Сосуды высокого давления композитные
Металлокомпозитные баллоны давления в авиации и космонавтике
На протяжении 15 лет специалистами ЗАКБ «САФИТ» (иногда нас неверно ищут в интернете как софит) велись работы по созданию металлокомпозитных баллонов (МКБ) высокого давления,
по своим характеристикам конкурирующих с лучшими отечественными и зарубежными образцами.
К настоящему времени создана и отработана технологическая цепочка серийного производства МКБ. Баллоны внедрены и поставляются в оборонную
промышленность и народно-хозяйственные отрасли.
Применение МКБ стало наиболее актуально в свете программы импортозамещения, когда предприятия-поставщики металлических балонов
высокого давления находятся за пределами России, а имеющийся парк воздушных судов гражданской авиации и военно космических сил снаряжен баллонами с
истекающими сроками эксплуатации.
Металлокомпозитные баллоны производства ЗАКБ «САФИТ» спроектированы и предназначены для хранения и транспортирования любых видов
газов в авиации, космонавтике и для гражданского применения.
Конструкция металлокомпозитного баллона
Металлокомпозитный баллон (сосуд) высокого давления производства ЗАКБ «САФИТ» спроектирован и предназначен для хранения и транспортирования всех
видов газов на уровне мировых стандартов.
Главная конструктивная особенность и отличие от других композитных баллонов – это тонкостенный высокодеформативный лейнер из нержавеющей стали.
Благодаря использованию новых конструктивно-технологических решений и высокотехнологичному производительному оборудованию собственной разработки,
продукция способна конкурировать по цене c повсеместно используемыми металлическими аналогами.
Особенности МКБ САФИТ
- Сверхтонкий лейнер толщиной 0,3…0,5 мм изготовлен методом микроплазменной сварки на инновационном оборудовании, не имеющем аналогов
- Составные части лейнера получены пластическим деформированием заготовок
- Лейнер и силовая оболочка раскреплены между собой
- Силовой углеволоконный слой изготовлен методом намотки. Профиль слоя, углы армирования близки к оптимальным
Преимущества МКБ САФИТ
- Возможность проектирования МКБ с заданными эксплуатационными характеристиками
- Оптимальные форма лейнера и схема армирования
- Высокая весовая эффективность
- Безопасный характер разрушения
- Повышенная коррозионная стойкость
- Увеличен срок службы баллонов и интервалы между поверками
- Уменьшена стоимость за счет использования сварки
Композитные баллоны успешно применяются в различных отраслях
отрасль
Хранение и транспортировка промышленных газов
Атомная
отрасль
Хранение жидких радиоактивных отходов
Медицина
и МЧС
Кислородные баллоны
космонавтика
Кислородные системы, системы пожаротушения, пневмоприводы
Автомобильный
транспорт
Баллоны для сжиженного газа
Оборонная
отрасль
Хранение специальных газов
С расширением областей применения за 5 лет рынок МКБ в России вырос на 600% и составляет ~ 4 млрд. руб.
Металлокомпозитные баллоны – продукт эволюции металлических
Металлические баллоны давления
- Стальные
- Алюминиевые
- Титановые
Композитные баллоны давления
- Стальные со стеклопластиковой подмоткой
- Стеклопластиковые с полимерным или композитным лейнером
Металлокомпозитные с металлическим лейнером
- Алюминиевые раскатные лейнеры
- Алюминиевые и титановые сварные лейнеры
Металлокомпозитные со сверхлёгким лейнером
- Тонколистовой стальной сварной лейнер
МКБ превосходят металлические баллоны по всем параметрам
По весовой эффективности МКБ «САФИТ» сопоставимы с зарубежными и в разы превосходят отечественные баллоны давления
Сферические баллоны
Цилиндрические баллоны
Тенденции и экономический эффект от использования МКБ
Массовая доля ПКМ в ВС за 30 лет выросла в 50 раз и составляет 50% (В-787), объемная доля достигла 80%
Фюзеляж В-787 полностью выполнен из КМ и состоит из четырех состыкованных между собой отсеков, в конструкции применяются различные
типы ПКМ, вытесняющих алюминий с 80% (В-737) до 20%
Источник: отчет НИР по теме «Анализ тенденций и прогноз перспектив применения композиционных материалов в конструкциях
воздушных судов гражданской авиации», М, ФГУП ГосНИИ ГА, 2014, с. 313
Авиация: замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД
Композитные баллоны имеют ту же форму и характеристики при меньшем весе. Замена металлических баллонов на металлокомпозитные
аналоги не требует конструктивных доработок! Размещение кислородных баллонов позволяет легко производить их замену.
Штатные баллоны
УБШ-25/150
Р раб = 170 бар
V = 25 л
m = 15,8 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 94,8 кг
КБ-2
Р раб = 30 бар
V = 7,8 л
m = 12 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 24 кг
Металлокомпозитный аналог
Аналог УБШ-25/150
Р раб = 170…340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 37,2 кг
Аналог КБ-2
Р раб = 30…60 бар
V = 7,8 л
m = 4,8 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 9,6 кг
Суммарный выигрыш в весе: 94,8 + 24 – 37,2 – 9,6 = 72 кг
Уменьшение массы самолета на 1 кг приводит к уменьшению расхода топлива на 40 г в час.
При среднем годовом налете самолета в 2500 часов уменьшение массы на 72 кг приводит к уменьшению расхода топлива на:
72 кг x 0.04 кг/час x 2500 час = 7 200 кг
Замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД уменьшает массу самолета на 72 кг, что приводит к уменьшению годового расхода топлива
на 7,2 тонны и снижению выбросов СО2 на 21 тонну!
Примечание: по экспертным оценкам замена МБ на МКБ по всем системам на пассажирском самолете
может привести к 10-кратному увеличению эффективности.
Космонавтика: применение МКБ в разгонном блоке «ФРЕГАТ»
Проведено три успешных пуска ракет с космодрома Куру для вывода спутников навигационной системы ГАЛИЛЕО по заказу Европейского Космического Агентства
с МКБ «САФИТ», установленными на разгонном блоке «ФРЕГАТ». РБ «ФРЕГАТ» разработан в НПО им. С.А. Лавочкина для выведения космических аппаратов в составе
ракет типа Р-7А3.
Применение МКБ увеличило коммерческую загрузку РБ на 44 кг с экономическим эффектом 53 млн. руб.
Применение МКБ позволило увеличить давление заправки гелием до 340 бар.
Это дало возможность заменить шесть титановых баллонов
на пять металлокомпозитных.
Суммарная масса МКБ: 6.2 кг х 5 шт. = 31 кг
Суммарная масса МБ: 12.5 кг х 6 шт. = 75 кг
Выигрыш в массе: 75 – 31 = 44 кг
Выведение 1 кг груза на геостационарную орбиту: 1.2 млн. руб.
Экономический эффект: 1.2 млн.руб. х 44 кг = 52.8 млн. руб.
Металлокомпозитный баллон для разгонного блока «ФРЕГАТ»
Технические характеристики
Р раб = 340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг
МАКС-2017: Продукция ЗАКБ САФИТ, металлокомпозитные баллоны давления в изделиях Российского Космического Агентства
Технология изготовления Металлокомпозитного баллона давления
Установка сварки лейнера запатентована и является инновационной
- Сварочный аппарат имеет программное управление и полностью автоматизирован
- Позволяет вести сварку тонких 0,3…0,5 мм элементов лейнера
- Сварной шов не имеет дефектов
Установка для намотки силовой оболочки
В ЗАКБ «САФИТ» разработана методика оптимального выбора материалов и углов армирования лейнера
- Формирование силовой оболочки производится методом «мокрой» намотки армирующего материала на лейнер
- Намотка силовой оболочки формируется последовательной укладкой спиральных и кольцевых слоев пропитанного армирующего материала по заданной программе
- Схема армирования и программа определяются результатами проектных расчетов
- По окончании процесса намотки баллон нагружается внутренним давлением и подвергается термообработке. По завершении термообработки давление стравливается
Металлокомпозитные баллоны ЗАКБ «САФИТ» прошли сертификационные испытания по международному стандарту ЕN 12245
Требование по взрывобезопасности (пункт 5.2.5 EN 12245 : 2002)
Статическое нагружение
Требования стандарта
- Разрушающее давление Pв должно быть больше двух предельных PH
- Баллон не должен давать утечки при Р Баллон и лейнер должны разрушаться не более чем на три части.
- В зачет идут только куски лейнера, выбитые из оболочки баллона.
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – вода
- Температура среды – 23 °C
- Температура поверхности – 22°C
- Скорость наддува 25 – 30 bar/s
Результаты
- Безосколочное разрушение (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Огнестойкость
Требования стандарта
- Баллоны не должны разрушаться катастрофически во время огненного испытания. Испытательная среда может протекать через стенки баллона
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – воздух
- Давление испытаний 250 бар
- Температура среды – 20°C
- Тип устройства для сброса давления – Valve A 232 (manufacturer Rotarex)
Результаты
- Баллон начал течь через 14 минут и 40 секунд после начала испытания на огнестойкость через стенки цилиндра и штуцер
- В ходе испытания баллон не разрушился (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Пулевой прострел
Требования стандарта
- Тестируемый баллон не должен разрушиться на осколки независимо от проникновения в него пули
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – воздух
- Температура среды – меньше 50°C
- Давление испытания – 250 бар
- Скорость пули – 850 м/сек
- Размер пули – 7,62 мм
- Баллон опрессован воздухом до 300 баров и испытан методом «аквариума»
- Баллон является герметичным
Результаты
- Баллон получил входное и выходное отверстие диаметром 50 мм
- После удара пули в баллоне не оказалось осколочного разрушения (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Обработана статистика повреждений МКБ и даны рекомендации по оценкам живучести
Наибольшее число повреждений связано с появлением микротрещин (44%), истиранием и царапинами (16%), случайными ударами (14%).
Примеры эксплуатационных повреждений и их влияние на работоспособность МКБ
Высокая температура и огонь
О Компании
ЗАКБ САФИТ
С 1993 года компания САФИТ (иногда нас ищут как софит) работает в сфере разработки и производства стеклопластиковых изделий на основе эпоксидных и полиэфирных смол.
Конструкторские разработки осуществляются при участии специалистов ФНПЦ ОАО ЦНИИСМ – ведущего института России по созданию изделий из
композиционных материалов для ракетно-космической техники, а производственные мощности компании состоят из современного высокопроизводительного
оборудования, позволяющего производить широкий спектр высококачественных изделий, соответствующих международным стандартам ASTM, AWWA.
В настоящее время компанией выпускается широкий ассортимент изделий из стеклопластика: артезианские и нефтеперегонные
трубы, химически стойкие шламо-, соле-, кислотопроводы, трубопроводы быстрого развертывания, футляры защитные для газопроводов, опоры освещения,
токоразмыкатели и электроизоляторы, электро-подогреваемые трубы, антенные системы и радиопрозрачные колпаки.
Источник
Композитные баллоны давления в авиационной и космической технике
На протяжении 15 лет специалистами ЗАКБ «САФИТ» велись работы по созданию металло- композитных баллонов (МКБ) высокого давления,
по своим характеристикам конкурирующих с лучшими отечественными и зарубежными образцами.
Конструкторско-технологические решения созданных МКБ являются результатом конверсии методов проектирования, изготовления и экспериментальной
отработки композитных корпусов ракетных твердотопливных двигателей, обладающих исключительно высокой степенью весовой эффективности.
К настоящему времени создана и отработана технологическая цепочка серийного производства МКБ. Баллоны внедрены и поставляются в оборонную
промышленность и народно-хозяйственные отрасли.
Применение МКБ стало наиболее актуально в свете программы импортозамещения, когда предприятия-поставщики металлических балонов
высокого давления находятся за пределами России, а имеющийся парк воздушных судов гражданской авиации и военно космических сил снаряжен баллонами с
истекающими сроками эксплуатации.
Конструкция металло- композитного баллона
Металло- композитный баллон (сосуд) высокого давления производства ЗАКБ «САФИТ» спроектирован и предназначен для хранения и транспортирования всех
видов газов на уровне мировых стандартов.
Главная конструктивная особенность и отличие от других композитных баллонов – это тонкостенный высокодеформативный лейнер из нержавеющей стали.
Благодаря использованию новых конструктивно-технологических решений и высокотехнологичному производительному оборудованию собственной разработки,
продукция способна конкурировать по цене c повсеместно используемыми металлическими аналогами.
Особенности МКБ САФИТ
- Сверхтонкий лейнер толщиной 0,3…0,5 мм изготовлен методом микроплазменной сварки на инновационном оборудовании, не имеющем аналогов
- Составные части лейнера получены пластическим деформированием заготовок
- Лейнер и силовая оболочка раскреплены между собой
- Силовой углеволоконный слой изготовлен методом намотки. Профиль слоя, углы армирования близки к оптимальным
Преимущества МКБ САФИТ
- Возможность проектирования МКБ с заданными эксплуатационными характеристиками
- Оптимальные форма лейнера и схема армирования
- Высокая весовая эффективность
- Безопасный характер разрушения
- Повышенная коррозионная стойкость
- Увеличен срок службы баллонов и интервалы между поверками
- Уменьшена стоимость за счет использования сварки
Композитные баллоны успешно применяются в различных отраслях
отрасль
Хранение и транспортировка промышленных газов
Атомная
отрасль
Хранение жидких радиоактивных отходов
Медицина
и МЧС
Кислородные баллоны
космонавтика
Кислородные системы, системы пожаротушения, пневмоприводы
Автомобильный
транспорт
Баллоны для сжиженного газа
Оборонная
отрасль
Хранение специальных газов
С расширением областей применения за 5 лет рынок МКБ в России вырос на 600% и составляет ~ 4 млрд. руб.
Металлокомпозитные баллоны – продукт эволюции металлических
Металлические баллоны давления
- Стальные
- Алюминиевые
- Титановые
Композитные баллоны давления
- Стальные со стеклопластиковой подмоткой
- Стеклопластиковые с полимерным или композитным лейнером
Металлокомпозитные с металлическим лейнером
- Алюминиевые раскатные лейнеры
- Алюминиевые и титановые сварные лейнеры
Металлокомпозитные со сверхлёгким лейнером
- Тонколистовой стальной сварной лейнер
МКБ превосходят металлические баллоны по всем параметрам
По весовой эффективности МКБ «САФИТ» сопоставимы с зарубежными и в разы превосходят отечественные баллоны давления
Сферические баллоны
Цилиндрические баллоны
Тенденции и экономический эффект от использования МКБ
Массовая доля ПКМ в ВС за 30 лет выросла в 50 раз и составляет 50% (В-787), объемная доля достигла 80%
Фюзеляж В-787 полностью выполнен из КМ и состоит из четырех состыкованных между собой отсеков, в конструкции применяются различные
типы ПКМ, вытесняющих алюминий с 80% (В-737) до 20%
Источник: отчет НИР по теме «Анализ тенденций и прогноз перспектив применения композиционных материалов в конструкциях
воздушных судов гражданской авиации», М, ФГУП ГосНИИ ГА, 2014, с. 313
Авиация: замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД
Композитные баллоны имеют ту же форму и характеристики при меньшем весе. Замена металлических баллонов на металлокомпозитные
аналоги не требует конструктивных доработок! Размещение кислородных баллонов позволяет легко производить их замену.
Штатные баллоны
УБШ-25/150
Р раб = 170 бар
V = 25 л
m = 15,8 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 94,8 кг
КБ-2
Р раб = 30 бар
V = 7,8 л
m = 12 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 24 кг
Металлокомпозитный аналог
Аналог УБШ-25/150
Р раб = 170…340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг
Количество: 6 шт.
Суммарный вес: 37,2 кг
Аналог КБ-2
Р раб = 30…60 бар
V = 7,8 л
m = 4,8 кг
Количество: 2 шт.
Суммарный вес: 9,6 кг
Суммарный выигрыш в весе: 94,8 + 24 – 37,2 – 9,6 = 72 кг
Уменьшение массы самолета на 1 кг приводит к уменьшению расхода топлива на 40 г в час.
При среднем годовом налете самолета в 2500 часов уменьшение массы на 72 кг приводит к уменьшению расхода топлива на:
72 кг x 0.04 кг/час x 2500 час = 7 200 кг
Замена баллонов в кислородной системе ИЛ-76ТД уменьшает массу самолета на 72 кг, что приводит к уменьшению годового расхода топлива
на 7,2 тонны и снижению выбросов СО2 на 21 тонну!
Примечание: по экспертным оценкам замена МБ на МКБ по всем системам на пассажирском самолете
может привести к 10-кратному увеличению эффективности.
Космонавтика: применение МКБ в разгонном блоке «ФРЕГАТ»
Проведено три успешных пуска ракет с космодрома Куру для вывода спутников навигационной системы ГАЛИЛЕО по заказу Европейского Космического Агентства
с МКБ «САФИТ», установленными на разгонном блоке «ФРЕГАТ». РБ «ФРЕГАТ» разработан в НПО им. С.А. Лавочкина для выведения космических аппаратов в составе
ракет типа Р-7А3.
Применение МКБ увеличило коммерческую загрузку РБ на 44 кг с экономическим эффектом 53 млн. руб.
Применение МКБ позволило увеличить давление заправки гелием до 340 бар.
Это дало возможность заменить шесть титановых баллонов
на пять металлокомпозитных.
Суммарная масса МКБ: 6.2 кг х 5 шт. = 31 кг
Суммарная масса МБ: 12.5 кг х 6 шт. = 75 кг
Выигрыш в массе: 75 – 31 = 44 кг
Выведение 1 кг груза на геостационарную орбиту: 1.2 млн. руб.
Экономический эффект: 1.2 млн.руб. х 44 кг = 52.8 млн. руб.
Металлокомпозитный баллон для разгонного блока «ФРЕГАТ»
Технические характеристики
Р раб = 340 бар
V = 25 л
m = 6,2 кг
Технология изготовления Металлокомпозитного баллона давления
Установка сварки лейнера запатентована и является инновационной
- Сварочный аппарат имеет программное управление и полностью автоматизирован
- Позволяет вести сварку тонких 0,3…0,5 мм элементов лейнера
- Сварной шов не имеет дефектов
Установка для намотки силовой оболочки
В ЗАКБ «САФИТ» разработана методика оптимального выбора материалов и углов армирования лейнера
- Формирование силовой оболочки производится методом «мокрой» намотки армирующего материала на лейнер
- Намотка силовой оболочки формируется последовательной укладкой спиральных и кольцевых слоев пропитанного армирующего материала по заданной программе
- Схема армирования и программа определяются результатами проектных расчетов
- По окончании процесса намотки баллон нагружается внутренним давлением и подвергается термообработке. По завершении термообработки давление стравливается
Металло- композитные баллоны ЗАКБ «САФИТ» прошли сертификационные испытания по международному стандарту ЕN 12245
Требование по взрывобезопасности (пункт 5.2.5 EN 12245 : 2002)
Статическое нагружение
Требования стандарта
- Разрушающее давление Pв должно быть больше двух предельных PH
- Баллон не должен давать утечки при Р < PH
- Баллон и лейнер должны разрушаться не более чем на три части.
- В зачет идут только куски лейнера, выбитые из оболочки баллона.
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – вода
- Температура среды – 23 °C
- Температура поверхности – 22°C
- Скорость наддува 25 – 30 bar/s
Результаты
- Безосколочное разрушение (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Огнестойкость
Требования стандарта
- Баллоны не должны разрушаться катастрофически во время огненного испытания. Испытательная среда может протекать через стенки баллона
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – воздух
- Давление испытаний 250 бар
- Температура среды – 20°C
- Тип устройства для сброса давления – Valve A 232 (manufacturer Rotarex)
Результаты
- Баллон начал течь через 14 минут и 40 секунд после начала испытания на огнестойкость через стенки цилиндра и штуцер
- В ходе испытания баллон не разрушился (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Пулевой прострел
Требования стандарта
- Тестируемый баллон не должен разрушиться на осколки независимо от проникновения в него пули
Условия
- Тип баллона – БMK 9 -165- 250
- Среда испытаний – воздух
- Температура среды – меньше 50°C
- Давление испытания – 250 бар
- Скорость пули – 850 м/сек
- Размер пули – 7,62 мм
- Баллон опрессован воздухом до 300 баров и испытан методом «аквариума»
- Баллон является герметичным
Результаты
- Баллон получил входное и выходное отверстие диаметром 50 мм
- После удара пули в баллоне не оказалось осколочного разрушения (удовлетворяет требованиям стандарта)
Иллюстрация
Обработана статистика повреждений МКБ и даны рекомендации по оценкам живучести
Наибольшее число повреждений связано с появлением микротрещин (44%), истиранием и царапинами (16%), случайными ударами (14%).
Примеры эксплуатационных повреждений и их влияние на работоспособность МКБ
Высокая температура и огонь
О Компании
ЗАКБ САФИТ
С 1993 года компания САФИТ работает в сфере разработки и производства стеклопластиковых изделий на основе эпоксидных и полиэфирных смол.
Конструкторские разработки осуществляются при участии специалистов ФНПЦ ОАО ЦНИИСМ – ведущего института России по созданию изделий из
композиционных материалов для ракетно-космической техники, а производственные мощности компании состоят из современного высокопроизводительного
оборудования, позволяющего производить широкий спектр высококачественных изделий, соответствующих международным стандартам ASTM, AWWA.
В настоящее время компанией выпускается широкий ассортимент изделий из стеклопластика: артезианские и нефтеперегонные
трубы, химически стойкие шламо-, соле-, кислотопроводы, трубопроводы быстрого развертывания, футляры защитные для газопроводов, опоры освещения,
токоразмыкатели и электроизоляторы, электро-подогреваемые трубы, антенные системы и радиопрозрачные колпаки.
Источник