Старинные сосуды изготовленные средневековыми ремесленниками
Любуясь своеобразной русской посудой во всем своем многообразии, богатстве и красоте, невольно вспоминаешь строки пушкинских стихов:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана,
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая. Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов – дерева и глины. Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза “закатить пир на весь мир”.
все изображения кликабельны*
К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.
Ковш
Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.
Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века
Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: “Руси есть веселие питии, не может без того бытии”.Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.
Корчик
Корчик 17 век .Русская эмаль .Новгород XVII век.
Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.
Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков – коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном – скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.
Чарка
Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.
Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год
Чарка 1704 г.
Чарка серебро 1700 г.
Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток – “государево винцо”, как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней – сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.
Чарка меду.К.Е.Маковский
Чаша
Чаша позолоченная 17 век.
Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово “чаша” на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц – заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась “государева” чаша, за здоровье патриарха “патриаршья чаша”, в честь Богородицы – “Богородицына чаша” и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.
Братина
С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом “заздравной чаши”. В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название “чин чаши”.Для “чина чаши” выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название – братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и “ложками”, эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины – орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:”Братина добра человека питии из нея на здравие…”, “Безвинно вино, да проклято пьянство”.Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой – водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.
Ендова
К братине близок еще один тип посуды – ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными “ложками” и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки – пиво, брагу, мед – и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.
Ставец
Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами. Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка “сколько старцев, столько ставцев” или “каждому старцу по ставцу”. Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: “Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца”.
Кубок
С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды – кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа – древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.
Стакан
Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
К.Е.Маковский
Кружка
Русские мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами. Для отделки в тулово кружки вставлялись монеты или пластинки из слоновой кости. Крышки кружек украшались чеканкой и литыми фигурками. По верхнему ободу располагался расписной венец.
К.Е.Маковский
Утащено отсюда, спасибо PKFNF
Источник
Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников – ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, олифленников, токарей.
Старинный деревянный расписной ковш в Русском стиле «Зимняя охота», Россия, нач. 20 в.
Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды – долблено-резаная – отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.
Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.
Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души.
Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.
Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.
Русскую посуду можно разделять по её назначению:
- для воды (кадка, ушат, ведро, черпуха, лохань, шайка, рукомой);
- для выпечки и хранения хлеба (квашня-дежа, ночва-сельница, чашка хлебопечная, масленка, каравайница);
- для молочного хозяйства (подойник, крынка, махотка, сырница, маслобойка);
- для приготовления пищи в печи (уполовник, ступка, калгушка);
- для стола (ставец, чашка-миска, ложка, солоница, блюдо, пирожница);
- для домашних напитков (скобкарь, ковш-черпак, братина, ендова, чарка, стакан, жбан, кружка с крышкой);
- для хранения запасов зерна, муки и соли (кадка, солоница-горлатка, кувшин).
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.
Посуда для братания
Одной из древнейших форм русской деревянной посуды является скобкарь – большой ладьевидный ковш с двумя рукоятями, родиной которого, без сомнения, является Вологодчина. Среди всех предметов долблено-резаной посуды скобкарь, безусловно, занимал, первое место. Его обносили вокруг стола, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди другой посуды, являясь ее декоративным центром.
Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.
Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.
Использовался скобкарь во время коллективных трапез – «братчин» или «канунов», несших в себе ярко выраженные языческие черты. Черпая пиво или брагу из скобкаря, русский крестьянин как бы «братался» со своими односельчанами, приобщаясь к древнему ритуальному действу. Братчины обычно устраивались на большие праздники.
Активно использовался на братчинах и еще один древнерусский сосуд, название которого говорит само за себя – братина. В нем во время коллективных трапез разносили пиво на всю «братию». Первое письменное упоминание о братине относится к 1521 году, однако по древности своей она явно не уступает скобкарю и восходит к далеким и таинственным языческим временам.
Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год
Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год
Форма братины оказалась настолько популярной, что ее стали воспроизводить в золоте, серебре, керамике. В княжеском и царском быту золотые и серебряные братины украшались богатыми узорами и употреблялись для питья заздравных чаш. В крестьянской среде бытовали преимущественно деревянные долбленые и точеные братины, украшенные резьбой и росписью. Медными же братинами пользовались, в основном, зажиточные крестьяне-торговцы.
Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.
Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.
Для выноса и разлива хмельных напитков использовался еще один древнерусский деревянный сосуд, получивший особое распространение на Русском Севере – ендова. По своей форме ендова напоминала братину, но имела небольшой носик для слива в виде желобка, а в отдельных случаях и рукоятку в форме лопасти.
Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.
Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.
Будучи праздничной посудой, ендова украшалась с особой тщательностью: мастера-посудники покрывали ее плоскорельефной и выемчатой резьбой, опоясывали затейливым орнаментом и старательно расписывали как снаружи, так и внутри. Особенно нарядными были северодвинские ендовы, расписанные мастерами из Шемогорья.
Предмет для трапезы и для обрядов
В домашнем быту русских крестьян особым почетом и уважением пользовалась деревянная солоница или солонка, говоря современным языком, занимавшая на любом столе центральное место. Зачастую солоницы вырезались из целого куска дерева в форме уточки, лебедя, петуха, конька, барана.
Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.
Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.
В Поволжье бытовала оригинальная форма солоницы в виде кресла или роскошного трона с высокой резной спинкой. Сиденье такого трона обычно служило крышкой, а спинка – ручкой.
Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.
Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.
Вместе с другой утварью нарядная солоница обязательно входила в состав девичьего приданого: переезжая в дом мужа, девушка везла ее туда как часть своего «дома». Использовалась солоница также и в девичьих гаданиях о замужестве. В Костромской губернии девушки на Рождество лепили из снега множество кучек, в одну из которых зарывали солонку: «кто толкнет кучку с солонкой – та замуж и выйдет». В знаменитом обряде встречания хлебом-солью солоница всегда занимала «почетное» место. Ритуальные функции солоницы в первую очередь связывались с самой солью, которая повсеместно использовалась как оберег, средство от порчи, активно применялась в свадебных, родинно-крестинных обрядах, а также в народной медицине.
Ложка в русских приметах
«А как же ложки?», – спросите вы. Ложки также были одним из главных столовых предметов, которые начали выделывать из дерева еще в глубочайшей древности. В русской обрядовой традиции ложка выступала в качестве символа живого или умершего члена семьи. Пользоваться чужими ложками в крестьянской среде было не принято, поэтому их помечали: мужские зачастую отличались от женских, а детские от взрослых.
Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.
Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.
В поминальные дни ложки вместе с едой оставляли на столе до утра, чтобы «и умершие души поели». Перед приемом пищи ложки обычно клали выемкой кверху, после же трапезы переворачивали. С ложкой был связан ряд примет и поверий: «ложка упала – к гостье», «лишняя ложка на столе – быть гостю», «видеть ложку во сне – к сытости», «стучать ложками за столом – к ссоре». Многие из этих примет дошли и до наших дней.
Большое спасибо, что прочли статью до конца! Поддержите статью лайком и подпиской на канал «Лавка старины»! Мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!
Источник
Продолжаю серию публикаций “Галерея драгоценностей”. Предыдущие статьи, посвященные истории ювелирного искусства, вы можете увидеть здесь:
Часть 1: золото скифов>>
Часть 2: греческое золото>>
Промежуточная статья “Сокровища скифских курганов”>>
Часть 3: золото гуннов>>
Часть 4: Византия, Киевская Русь, средневековая Европа>>
В 1714 г., в связи с переездом всех официальных служб из Москвы в Петербург, Петр I перевозит сюда часть собрания московской Оружейной палаты, которая уже с XVI века представляла собой хранилище оружия, военных трофеев, казны и предметов церковной утвари.
С петровским временем связано появление в столице личных икон и крестов членов царской семьи XVII века. Оклады икон богато декорированы эмалью, чернью и драгоценными камнями. Ценнейшими родовыми реликвиями были личные “наперстные” (носимые на груди) кресты-мощевики, которые постоянно упоминаются в великокняжеских и царских завещаниях. В XVII веке в оформлении окладов книг часто использовался жемчуг – мелкий и крупный, сверленый и собранный на нить. Особого труда требовала техника сплошного жемчужного шитья.
Во второй половине XVIII века в Петербург были привезены два великолепных набора для причастия, исполненные в 1677-1679 гг. по повелению царя Федора Алексеевича (1656-1682), старшего брата Петра I. Эти произведения придворных московских ювелиров отличаются исключительной роскошью и великолепием художественной отделки. Литургические сосуды хранились в Большой церкви Зимнего дворца и использовались по торжественным случаям.
Одним из шедевров эрмитажной коллекции конца XVIII века считается потир работы петербургского мастера Буде, выполненный по заказу Екатерины II в 1790 г. Золотая чаша потира декорирована расписными медальонами и оплетена тонкой золотой филигранной сеткой. По рафинированности стиля это произведение сопоставимо с самыми изысканными памятниками Византии.
Икона “Спас Вседержитель”
Начало XVII в.
Москва
Дерево, масло, золото, жемчуг, ткань, бумага; чеканка, гравировка, канфарение
Литургический прибор: потир, дискос, звездица, тарели, лжица, копие
1677 г.
Москва
Золото, серебро, алмазы, розы, изумруды, сапфиры, рубины, стекло, шпинель, сталь; эмаль; чеканка, канфаренье, роспись
Крест напрестольный
1678 г.
Москва
Золото, бриллианты, розы, рубины, шпинель, эмаль; гравировка, канфарение, роспись; футляр серебро, кожа
Чарка из цельного куска граната в золотой оправе с ручкой
Конец XVII в.
Москва
Гранат, золото, изумруды, рубины, алмаз, шпинель, эмаль; резьба, роспись, гравировка
Литургический прибор: потир, дискос, звездица, тарели, лжица, копие
1679 г.
Москва
Золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, аметисты, шпинель, топаз, лейкосапфиры, кварц, эмаль, стекло, сталь; гравировка, канфаренье, роспись
Икона “Богоматерь Тихвинская”
Конец XVII в.
Москва
Дерево, масло, золото, алмазы, изумруды, эмаль, ткань; чеканка, роспись
Евангелие
1702 г.
Москва
Золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры; золочение, чеканка, гравировка, филигрань, роспись
Икона “Богоматерь Руденская”
Начало XVIII в.
Москва
Дерево, масло, ткань, золото, серебро, бриллианты; чеканка, гравировка, канфарение
Потир
1790 г.
Мастер Жан Франсуа Ксавье Будде
Санкт-Петербург
Золото, эмаль; литье, чеканка, филигрань, роспись
Крест-ставротека с частицей Честного Древа
Начало XIX в.
Неизвестный мастер
Санкт-Петербург
Золото, алмазы, эмаль, дерево, слюда; роспись
Потир
1795-1797 гг.
Неизвестный мастер
Санкт-Петербург
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, полировка, гравировка, пунцирование, роспись
Крест-ставротека с частицей Честного Древа
Около 1830 г.
Неизвестный мастер
Иерусалим
Золото, дерево, ткань; чеканка, гравировка
От себя добавлю, что, готовя публикацию, заинтересовалась, что такое “крест – ставротека с частицей Честного дерева”? Если кому – то будет интересно, нашла информацию:
В традиции восточных христиан ставротекой (от греч. staurotheke: stauros – «крест» и «theke» – «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»).
Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии. Из исторических преданий о Византии известно, что ценнейшая ее ставротека, содержавшая самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста, находилась в императорской сокровищнице Патриаршего православного собора во имя святой Софии – Премудрости Божией, (иначе – святой Софии Константинопольской, Айя-Софии) в Царьграде. В древние времена в Константинополе на праздник Воздвижения Креста Господня эту святыню торжественно выносили для поклонения приходившим в собор многочисленным верующим. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку, где находились и другие святые реликвии.
Надеюсь, было интересно!
Спасибо всем за внимание!
С уважением, Анна.
Источник