Сосуды в форме животных
Брылёва Елена Михайловна
Конспект урока изобразительного искусства
Класс: 5
Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Тип урока: комбинированный урок, урок-путешествие.
Цели урока:
- Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, значении образа животных в народном искусстве. Стимулировать мотивацию к творчеству.
- Развивать творческое рисование на основе вариаций и импровизаций мотивов керамики Скопина и Опошни.
- Воспитывать и закреплять интерес к познанию искусства своего народа.
Оборудование:
для учащихся: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды.
для учителя: посуда Скопина и Опошни, предметы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки и слайды, рисунки керамики Скопина, рисунок «ковра-самолета». Слова для словарной работы: Скопа, Скопин, Опошня, декоративно-прикладное искусство, эскиз.
Зрительный ряд: предметы народных промыслов, иллюстрации, слайды с изображением изделий Скопина и Опошни, фотографии и рисунки предметов народного быта с изображением птиц, коня, собаки, льва.
Литературный ряд: народные потешки, попевки.
Музыкальный ряд: народная напевная мелодия.
План урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
- Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения
- Тренинговое упражнение, подготавливающее к выполнению основной работы.
- Повторение о народных промыслах. Игра « Знаешь ли ты народные промыслы»
- Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
- Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
- Объяснение творческого задания.
- Практическая работа.
- Выставка работ. Итог урока.
- Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
- Вводное слово учителя. Создание определенного настроя.
Сообщение темы и цели.
-Урок изобразительного искусства. Урок у нас сегодня необычный. Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. Что такое эскиз?
(эскиз—это рисунок для изготовления какого-нибудь изделия или для выполнения более крупной работы)
-Что означают слова декоративно-прикладное искусство?
(декоративный—служащий для украшения;
прикладной—имеющий практическое значение, применяемый на практике;
декоративно-прикладное искусство—искусство изготовления бытовых предметов, служащих для украшения интерьера)
-Мир декоративно-прикладного искусства очень красив и наряден, можно сказать, что это сказочный волшебный мир. Вспомним, в волшебных сказках обычные предметы оживают. Они наделены волшебной силой. Какие вы знаете волшебные предметы. ( ковер-самолет, волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги скороходы).
- Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения.
-Итак, мы находимся в сказочной стране. И, поэтому, у нас должны быть сказочные волшебные предметы. Простой карандаш, фломастер, кисть, краски вам понадобятся на уроке. Представим, что они превратились в волшебные. С их помощью будете создавать сказочные образы.
-А на каком транспорте лучше всего путешествовать в сказке? (на ковре-самолете)
-На этом ковре не хватает полос. Каких полос не хватает?
( на доске лист с полосами:
Нужно отгадать каких полос не хватает на «ковре самолете».Какие цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый, желтый + синий, синий + красный)
-Повторим, что мы знаем о цвете. Какие здесь цвета? (основные).
-Какие должны быть цвета в недостающих полосках? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)
(на ковре появляются недостающие полосы)
Итак, представляем, что мы на ковре самолете. Закрываем глаза и …полетели.
( звучит музыка, на столе появляется корзина и предметы: деревянная чурочка, глина, кусок жести).
Перед вами совсем необычные вещи. Мы проходим мимо и их не замечаем. Что это за предметы? (глина, дерево, жесть)
-Эти вещи обыкновенные, но есть в этой прекрасной стране декоративно-прикладного искусства мастера, которые могут эти обыкновенные предметы превратить в прекрасные вещи.
-Во что может превратиться кусок глины? (в игрушку, кувшин, посуду)
-…дерева? (в ложку, донышко, кувшин, солонку, игрушку).
-…жести? (поднос, кувшин).
- Тренировочное упражнение, подготавливающие к выполнению основной работы.
-Эти чудесные вещи хранятся в этой корзине. Но, чтобы открыть их, нужно открыть «замки», т.е. выполнить задание-упражнение.
( на корзине « замки» в форме ромашек, у которых на лепестках нарисованы круги)
Разберите лепестки. Фигуру, изображенную на листке превратим в предмет. Вспомним, что у нас в руках не обычный фломастер, а «волшебная палочка». Начинаем превращение.
(Дети выполняют тренировочное упражнение: из формы круга дорисовывают какой-нибудь предмет. Звучит музыка.)
-Посмотрим, что у вас получилось. С заданием справились.
- Повторение о народных промыслах.
Посмотрим, что за предметы находятся у нас в сундуке. К каким народным промыслам они относятся.
Эту посуду называют «золотой». Она горит яркими красками, как жар. Главными элементами её росписи является травка, кустик, ягоды, листья, фон черный, красный.
-Правильно, это хохломская посуда. Их какого материала сделана? (из дерева).
( посуду ставим около куска дерева)
-Отгадайте следующий промысел.
А на этих изделиях распустились сказочные букеты из необычных цветов. Цветы имеют названия: розан и купавка. Также в росписи мы видим необычных птиц, сказочных коней. Все элементы росписи украшены белой краской. Этот прием росписи называется «оживка».
-Это городецкая роспись. Из чего сделаны предметы городецких мастеров? (из дерева). (Ставим около куска дерева).
-Следующее изделие:
Это игрушка забавная, необычная, яркая и веселая. Это не просто игрушка, а игрушка-свистулька. На белоснежном фоне геометрические узоры: линии, круги, овалы…
-Правильно, это дымковская игрушка. Из чего она сделана? (из глины, ставим около куска глины).
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост—
Точно солнечный цветок.
Индя ,индя, индючок
Весь похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, расписной.
Это барыня ,краса—тугая , черная коса
Щеки алые горят, удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво,
Барышня вся так красива.
-Следующий промысел:
Этот поднос обычно черного цвета. Его украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета или венка. Иногда рисуют фрукты или ягоды.
-Правильно, это жостовский поднос. Из чего он сделан? (Из жести. Ставим около куска жести)
-Кто изготавливает такие удивительные вещи? (народные мастера)
-Где они живут? ( В разных регионах России)
-Испокон веку славилась наша великая Россия своими мастерами—одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство.
Вещи эти сделаны из глины и из дерева. Мастера их вылепили, мастера их вырезали. В каждую вложили душу, свое сердце выразили.
– И вы сегодня постараетесь создать эскизы удивительных вещей.
- Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
Немножко отдохнем. На поляне растут удивительные цветы: розаны и купавки из Городецкой росписи. Нужно их собрать. Мальчики собирают розаны, а девочки—купавки. Затем нужно их поставить в вазы. составим букеты из теплых и холодных цветов. В красный кувшин—цветы теплых тонов, а в синий—холодных.
- Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
-А в этой корзине находятся предметы необычной формы: керамические кувшины в форме животных и птиц.
Русский народ использовал образы животных в своей жизни и в искусстве. Так образы животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных прялках, на стенах соборов и в украшении изб. Древние образы коня и птицы сохранились в народной игрушке и в посуде. С животными, охранявшими людей, мы встречаемся и в народных сказках.
В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных. Так птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.
В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой носит то же название.
Волк и собака в народных преданиях часто служили олицетворением одних и тех же природных стихий, явлений. Ведь свист ветра и гул бури были похожи и на лай, и на вой.
Собаки были воплощением не только ветра, но и тучи. Считалось, что они стряхивают со своей шкуры дождь и скалят огненные зубы—молнии. С огненными собачьими языками сравнивали пламя. Про огонь говорили, что он лижет и пожирает добычу.
Лев был символом огня, а также олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Он являлся стражем дверей т и ворот храмов. Изображения львов можно увидеть и на деревянных украшениях избы, и на изразцах, и в рисунках тканей, и в резьбе.
Народные мастера вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента.
В народном представлении добродушный лев больше напоминает собаку, чем грозного хищника.
-А сегодня мы познакомимся с необычными кувшинами в форме животных и птиц.
-Есть на Руси, на Рязанской земле город Скопин. Стоит он среди невысоких холмов. Здесь когда-то шумели леса, протекали речки, и было в этих речках рыбы видимо-невидимо. Жила в этих местах крупная птица—скопа. Птица с темными крыльями и могучими когтями. Питалась она рыбой. Осторожная птица жила только там, где было тихо. Но исчезли леса. Вместе с ними исчезла и птица скопа. Осталась память о ней только в названии города, да еще и в керамических изделиях.
Что такое керамика? (керамика—изделия их обожженной глины)
-Любят скопинские мастера делать кувшины, кружки, подсвечники из глины в виде знаменитой птицы.
-Силой народной фантазии обычные предметы превратились в необычные. Мы видим кувшины в форме животных и птиц. Ручки и носики напоминают змей.
Рассмотрим кувшины из корзины. Во петух, глухарь. Мастер использовал форму кувшина в форме туловища птицы и украсил декоративными элементами.
-А в Полтавской области, в селе Опошня изготавливают керамические кувшины в виде забавных зверей.
-Туловище животного—туловище кувшина, опирается на крепкие ножки. Это бык, баран, козел. Декоративная обработка в виде налепов.
- Объяснение творческого задания.
-Вы сегодня создадите эскиз чудо-сосуда в форме животного или птицы. Перед вами листы с силуэтами обычной посуды. Выберите любую форму и создайте свой сказочный образ.
- Практическая работа
Эскиз декоративной росписи « волшебного» фигурного сосуда учащиеся выполняют, соблюдая следующие условия:
- Определить форму фигурного сосуда ( кувшин, кружка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи.;
- Нарисовать декоративную фигуру зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного сосуда с учетом предназначения этого сосуда.
- Использовать эскиз « волшебного» фигурного сосуда на уроке для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.
- Выставка работ. Подведение итогов урока.
Источник
на выставке «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова»
Продолжение. Начало здесь и здесь.
Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами. Наверное, для пещерных людей рог или череп животного первоначально был таким же обычным сосудом для питья, как для нас стакан.
Позднее из отрубленных голов жертвенных рогатых животных жрецы выпивали кровь. И поставить такой «сосуд» не допив, было просто невозможно.
Со временем рог превратился в «священный сосуд» в руках богов, богинь и героев.
Палеолитическая Венера из Лоссель, Франция.
С овладением ремеслами, рога и черепа получили дополнительное декоративное оформление, а позднее их стали полностью изготовлять из глины, кости, рога или металла. Кровь же заменило красное вино.
Поскольку изначально питье из них было ритуальным, то и ставить сосуд не было необходимости. Вы думаете из ритона напиток пили, как из обычного бокала? Оказывается, сверху его наливали, а выливали через нижнее, узкое отверстие тонкой струйкой в чашу или прямо в рот. Одно дело, прочесть об этом, и совсем другое – увидеть. Итак, посмотрим, как они это проделывали:
Помпейская фреска
Греческая вазопись
Но какой же смысл заключается в двух отверстиях? Зачем такое неудобство? Разве недостаточно того, что сохранена древняя природная форма сосуда? Может быть, это связано с тем, что рог с двумя отверстиями был с древности музыкальным инструментом?
В античной Греции ритоны использовали в церемониях жертвенных возлияний богам и духам умерших, тризнах, пирах. В вазописи можно увидеть ритоны в руках Диониса, Плутона, героев, вакханок, сатиров. Чем выше статус владельца – тем роскошнее ритон. Их делали и на заказ, продавали «варварам». Превосходные мастерские были и в самой Фракии. Геродот и другие античные источники упоминают о золотых и серебряных рудниках фракийцев.
Ритон с конем. Серебро, позолота, выс. 23,5 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. IV в. до н. э.
Вихрем несется конь, и не важно, что не хватает у него задних ног. Зато нагрудный ремень у него – золотой, с узором плюща, связанного с культом Диониса. Посматривает он на нас живыми глазами из под больших век. И, видимо, глаза были еще живее, пока не утеряли инкрустаций, сделанных фракийским мастером.
Для «конелюбивых» фракийцев, лошадь – один из знаков социального статуса, верный помощник героев эпоса, животное, связанное с богами солнца и войны. И потому приносили их в жертву при погребении во множестве.
Ритон с оленем. Серебро, позолота, выс. 21,5 см. Литье, припой, ковка, гравировка. IV в. до н. э.
Грациозные олени на концах серебряных с позолотой ритонов тоже остановлены в быстром беге. Фракийский мастер счел нужным изобразить даже морщинки и жилки на мордочках животных. На груди – отверстие для выливания напитка. Ритон с козликом. Серебро, позолота, выс. 20 см. Литье, чеканка, пайка. V в. до н. э.
Ритон украшен по длине вертикальными желобками – каннелюрами (прямо как в дорической колонне) и отделан золотом. Наверху – сюжетная сцена.Ритон с головкой барана. Эллинский мастер. Серебро, позолота, выс. 29,5 см. Литье, чеканка, пайка, гравировка. 410 г. до н. э.
Самый большой из найденных на фракийской земле. Сделан он искусным эллинским мастером. Изображение барана, как царского символа, известно еще на самых ранних иранских ритонах.
На стенках – фигурный фриз с сюжетом из трагедии Эврипида «Мудрая Меланиппа». Внизу – стебель плюща.
Идеальное сочетание реализма, стилизации и декоративной разработки мельчайших деталей.
…И, все-таки, для чего же у ритона два отверстия?
Снова взглянем на палеолитическую Венеру на первой фотографии…
Вспомним о фаллической символике рога, и всё станет понятно.
Источник
Ритон Братина Пифос Колебас ленаК1 4 года назад Правильным ответом на этот вопрос будет РИТОН, именно этот сосуд для питья древние греки делали в форме рога или головы животного. Выглядел он например таким образом: Пифос в нашем представлении это обычный большой кувшин. Калебас это кажется сосуд из тыквы для хранения напитков. А братина тоже употреблялась в старину для питья вина, но по форме напоминала ковш. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Ninaarc 4 года назад Эти древние сосуды предназначались для вина и изготавливались из рога, глины или из металлов. Выглядел питьевой прибор как сосуд рогообразной формы, расширяющийся сверху в виде воронки и сужающийся книзу. Ритон – так называется этот древний сосуд, который заканчивался изображением головы животного. Такие сосуды, украшенные гравировкой и рельефами, были характерны для древнегреческого искусства. Ответ: ритон. Про такой рог для питья слышать конечно приходилось, главное выбрать правильное название. В предложенном списке такой сосуд, который обычно изготавливали в форме головы животного или рога, на первом месте в этом списке, его название- Ритон. Irinnnka 4 года назад Из всех представленных вариантов правильным ответом будет первый вариант – Ритон! Ритоном называется широкий сосуд, похожий на рог животного. Он изготавливается из металла, глины или рога животного. Очень красивый сосуд для питья. Пашенька 4 года назад Сосуд в форме рога и сегодня для некоторых считается показателем некоего изобилия и всемогущества, хотя для меня то совершеннейшая безвкусица и антисанитария. Сосуд носит название РИТОН, оно для большинства незнакомое. Елена Д 4 года назад Достаточно сложно будет выбрать верный ответ на поставленный вопрос, если не иметь под рукой этимологический словарь, либо доступ в сеть Интернет – без знания лексических значений всех предлагающихся слов выбирать ответ придётся наугад. В форме рога делали “Ритон” – это можно определить, узнав перевод слова с языка древних греков. Яннет 4 года назад Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какой сосуд для питья делали в форме рога или головы животного, выбираем первый вариант ответа из четырёх предоставленных нам на выбор. То есть, верный ответ – ритон. Ритон – это сосуд для питья, выглядит этот сосуд как рог животного. Oleg74 4 года назад Для того, чтобы дать нам правильный ответ, нужно попробовать перевести слова, которые даются нам в качестве вариантов ответов. Так вот, один из этих вариантов переводится с древнегреческого, как “рог для питья” и этим вариантом является слово – ритон. Спаанч Бооб 4 года назад Откуда только берутся такие сложные вопросы, ответы на которые необходимо долго искать. Конечно в интернете можно наказать множество вариантов, из которых следует выбрать самый распространённый вариант. Таким вариантом ответа оказался ответ – ритон! Полава 4 года назад В данном случае колебас или братина точно не подойдут для ответа. Сомнения могут вызвать только греческие названия ритон или пифос. После поисков эти сомнения отпадут и верный ответ найдется: Верный ответ будет первой позиции – РИТОН. Андрей Лютый 4 года назад Ну вообще-то чаще всего он так и назывался рогом и использовался для питья вина. Знаете ответ? |
Источник