Станислав куняев огонь мерцающий в сосуде

Станислав куняев огонь мерцающий в сосуде thumbnail

«Огонь, мерцающий в сосуде…» – сборник критических и публицистических статей С.Ю. Куняева, выпущенный в 1986 году.

Книга озаглавлена чуть изменённой финальной строкой стихотворения Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка», которое заканчивается так:

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Центральный фокус книги – истинная, не всегда бросающаяся в глаза, красота.

Обзор содержания[править]

Первая часть книги посвящена творчеству признанных поэтов – А.Блока, Сергея Есенина, Н. А. Клюева и Н. А. Заболоцкого. Останавливаясь на разных аспектах их литературной деятельности, Куняев обращает внимание на взаимоотношения человека и времени, творческую и идейную эволюцию этих гениальных поэтов. Особого внимания заслуживают статьи о Заболоцком и Клюеве с анализом восприятия их творчества современниками, взаимоотношений с властью, описанием творческого роста.

Второй раздел содержит большой очерк о Николае Рубцове, с которым С.Ю. Куняев был дружен. Опубликованы фрагменты переписки поэтов. Здесь же большая статья «Возрождая из пепла», посвящённая теме деревни и крестьянского труда в русской советской поэзии. Рассказывается о поэтах из глубинки, не получивших шумной известности – это Валентин Алексеевич Устинов (1938-2015), Виктор Вениаминович Коротаев (1939-1997), Алексей Тимофеевич Прасолов (1930-1972), Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008), Владимир Глебович Урусов (1947). Приводя стихотворения этих авторов, Куняев доказывает, что тема Родины – земли – деревни у каждого звучит по-своему и в чём-то по-новому.

В третий раздел включены субъективные материалы – это заметки о литературе и очерк о друге Куняева, поэте и геологе Эрнсте Портнягине, погибшем в 1977 году.

«Пища? Лекарство? Отрава?» – статья, ставшая итогом раздумий автора над проблемами соотношения народного и массового в искусстве, в том числе на материале творчества В.Высоцкого. Затеяв в начале 1980-х дискуссию о восприятии деятельности Высоцкого, Куняев не мог не вызвать обвинений в зависти и злобности, но суть его размышлений сводилась к феномену массовой культуры – опасности, которую он разглядел одним из первых (официально считалось, что массовая культура – это только на Западе). Культ ряда исполнителей и авторов – теперь это ясно – должен был стать тревожным знаком скорого конца страны.

Написав статью, задевавшую Высоцкого, Куняев получил массу возмущённых писем, многие из них приведены в статье. Читатели СССР заявляли, что Высоцкий выше и Пушкина, и Шекспира, что такие бывают раз в тысячелетие и т.д.

Массовая культура становится таковой, поскольку тривиальна, общедоступна. Ещё она дитя рекламы, пропаганды – это Куняев показывает, но не формулирует, хотя предупреждает, что эстрада может стать фабрикой штамповок-однодневок – как это и произошло в ельцинской России.

Эта статья составила четвёртый раздел сборника, но для многих явилась главным.

Дискуссия вокруг книги[править]

Вокруг книги сразу развернулись споры, но оппонентов Куняева не заинтересовала ни участь Клюева, которого нельзя было прочитать даже в хрестоматиях, ни судьба провинциальных поэтов. В авторе увидели Сальери и вокруг этого шли “споры2.

Книга была удостоена Государственной премии РСФСР 1987 года. Этой премии удостаивались многие, но по поводу Куняева возразил сам Е.Евтушенко (Гангнус), разместив в «Литературной газете» статью «Премированное недоброжелательство», в которой опять обратился к Высцкому и попытался заодно представить себя другом покойного певца. В следующем номере газеты 20 января 1988 года был опубликован ответ В. В. Кожинова советскому поэту (https://www.odin-fakt.ru/vysockii/vstrechnoe_chuvstvo_vozmush/). Вот выдержки из этой отповеди:

«Евтушенко высказывает крайнее возмущение прежде всего страницами книги, посвященными Владимиру Высоцкому. И, естественно, возникает встречное “чувство возмущенного недоумения”, ибо автор письма в “ЛГ”, в сущности, не охарактеризовал ту книгу, которую объявляет не заслуживающей премии. Ведь разговор о Высоцком занимает в книге всего лишь 20 из 300 её страниц. И, стало быть, Евтушенко не нашел оснований для придирок к “остальным” 280 страницам, ибо для того, чтобы расширить рамки своего “обвинительного акта” за пределы “проблемы Высоцкого”, он вынужден был отложить книгу и привлечь к “дознанию” журнальную статью Куняева “Ради жизни на Земле”.

Должен сразу же сказать, что я далеко не во всем разделяю позицию Куняева в отношении Высоцкого. Во-первых, некоторые его песни – такие, как “Штрафные батальоны” или “Кони привередливые” – я достаточно высоко ценю. С другой стороны, Куняев, на мой взгляд, слишком тесно связал самого Высоцкого и его фанатичных поклонников…

Читайте также:  Фрукты для сосудов головного

Но я не вижу ровно ничего заслуживающего “возмущения” в том, что Куняев выразил свое неприятие общей направленности многих песен Высоцкого, сказав, например, что “песни эти не боролись с распадом, а, наоборот, эстетически обрамляли его” (эти слова Евтушенко квалифицирует как “прямое оскорбление”).»

В. В. Кожинов, знавший Евтушенко несколько десятилетий, решил открыть читателям глаза на тогдашнего их кумира: «Фанатичные приверженцы Высоцкого, прочитав письмо Евтушенко в “ЛГ”, без сомнения, с радостью увидят в нём своего единомышленника – и грубо ошибутся. За несколько месяцев до этого письма он уже писал о Высоцком на страницах альманаха “Современная драматургия”. Отметив, что Высоцкий – “талантливый человек”, Евтушенко тут же утверждает, что его “настоящее лицо” приходится разглядывать “сквозь накипь кликушества, причитаний, порой лицемерно-надрывных, а иногда искренне-глуповатых”. И ещё: “Владимир Высоцкий, по моему мнению, не был ни большим поэтом, ни гениальным певцом, ни тем более композитором”, – но ведь и пафос Куняева направлен именно против провозглашения Высоцкого “великим” и “гениальным”…

Надо прямо сказать, что, обратившись к теме “зависти”, Евтушенко вступил на крайне опасный для себя путь. Вот что рассказала в своих воспоминаниях вдова Высоцкого, избравшая форму прямого обращения к покойному мужу: “Официальные поэты Евтушенко, Вознесенский благосклонно улыбались, когда ты приносил свои стихи. Никто никогда не сдержал слова… обещая содействовать их публикации…”

… публикация письма Евтушенко сыграет положительную роль, ибо многие поймут теперь, сколь обманчивы могут быть крики о демократии, которые мы слышим сегодня из уст не только Евтушенко, но и целого ряда других литераторов.»

После этого ответа редакция сочла за лучшее дискуссию прекратить.

Станислав Куняев принял участие во многих дискуссиях с читателями в разных городах страны. Но в основном массу волновала статья о массовой культуре, и лишь немногие активные читатели обсуждали первые три раздела книги.

В 1989 книга вышла вторым изданием, а в 1990 вышел следующий сборник публицистики Куняева «Времена и легенды».

ААП

Источник

,

« – …»

. . , , . , . , . , – . . , , . – , , , , …

, , , , -, …

, , , – , , , , . , , , , . . , , , , , – , … . . . ? , , , , . , , .

.

,

,

.

,

.

, ,

.

,

, ,

, …

, , , , , : «, . . …»

, , , , , , , – . : , . , , -, , , – , , , , , , .

, , , «». , , , , , . , , , , – , .

, , , , – .

* * *

(1884-1937) .

, , . « » – . 1904 . , – «» . 1905 1906 , . , , .

1912 « » « », . , , .

1915 , – .

. « » (1918), «» (1919), « », « » (1922). 1918 .

1923 , . , . , « , «» «», ».

1926 «» «», « ». , « » «» , « » (1932).

1934 , – , . 1937 , , « »: « , 1937 . , , ».

* * *

. . , , : « !» :

– – ? – , , : , , -, , , : – , . – , …

, 30-, 20- , , , «» . , – , . , , , , , . , , , « », , , ! , , . , , , , , , . , , :

« – , , , , . , . , , , , , , . , , , , – -, , – – … , , , , . , , , , ».

. , , , , , , , . – , , , , , , , – … , , , .

, , , . , . , , .

« , … . – ( – , ), ».

« – » (. . 1.911 .).

« ,., , « » (. , 1934 .).

« – ».

« – , » ( , 1925 .).

« – , , , , – , » (. – , 1930 .).

« , . , » (. , 1916 .).

« – » ( . . , 1961 .).

, . , .

* * *

« , – «», – . ».

– , , , , .

, , . , – , … , , , , , , , , , – , , . . – , , – . , , , « – : – , – », – , . «» , , , , . , , , , , , , . – , … , , « » (- !) -, , – , «» , .

,

, , .

,

.

, ,

.

-,

, :

,

.

, , , , .

… . , , , , . , , – , . , , :

– ? :

– …

, , , . , , .

– . , , . , – , .

(« , !»), , , – , , .

:

– ! , !

. : , , , … , – , , – . – . , . , , – , -, , , . , . . , , . :

– . …

: ! , , . , , , , , .

– . . , , . . , …

, , , , , . – . , , , . , , ; , ; , , – , ; – : « º. ». , , . , , , . -, , .

* * *

– , « , . , …». , -, , « », « » , , «».

, ,

, ,

, ,

.

, : « , , !» – , « » , « , ».

, !..

, ,

,

,

-, ,

, ,

, « » – , . .

, , , «» , :

, . , « », , , , , …. , , , ,, .

, !

– , ,

, , .

,

, …

, , , «» , «» , :

,

.

, ,

.

, , , , , , «» !

, , , – .

, , , , , – , , , . , «», «», «»:

; – , , , , , .

, ,

,

,

, –

, , , .

* * *

… .

– ! . !

. , , .

– , , , ! – . – !

– , , , , , , . , , . :

– . , ? , …

, , – .

– … – , . – – – – , – !

– -?

– !

– , ?

– , , .

, , – – , – , , , , … – « ». , , , , . (« , – !»), , «».

, – . . , : , , , , . , , , , , …

, «» , «» – , , , , . … , , , : « . , , . – …»

, , , , , , , , , «» , , .

, ,

– , – :

,

« » .

* * *

, , , , , – , , , , , , 20 – 30- « ». , , , : « , , , () . , … … , , , , ; – , – !»

, , , , . , – , – – , .

: « , -, ». , , , , «» «», . . , , , , .

, , , , – (- ). – , , . . .

« » , , . « » (1918) :

,

.

, .

1917 :

, ,

, , !

– ,

.

« » « » , : « ».

– , (« , !»); « – » – , -: « ». , – : : « «». – « » – :

,

,

, –

, , , , , . , « », – , – , :

, – , , , , , -, «», «», – – , -, , . , , – («», ) , .

– : , XIX . – ( , ) – – – . – , , .

? – ! ? – ! ? – ! :

, , : « , , , , , , , , , , , , , ».

, , , .

, , , , . , , , . «» . «», – , .

(1915)

, ,

, , …

(1916)

«» – , , . , . « »: « , , , ; , , – – , ; , … , , – , , , …»

, –

, , -, , « », :

,

,

,

,

, » – , , : « , , , , , ?»

. – « », , , – -, , . , , « ».

, «» , , -, – – .

, , , , , – . : « , ». , , , , … .

– – , , , . «» «-», , , , , : « , …»

* * *

, , , , . . , , . . … , . , , . . , . – . , , … ! – , – …

, .

, , , , , : , .

– . , , , , , -… . , , … , , , …

: , ?.. …

* * *

«, …»

, , , , – , , , .

, ,

… .

… –

.

– , , – , « ».

XX .

, 1917 . . : « , , ?»

, & – .

– , , , , :

, , – , .

, « » .

– , , « », , .

« », « , ».

«» , . , , , – , , , .

, , , :

,

, ,

,

.

, , :

, , , …

, , , , , .

– ? …

– – , , , – :

, ,

, , , :

– , « », , , , , .

– , , , :

, –

,

.

,

,

– , ,

.

(1910)

, , – «», , , , , , .

, , , , :

, , .

, , , , «» , 1932 :

,

, ,

,

, , , , , « » : «», « », , , , , :

, « , ».

, , . 12 1928 ( . ). « , , . – . : , . , «», , 1632 . 750 , . , , , 6 4 . 15-, 16- 17- ; , , , , , . . …»

* * *

, , , , « », « », « ». , – , . -. , : « . . .

.

, , !

». , , , , – …

« », , , , . ! , « …», « …».

:

.

,

, ?

.

– –

.

, –

,

.

, « », « , , », « , », « , », « , , , », , . , , .

, , , , .

,

,

,

,

, ,

, ,

, , !

«», «», «» – , , , , , «» «» , , , , , , , , « ». – , , « » , , , , , , – – . . , , , , , , , , , « », . .

… , : « . : – » – « » (1924) – , .

, , :

, , , , – , , . – , – . « , »: , , , , , , , :

, – :

!

– .

– ?

– – .

!

.

– .

,

, .

, ,

!..

, , ,

.

,

– – , , .

?

– ,

.

! !

?

,

.

, ,

!

,

.

,

, .

,

,

– .

« » . , , , . , , . , – , , , …

, , , , « » , , , , «» , , – , , – « », , , «» , , , . – -. -, , . , .

« » 1928 , – 50 . , , , , , , …

* * *

, . , . , – – , ; , . , , , ; – , , , , , , , , , .

, , , , . . ; , . . : , , , … , , , , : , , …

. , , . , , , . – – , , , , , , , , , . , . , , . , – …

. . – . . – . , , , – , , , , .

, , , « »…

1984

, . , . – .: , 1986. – 301,[2]. . 67 – 96

Читайте также:  Мрт сосудов почки и надпочечников

Источник

Она ничего не знала обо мне, а я о ней, хотя она была единственным близким мне человеком. Парадокс, над которым я предпочла не размышлять. У меня не имелось желания рассказывать о себе, и я допускала, что то же самое нежелание свойственно моей нечаянной подруге. О своем житье‑бытье во время наших встреч я помалкивала, не из необходимости скрывать какие‑то тайны, а просто не было ни тайн, ни каких‑либо заметных событий в жизни. Рядом с совсем незнакомым мне человеком я могла быть кем угодно: удачливой бизнесвумен или бедной студенткой, и допускала, что Генриетта тоже не прочь пофантазировать.

Наши встречи напоминали общение в соцсетях: отсутствие общих знакомых и общих воспоминаний (я знала, что Генриетта недавно приехала в этот город, и, кажется, издалека) гарантировало анонимность, совсем как в Интернете, где человека из плоти и крови заменяет ник и фото какой‑нибудь красотки.

Мы могли придумать себе любую жизнь, и втайне нас обеих влекло к этому. Меня‑то уж точно. Но что‑то удерживало нас от беззастенчивого вранья, конечно, вовсе не желание быть разоблаченными, прервать эту дружбу было легче легкого, и стыдиться своих фантазий вряд ли бы пришлось. Причина, скорее, крылась в другом: я чувствовала, что моя подруга глубоко несчастна, хоть и не желала признаваться в этом, и какие бы радужные картины она ни рисовала, я бы ей, наверное, не поверила. Несчастливость таилась в глубине ее красивых васильковых глаз, пряталась в едва заметных складочках возле губ… Я не знала, как должна выглядеть счастливица, но несчастье распознавала сразу. Может, и меня удерживало от фантазий опасение, что Генриетта читает в моих глазах, как я в ее, а может, боялась, что мое выдуманное счастье станет для подруги неким упреком в собственной несостоятельности. В общем, откровенности мы не желали, а от вранья воздерживались, оттого о своем прошлом и настоящем предпочитали молчать. И через месяц после знакомства я только и знала, что ее зовут Генриетта. Где она живет и как проводит время, когда мы не пьем кофе в крохотной кофейне на набережной и не бродим вдоль реки в толпе туристов, оставалось лишь гадать. Несколько раз я собиралась спросить ее об этом, но задавать вопросы друг другу, точно по молчаливому уговору, мы избегали. Почему‑то я решила, что ее жизнь сродни моей. Возьмись я рассказать свою историю Генриетте, и сама бы поразилась ее абсолютной обыденности. История человека, который плывет по течению, с грустью наблюдая, как его относит все дальше и дальше от вожделенных берегов. Банальная история, лишенная возможности когда‑нибудь стать другой. «Из моей жизни приличного сюжета не получится», – с тоской думала я временами. Кому интересен безвольный герой? Слабым утешением служил тот факт, что таких, как я, тысячи. А многие из тех, кого я встречала во время своих прогулок, вполне могли бы мне позавидовать. То есть не мне, конечно, а внешнему благополучию моей жизни. Муж очень богат, в кошельке у меня две банковские карточки, золотая и платиновая, и я понятия не имею, сколько денег на них. Я не успеваю истратить и малой толики, а счет уже пополняется.

Читайте также:  Чем полезен лимон для сосудов

Наверное, по этой причине я терпеть не могу глянцевые журналы, с каждой страницы которых то шепчут, то вопят разодетые дамочки: у тебя может быть все, если на это есть деньги. У меня нет ничего, кроме денег. Впрочем, деньги вовсе не мои, они принадлежат мужу, следовательно, будет правильнее сказать: у меня нет ничего. Еще совсем недавно эта фраза вызывала гнетущую тоску, и вдруг пришло безразличие…

Первые семнадцать лет моей жизни оказались ничем не примечательными, что вряд ли должно удивлять. Губернский город, обычная семья. Мама – воспитатель в детском саду, папа, кажется, работал на заводе. Говорю «кажется», потому что своего отца совсем не помню, родители развелись, когда мне еще не было и трех лет. Папа сильно пил, мама, промучившись с ним лет пятнадцать, наконец сказала: «Хватит».

Источник

..

.. 酻 // , / .. , 1986. .67-96.

. . , , . , . , . , . . , , . , , , , …

, , , , -, …

, , , – , , , , . , , , , .. , , , , , – , … . . . ? , , , , . , , .

.

,

,

.

,

.

, ,

.

,

, ,

, …

, , , , , : , . . …

, , , , , , , – . : , . , , -, , , – , , , , , , .

, , , . , , , , , . , , , , – , .

, , , , – .

* * *

(1884-1937) .

, , . . 1904 . , . 1905 1906 , . , , .

1912 , . , , .

1915 , – .

. (1918), (1919), , (1922). 1918 .

1923 , . , . , , , .

1926 , . , , (1932).

1934 , – , . 1937 , , : , 1937 . , , .

* * *

. . , , : ! :

? , , : , , -, , , : , . , …

, 30-, 20- , , , . , , . , , , , , . , , , , , , ! , , . , , , , , , . , , :

, , , , . , . , , , , , , . , , , , -, , – … , , , , . , , , , .

. , , , , , , , . , , , , , , , – … , , , .

, , , . , . , , .

, … . ( , ), .

(. . 1.911 .).

,., , (. , 1934 .).

.

– , ( , 1925 .).

, , , , , (. , 1930 .).

, . , (. , 1916 .).

( .. , 1961 .).

, . , .

* * *

, , . .

, , , , .

, , . , – , … , , , , , , , , , , , . . , , . , , , : , , , . , , , , . , , , , , , , . , … , , (- !) -, , – , , .

,

, , .

,

.

, ,

.

-,

, :

,

.

, , , , .

… . , , , , . , , – , . , , :

? :

, , , . , , .

. , , . , , .

( , !), , , – , , .

:

! , !

. : , , , … , , , . . , . , , , -, , , . , . . , , . :

. …

: ! , , . , , , , , .

. . , , . . , …

, , , , , . – . , , , . , , ; , ; , , , ; – : º. . , , . , , , . -, , .

* * *

– , , . , …. , -, , , , , .

, ,

, ,

, ,

.

, : , , ! , , , .

, !..

, ,

,

,

-, ,

, ,

, , . .

, , , , :

,

,

,

.

,

, . , , , , , , …. , , , ,, .

, !

– , ,

, , .

,

, …

, , , , , :

,

.

, ,

.

, , , , , , !

, , , – .

, , , , , , , , . , , , :

-.

; , , , , , .

, ,

,

,

,

, , , .

* * *

… .

! . !

. , , .

, , , ! . !

– , , , , , , . , , . :

. , ? , …

, , – .

… , . – , !

-?

!

, ?

, , .

, , – , , , , , … . , , , , . ( , !), , .

, . . , : , , , , . , , , , , …

, , , , , , . … , , , : . , , . …

, , , , , , , , , , , .

, ,

– , – :

,

.

* * *

, , , , , , , , , , , 20 30- . , , , : , , , () . , … … , , , , ; , !

, , , , . , – , – – , .

: , -, . , , , , , . . , , , , .

, , , , – (- ). , , . . .

, , . (1918) :

,

.

, .

1917 :

, ,

, , !

,

.

, : .

, ( , !); , -: . , – : : . :

,

,

,

, , , , , . , , – , , :

!

.

, , , , , , -, , , – , -, , . , , – (, ) , .

: , XIX . – ( , ) – . – , , .

:

,

.

, ,

,

,

,

.

? ! ? ! ? ! :

,

.

, , : , , , , , , , , , , , , , .

, , , .

, , , , . , , , . . , – , .

(1915)

, ,

, , …

(1916)

, , . , . : , , , ; , , , ; , … , , , , , …

,

, , -, , , :

,

,

,

, …

, – , , : , , , , , ?

. – , , , – -, , . , , .

, , , -, – .

, , , , , . : , . , , , , … .

.

, ,

,

.

, ,

?

, , , . -, , , , , : , …

* * *

, , , , . . , , . . … , . , , . . , . – . , , … ! – , …

, .

, , , , , : , .

. , , , , , -… . , , … , , , …

: , ?.. …

* * *

, …

, , , , – , , , .

, ,

… .

.

, , , .

XX .

, 1917 . . : , , ?

, & .

, , , , :

,

,

, , .

,

, , , .

, .

, , , , .

, , .

, . , , , – , , , .

, , , :

,

, ,

,

.

, , :

, , , …

, , , , , .

? …

,

, , , :

, ,

, , , :

, ,

, ,

, , , , , , .

– , , , :

,

,

.

,

,

, ,

.

(1910)

, , , , , , , , .

, , , , :

, !

!

, , .

, , , , , 1932 :

,

, ,

,

, , , , , : , , , , , , :

,

.

, , .

, , . 12 1928 ( . ). , , . – . : , . , , , 1632 . 750 , . , , , 6 4 . 15-, 16- 17- ; , , , , , . . …

* * *

, , , , , , . , , . -. , : . . .

.

, , !

. , , , , – …

, , , , . ! , …, ….

:

.

,

, ?

.

.

,

,

.

, , , , , , , , , , , , , , . , , .

, , , , .

,

,

,

,

, ,

, ,

, , !

, , , , , , , , , , , , , , , . , , , , , , , , – . . , , , , , , , , , , . .

… , : . : (1924) , .

, , :

, ,

.

, , , , – , , . , . , : , , , , , , , :

, – :

!

– .

?

– .

!

.

.

,

, .

, ,

!..

, , ,

.

,

– , , .

?

– ,

.

! !

?

,

.

, ,

!

,

.

,

, .

,

,

– .

. , , , . , , . , , , , …

, , , , , , , , , , – , , – , , , , , , . -. -, , . , .

1928 , 50 . , , , , , , …

* * *

, . , . , – – , ; , . , , , ; – , , , , , , , , , .

, , , , . . ; , . . : , , , … , , , , : , , …

. , , . , , , . – , , , , , , , , , . , . , , . , – …

. . – . . – . , , , , , , , .

, , , …

1984

Источник