Сравнить сосуды по вместимости

Сравнить сосуды по вместимости thumbnail

Математика, 1 класс

Урок 42. Литр.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Вместимость – новая величина.
  2. Литр – единица измерения.
  3. Сравнение сосудов по вместимости.
  4. Упорядочивание сосудов, в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.

Глоссарий по теме

Литр.

Вместимость сосудов, как величина.

Сравнение сосудов по вместимости.

Ключевые слова

Вместимость; литр; вместимость сосудов в литрах; сравнение сосудовпо вместимости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2017.–С. 38.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл.2 ч.– М.: Просвещение, – С. 22.

На уроке мы узнаем о новой величине – вместимости, и единице её измерения – литре. Научимся сравнивать сосуды по вместимости. Сможем упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости.

Основное содержание урока.

Сравнить сосуды по вместимостиСравнить сосуды по вместимости

Саша и Наташа летом жили у бабушки в деревне. Каждый из них старался помочь по хозяйству. Однажды бабушка попросила ребят наполнить 2 одинаковые бочки водой. Дети быстро подхватили вёдра и наперегонки бегали к колодцу за водой. Только вот Саша сбегал к колодцу 7 раз, и его бочка наполнилась водой до краёв. Наташе пришлось сбегать 10 раз, чтобы её бочка стала полной.

Как вы думаете, почему так произошло?

Ведро Наташи вмещает меньше воды, чем ведро Саши. Поэтому девочке пришлось сбегать к колодцу большее число раз.

Дети наполняли бочки вёдрами, но каждое ведро имеет свою мерку.

Мерка Саши больше, чем мерка Наташи, поэтому его бочка наполнилась быстрее.

Какой вывод мы можем сделать?

Чем больше мерка, тем … меньше число измерений.

Саша сбегал за водой 7 раз, а Наташа – 10.

Сравнить сосуды по вместимости

Даша и её младшая сестрёнка Полина наливали воду в таз. Даша подставляла под кран кувшин, набирала воды и выливала в таз.

Полина набирала воду в бутылку и тоже выливала в таз.

Девочки наливали воду по очереди и возвращались с пустыми сосудами одинаковое количество раз. Через некоторое время таз с водой стал полным.

Как вы думаете, кто из девочек налил в таз больше воды, а кто меньше?

Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не знаем вместимость бутылки и кувшина.

Как нам это проверить?

Посмотрите, что получится, если Даша наполнит свой кувшин водой доверху и перельёт её в бутылку Полины.

Бутылка Полины оказалась полной, а кувшин пуст.

Можно сделать наоборот: из полной бутылки Полины переливаем воду в кувшин Даши. Что же мы видим?

Бутылка Полины пуста, а кувшин Даши наполнен водой доверху.

Какой можно сделать вывод?

Вместимость кувшина Даши и бутылки Полины имеют одинаковую мерку. Значит, Даша и Полина налили в таз одинаковое количество воды.

Чтобы правильно определять вместимость сосудов, надо иметь одинаковую мерку. Измеряют вместимость, или по-другому – ОБЪЁМ, сосудов в ЛИТРАХ.

Записывается это так:

Сравнить сосуды по вместимости

Тема нашего урока: «Литр».

Разные ёмкости имеют разный объём:

Сравнить сосуды по вместимости

Литр – это единая международная единица измерения объёма ёмкости, а ёмкость – это сосуд, в который помещена жидкость.

Сравнить сосуды по вместимости

Посмотрите на изображение.

Объём жидкости в сосуде измеряется в литрах. В каждом кувшине 1 литр жидкости. Жидкость в кувшинах разная, а объём одинаковый – 1л.

Бутылка Полины и кувшин Даши имели одинаковый ОБЪЁМ, равный одному ЛИТРУ.

Сравнить сосуды по вместимости

Каков был объём таза, в который девочки наливали воду, если известно, что каждая из них сходила за водой по 5 раз?

Ответ: 10 литров.

Разбор тренировочных заданий.

Объём ведра 9 литров. Сколько двухлитровых кувшинов можно заполнить водой из этого ведра?

Сравнить сосуды по вместимостиСравнить сосуды по вместимости

Решите равенства:

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимости

Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какой сосуд вмещает 1л, 3л, 2л, 7л, 10л?

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Наташа сравнивала объём воды в двух вёдрах. В одно ведро входит три бутылки воды, а в другое 3 кувшина. Выберите правильный ответ:

1. В вёдрах одинаковое количество воды.

2. В первом ведре воды меньше, чем во втором.

3. Это задание выполнить нельзя.

Прочитайте задачу, запишите решение.

В банке 3 л сока, а в кувшине на 1 л меньше. Сколько всего литров сока в банке и в кувшине?

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимости

Закрасьте уровень жидкости в банках так, чтобы в каждой следующей банке объём жидкости увеличивался.

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимости

В кружки налили чай. Сравните кружки по объёму. Выберите ту картинку, на которой точно можно сравнить объём жидкости.

Ответ: картинка № 3

Прочитайте условие задачи и рассмотрите таблицу.

На автозаправке папа купил две канистры с моторным маслом. Всего в двух канистрах было 9 литров масла. Укажите все возможные варианты объёма двух канистр с моторным маслом.

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Заполните водой такое количество вёдер, чтобы наполнить бочку объёмом 12 литров. Объем каждого ведра составляет 3 литра.

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимости

Решите задачу.

В пакете 1 л яблочного сока. Это 5 стаканов. Мама налила один стакан сока Андрею и один стакан сока Тане. Андрей попросил маму налить ему ещё один стакан сока. Сколько всего стаканов сока выпили дети? Сколько стаканов сока осталось в пакете?

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимости

Рассмотрите схему. Кто какой напиток выпил?

Сравнить сосуды по вместимости

Заполните таблицу:

ИМЯ

НАПИТОК

Наташа

Сергей

Татьяна

Миша

Юля

Ответ:

ИМЯ

НАПИТОК

Наташа

СОК

Сергей

ЧАЙ

Татьяна

КАКАО

Миша

МОЛОКО

Юля

СОК

Сколько вёдер может получиться из этого количества воды?

Соберите пазлы в группы по 9л.

На каждой части пазл записано определённое количество воды, нужно собрать их в группы по 9 л.

Сравнить сосуды по вместимости

Ответ:

Сравнить сосуды по вместимостиСравнить сосуды по вместимостиСравнить сосуды по вместимостиСравнить сосуды по вместимости

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

муниципального образования город Краснодар

hello_html_783dc17b.png

Студия раннего развития «Вундеркинд»

Открытое занятие

«Формирование навыков сравнения сосудов по объему»

по дополнительной

общеобразовательной (общеразвивающей)

программе«Любознательный Вундеркинд»

Предмет «Умники и умницы»

Раздел «Математические представления»

пдо Сильченко Т.А.

г. Краснодар 2015

Тема «Формирование навыков сравнения сосудов по объёму»

Цель: Закрепить умения сравнивать сосуды по объему разными способами.

Обучающие задачи:

  • Закрепить понятия о количественном и порядковом счете в пределах 10.

  • Закрепить представления о сравнении сосудов по объему (вместимости).

  • Закрепить представления о делении целого на две равные части; об отношении между частью и целым.

  • Продолжать формировать пространственные представления (слева, справа).

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

  • Формировать интерес к познавательной деятельности.

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Форма проведения занятия – игра-путешествие.

Методы: самостоятельный, практический, наглядный.

Демонстрационный материал:

Два зайчонка, изображение домиков на болоте, два прозрачных кувшина, стакан, два яблока.

Раздаточный материал:

Круг, разделенный на две равные половинки.

Предполагаемый результат:

  1. Закрепляются:

  • правила порядкового счета;

  • навыки сравнения сосудов по объему;

  • взаимосвязь целого и частей;

  1. Формируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Кангина Н.Н. Математика в детском саду.- Ярославль, Академия развития, 2011

  2. А.А. Смоленцева, О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.- Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.

Читайте также:  Сосуды с минимальным давлением

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Ребята! Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла с зайчатами Пушистиком и Хвастой. Жила на лесной опушке мудрая сова. И вот однажды решила она открыть школу для лесных жителей. Болтливая сорока разнесла эту новость по всему лесу. Звери обрадовались и поспешили на опушку леса, где их ждала мудрая сова. И только два зайчонка Пушистик и Хваста никуда не спешили, и продолжали играть на полянке.

«Мудрая Совушка-сова приглашает всех на занятия в лесную школу»,- напомнила зайчатам сорока.

« А мы уже все знаем и все умеем»,- сказал зайчонок Хваста.

« А я даже считать умею»,- сказал Пушистик.

« Вот один грибок под елкой растет, другой под березой. А всего два грибка растет на полянке. Вот видишь, сорока, какие мы умные, мы уже все знаем, нам не нужно в школу!»,- сказали зайчата, и пошли гулять по лесу.

2.Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
История 1.

Цель: Сформировать у детей понимание того, что порядковый номер предмета зависит от направления счета, развивать мыслительные операции, речь.

Шли Пушистик и Хваста по лесу, пока не вышли к озеру, где жили цапля и лягушонок Кваки. У каждого из них была своя кочка -домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок Кваки— помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Наши друзья, Пушистик и Хваста, решили помощь лягушонку Кваки.

-Это очень просто!- сказал Хваста и нашел домик лягушонка, считая слева направо.

Педагог:

– Ребята! Как вы думаете, правильно ли Хваста нашел домик лягушонка Кваки?

Дети пересчитывают домики-кочки слева – направо, используя при счете порядковые числительные, находят пятый домик.

Педагог:

– Ребята! А кто помнит, в каком домике живет цапля? Давайте найдем её домик.

Дети вспоминают, что цапля живет между четверной и шестой кочками, считая слева. Они пересчитывают кочки слева – направо и находят домик цапли.

Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что лягушонок и цапля не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка.

Педагог:

– Ребята! Как же нам помощь лягушонку Кваке отыскать его домик?

Дети с помощью педагога приходят к выводу, что лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево. Они находят пятую кочку, считая справа,- там домик лягушонка Кваки. Дети убеждаются в том, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Педагог:

– Ребята! О чем всегда нужно помнить, когда вы определяете места предмета?

Дети:

– Если нужно узнать, на каком месте стоит предмет, нужно уточнить, с какой стороны вести счет.

Дети с помощью педагога делают вывод: место предмета зависит от порядка и направления счета.

Поняли наши зайчата, что не все еще они знают, но грустить не стали и пошли дальше.

История 2.

Цель: Формировать способность сравнивать сосуды по объему (вместимости), развивать речь, мыслительные операции.

Долго гуляли зайчата по лесу, время приближалось к обеду, когда они повстречали на своем пути козочку, которая шла за молоком для козлят.

-« Здравствуй, козочка! О чем ты задумалась? Что у тебя случилось?»- спросили зайчата.

« Мне нужно молока для козлят принести, а вот в какой кувшин больше войдет молока, я не знаю»- ответила задумчивая коза.

Педагог показывает два кувшина разной формы.

– « Конечно первый! Он высокий, поэтому туда молока войдет больше!» – сказал Хваста.

-«Нет. Второй кувшин пузатый. Там молока будет больше!»- ответил Пушистик.

И начали наши зайцы спорить, кто из них прав.

Педагог предлагает детям помочь зайчатам и козочке найти нужный кувшин.

Дети высказывают свои варианты решения проблемы:

  1. В высоком кувшине молока будет больше.

  2. В широком кувшине молока будет больше.

  3. Молока в кувшинах поровну.

Педагог предлагает провести эксперимент и найти правильный ответ.

– Ребята! У меня есть вода и стакан. Может эти предметы помогут найти нам правильный ответ.

Дети предлагают различные способы доказательства решения проблемы.

Одни предлагают наполнить первый кувшин до краев водой, а потом перелить воду во второй кувшин.

Педагог на глазах у детей наполняет до краев первый кувшин водой и затем переливает воду во второй кувшин. Вся вода во второй кувшин не помещается.

– Ребята! Какой вывод мы сможем сделать по результату нашего эксперимента?

Дети приходят к выводу, что первый кувшин по объему больше второго.

– Ребята! У нас есть еще стакан. Сможем ли мы с помощью стакана подтвердить результат нашего эксперимента?

Дети предлагают использовать стакан, как условную мерку. Наполняем первый кувшин водой и считаем количество стаканов.

– Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов, шесть стаканов, семь стаканов. Всего семь стаканов!

Затем наполняем водой второй кувшин. Во второй кувшин поместилось шесть стаканов.

Дети приходят к выводу, что первый кувшин по объему больше второго.

Козочка благодарит ребят за помощь, а Пушистик и Хваста, молчаливые и грустные, продолжают свой путь.

– Ребята! Как вы думаете, почему зайчата загрустили?

Ответы детей.

История 3.

Цель: Сформировать у детей представление о делении целого на части, о зависимости между целым и его частью.

А Пушистик и Хваста пошли дальше. Час идут, другой идут. Устали. Вышли зайчата на опушку леса, и присели отдохнуть.

Физкультминутка: «Ёжик».

Утром по лесной дорожке-

Топ-топ-топ- топочут ножки.

Ходит, бродит, вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет яблочки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Мимо проходил ёж и угостил зайчиков двумя яблоками, причем одно яблоко было больше другого.

-« Разделите яблоки так, чтобы каждый получил поровну», – сказал ёж и ушел.

Пушистик и Хваста долго делили яблоки и никак не могли договориться.

– Как помочь Пушистику и Хвасте разделить два разных по размеру яблока поровну?

Дети вместе с педагогом обсуждают проблему, предлагают свои решения.

Педагог:

– Ребята! А если бы ёж угостил наших зайчиков одним яблоком, как можно разделить одно яблоко между двумя зайцами?

– Разделить яблоко пополам.

Педагог делит яблоко на две равные части.

-На сколько равных частей мы разделили яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (половина).

-Сколько половин получилось? Как можно назвать одну половину?

Педагог показывает две части яблока.

-« Что больше: целое или одна часть? Что меньше: одна часть или целое? Из скольких частей состоит целое?».

На столах у детей круг, разделенный на две половинки.

Педагог предлагает детям то соединить части вместе («Как будто остался целый предмет»), то разделить круг на части (отодвинуть части друг от друга).

Читайте также:  Чем мазать лопнувшие сосуды

( Устанавливаем связь между действием и его результатом: разделили предметы пополам – получились две равные части, соединили их вместе -получился целый предмет.)

Вспомнив правило деления предмета на две равные части (половинки), дети самостоятельно предлагают оригинальное решение проблемы: разделить каждое яблоко на две половинки и дать каждому по маленькой и большой половинке яблока.

– Ребята! Спасибо вам за то, что помогли нам выполнить задание ежа и разделить яблоки поровну, у нас с Пушистиком это не получилось. И лягушонку Кваке мы не смогли помочь и козочке,- сказал грустный Хваста.

Педагог:

– Ребята! Как вы думаете, что нужно сделать нашим зайчатам?

Дети высказывают свои предложения и предлагают зайчатам отправиться в лесную школу к мудрой сове.

  1. Итог занятия.

Цель: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Педагог собирает детей около себя.

-Где мы сегодня побывали?

– Какие знания и умения помогли вам выполнить задания ежа?

-Какое задание вам больше всего понравилась?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Как вам удалось с ними справиться?

В завершение педагог хвалит детей за их внимание и сообразительность.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 4 «Солнышко»

городского округа Спасск-Дальний

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраст (5-6 лет)

тема «Сравнение сосудов по объёму с помощью переливания»»

ОО «Познавательное развитие»

Подготовил:

Скоморохова А.А.

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко»

г.о. Спасск-Дальний

2018 г.

Содержание

Титульный лист………………………………………………………………………..1

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….……3
  1. Цель написания данной разработки, обоснование выбора

конкретной педагогической технологии………………………………………..3

  1. Соответствие достижениям современной педагогики………………..3
  2. Актуальность…………………………………………………………….4
  3. Преемственность…………………………………………………….……4
  4. Краткое описание сущности указанной педагогической

технологии…………………………………………………………………..…5

  1. Условия реализации……………………………………………….……6
  2. Продуктивность (предполагаемый результат)………………………7
  3. Диагностичность…………………………………………………….….8
  4. Технические указания……………………………………………….…8
  1. Основная часть………………………………………………………………..9
  2. Литература……………………………………………………………………. 15
  1. Пояснительная записка
  1. Цель написания данной разработки, обоснование выбора конкретной

педагогической технологии

Цель написания данной разработки: транслирование опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на дидактической основе в рамках конкурса открытых занятий ГМО ГО Спасск-Дальний.  

Применяемые мной  в НОД формы работы (постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение»  в деятельность) формируют у детей основные ключевые компетенции,  а именно способность к исследовательскому типу мышления. Что относится к исследовательской технологии или технология проведения учебных исследований.

  1. Соответствие достижениям современной педагогики

«Исследование – это бесконечный поиск истины, и функция воспитателя как партнера совместной поисковой деятельности должна заключаться в том, чтобы вместе с ребенком эту истину искать и находить» А.И. Савенков

В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательно-исследовательской деятельности: сущность, структуру, закономерности протекания, значение ориентировочно-исследовательской деятельности для познавательного развития ребенка (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и др.); особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Короткова, Т.А. Егорова, О.В. Киреева, О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева и мн.др.). С точки зрения методической проработанности можно особо отметить технологию познавательно-исследовательской деятельности А.И. Савенкова, как наиболее широко используемую в современных дошкольных учреждениях.

  1. Актуальность

Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их осознанию.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей моей возрастной группы.  Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

  1. Преемственность

Познавательно-исследовательская деятельность  четко продумана и распределена по месяцам, что отражено в тематическом планировании познавательно-исследовательской деятельности  детей старшей группы  № 8 МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко».  В  плане выделен раздел  «Мы – исследователи », где обозначена тема «Измеряем объем». Занятия  проводятся еженедельно во второй  половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут).

  1. Краткое описание сущности указанной педагогической технологии

Исследовательская деятельность – это инновационное движение в дошкольном образовании, интерактивный метод, эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

Также экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Слушание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

  1. Условия реализации

Данная непосредственная образовательная деятельность ориентирована на детей старшей группы 5-6 лет. Использовать конспект целесообразно в работе педагогов ДОУ. Для того чтобы реализовать данный конспект, необходимо подготовить материалы и оборудование для познавательно-исследовательской  деятельности: 2 кастрюли разные по форме, но одинаковые по объему, стаканы- мерки, крупа, карточка-схема «Варим кашу», фартуки и шапочки для детей и воспитателя, цифры-обозначения, маркеры.

Данная разработка сочетается с общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рабочей программой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ ЦРР д/с № 4 «Солнышко».

  1. Продуктивность (предполагаемый результат)

1. Дети получат знания о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

2. Дети научатся измерять объём сосудов с помощью мерной кружки.

3. Дети смогут самостоятельно

•        видеть проблему;

•        формулировать и задавать вопросы;

•        выдвигать гипотезы;

•        делать выводы и умозаключения;

•        самостоятельно действовать на этапах исследования.

  1. Диагностичность

При диагностике использую критерии выделенные в методике Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой.

Диагностическая карта

Основные показатели

Задания

Уровни

Умения самостоятельно действовать на этапах исследования,

делать выводы и умозаключения.

Д/ игра «Разные сосуды» (Сравнение сосудов по объёму (вместимости) с помощью переливания)

Д/игра «Угадай, сколько литров воды вмещается в посуду»

(Измерение объема сосудов с помощью мерки)

Сформирован навык  – Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность.Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Делает выводы.

Частично сформирован -В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Не сформирован – Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему только с подсказки взрослого. Принимает участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

Читайте также:  Здорового человека сосудах не образуются тромбы

Технические указания:

 НОД проводится с подгруппой детей из 10 человек. Позиция взрослого динамична, подвижный способ организации детей является обязательным. Время проведения 25 минут. При выполнении измерительных действий дети выполняют следующие Правила:

• соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой, жидкие вещества наливаются до отметки);

• сочетание переливания и пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки);

• отражение способа и результата действий в речи.

При составлении конспекта были использованы:

Сборник материалов “Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. ФГОС” Нищева Н.В;

«Большая книга научных опытов для детей и взрослых» Болушевский С.В, Яковлева М.А.

Демонстрационный  материал авторский (карточка- подсказка «Варим кашу»)

  1. Основная часть

Тема “Сравнение сосудов по объёму с помощью переливания ”

Цель: Формирование представлений о непосредственном сравнении сосудов по объёму с помощью переливания и с использованием  мерной кружки.

Задачи:

  1. Учить детей сравнивать сосуды по объёму с помощью переливания,  измерять объём сосуда с помощью мерной кружки.
  2. Развивать умение самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  3.  Обогащать активный  словарный  запас детей, совершенствовать построение высказываний грамотной формулировкой  мыслей.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  5. Создавать  дружескую атмосферу в группе, положительную  мотивацию к коллективной деятельности.

Основные понятия темы: сосуд, объём,  мерка, «одинаковые по объему».

Продукт НОД: «готовая каша»

Форма: подгрупповая

Методы: эвристическая беседа; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдение; опыт; фиксация результатов; трудовая деятельности; «погружение» в деятельность (повар).

Ход занятия

Основные  этапы

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наглядное сопровождение

1.Вводный:

Организационный момент.

Создание положительного

эмоционального

настроя на занятие.

Организовывает включение в деловой ритм.

-Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте, скорей.

– Скажите ребята, вкусно ли кормят в детском саду?

– Кто готовит еду для вас в детском саду?

– Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

Дети заходят в группу здороваются с гостями.

Отвечают на вопросы

2. Основной:

2.1. Постановка

вопроса, проблемы

Мотивирующее начало занятия

Создание проблемной ситуации.

(…заболел повар, надо сварить кашу)

Организовывает погружение в проблему, создавая проблемную ситуацию.

-Представьте себе,  что у нас в детском саду заболел повар. Наша заведующая попросила нас с вами сварить кашу для детей двух групп.

– Сможем ли мы сварить кашу?

Слушают педагога.

Фиксируют проблему.

2.2.Целеполагание

Анализ проблемы.

Постановка задачи.

Поиск решения поставленной задачи, обращение к опыту детей.

Организовывает обсуждение с детьми учебной задачи. Фиксирует предложения (гипотезы) детей, проводит их обсуждение с детьми.

-Тогда пойдёмте варить…

– Кашу надо сварить в двух маленьких кастрюлях для детей двух групп.

– Что нужно сделать, чтобы сварить кашу?

– В чем у нас налита вода?

-Как её разлить поровну на две кастрюли?

– А может нам кружка поможет?

– Иди Маша попробуй разлить воду в две кастрюли, а мы посмотрим и посчитаем сколько кружек воды поместилось в кастрюли.

– Получилось у нас разлить воду поровну на две кастрюли?

– Сколько кружек воды в первой кастрюле?

– Сколько кружек воды во второй кастрюле?

– Как мы её налили?

– А можем мы сказать , что наши кастрюли равны по вместимости воды?

– Значит, какие это кастрюли по вместимости?

– А как так получилось, кастрюли разные, а воды в них одинаково налито?

– Почему?

Подходят к столу, на котором стоят предметы.

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Решают поставленную задачу известными способами.

Приходят к выводу, что  форма у кастрюль разная, но объём одинаковый.

две кастрюли одинакового объёма но разной формы; кувшин; кружка

2.3.Выдвижение гипотезы

 Обсуждение альтернатив.

Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Создаёт проблемную ситуацию, последующее  обсуждение с детьми действий  и выводов.

-Получилось ли у нас сварить кашу?

-Почему?

-Тогда что ещё нужно сделать чтобы сварить кашу?

– А если мы в кастрюли с водой насыплем крупы, что тогда произойдёт?

– А если вода выльется, сможем ли мы сварить кашу?

-Тогда сколько нужно налить воды в кастрюли, чтобы сварить кашу?

– А что нужно сделать, если чего – то не знаешь?

Ребята размышляют, каким образом можно «сварить» кашу.

Ищут варианты решения проблемы (спросить, попробовать, придумать самим, посмотреть на картинке)..

2.4. Проверка гипотезы № 1        Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах.

Включение нового знания в систему знаний.

Создает ситуацию для самостоятельных действий детей – измерении сосудов с помощью мерки.

_ Я совсем забыла, заведующая мне оставила картинку – подсказку.

– А как она нам поможет?

– Сколько нужно кружек воды налить в одну кастрюлю?

– Давайте нальём  3   кружки водой до краёв и выльем воду в одну из кастрюль.

– Иди Саша попробуй налить воду в кастрюлю.

– Достаточно ли воды в кастрюле чтобы сварить кашу?

_ Тогда сколько кружек  воды нужно налить в другую кастрюлю, чтобы воды было поровну?

– А как узнать сколько воды всего получилось в кастрюле?

– Сколько ты налил кружек?

– Давайте проверим, правильно ли мы посчитали количество воды в кастрюлях?

– Смогли мы правильно налить воду в кастрюли?

Дети выполняют действия, проверяют себя, опираясь на картинку – подсказку строят высказывания, формулируют  выводы.

2.5. Проверка гипотезы № 2

Закрепляет представление детей об измерении объёма сыпучих тел с помощью мерки.

– Что теперь нам нужно сделать, чтобы сварить кашу?

– Какая крупа находится на ваших столах?(рис, гречка, пшено)

– Как будет называться каша из этих круп?(рисовая, гречневая, пшенная)

– Вам нужно насыпать по  2 стакана крупы в каждую кастрюлю.

– Наберите два стакана крупы и высыпьте в 1 кастрюлю.

– Сколько  вы высыпали крупы в 1 кастрюлю ?

– Теперь возьмите и высыпьте столько же стаканов крупы в  другую кастрюлю?

– Сколько вы высыпали крупы во 2 кастрюлю?

– Поровну ли мы насыпали крупы в две кастрюли?

– Получилось ли у нас сварить кашу поровну для двух групп?

– Почему?