Старинные сосуды изготовленные средневековыми
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.
«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
VII-V тыс. до н. э.
Из праха вышел
Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.
Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia
IV-II тыс. до н. э., Древний Египет
Откуда ни возьмись
Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.
II тыс. до н.э., Китай
А в это время на Востоке
В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».
III-I тыс. до н. э., Древняя Греция
Геометрия пития
Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.
V-I вв. до н. э., Древний Рим
Сплав культур
Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.
«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия
I-IV вв., Древний Рим
Победа стекла
Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.
V-VIII вв., Европа
В когтях кризиса
Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.
VIII-XII вв., Византия
Дефицит – двигатель прогресса
Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.
XII-XIV вв., Ближний Восток
Не для питья, так для продажи
Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.
«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
XII в., Константинополь. Венеция
Крестовый поход за бокалом
Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.
Секрет сплава не покидал острова Мурано.
XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано
Чудеса с острова
В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.
Начало XVII в., Богемия
Лесной бокал
В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.
«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам
Середина XVII в., Англия
Дефицит дров
Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.
Конец XVII в., Англия
Крылышки и защипы
В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.
Начало XVIII в., Англия
Очарование простоты
Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.
Грани мешали наслаждаться видом вина.
Середина XVIII в., Англия
Невесомость в цене
В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.
Конец XVIII в., Англия
Почти алмаз
В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.
«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон
Конец XVIII – начало XIX вв., Франция
Империя и размеры
На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).
XIX в., Европа
Хор форм
XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».
Конец XIX – начало XX вв., Европа
Жертвы ар-нуво
Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.
Баухаус передал бокалу функциональность.
60-е гг. XX в., Австрия
Бокальный баухаус
Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.
Настоящее время.
Австрия и Германия
Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.
Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.
Источник
Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников — ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, олифленников, токарей.
Старинный деревянный расписной ковш в Русском стиле «Зимняя охота», Россия, нач. 20 в.
Старинный деревянный расписной ковш в Русском стиле «Зимняя охота», Россия, нач. 20 в.
Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.
Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души.
Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.
Русскую посуду можно разделять по её назначению:
- для воды (кадка, ушат, ведро, черпуха, лохань, шайка, рукомой);
- для выпечки и хранения хлеба (квашня-дежа, ночва-сельница, чашка хлебопечная, масленка, каравайница);
- для молочного хозяйства (подойник, крынка, махотка, сырница, маслобойка);
- для приготовления пищи в печи (уполовник, ступка, калгушка);
- для стола (ставец, чашка-миска, ложка, солоница, блюдо, пирожница);
- для домашних напитков (скобкарь, ковш-черпак, братина, ендова, чарка, стакан, жбан, кружка с крышкой);
- для хранения запасов зерна, муки и соли (кадка, солоница-горлатка, кувшин).
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.
Посуда для братания
Одной из древнейших форм русской деревянной посуды является скобкарь — большой ладьевидный ковш с двумя рукоятями, родиной которого, без сомнения, является Вологодчина. Среди всех предметов долблено-резаной посуды скобкарь, безусловно, занимал, первое место. Его обносили вокруг стола, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди другой посуды, являясь ее декоративным центром.
Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.
Использовался скобкарь во время коллективных трапез — «братчин» или «канунов», несших в себе ярко выраженные языческие черты. Черпая пиво или брагу из скобкаря, русский крестьянин как бы «братался» со своими односельчанами, приобщаясь к древнему ритуальному действу. Братчины обычно устраивались на большие праздники.
Активно использовался на братчинах и еще один древнерусский сосуд, название которого говорит само за себя — братина. В нем во время коллективных трапез разносили пиво на всю «братию». Первое письменное упоминание о братине относится к 1521 году, однако по древности своей она явно не уступает скобкарю и восходит к далеким и таинственным языческим временам.
Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год
Форма братины оказалась настолько популярной, что ее стали воспроизводить в золоте, серебре, керамике. В княжеском и царском быту золотые и серебряные братины украшались богатыми узорами и употреблялись для питья заздравных чаш. В крестьянской среде бытовали преимущественно деревянные долбленые и точеные братины, украшенные резьбой и росписью. Медными же братинами пользовались, в основном, зажиточные крестьяне-торговцы.
Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.
Для выноса и разлива хмельных напитков использовался еще один древнерусский деревянный сосуд, получивший особое распространение на Русском Севере — ендова. По своей форме ендова напоминала братину, но имела небольшой носик для слива в виде желобка, а в отдельных случаях и рукоятку в форме лопасти.
Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.
Будучи праздничной посудой, ендова украшалась с особой тщательностью: мастера-посудники покрывали ее плоскорельефной и выемчатой резьбой, опоясывали затейливым орнаментом и старательно расписывали как снаружи, так и внутри. Особенно нарядными были северодвинские ендовы, расписанные мастерами из Шемогорья.
Предмет для трапезы и для обрядов
В домашнем быту русских крестьян особым почетом и уважением пользовалась деревянная солоница или солонка, говоря современным языком, занимавшая на любом столе центральное место. Зачастую солоницы вырезались из целого куска дерева в форме уточки, лебедя, петуха, конька, барана.
Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.
В Поволжье бытовала оригинальная форма солоницы в виде кресла или роскошного трона с высокой резной спинкой. Сиденье такого трона обычно служило крышкой, а спинка — ручкой.
Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.
Вместе с другой утварью нарядная солоница обязательно входила в состав девичьего приданого: переезжая в дом мужа, девушка везла ее туда как часть своего «дома». Использовалась солоница также и в девичьих гаданиях о замужестве. В Костромской губернии девушки на Рождество лепили из снега множество кучек, в одну из которых зарывали солонку: «кто толкнет кучку с солонкой — та замуж и выйдет». В знаменитом обряде встречания хлебом-солью солоница всегда занимала «почетное» место. Ритуальные функции солоницы в первую очередь связывались с самой солью, которая повсеместно использовалась как оберег, средство от порчи, активно применялась в свадебных, родинно-крестинных обрядах, а также в народной медицине.
Ложка в русских приметах
«А как же ложки?», — спросите вы. Ложки также были одним из главных столовых предметов, которые начали выделывать из дерева еще в глубочайшей древности. В русской обрядовой традиции ложка выступала в качестве символа живого или умершего члена семьи. Пользоваться чужими ложками в крестьянской среде было не принято, поэтому их помечали: мужские зачастую отличались от женских, а детские от взрослых.
Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.
В поминальные дни ложки вместе с едой оставляли на столе до утра, чтобы «и умершие души поели». Перед приемом пищи ложки обычно клали выемкой кверху, после же трапезы переворачивали. С ложкой был связан ряд примет и поверий: «ложка упала — к гостье», «лишняя ложка на столе — быть гостю», «видеть ложку во сне — к сытости», «стучать ложками за столом — к ссоре». Многие из этих примет дошли и до наших дней.
Большое спасибо, что прочли статью до конца! Поддержите статью лайком и подпиской на канал «Лавка старины»! Мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!
Источник