Сосуды в физике 5 класса
Всем известно, что нужно сделать с чайником, чтобы из его носика полилась вода, – просто наклонить. А вот вопрос, можно ли перевести корабль через гору в море или другой водоем, вызовет у нас сомнение. Чтобы ответить на него, сначала следует узнать, что из себя представляют сообщающиеся сосуды.
Закон сообщающихся сосудов
Сообщающиеся сосуды – это взаимодействующие друг с другом сосуды, которые имеют общее дно.
Рис. 1. Сообщающиеся сосуды
Закон сообщающихся сосудов гласит, что в таких сосудах, какую бы форму они не имели, поверхности однородных жидкостей в состоянии покоя находятся на одном уровне, то есть давление, оказываемое на стенки на любом горизонтальном уровне является одинаковым.
Если же в сосуде жидкости разные, то уровень выше в сосуде, в котором жидкость обладает меньшей плотностью. То есть, если в один сосуд налить жидкость, обладающую одной плотностью, а во второй – другой, то при равновесии их уровни не будут одинаковыми. Следовательно отсюда можно вывести формулу:
ρ1/ρ2=h2/h1
Где:
- ρ – плотность жидкости;
- h – высота столба.
Также для сообщающихся сосудов важной является формула:
p=gρh
Где:
- g – ускорение свободного падения;
- ρ – плотность жидкости (кг/куб.м);
- h – глубина (высота столба жидкости).
Этой формулой определяется давление жидкости на дно сосуда.
Древним римлянам было неизвестно определение сообщающихся сосудов, поэтому их акведуки – водопроводы занимали огромную протяженность над поверхностью земли и строились с равномерным уклоном вниз.
Свойства сообщающихся сосудов
В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Это происходит потому, что жидкость производит одинаковое давление на стенки сосуда. Достичь разного уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах можно с помощью перегородки между ними.
Перегородка перекроет сообщение между сосудами, и тогда можно в один из них долить жидкость, чтобы уровень изменился. В данной ситуации возникает напор – давление, производимое весом столба жидкости высотой, равной разности уровней. И если убрать перегородку, то именно это давление станет причиной тому, что жидкость будет перетекать в тот сосуд, где ее уровень ниже, до тех пор, пока уровни не станут одинаковыми.
В жизни очень часто можно встретить естественный напор. И таких примеров довольно много. Например, им обладает вода в горных реках, когда падает с высоты. Плотина также является примером естественного напора. Чем она выше, тем больше будет напор воды, поднятой плотиной.
Применение закона о сообщающихся сосудах
Принцип действия сообщающихся сосудов используется при сооружении фонтанов, водопроводов, шлюзов. Чайник и его носик тоже являются сообщающимися сосудами, так как вода, налитая в чайник, заполняет носик и всю остальную часть до одинаковой высоты. Применение свойств таких сосудов, могут даже помочь провести корабль через гору. И для этого как раз понадобиться шлюз. Шлюз – это лифт для судов. Если водное пространство перегорожено плотиной, то уровень воды в водохранилище выше, чем в реке ниже по течению. И чтобы добраться до этого уровня, судно должно зайти в шлюз, который отгорожен двумя водными непроницаемыми воротами. Когда шлюз полностью заполняется водой, судно выходит из шлюза и продолжает свой путь (уровень воды в шлюзе и водохранилище выравнивается по закону сообщающихся сосудов).
Рис. 2. Шлюз
Что мы узнали?
Из этой темы по физики за 7 класс можно ясно понять, какие сосуды называются сообщающимися. Ими могут называться лишь те сосуды, обладающие общим дном, где жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой. Также сообщающиеся сосуды играют огромную роль в нашей повседневной жизни, облегчая ее и помогая выходить из трудных ситуаций. Принципы сообщающихся сосудов лежат в основе различных чайников, кофейников, водомерных стекол на паровых котлах.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Полина Ананьева
10/10
Полина Борисенко
9/10
Алика Квегмайр
10/10
Яна Василькова
10/10
Елена Куренкова
9/10
Мария Егорова
8/10
Тимофей Черный
10/10
Максим Скарнович
10/10
Люба Музыченко
10/10
Владимир Шитов
9/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 896.
Источник
Статьи
Основное общее образование
Линия УМК А.В. Перышкина. Физика (7-9)
Физика
Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?
26 апреля 2019
Закон сообщающихся сосудов
Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.
ρ1 / ρ2 = h2 / h1
Физика. 7 класс. Учебник
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.
Купить
Свойство сообщающихся сосудов
Возьмем несколько различных по размеру и форме открытых сосудов, проделаем в каждом из них отверстие и соединим отверстия в сосудах трубками, чтобы жидкость, которую мы будем наливать в один из них, могла свободно перетекать из одного сосуда в другой. Для большего эффекта, пожмем трубки, которые их соединяют и наполним один из сообщающихся сосудов водой. Теперь откроем трубки и увидим, что когда жидкость перестанет перетекать, то, вне зависимости от формы и размера сосудов, уровни жидкости в каждом будут совершенно одинаковыми. Или проведём иной опыт – возьмём пластиковую бутыль и срежем донышко, а крышку плотно прикрутим, проделаем в ней небольшое отверстие и вставим в него небольшой шланг, место соединения шланга и крышки бутыли сделаем герметичным с помощью пластилина. Теперь закрепим бутыль вверх дном, а шланг расположим параллельно бутыли открытым концом чуть выше её срезанного дна. Заполним бутыль жидкостью, например, подкрашенной водой. И вновь мы увидим, что вне зависимости от высоты сообщающихся сосудов, уровень воды в бутыли будет точно таким же, как и уровень воды в шланге. В этом и заключается первое и основное свойство сообщающихся сосудов: в открытых сообщающихся сосудах уровни одинаковой жидкости будут одинаковыми. Это замечательное свойство нашло широкое применение в практике, но об этом поговорим чуть позже. А теперь возьмём U-образную стеклянную трубку. Это тоже сообщающиеся сосуды, их, в данном случае, называют коленами трубки. В правое колено нальём воду и она, конечно же, перетечёт в левое колено так, что уровни воды в обоих коленах будут одинаковыми – мы уже знаем, что так и должно быть, хоть пока что и не знаем, почему. А теперь в левое колено, очень аккуратно, чтобы жидкости не смешивались, нальём керосин или подкрашенный спирт. И мы увидим, что теперь верхние уровни каждой жидкости в коленах будут отличаться. Уровень спирта или керосина будет выше уровня воды. Заглянем заодно в таблицу плотности жидкостей и увидим, что плотность керосина или спирта меньше плотности воды, а уровень, наоборот, выше. Из этого эксперимента можно сделать вывод – если в открытых сообщающихся сосудах налиты две разные жидкости, то уровень будет выше у той, чья плотность меньше. Иными словами, плотности жидкостей и их уровни будут обратно пропорциональными. Настала пора объяснить, почему так получается.
Читайте также:
Проекты на уроках физики: плюсы и минусы
Что такое радуга?
Почему море соленое?
Почему небо голубого цвета?
Применение на практике
Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:
- измерители плотности,
- жидкостные манометры,
- определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
- домкраты,
- гидравлические прессы,
- шлюзы,
- фонтаны,
- водопроводные башни и т.д.
Свойство сообщающихся сосудов реализуется не только в физике. Такая известная поговорка «Если где-то прибыло, значит где-то убыло» фактически напрямую связана со свойством сообщающихся сосудов и означает, что в окружающем нас мире всё взаимосвязано, а значит – стремится к равновесию. Когда человек смещает это равновесие в одну сторону, это немедленно сказывается в чём-то другом. Над этим стоит задуматься, не так ли?
Материал по физике на тему «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса.
Методические советы учителям
- При изучении этой темы обязательно необходима демонстрация. Описанные в статье эксперименты обязательно нужно показать детям в живом исполнении.
- Желательно продемонстрировать принцип действия фонтана (это также довольно не сложно сделать своими руками).
- Обратите внимание учащихся на формулу для двух жидкостей – это обратная пропорция. На нескольких примерах поясните смысл обратной пропорциональности.
- Рассмотрите ситуацию с тремя жидкостями (решите соответствующую задачу).
- А вот действие шлюзов лучше всего продемонстрировать с помощью видео.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК А.В. Перышкина. Физика (7-9)
Физика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей.
Задачи урока:
- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах
- развивать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
- воспитывать культуру поведения при проведении экспериментов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, лейка, чайник, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин)
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
II. Мотивация (5 мин)
Наш город Белгород – город Первого Салюта и Воинской Славы, поражает жителей и гостей города своей современной красотой, чистотой и благоустроенностью. А в последнее время Белгород стали называть «Город Фонтанов».
Взгляните на экран (слайды 1 – 6):
(слайд 7) Первые фонтаны появились в древней Греции. Они имели очень простое устройство, и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности. Назначение их было сугубо практичным. Снабжать города и поселки водой. Вслед за древними Греками, фонтаны начали строить в Риме. Само слово фонтан имеет римские корни. Происходит от латинского фонтис, что означало источник. Римляне значительно усовершенствовали устройство фонтанов.
Опишите устройство фонтана. На чем основано?
III. Изучение нового материала (15 мин)
Фонтан является ярким примером применения в быту и технике сосудов, которые вы сейчас можете наблюдать на демонстрационном столе и на экране (слайд 8).
Перед вами находятся сосуды разной формы.
- Что общего у этих сосудов?
- Сколько таких соединений может быть?
- Как бы вы назвали такие сосуды?
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока (записывают тему урока).
Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися? (предлагают формулировки, записывают определение).
Эксперимент:перед вами сообщающийся сосуд, в одно колено которого налита жидкость. Нижняя часть сосуда закреплена зажимом. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему? (выдвигают гипотезы). Давайте проверим ваши предположения (открываю зажим).
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его: в сообщающихся сосудах поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.
Можно ли это обосновать теоретически? (на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р1 = р2. Давление p1 = ρgh1 и p2 = ρgh2. Приравниваем их ρgh1 = ρgh2. Сократим общие множители ρg и получим h1 = h2, что и требовалось доказать).
Запишите вывод (записывают).
Приведите примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике (фонтаны, шлюзы, сифон под раковиной, гидравлический пресс, водопровод с водонапорной башней (слайд 9).
Первые простейшие водопроводы были обнаружены несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим или деревянным трубам подавалась потребителям. В Вавилоне строительство водопровода было начато в 1501 г., в Париже в конце 18 в. Первый водопровод с деревянными трубами был сооружен в Англии в 18 в., в Москве – в 1804 г.
Объясните устройство водопровода.
Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда?
Давайте это проверим на эксперименте. Для этого нальем воду в эти сосуды.
Эксперимент:опыт с сосудами разной ширины и разной формы.
Какой вывод мы можете сделать? (на основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне)
Ребята! Мы с вами уже провели несколько экспериментов по исследованию сообщающихся сосудов. Что же еще можно пронаблюдать? (предлагают опыты с разными жидкостями, выдвигают гипотезы о том, как установятся уровни жидкостей)
Каким образом начнем исследование: теоретически или экспериментально? (учащиеся выбирают)
Эксперимент:один сосуд заполняется водой, другой маслом. Опыт с двумя другими жидкостями – керосином и водой – изображен у вас в учебниках на стр. 94, рис. 110 (слайд 10).
А теперь попытайтесь обосновать теоретически.
IV. Развитие знаний при решении творческих задач (5 мин)
А теперь, попытайтесь определить неизвестную жидкость, налитую в сообщающийся сосуд, если известно, что:
- в правом колене вода;
- обе жидкости неизвестны (слайд 11).
V. Подведение итогов, выставление оценок (2 мин)
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
Я попрошу еще раз повторить выводы по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
VI. Рефлексия (1 мин)
Если вам понятен материал сегодняшнего урока, то поднимите левую руку; если интересен – то правую. Только что вы все поучаствовали в создании импровизированного фонтана.
VI. Домашнее задание (1 мин) (слайд 12)
Я предлагаю дома продолжить работу с фонтаном. Посмотрите на слайд: продумайте и изобразите в тетрадях схему устройства данного фонтана, объясните его действие. В этом вам поможет параграф 39 учебника.
На следующем уроке вы вновь узнаете много нового о природе и ее законах. Спасибо за урок! До свидания!
Источник
Сообщающиеся сосуды
Подробности
Просмотров: 477
Что такое сообщающиеся сосуды?
– это сосуды, имеющие между собой сообщение, заполняемое жидкостью.
Пример сообщающихся сосудов – обыкновенный чайник!
А как же выглядят уровни жидкости внутри чайника?
Уровень воды в носике чайника и уровень воды в основном объеме чайника всегда одинаковы.
Теперь вы легко сможете отличить “правильный” чайник от “неправильного” чайника.
Есть ли смысл делать чайник с носиком, который заканчивается значительно ниже корпуса чайника? Лучше уж наоборот, тогда при любом заполнении чайника из носика ничего не выльется!
В сосуде с жидкостью верхние слои жидкости давят на нижние, и по закону Паскаля это давление передается жидкостью по всем направлениям одинаково.
Поэтому при равновесии жидкости (в состоянии покоя) давление на любом горизонтальном уровне одинаково по всем направлениям.
Давление жидкости пропорционально высоте столба жидкости и плотности жидкости.
Основное свойство сообщающихся сосудов:
В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне, если давление воздуха над ними одинаково.
Усложним задачу для сообщающихся сосудов!
Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а в другой – жидкость другой плотности, то уровни этих жидкостей в сосудах не будут одинаковыми.
При равенстве давлений над жидкостями высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностьью.
В сообщающихся сосудах высоты столбов над уровнем раздела двух разнородных жидкостей обратно пропорциональны плотностям жидкостей.
Еще в Древней Греции жрецы сумели использовать свойства сообщающихся сосудов для устройства “неиссякаемой” священной чаши.
Позднее основное свойство сообщающихся сосудов, открытое заново в 16 веке, стали использовать в различных технических устройствах.
Так по принципу действия сообщающихся сосудов работает водомерное стекло парового котла.
Сообщающиеся сосуды используют и при устройстве фонтанов.
Например, в пригороде Санкт-Петербурга, в Петергофском парке еще со времен Петра Первого есть интересный фонтан-шутиха.
В основу шлюзовой системы для прохода судов также заложены знания о работе сообщающихся сосудов.
В России первые шлюзы на реках были обустроены с 18 века.
И современные водопроводные системы представляют собой разветвленную сеть сообщающихся сосудов.
А вот в Древнем Риме, к сожалению, почему-то о свойствах сообщающихся сосудов не знали и построили водопровод на высоких акведуках, трубам на которых на всем пути, а он составлял более 400 километров, придавался уклон.
Утонет ли лодка?
Один рыбак для хранения живой рыбы сделал в своей лодке ящик с отверстием в дне. Не потонет ли лодка, если спустить ее на воду?
Нет! Ящик и вода в реке представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в ящик, не дойдет до края лодки и будет на таком же уровне, как и вода в реке.
А как ведет себя жидкость в невесомости?
1. Интересно, что под воздействием силы поверхностного натяжения, которая стремится уменьшить площадь поверхности жидкости, вода в невесомости собирается в шар.
2. Так как закон Паскаля в невесомости выполняется, то и поршневой насос, и гидравлическая машина в невесомости будут работать, как на Земле.
3. А вот закон сообщающихся сосудов в невесомости не работает, т.е. столб жидкости в условиях невесомости давления не оказывает, поэтому уровни жидкости в сообщающихся сосудах могут быть разными и зависят от действия случайных сил.
Источник