Сосуды в стенах здания

Сосуды в стенах здания thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2019; проверки требует 1 правка.

Голосни́к, голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки[1].

Голосниками также называются круглые или фигурные отверстия на деке струнных музыкальных инструментов — гуслях, домре и др.[2][3]

Применение в строительстве[править | править код]

Использование в кладке голосников с их сферической пустотелой формой (в отличие от кирпича и камня) значительно облегчает давление на несущие части здания, в частности на своды как наиболее хрупкие элементы постройки[4]. Кроме того, опять же благодаря пустотелости, они призваны повысить акустические свойства возводимого помещения[5].

Голосник на одиннадцатиструнных крылоподобных гуслях

Несмотря на то, что большая часть заложенных в стену сосудов не имела прямого выхода горловины во внутреннее пространство здания, некоторые из голосников располагались именно так. Кроме того, например, конструкции куполов комплекса дворца Мангана в Константинополе (IX—XII вв.) заполнены уложенными без скрепляющего раствора амфорами, что позволяет звуку резонировать и во внутреннем пространстве кладки. «Резонаторы» (голосники) использовались и в западноевропейском средневековом строительстве, но наиболее раннее применение отмечается в византийском зодчестве.

Древнерусское зодчество[править | править код]

Голосники также активно использовались в древнерусском каменном строительстве.

Судя по археологическим находкам, подобные сосуды применялись уже в древнейшей киевской Десятинной церкви, при строительстве множества храмов в Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Переяславле, Волыни, Чернигове и др.

Сами сосуды могли быть привозными (в виде греческих амфор) и изготовленными на месте, как правило, специально для строительства. Чаще всего в кладке обнаруживаются сосуды обоих типов. Сосуды местного производства отличаются вытянутым прямым горлом. Их изготавливали из хорошо отмученной глины и сильно обжигали. Внутри на негладкой поверхности прослеживаются следы ленточного налепа.

Особенным образом применялись голосники в гродненской архитектурной школе. В стенах Коложской церкви, начиная с высоты около 1,5 м, располагаются многочисленные сосуды, обращённые отверстиями внутрь помещения. Большое их количество указывает на то, что они применялись здесь в основном в строительных целях, поскольку для улучшения акустики достаточно небольшого набора сосудов, размещенного в парусах. Пример гродненских храмов позволяет предполагать, что в их случаях голосники использовались также как элемент декора, поскольку стены гродненских храмов изнутри не были оштукатурены.

Голосники совершенно не применялись в галицком и владимиро-суздальском зодчестве. В Суздале обломки голосников были обнаружены только в останках Мономахова собора, построенного южнорусскими мастерами.

См. также[править | править код]

  • Фазоинвертор

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Стасов В. В. Голосники в древних новгородских и псковских церквах // Изв. Археол. о-ва. СПб., 1861. Т. 3.

Ссылки[править | править код]

  • Строительные материалы: Голосники
  • Система резонаторов: Голосник (недоступная ссылка)

Источник

Фасадные элементы были востребованы на протяжении веков. Не утратили они своей актуальности и сегодня. Различные архитектурные решения, использующиеся дизайнерами и архитекторами в оформлении фасада здания, несут в себе практические и защитные функции, а также определяют стиль постройки, подчеркивают её привлекательность и эстетику. С их помощью можно легко превратить обычный дом в роскошную усадьбу. Это является главной причиной внедрения архитектурных элементов здания в рабочий проект.

Деталей фасада существует очень много, поэтому перед дизайнерами и архитекторами стоит нелёгкая задача. Создание гармоничного образа здания достигается благодаря удачному сочетанию нескольких видов архитектурных элементов.

Фасадное декорирование известно с самых древних времен. В ходе развития человеческой цивилизации видоизменялись и архитектурные элементы. Ниже мы поговорим о них, о тех деталях, которые придают дому уникальность и неповторимый стиль.

Детали, украшающие внешние стены здания, влияют на впечатление, которое они же и создают. Архитектурные элементы являются главными отличительными признаками того или иного стиля. Но при этом так легко запутаться в огромном разнообразии названий архитектурных элементов отделки фасада. Знание, хотя бы основных из них, поможет разобраться что есть что и общаться с подрядчиками на одном языке. Итак…

Балясины. Представляют собой ряд фигурных столбиков и являются одними из ключевых элементов классического стиля, однако им не ограничивается их применение. Балясины можно встретить в оформлении фасадов домов в стиле от хай-тек до минимализма и барокко. Традиционно они изготавливаются из искусственного камня, чем выгодно подчеркивают архитектурный стиль строения, предают фасаду особую роскошь и торжественную атмосферу

Балясины

Балюстрада. Ряд балясин, соединённых сверху перилами, играющий роль невысокого ограждения для лестничных маршей, террас или балконов. Традиционным для изготовления балюстрад является гипс или камень. Однако иногда его делают из дерева, бетона или же из современного популярного материала – полиуретана.

Читайте также:  Что расширяет сосуды и улучшает кровообращение

Пилястр. Основополагающий декоративный элемент фасадной отделки здания. Представляет собой вертикальный выступ (столб) в виде колонны в форме прямоугольника или полукруга. Основная часть пилястра – капитель – лепной элемент, располагающийся в верхней его части. Пилястр дарит зданию торжественность и завершенность. Данные элементы отличались высокой стоимостью, поскольку при их изготовлении использовали камень, гипс, бетон, реже дерево. Удешевить процесс и существенно уменьшить вес конструкции представилось возможным благодаря появлению пенополистирола.

Пилястр

Капитель. «Голова» колонны или пилястры. Сегодня капитель традиционно делают из пенопласта, что удешевляет оформление фасада здания и вес декоративной отделки в общем. Капители бывают готическими, романскими, ионическими, коринфскими, композитными, но в любом случае четко определяют стиль.

Капитель

Абака. Представляет собой простейшую форму архитектурного элемента. Абакой называют обычно верхнюю квадратную плиту капители, колонны или пилястры. Она может быть украшена резьбой по краю, иметь вогнутую форму, срезанные углы, или полностью сложный профиль.

Абака

Атлант. Иногда его ещё называют атлас или Теламон. Это скульптура в виде мужчины, которая выполняет декоративную функцию. Или же практическую: для поддержания перекрытия здания, карнизов, балкона. Атлант может использоваться вместо колонны или пилястры. Материалом для изготовления может служить камень, гипс, дерево, бетон.

Атлант

Фронтон. Завершающий элемент декора фасада, ограниченный с боков двумя скатами крыши и карнизом в качестве основания. Фронтоном декорируется также портик или колоннада.

Рустика. В архитектурной терминологии «руст» означает камень или разделительную полосу. Это отражает сущность данного декоративного элемента. Рустик представляет собой облицовку фасада прямоугольными плотно подогнанными друг другу камнями, края которых выделяются неширокой гладкой полосой. Декорирование рустиком призвано создавать впечатление мощного массивного прочного здания. Сегодня элемент используется в декоративном оформлении углов зданий, стыков стен, фундамента.

Рустика

Портик. Полуоткрытое помещение или галерея, перекрытие/крышу которого поддерживают колонны. Как правило, портик открыт с одной стороны, с противоположной он ограничен стеной с окнами или дверьми или же полностью глухой стеной. Между колоннами могут быть перекинуты арки. Данные элементы бывают плоскими, пилястровыми или в антах и выгодно подчёркивают стилевое решение фасада здания и статус его владельцев. Благодаря современным технологиям отдельные элементы портиков производятся из пенопласта с металлическими поддерживающими стержнями/основами.

Портик

Колоннада. Ряд колонн, объединённых в одну цельную композицию горизонтальным перекрытием. Колоннаду можно встретить в виде портиков, галерей, примыкающих к строению. Визуально они соединяют здание с окружающей природой или придомовой территорией

Колоннада

Молдинг. Элемент, придающий фасаду изюминку: представляет собой декоративную архитектурную деталь в виде накладной выпуклой планки. Обычно его используют для декора стен, дверных и оконных проемов, арок. Благодаря молдингу достигается выразительность завершенность и аккуратность фасада здания. Изготавливают декоративный элемент из пенополистирола, гипса, бетона, реже дерева или мраморного камня.

Молдинг

Аркада. Представляет собой несколькоидентичных друг другу арок, как по форме, так и по размеру, которые опираются на столбы/колонны. Таким образом, формируется открытая галерея вдоль стены здания и уменьшается нагрузка стены на опоры. Архитекторы внедряют арки там, где требуется выдерживать большие нагрузки: для поддержки крыши или антаблемента.

Аркада

Каннелюра. Вертикально или горизонтально направленный желоб на колонне или пилястре. Их может быть несколько расположенных плотно друг к другу или через определенное расстояние.

Каннелюра

Кариатида. Еще один интересный элемент по типу атланта, но на этот раз представляющий собой статую одетой женщины. Их чаще всего используют в качестве поддерживающего звена под антаблемент. Использование каменных изваяний известно еще со времен античной архитектуры. Первыми стали использовать кариатиды древнегреческие зодчие как колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблемент. Наверное, важнейший архитектурный элемент – верхняя часть архитектурного ордера или балочное перекрытие пролёта, завершение стены. Он бывает неполным или облегчённым в зависимости от того все ли составляющие части присутствуют в нём: архитрав, фриз и карниз. Исторически происходит данный элемент от деревянных балочных перекрытий, которым сегодня на смену пришли каменные или гипсовые детали.

Антаблемент

Фриз. Композиционный декоративный элемент, представляющий собой горизонтальную полосу, шов или ленту. Фризом также называют горизонтально ориентированную часть антаблемента. Фриз может быть пустым или заполненным сплошной лентой скульптурных, декоративных и живописных изображений. Особенно выигрышно смотрится эта «зажатая» часть, декорированная пышным орнаментом.

Фриз

Карниз. Выступающая часть стены, грань кровли. Элемент визуально разделяет крышу и стены здания или делит горизонтально плоскость стен параллельно поверхности земли. Если карниз находится в нише, имеет небольшие размеры, треугольную, овальную или полукруглую форму, то, как правило, его называют сандриком. Основой карниза служит выступающая плита. Карнизы могут быть междуэтажными или венчающими.

Карниз

Читайте также:  Интракраниальные артерии и вены сосуды

Архитрав (эпистелион). Представляет собой прямолинейную балочную перекладину, что может перекрывать пространство между колоннами, оконными и дверными проёмами. Архитравом также могут называть нижнюю части антаблемента: балку, опирающуюся на капители колонны. Элементы могут быть простыми, гладкими или разделенными на 3 части.

Архитрав (эпистелион)

Барельеф. Один из самых интересных элементов архитектурной постройки, представляющее собой скульптурное изображение, выступающее над плоскостью стены до 50% своего объёма. Здание определённо привлечёт внимание любопытных «зевак», туристов и фотографов, если на его стене, в его нишах, на фронтонах или сводах расположить сюжетный барельеф.

Барельеф

Горельеф. Скульптурная композиция, возвышающаяся над плоскостью стены на более, чем 50% своего объёма. Иногда элементы горельефа совсем отделены от плоскости. Как и барельеф, горельеф раньше делали из камня, затем гипса, артбетона. Сегодня на фасад уменьшают нагрузку всеми возможными способами, и скульптурные композиции изготавливают всё чаще из пенопласта или подобных ему легких материалов.

Работа с элементами благоустройства и малыми архитектурными формами имеет определённую специфику, и доверять её необходимо профессионалам архитектурного дела. Довольно легко переборщить с декоративными элементами или ошибочно совместить части антаблемента разных ордеров, что в дизайнерском деле является грубейшей ошибкой.

Но особенно это касается выбора строительных материалов, коими рынок буквально переполнен. Гипс, камень, его искусственные аналоги, бетон и его разновидности: каждый из этих материалов может быть использован для того или иного архитектурного элемента фасада здания. Однако только учёт особенностей каждого из них гарантирует не только красивый, но и качественный декор.

Горельеф.

Источник: https://www.pro-fasade.ru/news/sravnenie-vibor-materialov/arkhitekturnye-elementy-fasada-zdaniya.html

Источник

Многих людей, интересующихся историей, поражают тайны Римской империи, покорившей множество стран, оставившей после себя грандиозные сооружения, которые пережили буквально тысячелетия. Адепты альтернативной истории считают, что знаменитые акведуки, Колизей, собор святого Петра и многие другие невероятные здания Рима были построены при помощи высоких технологий. Но это всем известные следы этой великой цивилизации. Однако есть несколько загадок Древнего Рима, которые известны не так широко, но поражают воображение не меньше.

    1. Потолок Пантеона

Римский Пантеон – одно из самых загадочных зданий в мире. Этому грандиозному сооружению не меньше 2000 лет. И что интересно, все эти годы оно не подвергалось ремонту.  При этом с инженерной точки зрения Пантеон – это абсолютный шедевр. Огромная прочнейшая конструкция, построенная с непостижимой четкостью в деталях и использованием загадочных вечных материалов. Например, его полы совершенно не стерлись за века. Особенно поражает воображение его удивительный кессонный потолок – совершенно правильной геометрической формы. Причем размер его составляет 43 метра, а толщина – 12 метров. Освещается Пантеон через единственное круглое отверстие (его диаметр 9 м) в потолке, которое называется окулюс.

  2.  Гробница Эврисака

Эта загадочная гробница в Риме выглядит настолько странно, что даже официальные историки никак не могут найти достойное объяснение ее необыкновенной форме. Найдена она была в XIX веке, когда на площади Порта Маджоре решили убрать средневековые строения. Под одной разобранной башней оказалась 13-метровая древнеримская гробница. Надпись на ней гласила, что это могила пекаря Марка Вергилия Эврисака. На верхней части гробницы имеются рельефы, которые изображают различные этапы хлебопечения. Однако то, что находится под ними, до сих пор является предметом жарких споров. В нижнем ярусе таблицы находятся ровные вертикальные трубы, а над ними расположены такие же ровные горизонтальные отверстия. Существуют разные версии того, что значат эти загадочные трубы и отверстия. Под одной из них – они изображают хранилище зерна и элементы тестомешалок. По другой – это настоящие тестомешалки и настоящий элеватор, встроенные в гробницу.  В любом случае, это древнее сооружение явно выполнено при помощи каких-то древних загадочных инструментов. Возможно, до того, как стать гробницей Эврисака, это здание являлось чем-то другим, и надпись и барельефы на ней появились уже позже.

   3. Портлендская ваза

Портлендская ваза – загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце I тысячелетия до нашей эры.  Этот декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры богов и смертных.  Ваза была найдена в средние века неподалеку от Рима,  долгое время принадлежала герцогам Портлендским, откуда и получила свое название. Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.

   4. Пирамида Цестия

Мало кто знает, но в Риме, рядом с воротами Сан-Паоло, есть настоящая древняя пирамида. Официальная история гласит, что построена она между 18 и 12 годами до нашей эры. Высота пирамиды около 36 метров, длина основания – около 30 метров. Внутри нее находится склеп, причем по легендам, в нем был захоронен Рем, один из основателей Рима. Любопытно, что по тем же легендам, его брат Ромул был похоронен в другой аналогичной пирамиде, которая находилась в Ватикане и была разрушена в XVI веке. Сделана эта пирамида очень качественно, ее блоки обработаны без изъянов. Интересно, что  пирамида Цестия в III веке была встроена в стену Аврелиана. И эта кирпичная кладка кажется примитивной на фоне гораздо более древней пирамиды.

5.  Гибкое стекло

Гибкое стекло  – это современная разработка, появившаяся не так давно. При помощи нанотехнологий удалось создать стекло, которое может сгибаться.  Но самое интересное тут то, что впервые гибкое стекло появилось тысячи лет назад. Плиний Старший писал о том, что в начале нашей эры один стеклодув подарил римскому императору Тиберию сосуд из гибкого стекла. Этот сосуд мастер бросил на пол, но тот не разбился, а только деформировался. Стеклодув руками выпрямил сосуд, и он вернулся в первоначальную форму. Сохранилось множество древнегреческих и древнеримских сосудов, которые поражают своими технологиями, например, та же Портлендская ваза. Возможно, часть древних стеклянных сосудов была сделана из гибкого стекла – просто никому в голову не приходило проверить их на прочность, бросив на пол.

Читайте также:  Санаторий для диагностика сосудов

6. Ливневый сток в Остии

Остия Антика – это древний город, который находится недалеко от римского аэропорта Фьюмичино. Здесь сохранилось множество удивительных следов прошлого, например система канализации, которой тысячи лет. Но самое удивительное – отверстие загадочной формы. Это ливневый сток, через который дождевые воды попадают в древнюю канализацию. Загадочны и его форма и то, каким неизвестным образом оно было вырезано в твердом камне.

  7. Римские додекаэдры

Римские додекаэдры — это предметы, сделанные из бронзы или камня, размером до 4 до 11 см. Они имеют двенадцать плоских пятиугольных граней, с круглым отверстием в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани. Обычно они датируются II-м или III-м веком нашей эры. Всего было найдено около сотни подобных артефактов – в  различных странах Европы,  но больше всего их обнаружено в Германии и Франции. До сих пор функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени.

8. Гигантские размеры

Древние римские здания поражают своими размерами. Уже упоминавшиеся Колизей, Пантеон, собор святого Петра, триумфальные арки, Форум отличаются просто огромными размерами. Кстати, Колизей на итальянском языке называется  colosseo – от латинского слова colosseus, что означает громадный – и высокие здания и сооружения мы называем  колоссальными. Кроме того, сохранившиеся древние римские статуи людей тоже значительно выше человеческого роста – как будто изображают представителей другой цивилизации.

    9. Живопись жанра каприччо и руины Рима

В XIII веке был очень моден жанр живописи, который называется каприччо. Знаменитые  художники  Робер Юбер, Шарль Луи Клериссо, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини и другие рисовали руины Рима, которые выглядели так, как будто город пережил разрушительную войну. На этих картинах можно увидеть полуразрушенные грандиозные здания, величественные сооружения, следы пожаров и т.д.

Жанр каприччо считается архитектурной фантазией – то есть, якобы эти здания и эти руины вымышлены.  Однако в Риме сохранилось немало мест, которые до сих пор выглядят почти так же, как и на картинах XVIII века – это та же пирамида Цестия, Пантеон, Колизей, Форум и т.д.

При этом в Риме до сих пор сохранилось множество руин, обломков колонн, ровных обработанных каменных блоков, которые лежат в самых неожиданных местах, причем иногда буквально на свалках. Может быть, фантазии художников были все же не фантазиями?

    10. Акустика Колизея

По легендам, в знаменитом римском Колизее была просто невероятная акустика. Слово, сказанное на арене даже шепотом, легко можно было услышать на задних рядах. Долгие годы этот эффект приписывался невероятным умениям древних строителей. Однако, возможно, что просто в Римской империи имелась своя акустическая техника наподобие современной нам, в том числе и с усилителями. Естественно, она не пережила тысячелетия, в отличие от камней. И невероятная слышимость в Колизее объясняется наличием в древности высоких технологий…

Напомню, что также я рассказывала про 10 самых загадочных достопримечательностей Турции.

Наталья Трубиновская

Источник