Сосуды в форме зверей

Найдено определений: 19
водолей
толковый словарь
м.
1. Одно из двенадцати зодиакальных созвездий.
2. Название одного из двенадцати знаков зодиака, соответствующего месяцу, в котором Солнце находится в таком созвездии.
отт. перен. Тот, кто рождён в такой временной период (21 января – 19 февраля).
толковый словарь ушакова
ВОДОЛЕ́Й, водолея, муж.
1. Рабочий, вычерпывающий, выливающий откуда-нибудь воду (спец.).
2. перен. Многословный, малосодержательный оратор (разг. пренебр.).
толковый словарь ожегова
ВОДОЛЕ́Й, -я, муж.
1. Человек, к-рый многословен и бессодержателен в своих речах, писаниях (разг. неод.).
2. Работник, наливающий и отливающий воду (стар.).
энциклопедический словарь
ВОДОЛЕ́Й -я; м.
1. В средние века: сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника из глины или металла.
2. Водоналивное судно, снабжающее пресной водой находящиеся в море корабли.
3. Пренебр. О писателе, ораторе и т.п., многословном и бессодержательном в своих выступлениях, сочинениях и т.п.
4. [с прописной буквы] только ед. Одно из двенадцати созвездий Зодиака.
5. О человеке, родившемся в конце января – феврале, когда Солнце находится в созвездии Водолея.
* * *
Водоле́й (лат. Aquarius), зодиакальное созвездие.
———————————–
ВОДОЛЕ́Й -я; м.
1. В средние века: сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника из глины или металла.
2. Водоналивное судно, снабжающее пресной водой находящиеся в море корабли.
3. Пренебр. О писателе, ораторе и т.п., многословном и бессодержательном в своих выступлениях, сочинениях и т.п.
4. [с прописной буквы] только ед. Одно из двенадцати созвездий Зодиака.
5. О человеке, родившемся в конце января – феврале, когда Солнце находится в созвездии Водолея.
* * *
водоле́й – древний сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника, из глины или металла. Распространён в средние века во многих странах, в том числе на Руси.
большой энциклопедический словарь
ВОДОЛЕЙ (лат. Aquarius) – зодиакальное созвездие.
———————————–
ВОДОЛЕЙ – древний сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника, из глины или металла. Распространен в средние века во многих странах, в т. ч. на Руси.
орфографический словарь
водоле́й, -я (водолив) и Водоле́й, -я (созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим знаком)
формы слов
водоле́й, водоле́и, водоле́я, водоле́ев, водоле́ю, водоле́ям, водоле́ем, водоле́ями, водоле́е, водоле́ях
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 34
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
водоле́й мо 6a (рабочий и др.);
Водоле́й мо//м, 6а (созвездие)
сканворды
– Зодиакальное созвездие.
– В каком созвездии находится звезда Садальмелек?
– Экваториальное созвездие.
– В каком созвездии имеется астеризм Урна?
– Название лунного модуля корабля «Аполлон-13».
– Название именно этого созвездия, согласно одной из версий, дано в честь спасшегося после всемирного потопа Девкалиона.
– Это слово является одним из древнерусских названий месяца апреля.
– Кто изображён на гербе Великого Устюга?
– Рукомойник.
– Сорт огурцов.
полезные сервисы
водолей (зодиакальное созвездие)
энциклопедический словарь
ВОДОЛЕЙ (зодиакальное созвездие) – ВОДОЛЕ́Й (лат. Aquarius), зодиакальное созвездие (см. ЗОДИАКАЛЬНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ).
полезные сервисы
водолей (сосуд)
энциклопедический словарь
ВОДОЛЕЙ (сосуд) – ВОДОЛЕ́Й, древний сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника, из глины или металла. Распространен в средние века во многих странах, в т. ч. на Руси.
полезные сервисы
водолейка
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 2
полезные сервисы
водолейство
энциклопедический словарь
ВОДОЛЕ́ЙСТВО -а; ср. Разг. Пустословие, многословие.
полезные сервисы
водолейщик
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 2
полезные сервисы
Источник
Расписной сосуд из могильника близ Суз (Элам) с изображениями козла, собак и фламинго. Энеолит. Париж. Лувр
Для керамики из Суз характерна форма высокого кубка, росписи на котором скомпонованы в несколько фризов, идущих один над другим. На кубке изображены козлы, знаки воды и полей, собаки, преследующие дичь водяные птицы. 4 тыс. до н.э.
Древнейшие классовые общества, восточные деспотии сложились почти одновременно в долинах рек Нила и Двуречья. Искусство Передней Азии известно, начиная с более раннего времени, и сохраняло дольше свой первоначальный характер. Видимо, Передняя Азия занимала передовое положение среди других стран еще в период родового строя. Возможно, что она была источником распространения бронзы. В недавнее время раскопки на месте Суз и Тепе – Ганра обнаружили древнейшие следы культуры и художественного творчества, восходящие еще к четвертому тысячелетию до н. э. К сожалению, памятники искусства и ремесла являются почти единственными и потому недостаточными источниками для суждения обо всей этой культуре. Они свидетельствуют о развитых формах художественной жизни.
Сосуды из Суз, так называемого первого стиля, отличаются значительно большим совершенством своей формы, чем горшки нового каменного века. В некоторых из них заметно подражание форме тыквы, но большинство сосудов обладало правильной закономерной формой, достигнутой благодаря применению гончарного круга. В них часто выделена ножка, намечен верхний поясок, мягко изгибаются края, подчеркнуты отвесные полоски. Сосуды эти украшались фигурными изображениями, в которых, несмотря на их геометрическую отвлеченность, можно легко узнать очертания длинноносых птиц, бегущих собак или бородатых козлов с огромными рогами. Меткость, с которой схвачены отличительные черты различных животных, и преувеличения в их передаче напоминают росписи древнего каменного века. Но фризовое расположение фигур и чувство меры в построении формы были недоступны первобытным охотникам и тем более отсталым народностям.
М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. том 1. 1948
Раннеклассовое искусство шумеров.
Период Обейда (начало 4 тысячелетия до н.э.) отличается переходом от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству, а к концу периода — переходом от камня к металлу. Из археологических находок, датируемых периодом Обейда, самой характерной является крашеная керамика; сосуды сделаны от руки из тонкой желтовато-зеленой глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором большей частью коричневато-красного цвета и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикиии Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато). Изящество форм керамики из Суз сочетается с чистотой отделки; основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка.
Строительное искусство периода Обейда было еще чрезвычайно примитивно. Население жило в плетеных хижинах, круглых или (повидимому, позднее) прямоугольных, с покрытиями, образованными согнутыми вверху стеблями, перевязанными пучком; для теплоты и прочности такие хижины обмазывались глиной. Скульптура существовала лишь в виде крайне примитивных глиняных статуэток.
Источник
Алабастр
Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.
Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей.
Лекиф
сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.
Амфора
овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.
Лутрофор
сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.
Гидрия
керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.
Ойнохоя
кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.
сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.
Панафинейская амфора
изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда – обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).
Пелика
расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.
Канфар
сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.
Пиксида
круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.
Киаф
сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).
Псиктер
сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.
Килик
керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.
Ритон
керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.
Кратер с завитками
сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.
Скифос
сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).
Второй тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками…
Стамнос
сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским.
Источник
Варианты ответов к вашему кроссворду
ВОДОЛЕЙ
- Водолей (лат. Aquarius) — одиннадцатый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 300° до 330°, считая от точки весеннего равноденствия; постоянный знак тригона Воздух.
- Древний сосуд для умывания в форме зверя, птицы, всадника, из глины или металла
- Это слово является одним из древнерусских названий месяца апреля
АМФОРА
- А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς — «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках.
- Древний глиняный кувшин
- Античный глиняный сосуд
- Древний глиняный сосуд
- Древний высокий глиняный сосуд
- Античный глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов
- Глиняный сосуд
- Глиняный сосуд (антич.)
- Античный сосуд, похожий на вазу
- Античный сосуд
- Античный сосуд с росписью
БУТЫЛКА
- Буты́лка (от фр. bouteille, возможно, через польск. butelka) — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой.
- Удлиненный стеклянный сосуд с узким горлышком
- Сосуд из стекла для жидкостей
- Самый древний сосуд такого типа был найден археологами в Египте и датирован 1300 до нэ
- Стеклянный сосуд с узким горлом
- Стеклянный сосуд с длинным горлышком
- Стеклянный сосуд с узким горлышком
КАНОПА
- Кано́па (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации.
- В Древнем Египте — сосуд для хранения внутренностей умершего. В. Д. Гладкий “Древний мир” Том 1
- Сосуд для хранения внутренностей бальзамированного покойника в Древнем Египте
- Ритуальный сосуд
- Сосуд для хранения внутренностей бальзамирования покойника
- Сосуд для хранения пепла после кремации
КОРЧАГА
- Па́вел Анато́льевич Корча́гин (р. 24 мая 1960, Пермь) — российский историк, специалист по истории и археологии Урала, известен как автор ряда археологических открытий, сделанных при раскопках русских поселений на Урале, относящихся к Средневековью и Новому времени.
- Русский глиняный сосуд
- Русский большой глиняный сосуд
- Древнерусский глиняный сосуд X—XII вв. с округлым туловом и двумя ручками, позднее — большой сосуд типа горшка с широким горлом
- Старый деревенский сосуд
- Древнерусский сосуд для питья
- Большой, обычно глиняный сосуд, служащий для разных хозяйственных надобностей
- Большой глиняный сосуд
- Глиняный сосуд
- Древний русский сосуд
- Древнерусский большой глиняный горшок
ЛУТРОФОР
- Древний сосуд
- Древнегреческий кувшин для хранения воды в брачных и погребальных церемониях
УМЫВАЛЬНИК
- Устройство для умывания, жестяной или медный сосуд с гвоздем с клапаном на конце, раковиной под ним и лоханью или ведром для сбора грязной воды в закрытой тумбе под раковиной
ЭПИХИЗИС
- Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой.
- Древний сосуд
- Античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой
КОЛБА
- Ко́лба (нем. Kolben) — стеклянный сосуд с круглым или плоским дном, обычно с узким длинным горлом. Разновидность технических сосудов, применяемых в химических лабораториях.
- Пузатый сосуд в химлаборатории
- Что собой представляет сосуд Дьюара
- Сосуд для реактива
- Пузатый химический сосуд
- Сосуд для химич. работ
- Грушевидный лабораторный сосуд
- Сосуд, умеющий химичить
- Лабораторный сосуд в форме груши
- Химический сосуд
- Сосуд в руках химика
КРУЖИЩА
- (увеличение) кружка, сосуд в форме стакана с ручкой
Эти слова находили также по запросам:
Источник
Нормы и ценности китайской культуры, ее духовные идеалы и традиции весьма своеобразно преломились в китайском искусстве, выразившем их в художественной форме.
Ритуальные сосуды
Мы уже упоминали об иероглифичности китайского мышления, ставшей ключевой особенностью китайской культуры. Но китайская письменность появляется лишь во 2-м тыс. до н.э., поэтому в ранние периоды истории и культуры
Китая особое значение имели блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан-Инь — из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма их орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы.
Еще более отчетливо символическое значение подобных сосудов стало заметно после появления бронзового литья, которое сами китайцы ценят выше всех остальных своих творений в области художественного творчества. Массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшались геометрическим орнаментом, составлявшим лишь фон, на котором изображались узоры — барельефы быка, барана, змеи, птицы, дракона. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубцы, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл.
Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с изделиями других культур. Геометрический орнамент отличался большой графической точностью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. Выполненные в бронзе сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, фоном для которой служил меандр — орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих гром и облака. На основе этой гравировки вырастали новые узоры, сделанные уже в высоком, выпуклом рельефе. Весь узор оказывался настолько многослоен, что поверхность бронзовых изделий словно оживала под беспрерывным движением вылезающих отовсюду звериных голов.
В отличие от узоров на гончарных изделиях важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство. Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных — защитников и охранителей. Иногда сосуды изготавливали в форме зверей и птиц, оберегающих человека, — совы, тапира, тигра, и вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест. Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира. Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира — воду, землю, дерево, огонь и металл. Постепенно с развитием письменности и созданием книг классической китайской образованности магическое и ритуальное значение бронзовых сосудов стало падать, за ними сохранялась лишь их утилитарная роль.
Бронзовое литье китайцы ценят выше всех творений в области художественного творчества. Древнекитайская бронза так необычна по своим размерам, узорам и очертаниям, что ее невозможно спутать с артефактами других культур
Бронзовый сосуд Дин
для ритуальной еды V в. до н.э.
Сосуд с геометрическим рисунком 1600—1100 до н.э.
Бронзовый ритуальный сосуд
Бронзовый музыкальный колокольчик
Источник