Сосуды разных геометрических форм

Сосуды разных геометрических форм thumbnail

Образовательная деятельность «художественное творчество»

Цели:

  1. Дать представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, о многообразии графического изображения кувшинов разной формы. Обращать внимание на форму и строение. Находить сходство и различие между ними (умение видеть). Познакомить с образцами геометрического и растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих сосуды.
  2. Побуждать детей составлять узоры из знакомых им геометрических форм (круг, треугольник, квадрат и т. п.) и линий (прямая, ломаная), из растительных элементов (лист, стебель, цветок и т. п). Создавать эскиз натюрморта по представлению восковыми мелками и красками, используя графические средства выразительности: линию, пятно, штрих.

«социализация»

Цель:

  1. Развивать стремление детей быть оригинальными в создании формы сказочного сосуда, умение сравнивать форму сосуда с природными образами (бутон цветка, формы груши и т.д.). Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного. Обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный формат – высокий сосуд, стремление вверх; горизонтальный формат – широкий, приземистый сосуд, движение вширь; квадратный формат – округлый сосуд, движение по кругу и т. п.)

«коммуникация»

Цели:

  1. Вызвать у детей чувство восхищения красотой и многообразием форм сосудов, созданных художниками в разные времена. На основе анализа произведений изобразительного искусства (натюрмортов), детских рисунков вызвать интерес к изображению натюрморта со сказочным сосудом; способствовать тому, чтобы через форму сосуда дети передали свое отношение к его хозяину (сосуд для тонкого Джинна имеет вытянутую утонченную форму, для толстого Джинна – приземистую, округлую и т. п.)
  2. Воспитывать интерес и любовь к художественной живописи.

Материалы: бумага (формат альбомного листа или квадрат), краски, восковые мелки.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход занятия

Почтальон приносит конверт, в нем дети обнаружили диск. Воспитатель предлагает посмотреть что там. Воспитатель включает компьютер.

1 слайд:

Название «Путешествие в мир волшебных сосудов»

2 слайд:

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать.

3 слайд:

Так и на этот раз решил отправиться художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать.

4 слайд:

Долго ли, коротко ли шел художник, вдруг увидел на дороге необычный керамический сосуд. Сосуд был грязный, но имел очень красивую форму. Художник поднял его и решил очистить от грязи и пыли. Потер его несколько раз и вдруг из него вылетел Джинн. Художник от неожиданности уронил кувшин, он упал и разбился.

5 слайд:

Где же я теперь буду жить? – опечалено спросил Джинн.

– Пойдем со мной, – ответил художник, – и купим тебе новый дом – кувшин.

6 слайд:

Долго ли, коротко ли шли они, наконец, пришли на рынок,

7 слайд:

сосудов там было видимо- невидимо.

(воспитатель обращает внимание на «древнегреческие вазы» и «Восточные сосуды»).

8 слайд:

Дорогой друг помоги джину выбрать новый дом. (кликнуть мышкой на древнегреческие вазы).

9 слайд:

Звучит таинственная восточная музыка. Под звуки музыки дети рассматривают репродукции картин художников, на которых изображены красивые древнегреческие вазы различных форм.

10 слайд:

Воспитатель предлагает рассмотреть восточные сосуды. (кликнуть мышкой на восточные сосуды).

11 слайд:

Звучит таинственная восточная музыка. Под звуки музыки дети рассматривают репродукции картин художников, на которых изображены красивые восточные сосуды различных форм.

12 слайд, 13 слайд:

Воспитатель предлагает подумать и сказать какой бы сосуд выбрал Джинн для себя и почему именно этот.

На какую природную форму похож кувшин: на цветок, ствол дерева, тыкву или грушу?

14 слайд:

Какому Джинну, в каком сосуде будет удобно жить?

15 слайд:

Выставка натюрмортов.

Воспитатель обращает внимание детей, что в натюрморте важно , чтобы все предметы зависели друг от друга и были объединены в одну целую композицию.

Просмотр натюрмортов. Затем воспитатель предлагает нарисовать красивый дом для своего джина. Во время практической работы воспитатель нацеливает детей на то , чтобы каждый юный художник сочинил свою форму сосуда для Джинна и украсил его простым геометрическим или растительным орнаментом. После того как волшебный сосуд – главный предмет (кувшин, лампа, ваза) – у детей нарисован и украшен, педагог предлагает подумать и изобразить, где стоит кувшин (на полу, на столе, на красивой скатерти), что его окружает (шторы, окно, ковры, обои).

Организовать мини-выставку.

16 слайд:

Воспитатель предлагает ребятам ответить при анализе своих работ на вопросы:

– Какой самый нарядный сосуд?

– На каком сосуде меньше всех украшений?

– Какая форма сосуда самая необыкновенная и оригинальная? (показаны рисунки детей).

Джинн доволен рисунками, все сосуды ему понравились, воспитатель благодарит ребят за работу.

Источник

У нас сегодня достаточно простой и очень практичный урок. Этот материал пригодится многим новичками при написании натюрморта с предметами. Мы рассмотрим простые правила как нарисовать вазу, графин, кувшин или подобный сосуд, избегая основных ошибок.

Материалы

  • простые карандаши разной твердости
  • ластик
  • чистый лист.

Рисуем сосуд

Часто изображению сосудов незамысловатой формы не придают особого значения, раз-два и готово. Что же делать если вам нужно изобразить красивый стройный сосуд изящной формы, а он все никак не клеится? Прочтите эту статью и посмотрите короткое видео, думаю простые советы помогут создать хороший натюрморт.

Для первых набросков подыщите дома какую-либо подходящую натуру. Это может быть даже стакан, бутылка, чашка или графин. Принцип построения всех этих предметов одинаковый.

Если вам пока сложно работать с натурой, попробуйте сначала создать несколько набросков поэтапно по уроку, чтобы лучше понять и запомнить основные принципы. Вот пример двух сосудов:

графин и ваза

Осевые линии и симметрия

Для того чтобы построить какой-либо сосуд на листе бумаги, вам понадобится как минимум две осевые линии: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная линия должна делить объект пополам. Горизонтальную линию лучше всего расположить на уровне самого широкого или самого узкого места сосуда.схема сосуда

Горизонтальные линии лучше всего наметить на месте всех выступов и впадин, так вы получите наиболее  точный результат.

Если смотреть на быстрый набросок без осевых линий, сложно определить, правильно и симметрично ли показана форма сосуда. При наличии этих линий мы сразу видим, где ошиблись, и что нужно подправить. Это наглядно на иллюстрации ниже.сосуд ваза исравление формы поэтапно

(На иллюстрации: 1. Быстрый набросок на глаз. 2. На этом же наброске легко провели осевые линии,  чтобы определить неточности и ошибки. 3. Внесены исправления и получен симметричный рисунок.)

Форма

Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник. сосуды с цветами

На фотографии выше намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными а углы скругленными.

Уточнения раскрытие овалов

Мы уже построили симметричный силуэт, состоящий из из простых геометрических фигур. Сейчас нужно уточнить форму, сгладить и округлить углы и выступы, сделать ее форму более интересной и изящной.

На иллюстрациях ниже показано поэтапное создание рисунка карандашом. На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.

рисунок вазы

схема рисунка сосуда

Когда рисуете какой-либо сосуд или посуду следите за тем чтобы овалы, которые лежат в его основе раскрывались в равной степени. Круглое дно посудины, в большинстве ракурсов мы будем видеть как овал.

Нужно четко представлять или легко намечать овалы, из которых состоит сосуд: овал дна посудины, овал самого широкого выступа, овал горлышка  и т.п.

Читайте также:  Кто проверяет сосуды под давлением

рисуем сосуд с помощью овалов

На иллюстрации красным цветом наведена видимая часть овала, зеленым — скрытая, эту часть лучше легко наметить карандашом.

Степень раскрытия овала зависит от угла, под которым вы смотрите на сосуд. Следите за тем, что бы в вашем эскизе с посудой все овалы были одинаковой «округлости». Эти овалы помогают превратить простой линейный рисунок в более объемный.

Объем свет и тень

Чтобы придать изображению объем, нужно определить откуда исходит свет, и, соответственно,  куда падает тень. Тент всегда находится с противоположной стороны от источника света.свет и тень на вазе

Желтыми линиями показано откуда исходит свет, фиолетовыми — где образуется тень, на сосуде и под ним, белыми стрелками отмечен блик.

Рекомендую также посмотреть подробный урок как рисовать стекло.

Видеоурок

Давайте посмотрим видео как карандашом рисовать сосуд и вазу:

Надеюсь, советы из этого урока помогут вам писать натюрморты с посудой, цветами и фруктами в различных интересных композициях. Применить полученные знания на практике вы сможете, посмотрев следующие наши мастер-классы:

  • натюрморт с подсолнухами
  • натюрморт с лавандой

Присылайте фото своих работ, пишите комментарии и вопросы.

Желаю удачи и творческих успехов!

Источник

Всем привет! В этом уроке мы попробуем нарисовать композицию из геометрических фигур. Это очень важный этап развития навыков рисования. Она покажет Вам, что значит рисовать с натуры и какие трудности при этом сопровождают неумелого художника, вроде меня. Попробуем вместе через это пройти. Важно понимать, что навык рисования композиции поможет Вам научиться рисовать все что угодно. Ведь великое множество вещей в этом мире состоит из таких простых, базовых фигур. Итак, приступим. Нам понадобятся простые карандаши твердости 2H, 2B и 5B, а также чертежная бумага.

Желательно иметь сам изображаемый предмет, если Вы находитесь в подходящей обстановке с этим не должно возникнуть проблем, но если в неподходящей, например у себя дома, то и это не проблема (включайте воображение). Здесь изложены принципы рисования, которые помогут Вам с композицией. Для начала рассмотрите хорошенько композицию. Мысленно представьте, как рисунок будет выглядеть на бумаге. Определитесь будет он расположен вертикально или горизонтально. Сразу говорю, как настоящие художники мы можем двигать предметы в пространстве, но не искажая сильно общую картину. Например, можем подвинуть тот или иной предмет, если его положение не устраивает нас в реальности. По старым традициям нам нужно нарисовать сначала композиционно в углу бумаги. Усердствовать не надо. Берем твердый карандаш и в общих чертах показываем расположение фигур. Затем оформляем это в небольшую рамку так, чтобы много пространства в рамке не было и, наоборот, нигде ничего не лезло бы под рамку. Это первый этап работы. На это выделяем не больше 10 минут.Далее нам нужно перенести то, что находится в рамке на основное пространство бумаги с учетом пропорций. В первую очередь необходимо определить линию горизонта, чтобы это понять нужно подвести карандаш на вытянутой руке на уровень глаз относительно композиции (как показано на картинке). Главное, чтобы кончик карандаша сливался с с задней стороной карандаша. Вот это условная линия от конца карандаша и будет линей горизонта.

Начнем с самого сложного. Рисуем куб согласно перспективе, которая будет выходить за пределы листа, но это не страшно, мы же с Вами настоящие художники? Делаем это на глаз. На работе с натуры тщательно выверяйте все величины карандашом. На вытянутой руке, держа пальцем карандаш, с одним закрытым глазом мерите нужные пропорции относительно других и переносите их на бумагу. Таким образом рисуем куб в таком положении, в котором мы его видим не забывая про перспективные искажения.

Нарисовав куб переходим к начертанию следующих предметов. Пока только намечаем фигуры не погружаюсь в детали. На этом этапе важно сохранять прозрачность и не мельчить с рисунком! Используем схему для всех фигур. Еще хочу сказать, что нужно знать это то, что цилиндр сужается вверху по правилу перспективы если он находится ниже линии горизонта и наоборот, если выше. Вот схема построения всех фигур.

После разметки обводим фигуры не слишком жирно, как показано на картинке. Убеждаемся, что пропорции соблюдены верно и можем стереть все ненужное. Остаются лишь голые линии, которые показывают нам границы предметов, но для нашего восприятия они по прежнему плоские. Исправит это светотень. Мы переходим к следующему этапу рисунка. Начиная с куба я покажу Вам основные принципы штриха. В случае с кубом нам нужно показать его жесткие грани, поэтому усилием толщину штриха параллельно линиям, где тень сильнее всего – от света к самой темной части куба, идем по форме штрихом вверх и вниз и в итоге получаем решеточку в их пересечениях. На полутени штрих не ярко выражен, поэтому не переусердствуем со штрихом. Здесь уже можем пользоваться разными по мягкости карандашами, как Вам больше нравится! Но делаем это так, чтобы куб не казался слишком контрастным или по женски мягким.

Если Вы справились с этим, можем переходить к другим фигурам. Их штриховка ни чуть не сложнее куба. Просто нужно взять за основу академический штрих, который я Вам предлагаю ниже на картинке. Не забываем про тень. У основания фигур тень самая темная, берем карандаш по мягче и штрихуем под небольшим углом.

Последнее, что нужно сделать в рисунке – обвести штриховкой пустое пространство возле геометрических фигур. Это придаст выразительности Вашему рисунку! По итогу у Вас получится нечто подобное. Не расстраивайтесь, если у Вас не получится с первого раза. Это опыт, который получаем путем проб и ошибок. Не останавливайтесь у Вас все получится! На этом наш урок подходит к концу. Всяческих Вам успехов!

Источник

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

   
   

Кик разнообразен мир вокруг, какое множество явлений и предметов! Как научиться рисовать все это?

Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических фигур прямоугольников и треугольников, кругов н овалов. Только не надо идти за линейкой и циркулем, просто рассмотри все окружающие тебя предметы, и ты в этом убедишься.

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы.

Сосуды разных геометрических форм

Такой метод построения изображения с древних времен применялся мастерами Востока.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с простыми геометрическими фигурами (например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные). А вот груша. Очертание ее состоит как бы из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Если ты посмотришь на кувшин, то увидишь еще больше составляющих его частей.

Сосуды разных геометрических форм

Форму кувшина можно составить из отдельных геометрических фигур.

Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.

Слово конструкция переводится как строение, структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Задания

  1. Поставь перед собой разные сосуды, а затем построй в рисунке конструкцию каждого из них, составляя геометрические фигуры.
  2. Составляя геометрические фигуры разной величины, придумай, как нарисовать животных, например мышку, слона или собак разных пород. А еще придумай и сделай веселый, шуточный рисунок «геометрической семьи»: папа, мама и дети отправились гулять, и все они состоят из треугольников, прямоугольников и кружков.

    Такие рисунки надо делать с выдумкой! Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно, весело.

Читайте также:  Опоры вертикальных сосудов и аппаратов конструкция

Однако в жизни формы не плоские, они обладают объемом — длиной, шириной и высотой. И тебе нетрудно догадаться, что объемная конструкция любого предмета может быть рассмотрена как соотношение геометрических тел, таких, как шар, куб, цилиндр или пирамида.

Сосуды разных геометрических форм

Геометрическая основа, или конструкция, предметов, сделанных человеком, очевидна. Гораздо сложнее рассмотреть ее в живых формах, но и там нам встретится тот же принцип — мы увидим соотношения простых геометрических тел.

Сосуды разных геометрических форм

На основе таких геометрических схем учили рисовать в Средневековье. Рисунок из книги образцов. Франция, ХIII в.

Вопросы и задания

  1. Какое значение для рисунка имеет анализ строения формы предметов?
  2. Какие простые геометрические фигуры ты знаешь?

    А что такое геометрические тела? Назови их,

  3. Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета?
  4. Из белой бумаги сделай несколько простых геометрических тел, чтобы затем научиться их рисовать.

    Для этого склей цилиндр выбранной высоты, а затем, сложив его, получи из него прямоугольную призму. Из конуса сложи пирамиду. На следующем занятии тебе потребуются и цилиндр, и конус, и пирамида, и прямоугольные тела разной высоты.

Источник

Проект

«Математика вокруг нас.

Геометрические узоры и орнаменты на посуде»

   Проект выполнили учащиеся 2 «А» класса МОУ Нерльской СОШ под                 руководством учителя Куртяповой О.А.

2016г.

Тип проекта : групповой.

По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание ( геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология( лепка посуды).

Участники проекта: учащиеся 2 класса.

По характеру результата: — творческий, практико-ориентированный  с элементами исследовательской деятельности учащихся.

По продолжительности: краткосрочный.

Форма представления продукта проекта: презентация.

Цель проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.

Задачи проекта:

1.Научить собирать информацию( рисунки, фотографии).

2.Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

3.Самостоятельно составить узоры.

4.Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.

Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.

Актуальность проекта:

Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.

Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.

Личностные результаты:

-формировать интерес к изучению математики;

-формировать активность и мотивацию к изучению предмета;

-формировать позитивную самооценку результатов своей деятельности;

-совместно планировать свою деятельность.

Метапредметные результаты:

-учиться понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, решать её в сотрудничестве с учителем, родителями;

-формировать умения работать с информацией создавать дополнительную возможность  для развития логического мышления, пространственного воображения;

-осуществлять поиск нужной информации с помощью родителей;

-представлять собранную информацию в разной форме.

Предметные результаты:

-формировать и отрабатывать универсальные учебные действия;

-закреплять, расширять полученные на уроках знания:

-собирать материал по заданной теме;

-определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, Составлять геометрические узоры и орнаменты.

-оценивать выполненную работу.

Этапы работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы занятия:

-Сегодня мы с вами будем исследователями и художниками.

2. Задачи:

– Вам нужно познакомиться с разнообразием орнамента. Узнать из каких элементов они состоят. Для чего их придумывали.  Выполнить самим образцы орнаментов для посуды.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Обсуждение названия проекта
  2. Планирование
  3. Распределение заданий.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы) 

1.

2.Просмотр презентации «Узоры и орнаменты на посуде».

3. Оформление  работ.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Защита работы.

Математика повсюду.

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

М.Борзаковский

Работа посвящена красоте орнамента, которые создаются не только природой, но и изящной геометрией. В основу орнаментов положены такие фигуры, как круги, многоугольники. Используется понятие симметрии, повторения, которые являются одним из принципов гармоничного построения мира.

Математика – это не только стройная система законов теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

«Во всем царит гармонии закон,

И в мире всё суть ритм, аккорд и тон.»

Дж. Драйд

История происхождения посуды:

Каждый день в быту мы многократно используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась. Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.

Древним  людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита – в последнюю эпоху каменного века  был изобретен первый искусственный материал – огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.

Люди с незапамятных времен украшали вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они наносили на стены своих жилищ, посуду, оружие, на изделия из ткани и кожи разные рисунки – цветы и листья, животных, людей, геометрические фигуры.

Читайте также:  Сыворотка для лечения сосудов

Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.  Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, треугольниками древние люди изображали человека, квадрат, разделённый на 4 части , символизировал засеянное поле, а в виде круга изображали солнце. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Если поверхность была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя таким образом всю поверхность предмета. Так родился орнамент.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Орнамент – в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит

из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он… представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа…». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней»

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Принципы построения орнамента:

РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента  характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.

ПОВТОРЕНИЕ  –  элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности. (Повтор.)

ЧЕРЕДОВАНИЕ  – элементы  чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.

ИНВЕРСИЯ  – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.

СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.

Виды орнамента :

Растительный – его  составляется из  стилизованных цветов, листьев,

плодов, веток.

Зооморфный включает  изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный — в качестве мотивов используются мужские или женские стилизованные фигуры или отдельные части тела.

Геометрический орнамент состоит из прямых и кривых линий, кругов, овалов, прямоугольников.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть:

ленточный, сетчатый, композиционно — замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз — орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).

Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя и ресурсы Интернет.

Мы выяснили, что сама  посуда имеет геометрическую форму: квадрат, овал, круг. Это тарелки, чашки, кастрюли и т.д.( Приложение 1)

Работая над проектом мы  узнали  какие узоры и орнаменты  постоянно встречаем в быту, обсуждали их форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Работая над проектом, каждый из учеников попробовал себя в роли дизайнера и художника.

Мы вылепили свою посуду из пластилина. Украсили её узорами.(Приложение 2)

Мы были художниками: расписывали готовые элементы посуды и подбирали цвета для узора и орнамента из геометрических фигур, работая в парах. (Приложение3)

Расписали тарелки геометрической формы собственными узорами. (Приложение 4)

Мы пробовали создать свой геометрический узор.( Приложение 5).

ИТОГИ РАБОТЫ:

Если вообще допустить, что элементы геометрических украшений – треугольники, четырехугольники, круги, волнообразные, зигзагообразные разные и спиральные линии – не существовали с самого начала в представлении доисторического человека как отвлеченные математические формы, а были внесены в его воображение извне, то все-таки допущение это не исключает того, что геометрические украшения, однажды развившись, очень скоро стали повторяться и разрабатываться именно как геометрические формы и на той ступени искусства, которая ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто геометрическую игру линий.

Геометрия занимает важное место в практической деятельности архитекторов,

 технологов ткани и народных промыслов других мастеров-орнаменталистов.

 Они хорошо владеют построениями, измерениями и геометрическими

 доказательствами. Геометрия очищает и совершенствует человеческий ум,

прививается постоянно на протяжении всех лет обучения в школе.

Геометрия служит созданию красоты и удобства, т. е. того, что объединяют

 словом  – гармония.

В конце проекта гипотеза наша подтвердилась: мы научились создавать узоры и расписывать посуду.. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Убедились в том, что в основе построения орнамента  и узора лежит наука математика.

В результате мы поняли, что математика – это не только счёт,цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.

Литература

1.Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. – М.: Школа-Пресс, 1998 г.

2.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика.-Москва «Педагогика», 1985 г.

3.Шешкин П. Е. Мансийские орнаменты.- Санкт-Петербург, «Просвеще?