Сосуды у цветковых растений образованы клетками ткани

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б, часть В). В части А — 7 заданий, в части Б — 4 задания, в части В — 1 задание.
1 вариант
Часть А
A1. Генеративным органом покрытосеменных является
1) корень
2) стебель
3) цветок
4) лист
А2. Одна из сущностных особенностей покрытосеменных, которая присуща только этой группе растений, — это
1) наличие цветков
2) размножение семенами
3) почвенное питание
4) осуществление фотосинтеза на свету
А3. Сосуды у цветковых растений образованы клетками ткани
1) покровной
2) проводящей
3) запасающей
4) механической
А4. Видоизмененный побег цветкового растения — это
1) семя
2) лист
3) цветок
4) стебель
А5. Семязачатки цветковых растений расположены в
1) чашелистике
2) завязи пестика
3) лепестке венчика
4) пыльнике тычинки
А6. Из оплодотворенной яйцеклетки цветковых растений развивается
1) тычиночная нить
2) зародыш семени
3) рыльце пестика
4) спермий
А7. После двойного оплодотворения у цветковых растений из семяпочки развивается
1) семя
2) плод
3) цветок
4) соцветие
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Корневая система цветковых растений включает главный, боковые и придаточные корни.
Б. Листья на тропических цветковых растениях сохраняются в течение всей жизни растения.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки однодольных растений
1) одна семядоля в семени
2) параллельное жилкование листьев
3) сетчатое жилкование листьев
4) стержневая корневая система
5) мочковатая корневая система
6) цветок пятичленного типа
Б3. Установите соответствие между семейством цветковых растений и его принадлежностью к классу.
Семейство цветковых растений
А. Злаковые
Б. Розоцветные
В. Бобовые
Г. Лилейные
Д. Пасленовые
Класс
1. Однодольные
2. Двудольные
Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений
1) Голосеменные
2) Псилофиты (первые наземные растения)
3) Водоросли
4) Цветковые растения
5) Папоротники
Часть В
B1. Задание на работу с рисунком.
А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?
1) Злаковые
2) Бобовые
3) Лилейные
4) Крестоцветные
Б. Особенность строения листьев этого растения
1) сетчатое жилкование
2) параллельное жилкование
3) сложный лист
4) округлая форма
В. Характеристика генеративных органов этого растения
1) одиночные цветки
2) наличие соцветия
3) яркий венчик
4) сочные плоды
2 вариант
Часть А
A1. Семяпочка покрытосеменных растений расположена
1) на обратной стороне листа
2) под корой стебля
3) в завязи пестика
4) на верхушке побега
А2. Толщина ствола дерева у цветковых растений определяется функционированием
1) коры
2) луба
3) камбия
4) сердцевины
А3. В результате деления клеток камбия в стебле происходит формирование
1) луба
2) кожицы
3) сердцевины
4) годичных колец
А4. К главным частям цветка относят
1) пестик
2) венчик
3) чашечку
4) цветоложе
А5. Цветок, который содержит пестик и тычинку, называют
1) пестичный
2) тычиночный
3) однополый
4) обоеполый
А6. В оплодотворении цветковых растений принимают участие спермии, которые формируются из
1) пыльцевого зерна
2) рыльца пестика
3) лепестка венчика
4) тычиночной нити
А7. А 7. В семенах цветковых растений эндосперм представляет собой
1) зародыш
2) покров
3) запас воды
4) запас питательных веществ
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Побег тополя состоит из стебля, листьев и почек.
Б. Самоопыление происходит между двумя цветками растений одного вида.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки двудольных растений
1) дуговое жилкование листьев
2) сетчатое жилкование листьев
3) две семядоли в семени
4) мочковатая корневая система
5) стержневая корневая система
6) число частей цветка кратно трем
Б3. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому его относят.
Вид цветкового растения
А. Яблоня домашняя
Б. Картофель
В. Рожь посевная
Г. Лук порей
Д. Капуста белокочанная
Класс
1. Однодольные
2. Двудольные
Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений.
1) Папоротники
2) Многоклеточные водоросли
3) Псилофиты (первые наземные растения)
4) Цветковые растения
5) Одноклеточные водоросли
6) Голосеменные растения
Часть В
B1. Задание на работу с рисунком
А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?
1) Злаковые
2) Бобовые
3) Розоцветные
4) Сложноцветные
Б. Особенность строения листьев этого растения
1) дуговое жилкование
2) параллельное жилкование
3) сетчатое жилкование
4) игольчатая форма
В. Характеристика генеративных органов этого растения
1) число частей цветка кратно трем
2) число частей цветка кратно пяти
3) простой околоцветник
4) венчик отсутствует
Ответы на тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения
1 вариант
А1. 3
А2. 1
А3. 2
А4. 3
А5. 2
А6. 2
А7. 1
Б1. 1
Б2. 125
Б3. 12212
Б4. 32514
В1. 122
2 вариант
А1. 3
А2. 3
А3. 4
А4. 1
А5. 4
А6. 1
А7. 4
Б1. 1
Б2. 235
Б3. 22112
Б4. 523164
В1. 332
Источник
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
ВАРИАНТ 1
В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.
А1. Генеративным органом покрытосеменных является
1) корень
2) стебель
3) цветок
4) лист
А2. Одна из сущностных особенностей покрытосеменных, которая присуща только этой группе растений, — это
1) наличие цветков
2) размножение семенами
3) почвенное питание
4) осуществление фотосинтеза на свету
АЗ. Сосуды у цветковых растений образованы клетками ткани
1) покровной
2) проводящей
3) запасающей
4) механической
А4. Видоизмененный побег цветкового растения – это
1) семя
2) лист
3) цветок
4) стебель
А5. Семязачатки цветковых растений расположены в
1) чашелистике
2) завязи пестика
3) лепестке венчика
4) пыльнике тычинки
А6. Из оплодотворенной яйцеклетки цветковых растений развивается
1) тычиночная нить
2) зародыш семени
3) рыльце пестика
4) спермий
А7. После двойного оплодотворения у цветковых растений из семяпочки развивается
1) семя
2) плод
3) цветок
4) соцветие
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Корневая система цветковых растений включает главный, боковые и придаточные корни.
Б. Листья на тропических цветковых растениях сохраняются в течение всей жизни растения.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки однодольных растений
1) одна семядоля в семени
2) параллельное жилкование листьев
3) сетчатое жилкование листьев
4) стержневая корневая система
5) мочковатая корневая система
6) цветок пятичленного типа
БЗ. Установите соответствие между семейством цветковых растений и его принадлежностью к классу.
СЕМЕЙСТВО РАСТЕНИЙ
А, Злаковые
Б. Розоцветные
В. Бобовые
Г. Лилейные
Д. Пасленовые
ЦВЕТКОВЫХ КЛАСС
1) Однодольные
2) Двудольные
Запишите в таблицу соответствующие цифры.
Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений.
1) Голосеменные
2) Псилофиты (первые наземные растения)
3) Водоросли
4) Цветковые растения
5) Папоротники
Ответ: 3, 2, 5, 1, 4.
В1. Задание на работу с рисунком 3.
А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке 3?
1) Злаковые
2) Бобовые
3) Лилейные
4) Крестоцветные
Б. Особенность строения листьев этого растения
1) сетчатое жилкование
2) параллельное жилкование
3) сложный лист
4) округлая форма
В. Характеристика генеративных органов этого растения
1) одиночные цветки
2) наличие соцветия
3) яркий венчик
4) сочные плоды
ВАРИАНТ 2
А1. Семяпочка покрытосеменных растений расположена
1) на обратной стороне листа
2) под корой стебля
3) в завязи пестика
4) на верхушке побега
А2. Толщина ствола дерева у цветковых растений определяется функционированием
1) коры
2) луба
3) камбия
4) сердцевины
АЗ. В результате деления клеток камбия в стебле происходит формирование
1) луба
2) кожицы
3) сердцевины
4) годичных колец
А4. К главным частям цветка относят
1) пестик
2) венчик
3) чашечку
4) цветоложе
А5. Цветок, который содержит пестик и тычинку, называют
1) пестичный
2) тычиночный
3) однополый
4) обоеполый
А6. В оплодотворении цветковых растений принимают участие спермин, которые формируются из
1) пыльцевого зерна
2) рыльца пестика
3) лепестка венчика
4) тычиночной нити
А7. В семенах цветковых растений эндосперм представляет собой
1) зародыш
2) покров
3) запас воды
4) запас питательных веществ
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Побег тополя состоит из стебля, листьев и почек.
Б. Самоопыление происходит между двумя цветками растений одного вида.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки двудольных растений
1) дуговое жилкование листьев
2) сетчатое жилкование листьев
3) две семядоли в семени
4) мочковатая корневая система
5) стержневая корневая система
6) число частей цветка кратно трем
БЗ. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому его относят.
ВИД РАСТЕНИЯ
А. Яблоня домашняя
Б. Картофель
В. Рожь посевная
Г. Лук порей
Д. Капуста белокочанная
ЦВЕТКОВОГО КЛАСС
1) Однодольные
2) Двудольные
Запишите в таблицу соответствующие цифры.
Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений.
1) Папоротники
2) Многоклеточные водоросли
3) Псилофиты (первые наземные растения)
4) Цветковые растения
5) Одноклеточные водоросли
6) Голосеменные растения
Ответ: 5, 2, 3, 1, 6, 4.
В1. Задание на работу с рисунком 4.
А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?
1) Злаковые
2) Бобовые
3) Розоцветные
4) Сложноцветные
Б. Особенность строения листьев этого растения
1) дуговое жилкование
2) параллельное жилкование
3) сетчатое жилкование
4) игольчатая форма
В. Характеристика генеративных органов этого растения
1) число частей цветка кратно трем
2) число частей цветка кратно пяти
3) простой околоцветник
4) венчик отсутствует
Источник
Проводящая ткань — вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвлённую сеть, соединяющую все его органы в единую систему — от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
Происхождение[править | править код]
Учёные считают, что возникновение тканей связано в истории Земли с выходом растений на сушу. Когда часть растения оказалась в воздушной среде, а другая часть (корневая) — в почве, появилась необходимость доставки воды и минеральных солей от корней к листьям, а органических веществ от листьев к корням. Так в ходе эволюции растительного мира возникло два типа проводящих тканей — древесина и луб. По древесине (по трахеидам и сосудам) вода с растворёнными минеральными веществам поднимается от корней к листьям — это водопроводящий, или восходящий, ток. По лубу (по ситовидным трубкам) образовавшиеся в зелёных листьях органические вещества поступают к корням и другим органам растения — это нисходящий ток.
Значение[править | править код]
Проводящие ткани растений — это ксилема (древесина) и флоэма (луб). По ксилеме (из корня в стебель) идёт восходящий ток воды с растворёнными в ней минеральными солями. По флоэме — более слабый и медленный ток воды и органических веществ.
Значение древесины
Ксилема, по которой идёт сильный и быстрый восходящий ток, образована мёртвыми, разными по величине клетками. Цитоплазмы в них нет, стенки одревеснели и снабжены многочисленными порами. Представляют собой цепочки из прилегающих друг к другу длинных мёртвых водопроводящих клеток. В местах соприкосновения у них имеются поры, по которым и передвигаются растворы из клетки в клетку по направлению к листьям. Так устроены трахеиды.
У цветковых растений появляются и более совершенные проводящие ткани — сосуды. В сосудах поперечные стенки клеток в большей или меньшей степени разрушаются. Таким образом, сосуды — это полые трубки, образованные множеством мёртвых трубчатых клеток (члеников). По таким сосудам растворы передвигаются ещё быстрее. Помимо цветковых, другие высшие растения имеют только трахеиды.
Значение луба
В силу того, что нисходящий ток более слабый, клетки флоэмы могут оставаться живыми. Они образуют ситовидные трубки — их поперечные стенки густо пронизаны отверстиями. Ядер в таких клетках нет, но они сохраняют живую цитоплазму. Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка — 10-15 лет. На смену им постоянно образуются новые ситовидные трубки.
Визуализация[править | править код]
Интересный метод визуализации проводящей системы деревьев предложили В. И. Иванов-Омский и Е. И. Иванова. Они использовали коронный разряд, или, точнее, эффект Кирлиана. Этим методом у осины, например, обнаружены эллипсовидные на срезе конгломераты сосудов[1].
См. также[править | править код]
- Концентрический пучок
- Коллатеральный пучок
- Биколлатеральный пучок
- Радиальный пучок
Примечания[править | править код]
- ↑ Иванов-Омский В.И., Иванова Е.И. Фотографирует разряд: древесный водопровод // Природа. — 2013. — № 3. — С. 14-19.
Источник
Органы — это части тела, состоящие из различных тканей, имеющие определенную форму и выполняющие определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относят корень, стебель, лист. Генеративные органы осуществляют половое размножение растений; это цветок, плод, семя.
Тканью называется группа клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом, сходных по происхождению, строению и выполняющих определенные функции в организме. Ткани возникли у высших растений в связи с выходом на сушу и наибольшей специализации достигли у покрытосеменных. Важнейшими тканями растений являются образовательные, покровные, проводящие, механические и основные.
Образовательные ткани (меристемы). Клетки образовательных тканей тонкостенные, многогранные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, с крупным ядром и очень мелкими вакуолями. Они способны к митотическому делению и обеспечивают рост растения и образование всех его тканей. Меристемы возникают в зиготе на ранних этапах развития зародыша. В процессе роста растения меристемы сохраняются в точках роста — апикальные меристемы (верхушка стебля и кончик корня), а также вдоль стебля — боковые меристемы. Верхушечные меристемы обеспечивают рост растения в длину, а боковые — в ширину. Существуют еще вставочные меристемы, которые сохраняются в зонах роста (основание черешков листьев и междоузлия стебля). Меристемы, имеющие свое происхождение от меристем зародыша, называют первичными, к ним относятся верхушечные. К вторичным меристемам принадлежат ткани, которые образуются из первичных меристем и клеток других тканей. Это боковые меристемы — камбий, раневые меристемы (камбий обеспечивает рост стебля в ширину, раневые — регенерацию тканей при повреждениях).
Покровные ткани располагаются на поверхности всех органов растения. Они выполняют защитную функцию — предохраняют растения от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т.п. Кроме того, покровные ткани осуществляют обмен веществ между организмом и внешней средой. Различают три группы покровных тканей — кожицу (эпидерму), пробку и корку.
Эпидерма состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток. Ее поверхность покрыта воскоподобным веществом — кути- ном, образующим кутикулу. Кутикула снижает испарение воды, воск делает поверхность органов несмачиваемой. Эпидерма покрывает листья и молодые побеги растения. Клетки кожицы содержат хло- ропласты. В эпидерме листьев и зеленых стеблей имеются устьица (отверстия, окаймленные двумя замыкающими клетками), которые регулируют транспирацию (испарение воды) и газообмен растения. У большинства растений при неодинаковом водоснабжении в ночные часы, а иногда и днем тургор (напряженное состояние оболочек живых клеток) в замыкающих клетках понижается, и устьичная щель замыкается, снижая тем самым уровень транспирации. С повышением тургора устьица открываются. Считают, что главная роль в изменении тургора принадлежит ионам калия. Существенное значение в регуляции тургора имеет присутствие в замыкающих клетках хлоропластов. Крахмал хлоропластов, превращаясь в глюкозу, повышает концентрацию клеточного сока. Это способствует притоку воды из соседних клеток и повышению тургорного давления в замыкающих клетках.
У многих высших растений некоторые клетки кожицы образуют выросты, так называемые волоски, имеющие разнообразную форму и выполняющие различные функции. Нитевидные волоски, в большом количестве покрывающие зеленые части растений, ослабляют иссушающее действие ветра и солнца. Жгучие волоски имеют форму шипа, который при прикосновении вонзается в кожу и клеточный сок с раздражающими веществами вспрыскивается в ранку. Существуют также железистые волоски и нектарники, выполняющие секреторную функцию.
Пробка образуется на смену эпидерме и покрывает стебли и корни многолетних растений. Вторичная меристема образуется под кожицей и располагается в виде кольца; при делении ее клеток образуется пробка. Пробка состоит из нескольких рядов мертвых, плотно сомкнутых клеток, утолщенные стенки которых пропитаны суберином — веществом, плохо пропускающим воздух и воду. Благодаря этому пробка предохраняет стволы и ветви от излишней потери воды, резких колебаний температуры и др. Для газообмена и транспирации в пробке имеются чечевички — отверстия, которые прикрыты рыхлой тканью, состоящей из живых, слабо опробковевших клеток.
Корка образуется у деревьев и кустарников на смену пробке. В более глубоко лежащих тканях коры закладываются новые участки делящихся, формирующие новые слои пробки. Вследствие этого наружные ткани изолируются от центральной части стебля, деформируются и отмирают. На поверхности стебля постепенно образуется комплекс мертвых тканей, состоящий из нескольких слоев пробки и отмерших участков коры. Толстая корка служит более надежной защитой для растения, чем пробка. Трещины в корке, на дне которых имеются чечевички, обеспечивают газообмен.
Механические ткани, подобно арматуре железобетонных конструкций, создают каркас всем тканям и органам растения. Клетки могут располагаться тяжами вдоль осевых органов, сопровождать проводящие пучки и образовывать трехмерные структуры, создающие опору для других тканей. Прочность и упругость клеток механических тканей обусловлены утолщенными целлюлозными или одревесневшими оболочками. Наиболее важные механические ткани — лубяные и древесные волокна — хорошо развиты в стебле. В корне механическая ткань сосредоточена в центре органа. Волокна механической ткани сопровождают проводящие пучки.
Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению. Различают два вида — ксилему (древесину) и флоэму (луб).
Ксилема — это водопроводящая ткань высших сосудистых растений, обеспечивающая передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения (восходящий ток). Она также выполняет опорную функцию. В состав ксилемы входят трахеиды и трахеи (сосуды) (рис. 21.1), древесинная паренхима и механическая ткань. Трахеиды представляют собой узкие, сильно вытянутые в длину мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Проникновение растворов из одной трахеиды в другую происходит путем фильтрации через поры — углубления, затянутые мембраной. Жидкость по трахеидам протекает медленно, так как по- ровая мембрана препятствует движению воды. Трахеиды встречаются у всех высших растений, а у большинства хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных служат единственным проводящим элементом ксилемы. У покрытосеменных растений наряду с трахеидами имеются сосуды. Трахеи (сосуды) — это полые трубки, состоящие из отдельных члеников, расположенных друг над другом. В члениках на поперечных стенках образуются сквозные отверстия — перфорации или эти стенки полностью разрушаются, благодаря чему скорость тока растворов по сосудам многократно увеличивается. Оболочки сосудов пропитываются лигнином и придают стеблю дополнительную прочность.
Рис. 21.1. Проводящие ткани: а — сосуды ксилемы с кольчатым, спиральным и сетчатым утолщением стенки; б — клетки флоэмы:
1 — клетки камбия, 2 — ситовидные трубки, 3 — клетки-спутницы
Флоэма проводит органические вещества, синтезированные в листьях, ко всем органам растения (нисходящий ток). Она состоит из ситовидных трубок с клетками-спутницами (см. рис. 21.1), паренхимы и механической ткани. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, расположенными одна над другой. Их поперечные стенки пронизаны мелкими отверстиями, образующими как бы сито. Клетки ситовидных трубок лишены ядер, но содержат в центральной части цитоплазму, тяжи которой через сквозные отверстия в поперечных перегородках проходят в соседние клетки. Ситовидные трубки, как и сосуды, тянутся по всей длине растения. Клетки-спутницы соединены с члениками ситовидных трубок многочисленными цитоплазматическими мостиками. Эти клетки, по-видимому, выполняют часть функций, утраченных ситовидными трубками (синтез ферментов, образование АТФ). Ксилема и флоэма находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют в органах растения особые комплексные группы — проводящие пучки. Они располагаются во всех органах и объединяют растение в единое целое.
Основные ткани (паренхимы) составляют большую часть всех органов растений. Они заполняют промежутки между проводящими и механическими тканями и присутствуют во всех вегетативных и генеративных органах. Эти ткани образуются за счет дифференцировки апикальных меристем и состоят из живых паренхиматозных клеток, разнообразных по строению и функциям. Различают ассимиляционную, запасающую, воздухоносную и водоносную паренхимы. Клетки ассимиляционной паренхимы содержат хлоропласты и специализируются на фотосинтезе. Они расположены под эпидермой листьев, молодых зеленых стеблей и плодов. В клетках запасающей паренхимы накапливаются избыточные в данный период развития растения продукты обмена веществ: углеводы, белки, жиры и др. Она хорошо развита в стеблях, корнях, корневищах, клубнях, луковицах. Воздухоносная паренхима представлена в разных органах болотных и водных растений и состоит из клеток с тонкими стенками. Пространства между клетками (межклетники) заполнены воздухом и сообщаются с внешней средой через устьица или чечевички. Растения засушливых мест обитания (кактусы, агавы, алоэ) в стеблях и листьях содержат водоносную паренхиму, которая служит для запасания воды. В вакуолях клеток этой ткани содержатся слизистые вещества, обеспечивающие удержание влаги.
Выделительные ткани представлены различными образованиями (чаще многоклеточными, реже одноклеточными), выделяющими из растения или изолирующими в его тканях продукты обмена веществ либо воду. Листья многих растений способны выделять воду в условиях избыточной влажности. По проводящим пучкам вода подается к эпидерме, в которой по краям листа находятся водяные устьица. Млечники образуют млечный сок (латекс), у насекомоядных растений на листьях находятся железки, выделяющие пищеварительные соки. В цветках обычно содержатся нектарники, образующие сахаристую жидкость — нектар. Он служит средством привлечения животных, опыляющих растения. Смоляные ходы хвойных, эфиромасличные ходы цитрусовых выделяют вещества, имеющие защитное значение.
Источник