Сравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенок

Сравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенок thumbnail

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Читайте также:  Сосуды под давлением что должно быть

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Цели:

Обучающие: познакомить с понятием идеального
газа, вывести основное уравнение
молекулярно-кинетической теории газов.

Развивающие:

  • развивать способности анализировать увиденное,
    логическое мышление и творческое воображение
    учащихся;
  • учить устанавливать причинно-следственные
    связи в изучаемых явлениях, формулировать
    эмпирические закономерности.

Воспитывающие: воспитывать ответственное
отношение к учебе, положительное отношение к
предмету физики.

Оборудование:

  • воздушный насос, вакуумная тарелка, стеклянный
    колокол, воздушный шарик
  • презентация (Приложение 1)
  • карточки с тестом

Ход урока

I. Повторение пройденного. Беседа с учащимися с
использованием презентации (Приложение
1)

  1. Каковы основные положения
    молекулярно-кинетической теории строения
    вещества? (слайд 2)
  2. Докажите, что все вещества состоят из молекул,
    между которыми есть промежутки? (слайд 3)
  3. В чем суть броуновского движения?
    Доказательством каких положений является
    броуновское движение? (слайд 4)
  4. Что такое диффузия? Доказательством каких
    положений является броуновское движение? (слайд
    5
    )
  5. Зависит ли скорость диффузии от температуры? (слайд
    6
    )
  6. О чем говорят опыты, показанные на слайде № 7
  7. Каковы размеры молекул? (слайд 8)
  8. Опишите словами модель взаимодействия между
    молекулами или атомами твердого тела. (слайд 9)
  9. В каком агрегатном состоянии находится
    вещество, показанное на слайдах № 10,11,12? Укажите
    особенности расположения и движения молекул в
    различных агрегатных состояниях.

II. Изучение нового материала

Итак, мы знаем, что частицы в газах, в отличие от
жидкостей и твердых тел, располагаются друг
относительно друга на расстояниях, существенно
превышающих их собственные размеры. В этом
случае взаимодействие между молекулами
пренебрежимо мало и кинетическая энергия
молекул много больше энергии межмолекулярного
взаимодействия. Для выяснения наиболее общих
свойств, присущих всем газам, используют
упрощенную модель газа – идеальный газ.

Читайте также:  Лопнул сосуд на руке почему

Идеальный газ – это газ, у которого
взаимодействие между молекулами пренебрежимо
мало (слайд 13) (записываем в тетрадь)

Основные отличия идеального газа от реального
газа:

1. Частицы идеального газа – сферические тела
очень малых размеров, практически материальные
точки.
2. Между частицами отсутствуют силы
межмолекулярного взаимодействия.
3. Соударения частиц являются абсолютно упругими.

Реальные разреженные газы действительно ведут
себя подобно идеальному газу. Воспользуемся
моделью идеального газа для объяснения
происхождения давления газа.

Вспомним опыт из 7 класса (слайд 14)

Почему при откачивании воздуха из-под колокола
воздушный шарик раздувается?

(Это значит, что газ внутри шарика оказывает
давление, и когда внешнее давление при
откачивании уменьшается, шар благодаря
внутреннему давлению воздуха начинает
раздуваться?

Что же такое давление газа? (слайд 15)

(Давление газа – это результат ударов молекул
газа о стенки сосуда)

Сегодня мы с вами попытаемся ответить, от чего
зависит давление газа? (Слайд 16)

Даю возможность учащимся сделать
предположения, от чего может зависеть давление
газа.

Выведем основное уравнение
молекулярно-кинетической теории газов (слайд
17
)

Пусть в некотором объеме есть молекулы, масса
каждой mo, их число равно N, и
движутся они со скоростью v (очевидно, что
скорости у всех молекул различны, однако среднее
значение модуля скорости v вполне определенное).

Учитель делает рисунок на доске, учащиеся в
тетрадях

При каждом ударе молекулы действуют на стенку
сосуда с некоторой силой. Складываясь друг с
другом, силы ударов отдельных частиц образуют
некоторую силу давления, постоянно действующую
на стенку, а значит и давление.

От чего же зависит давление газа?

Во-первых, от массы: чем больше масса
молекулы, тем сильнее удар, значит здесь прямая
пропорциональная зависимость давления от массы

Запишем:

1) р mo

Во-вторых, от скорости: чем быстрее движутся
молекулы, тем сильнее будут удары, а значит и
давление.

Запишем:

2) р v

В-третьих, есть еще одна зависимость от
скорости: чем быстрее движутся молекулы, тем чаще
удары, а значит и давление.

Запишем:

3) р v

В-четвертых, давление газа зависит от числа
молекул в данном сосуде, а точнее от концентрации
n.

Концентрация – физическая величина, равная
числу молекул, содержащихся в единице объема (n =
N/V)

(определение концентрации и единицы
измерения записываем в тетрадь
)

Запишем:

4) р n

В результате получаем: давление газа прямо
пропорционально концентрации частиц, массе
частицы и квадрату скорости частицы

Это и есть основное уравнение
молекулярно-кинетической теории идеального
газа. В этом уравнении коэффициент 1/3 означает,
что в трехмерном пространстве только треть
молекул участвует в движении в определенном
направлении (по оси х, например).

Мы получили основное уравнение МКТ идеального
газа из общих соображений, но его можно строго
вывести, опираясь на законы классической
механики (§ 63 , Мякишев Г.Я.)

Это уравнение можно записать по-другому, если
умножить и разделить правую часть уравнения на 2.

P = 2/3· n·Ек, где Ек = mo·v2 /2

Давление идеального газа пропорционально
произведению концентрации молекул и средней
кинетической энергии поступательного движения
молекул

III. Закрепление изученного материала.
Выполнение тестов учащимися.

Цель заданий: определить степень усвоения
нового материала

1. Давление газа на стенку сосуда обусловлено

а) притяжением молекул друг к другу
б) столкновениями молекул со стенками сосудов
в) столкновением молекул газа между собой
г) проникновением молекул сквозь стенки сосуда

2. Как изменилось давление идеального газа, если
в данном объеме скорость каждой молекулы газа
увеличилась в 2 раза, а концентрация молекул
осталась без изменения?

а) увеличилось в 2 раза
б) увеличилось в 4 раза
в) уменьшилось в 2 раза
г) уменьшилось в 4 раза

3. При повышении температуры идеального газа в
запаянном сосуде его давление увеличивается. Это
объясняется тем, что с ростом температуры…

а) увеличиваются размеры молекул газа
б) увеличивается энергия движения молекул газа
в) увеличивается потенциальная энергия молекул
газа
г) увеличивается хаотичность движения молекул
газа

4. Как изменится концентрация молекул газа при
уменьшении объема сосуда в 2 раза?

а) увеличится в 2 раза
б) уменьшится в 2 раза
в) не изменится
г) уменьшится в 4 раза

5. При уменьшении температуры средняя
кинетическая энергия молекул

а) увеличится
б) уменьшится
в) не изменится
г) иногда увеличится, иногда уменьшится

6. Какое утверждение неправильно?

Читайте также:  Лопнули сосуды глаза что капать

При неизменных условиях

а) давление газа постоянно
б) скорости всех молекул одинаковы
в) внутренняя энергия газа постоянна
г) температура газа постоянна

7. В сосуде водород. Как изменится давление газа,
если водород заменить кислородом так, что
количество молекул и температура останутся
неизменными?

а) увеличится в 4 раза
б) уменьшится в 16 раз
в) не изменится
г) увеличится в 16 раз

IV. Проверка выполненных тестов

Правильные ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6
– Б , 7 – Г

V. Решение задачи

В ампуле содержится водород (Н2).
Определите давление газа, если его концентрация
равна 21022 м -3, а средняя
квадратичнаяскорость движения молекул
водорода 500 м/с.

VI. Задание на дом.

§ 61, § 63, Физика 10 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев,
записи в тетради, упр. 11 (задачи 8,9)

VII. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. Физика. 10 класс: учебник для
    общеобразовательных учреждений: базовый и
    профильный уровни /Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.
    Сотский; – М.: Просвещение, 2009.
  2. Физика. Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое
    пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И.
    Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2005.

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 15722815

Васян Коваль

более месяца назад

Просмотров : 2   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

у его стенки концентрация молекул больше . Из-за взаимного притяжения молекул

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Сравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенок

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Сравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенокСравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенок

    Сравните концентрацию молекул внутри сосуда и возле его стенок

    Другие вопросы:

    Главный Попко

    рецепт улюбленої страви на англиском

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    Почему ученые сравнивают уникальный природный комплекс примерами.Байкалом,Ладогой,дельтой Волгой? Какие у нас есть для этого основание? Ответ обоснуйте? (Самарская область)

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    Помогите пожалуйста:)Сроочнооо наадооо!!!

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов :    
    Картинок: 1   

    Мари Умняшка

    решите уравнения 1)х 7/12 = 3/4 2) х-1/6=1/9 3) х- 3/5 =3/8 4) х 5/24 =7/12 5) у 2/7=1/3 6)х-1/6 =7/9 7) у-3/8=5/32 8)у 2/5=1/2

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов :    

    Таня Масян

    решите уравнение {ab=24, {2(a b)=20;

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов : 1   

    Источник