Сосуды в геометрическом стиле

Геометрический стиль (также известен как геометрика) — исторический стиль, характеризующий, главным образом, архаические стадии развития в различных видах и разновидностях искусства. Как и многие другие категории теории формообразования, трактуется в широком, историко-культурном аспекте, и в узком, конкретно-историческом значении[1]. В узком смысле этот термин употребляют для обозначения характерной абстрагирующей тенденции в древнегреческой вазописи конца «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. Геометрический стиль постепенно вытеснял протогеометрический стиль. Главным центром его распространения были Афины. Постепенно геометрический стиль распространялся среди вазописцев многих торговых городов на островах Эгейского моря[2].
Происхождение[править | править код]
Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Ок. 760—750 до н. э.
Термин «геометрический стиль» впервые появился в 1870 году, когда были открыты дипилонские амфоры, поразившие археологов совершенством формы и росписи. Помимо вазописи, геометрический стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики, изделий художественных ремёсел из металла: посуды, украшений. Термин «геометричность» (близок понятию тектоничность, но не «геометрический стиль», применяют также для характеристики периода классической античности в Древней Греции. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на расписных сосудах он располагался полосами и состоял из меандров, крестов, спиралей и окружностей. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами композиций с изображением животных и людей в период архаики. Существуют две основных концепции, объясняющих появление геометрического стиля в искусстве Древнего Мира[3]. Первая — семиотическая, согласно которой абстрагирование протоизобразительных форм связано с древнейшими мифологическими представлениями, синкретичностью мышления и неразвитостью конкретно-образных представлений на ранних этапах развития человеческой культуры. Эта теория объясняет, в частности, широкое распространение геометризованных форм в различных, не связанных между собой культурах и исторических типах искусства: в искусстве древней Месопотамии, Китая, Японии, Древней Америки. Вторая теория — технологическая, связывает этот феномен с ограниченностью изобразительных средств, примитивностью материалов и техники. Обе теории хорошо дополняют друг друга[4][5][6]. В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризовыми и метопными композициями с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать фигуры и сцены из сюжетов древнегреческой мифологии.
Обзор геометрической вазописи[править | править код]
Протогеометрический период[править | править код]
Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое значительный прогресс по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции живописного стиля микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строже и проще (в отличие от сложных, порой причудливых, форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены росписью светлым коричневатым лаком на несколько горизонтальных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, чаще концентрические окружности (их мастера выполняли с помощью циркуля) и спирали. Горизонтальные пояса орнамента делят сосуд в строго пропорциональных отношениях по тектоническому принципу, то есть внизу располагаются наиболее массивные орнаментальные элементы[7].
Ранний геометрический период[править | править код]
В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов. Орнамент мастера стали располагать в основном вокруг горловины вплоть до середины тела сосуда. Оставшуюся поверхность покрывали тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок.[8]
В этот же период к элементам росписи керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов искусства геометрического стиля. Меандр представлял из себя орнаментальную композицию, состоявшую из двух тонких горизонтальных линий, между которыми осуществлялась косая штриховка.
Средний геометрический период[править | править код]
В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр. Размеры сосудов в этот период достигли своего максимума: отдельные вазы достигали высоты человеческого роста. В период расцвета геометрического периода значительно расширился диапазон форм изготовляемых сосудов, но самыми популярными исследователи признают амфору и кратер, отличавшиеся вытянутостью формы. Однако на протяжение всего геометрического периода отдельные части сосудов всё ещё были видны, а лак не достигал гладкости чернофигурного периода.
В росписи наиболее разнообразная орнаментальная композиция располагалась на самой выпуклой части сосуда. В этот период нижнюю часть изделий также начали покрывать узором, однако он был менее замысловатый и проработанный, чем узор на центральной, самой выдающейся части. Наряду с самой выпуклой частью, обильно украшался и наиболее вогнутый участок горлышка сосуда.
На сосудах геометрического периода исследователи обнаруживают несколько основных типов орнаментов. Часто изображались цепочки из ромбов, в центре каждого из которых находились точки, также были популярны изображения рядов зигзагов, нижние углы которых соединялись горизонтальной линией, что, тем самым, в сущности образовывало множество следующих друг за другом треугольников. Наносили и орнамент в виде нескольких параллельных друг другу рядов зигзагов. С помощью циркулей или гончарных кругов мастера наносили и композиции, состоящие из окружностей. Это могли быть опоясывающие сосуд линии различной толщины или повторявшиеся ряды концентрически расходящихся кругов. Примитивность геометрического стиля заключалась в строго прямолинейном нанесении узоров, которые по сути делили сосуд на секции с различным орнаментальными группами.
Поздний геометрический период[править | править код]
Иконография и техника росписей среднегеометрического периода использовалась и в начале VIII века до н. э., однако мастера увеличивали количество декоративных элементов, устойчивость приобрели мотивы изображений животных в области горловины, шейки и основания амфор. Появляются стилизованные изображения человеческих фигур. При этом мастера в основном изображали животных, обитавших непосредственно в их краях, то есть на сосудах геометрического периода не встречаются изображения обитателей, например, подводного мира. Из сухопутных животных, фигуры которых использовались в росписи, преобладали различные пастбищные животные, кони, из диких — змеи, львы и др., некоторые виды птиц. Чаще всего изображения животных не представляли собой какую-либо сюжетную композицию, они использовались либо в качестве опоясывающего сосуд орнамента, или изображались одиночно.
Люди же на вазах изображались чаще всего группами, при этом на большинстве ваз, которыми располагают исследователи, представлены сюжеты похоронных и погребальных процессий. При этом, отличительной особенностью сюжетов с людьми, изображавшихся в геометрический период, является отсутствие ярко выраженного главного героя – мастера никак не подчёркивали значимость той или иной изображаемой фигуры. Чаще им удавалось даже, наоборот, привлечь внимание зрителя к второстепенным персонажам.
Вообще, и изображения животных, и фигуры людей рисовались весьма условно. Фигуры животных обычно представляли собой лишь силуэты, так как их контур внутри полностью заполнялся чёрным лаком. Людей рисовали схематично, лишь условно намечая заострённую линию подбородка, туловище, руки и, более похожие на человеческие, ноги. При этом фигуры и людей, и животных изображались в профиль, мастера не пытались передать объём. Вазописцы не стремились передать и индивидуальность изображаемых людей.
Одним из характерных примеров росписи позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, центре культуры древних этрусков. На ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, фантастические существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др. Именно эти мотивы позднее стали характерными для ориентализирующего стиля.
Характерные особенности геометрической росписи на разных территориях[править | править код]
Исследователи выделяют несколько областей Греции, на каждой из которых существовала своя характерная традиция росписи ваз. Так, на острове Тира роспись обычно предполагала наличие строгого канона, узоры располагались по закону тектоники. Ассортимент используемых орнаментальных композиций на Фере был весьма разнообразен: использовались не только простые прямолинейные узоры, но и более сложные концентрические круги и спирали. Животные и люди на тирских амфорах практически не изображались.
В Аргосе в росписи часто использовался меандр — прямолинейный орнамент, однако он усложнялся наличием нескольких рядов, что можно считать характерной особенностью росписи на этой территории. Кроме того, здесь мастера изображали и живых существ. Это были в основном женщины, водящие хороводы, воины или всадники. Хороводы встречались и на вазах из Лаконии, так как они в целом были популярным в то время мотивом не только в росписи, но и в архитектуре.
Довольно яркую индивидуальность имели росписи на вазах с острова Крит. На них, наряду с типичными простыми геометрическими сюжетами, изображались различные живые существа, в первую очередь представители морской фауны и насекомые. Кроме того, критяне чаще изображали и людей и даже пытались более отчётливо передать черты человеческого лица.
Весьма отличались от других и амфоры из Аттики. Во-первых, они были в среднем больше ваз из других регионов. Во-вторых, узоры, наносившиеся аттическими мастерами, были более разнообразными. Наконец, в Аттике гораздо распространённее была практика изображения на вазах людей, причём чаще все это были группы человеческих фигур. При этом, законы тектонического изображения тех или иных элементов здесь также сохранялись[7].
Орнаментальные мотивы в искусстве геометрического стиля[править | править код]
Для сосудов с росписью в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные орнаментальные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает искусство геометрического стиля от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в захоронениях знатных граждан: воинов и правителей[9].
Особенности изображений человеческих фигур[править | править код]
Первые изображения человека появляются в вазописи около 770 г. до н. э. на ручках амфор. Мужскую фигуру можно отличить по торсу треугольной формы, овальной голове с характерным выступом, обозначающим нос, и удлинённым цилиндрической формы бёдрам и голеням. Эти черты сближают архаичную роспись с иконографией Кикладских идолов. Изображения женских фигур также абстрагированы: их длинные волосы изображали рядом прямых линий, а грудь — условными мазками[10].
Тематика геометрической вазописи[править | править код]
Наряду с абстрактными геометрическими композициями, мастера этого периода изображали и различные сюжеты, героями которых выступали люди и животные. На выбор того или иного сюжета сильное воздействие оказывали происходившие события с одной стороны и культурный фон в целом — с другой. Играло роль и назначение расписываемого сосуда. Так, на вазах, найденных в гробницах, изображены сцены погребальных процессий.
Вазописцы, подобно поэтам той эпохи, изображали сцены из жизни героев и исторических событий. Нередко сюжеты изображений на вазах перекликались с событиями из поэм Гомера.
Специфика изображения групп человеческих фигур также находит своё объяснение в социально-политических особенностях той эпохи. Так, отсутствие ярковыраженной иерархии в изображении героев, нередкое доминирование второстепенных персонажей или их однородность отражают общество того времени с его демократией и доминированием общинных ценностей над индивидом.
Кроме того, изображения животных, людей или иных объектов живой, а также неживой природы зачастую носили магический смысл. В тот период греческое общество было гораздо больше подвержено вере в различные потусторонние силы, помимо классических богов. Потому и изображение коня, или солнца, или змеи могло вполне носить дополнительную символическую нагрузку[11].
Примечания[править | править код]
- ↑ Власов В. Г. Геометрический стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 89-96
- ↑ Snodgrass, Anthony M. Greek Geometric Art by Bernhard Schweitzer (неопр.) // The Classical Review. — 1973. — December (т. 23, № 2). — С. 249—252.
- ↑ Леви-Строс К. Печальные тропики. — М. : Мысль, 1984. — 234 с.
- ↑ Наливайко Д. С. Искусство: Направления, течения, стили : В 2 т. — Киев : Мистецтво, 1981
- ↑ Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев : Collegium, 1994. — 285 с.
- ↑ Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. — М. : Мысль, 1995. — 900 с.
- ↑ 1 2 Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во Московского университета, 1953. — С. 61-67
- ↑ Плиний Старший, Естественная история 35-я, 36-я книги
- ↑ Coldstream, John N. Geometric Greece: 900-700 BCE (неопр.). — London, UK: Routledge. — ISBN 0415298997.
- ↑ Morris, Ian. Archaeology As Cultural History: Words and Things in Iron Age Greece (англ.). — London, UK: Blackwell Publishers, 1999. — ISBN 0631196021.
- ↑ В. Б. Блаватский. История античной расписной керамики. — Издательство московского университета, 1953.
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Геометрика
- Геометрический стиль // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Geometric Art in Ancient Greece
- Greek Geometric period
Источник
Ваза с геометрическим орнаментом. 9 век до н.э.
Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 – 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах – «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8 – 7 вв. до н.э.) – в них рассказывается о более древних общественных отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого общества.
В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер.
Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов ведения сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали условия для накопления богатств, развития имущественного неравенства и рабства. Однако рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя — басилевса.
Басилевс являлся главой племени; он объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно с советом родовых старейшин, – называемым буле. В наиболее важных случаях созывалось народное собрание — агора, состоявшее из всех свободных членов общины.
Племена, расселившиеся в конце 2 тысячелетия до н.э. на территории современной Греции, находились тогда еще на поздней ступени развития доклассового общества. Поэтому искусство и культура гомеровского периода складывались в процессе переработки и развития тех, по существу еще первобытных, навыков и представлений, которые принесли с собой греческие племена, лишь в малой степени усвоившие традиции более высокой и зрелой художественной культуры Эгейского мира.
Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических представлений древних греков, так же как различные события истории Эгейского мира получили образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних греков (миф о Минотавре, троянский эпический цикл и др.). Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона — зала с сенями и портиком. Некоторые технические навыки и опыт микенских зодчих также были использованы греческими мастерами. Но в целом весь эстетический и образный строй искусства Эгейского мира, его живописный, утонченно экспрессивный характер и орнаментальные, узорные формы были чужды художественному сознанию древних греков, первоначально стоявших на более ранней ступени общественного развития, чем перешедшие к рабовладению государства Эгейского мира.
12 – 8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших циклах эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.
Древний эпос наряду с неразрывно связанной с ним мифологией выразил в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, переосмысленные в соответствии с духом времени, разрабатывались в драме и лирике, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах.
Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.
Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр
Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 – 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.
Источник: ‘Всеобщая история искусств. Том 1’ \Ред. Р.Б.Климов – Москва: Государственное издательство ‘Искусство’, 1956 – с.920
Источник