды.
– Вода из одной трубки перетечет в другую.
– Вода установится на одном уровне.
– Уровни жидкости будут одинаковыми.
– Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание.
– Форма трубок различная.
– Разное сечение трубок.
– Вода в каждой трубке на одном уровне.
– В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.
– Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.
– Формула гидростатического давления.
– p = ρgh
(один из учеников пишет на доске формулу)
– Уровни будут различными.
– У жидкостей различные плотности.
– Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.
– Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде.
– Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые.
Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.
Дают ответы на основе изученного материала.
Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку.
2
5
15
10
8
2
3
Источник
Сообщающиеся сосуды
7 класс
Образовательная цель: сформулировать понятие сообщающихся сосудов, добиться усвоения закономерностей распределения однородной и разнородной жидкости в сообщающихся сосудах. Развивающая цель: развивать умения учащихся анализировать явления, сравнивать и сопоставлять полученные на основе эксперимента данные, делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся любознательность, интерес к окружающему миру.
1.Каким образом жидкость создаёт давление?
2.Назовите величины, от которых зависит давление жидкости на дно сосуда.
3.Что вы можете сказать о давлении жидкости в точках, находящихся на одном уровне?
4.По какой формуле рассчитывают давление на дно сосуда?
5.Как передают давление жидкости и газы? Сформулируйте закон Паскаля.
1.Чему равно давление 90 см воды?
2.Чему равно давление 100 см масла? Сравните давление, которое оказывает масло и вода.
Одинаковое ли количество воды можно налить в эти два кофейника?
Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.
• Зависит ли положение уровня жидкости от формы сосуда?
p1 = p2 p1 = ρ1gh1 p2 = ρ2gh2 ρ1gh1 = ρ2gh2
ρ1h1 = ρ2h2
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
• В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдет и почему, если в левый сосуд долить немного воды?
• Для изготовления лейки мальчик использовал ведро, приделав к нему нос и ручку. Оказалось, что в лейку можно налить воды только три четверти ведра. Почему?
• Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости? Объясните почему?
Рассмотрите рисунок и объясните принцип действия водопровода.
Объясните принцип действия фонтана.
Изготовить модель фонтана.
Вариант 1
Два сосуда А и Б соединены резиновой трубкой с краном и заполнены
жидкостью. Кран закрыт I (1) Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если кран открыть?
Не будет переливаться.
Будет переливаться из сосуда А в сосуд Б. 3. Будет переливаться из сосуда Б в сосуд А. II (1) Это объясняется тем, что …
сосуд Б установлен наклонно.
масса жидкости в сосуде А больше, чем в сосуде Б.
давление жидкости в обоих сообщающихся сосудах на одном горизонтальном уровне одинаковое.
давление в резиновой трубке справа больше, чем слева.
Ill (1) Будут ли переливаться жидкости, если в трубку А налить воды, а в трубку Б – керосин?
Будет переливаться из трубки Б в трубку А.
Будет переливаться из трубки А в трубку Б.
Не будет.
В изогнутую стеклянную трубку в одно колено налита вода, а в другое— спирт
IV (1) В какое колено налит спирт?
А.
Б.
V (1) Одинаковы ли давления жидкости в сообщающихся сосудах на уровне горизонтальной плоскости ВГ?
1. В колене А на уровне ВГ давление больше, чем в колене Б. 2. В колене Б на уровне ВГ давление больше, чем в колене А. 3. В обоих сосудах на уровне ВГ давление одинаковое.
Вариант 2
Два сосуда А и 5, наполненные одинаковой жидкостью, соединены резиновой трубкой с краном. Кран закрыт (рис. 1).
I (1) Будет ли переливаться жидкость, если открыть кран?
Жидкость переливаться не будет.
Жидкость будет переливаться из сосуда А в сосуд Б. 3. Жидкость будет переливаться из сосуда Б в сосуд А.
II (1) Это явление объясняется тем, что …
сосуд Б установлен наклонно.
масса жидкости в сосуде А больше, чем в сосуде Б.
давление справа и слева в обоих сосудах на одном и том же горизонтальном уровне одинаковое.
давление жидкости в трубке справа больше, чем слева.
III (1) Будут ли переливаться в трубке Б находится глицерин, а в воронке А — вода? Плотность глицерина 1260 кг/м3.
Глицерин будет переливаться в воронку А.
Вода будет переливаться в трубку Б.
Жидкости переливаться не будут.
В сообщающиеся сосуды в одно колено налита вода, а в другое— керосин (рис. 2).
IV (1) В какое колено налит керосин?
В колено А.
В колено Б.
V (1) Равны ли давления в сообщающихся сосудах на уровне ВГ 1. В колене А на уровне ВГ давление больше, чем в колене Б. 2. В колене Б на уровне ВГ давление больше, чем в колене А. 3. В обоих сосудах давление на уровне ВГ одинаковое.
Источник
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала.
Задачи урока:
- образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
- развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Приобретаемые навыки детей:
- учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
- развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
- воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Формы организации работы детей: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы организации работы учителя:
- используется словесно- иллюстративный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение;
- проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
- постановка цели занятия перед учащимися;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, чайник, кофейник, лейка, презентация.
Знания – это дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой детей на рабочий лад (найти).
Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении сегодняшней темы.
И девиз нашего урока:
(читает ребенок) Знания – это дети удивления и любопытства (Слайд 1)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Ребята! Посмотрите, на моём столе находится ряд тел. Назовите их.
Дети: чайник, лейка, кофейник
Учитель: Какая у них форма?
Дети: сосуды различной формы
У: Что общего у этих сосудов?
А теперь давайте определим, что их объединяет (установим сходство и различие)
(Выполняем мыслительную операцию СРАВНЕНИЕ.) (Слайд 2)
Д: состоят из двух сосудов, соединенные между собой.
- Как они должны соединяться? (Слайд 2)
У: Сколько может быть таких соединений?
Д: От двух и более. (показать на слайде) (Слайд 3 )
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.
У: (на доске) Сообщающиеся сосуды, число – 8.02.2013г
3. Этап объяснения нового материала.
Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?
Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник…
Учитель. Что общего у этих тел? (Слайд 4) Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 5)
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажмем и в одну из трубок нальем воды (демонстрация опыта).
Что произойдет, если открыть зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне (слайд 6).
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). (Слайд 7)
Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? (Слайд 8)
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Опыт 2. Повторяют опыт с трубками разного сечения, формы.
Учитель: А можно нам рассчитать давление в трубке? По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?
р=рgh.
Учитель: Назовите физические величины, входящие в эту формулу и единицы измерения в системе СИ,
р, р, h, g (Па, м, кг/м3, Н/кг); (Слайд 9)
Учитель: От каких величин и как зависит давление жидкости на дно сосуда?
Ученик: от высоты столба жидкости – h, и плотности ρ (прямо пропорциональная).
а) Чем больше плотность, тем больше давление, если высота столба жидкости не изменяется.
б) Если жидкость однородная, то чем больше высота столба жидкости h, тем больше р (Слайд 9)
Учитель: Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах? (Слайд 9)
Ученик: Давление в жидкости пропорционально глубине погружения.
Учитель: Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева так, что вода из сосуда не выливается? (Слайд 10)
Ученик: Давление увеличится, так как повысится уровень воды в сосуде.
Учитель: В сосудах изображённых находятся жидкости. В первом сосуде вода, во втором керосин. Одинаково ли давление на дно?
А) В 1 больше
Б) во 2 больше
В) одинаково? (Слайд 10)
Учитель: Почему?
Ученик: А) В 1 больше, так плотность воды больше плотности керосина
Учитель: В каком сосуде давление воды на дно больше? (Слайд 11)
А) в первом,
Б) во втором
В) одинаково.
Ученик: В) одинаково.
Учитель: Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление жидкости больше? (Слайд 11)
А) на 1
Б) на 2
В) на 3
Ученик: В) на 2.
Учитель: Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в сосуд погрузили деревянный брусок? (Слайд 11) Почему?
А) увеличится,
Б) не изменится,
В) уменьшится
Ученик: А) увеличится.
4. Зарядка.
(слайд 12)
Учитель: Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Давайте вспомним можно ли смешать разные жидкости? Подсолнечное масло и воду? Как будут располагаться эти жидкости в сосуде?
Учащиеся. Нельзя, нет, масло на поверхности воды, т.к. плотность масла меньше плотности воды. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Опыт.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности.
Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.
Опыт 3. Повторяют опыт, но в одну трубку наливают масло.
Учитель: Свободная поверхность разнородной жидкости в сообщающихся сосудах находится на разных уровнях.
Учитель. Будут ли они располагаться на одном уровне? (Слайд 13)
Столб какой жидкости будет выше?
Учащиеся: При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся записывают в тетради).
Учитель: Давайте, ребята, докажем это теоретически. (ученик у доски, а другие в тетрадях)
Ученик Доказательство. Нальем в сосуд воду и масло. По закону Паскаля давление одинаковое, т.е. p1= p2. Давление воды определим по формуле p1 = r1gh1, а давление масла по формуле p2=r2gh2. Приравниваем их r1gh1 =r2gh2. Получим r1h1=r2h2, из этого равенства составим пропорцию, воспользуемся основным свойством (произведение крайних членов равно произведению средних членов) r1/r2 =h2/ h1, Сравнили плотность масла с плотностью воды.
Вывод: Чем больше плотность жидкости, тем уровень ниже. Что и требовалось доказать.
(Слайд 14)
5. Фронтальный опрос.
Что вы сегодня узнали на уроке?
Какие сосуды называются сообщающимися?
Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.?
Ученик: пытаются ответить.
(на слайдах набрать начало предложения ,а продолжают ученики)
Учитель: ребята, обратите внимание на экран, задание след характера, закончите предложение.
Ученик: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся однородной жидкости находится на одном уровне.
В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. (Слайд 15)
Учитель: Где же применяли сообщающиеся сосуды в древности.
- Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов. Самый же первый настоящий водопровод появился в Древнем Риме в 312 году до н.э. и по длине был равен 16,5 километрам. Цензор Аппий Клавдий в его строительство даже вложил собственные средства. Граждане были ему за это благодарны, ведь ранее люди носили дождевую, ключевую, речную воду и хранили в больших емкостях в своих домах.
- Второй водопровод был в длину около 70 км и также был сооружен в Риме до нашей эры в 274 году. Третий самый длинный водопровод в Риме насчитывал более 91,33 км. Важно отметить, что вышеописанные системы Римских канализаций исправно работают и сейчас. Был еще один короткий водопровод, который можно назвать самым коротким, начало его было в 15 км от Рима и на нем закончились постройки водопроводных систем в Римской Империи.
Учитель: А где вообще применяют сообщающие сосуды?
Дети:
6. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.
- Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. (Слайд 17)
- Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне. (Слайд 17)
- В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны. (Слайд 18)
- В устройстве гидравлических машин используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется гидравлический пресс).Так, большой и малый цилиндры гидравлического пресса являются сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости одинаковы, пока на поршни не действуют силы. (Слайд 19)
- Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца. Фонтаны в парке «Победы», Тбилиси. Фонтаны на площади «Дружбы», Ташкент. Фонтаны Еревана. (Слайд 20)
- Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов. (Слайд 21)
- Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (Слайд 21)
- Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики! (Слайд 22-25)
7. Этап закрепления материала.
Учитель : Повторим изученное. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.
Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
8. Итог урока.
Рефлексия. (Слайд 27)
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
- удивлён,
- безразличен,
- радостно восхищён,
- встревожен,
- раздражён,
- спокоен.
Поделитесь своими мыслями, чувствами, что вы выбрали? Почему?
Как мы познаем мир?
Как мыслители или как художники?
Оценки по жетонам…… (изготовить жетоны)
9. Домашнее задание к следующему уроку.
(Слайд 28)
§ 39; придумать сообщающий сосуд .
Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, строителями.
- модель фонтана;
- модель оросительной системы для огорода;
- модель системы водопровода;
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: тела и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.
Литература:
- А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
- А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
- В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Интернет-ресурсы. (Слайд 29).
Источник