Старый деревенский сосуд это

Среди произведений русского народного искусства особое место занимает посуда, и главным образом деревянная. Традиции ее изготовления складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт целого ряда поколений русских мастеров-посудников — ложкарей, ковшечников, судописцев, бочаров, олифленников, токарей.
Старинный деревянный расписной ковш в Русском стиле «Зимняя охота», Россия, нач. 20 в.
Старинный деревянный расписной ковш в Русском стиле «Зимняя охота», Россия, нач. 20 в.Забытая старинная посуда и ее названия. Проверка эрудиции
Наиболее архаичная форма русской деревянной посуды — долблено-резаная — отличалась лаконичностью, монументальностью и массивностью. В ее суровом, «холодном» облике как бы отражались основные черты русского характера: неторопливость, мужественность, хладнокровие, поэтичность, основательность.
Деревянная долбленая миска, Россия, нач. 20 в.
Процесс изготовления долбленной деревянной посуды был изначально процессом творчества: деревенский мастер, как правило, очень тонко «чувствовал» дерево и при обработке его стремился к созданию не только практичной, но и красивой, изящной вещи, то есть как бы наделял его второй жизнью, вкладывая в работу частичку своей души.
Старинный деревянный ушат, Россия, нач. 20 в.
Русскую посуду можно разделять по её назначению:
- для воды (кадка, ушат, ведро, черпуха, лохань, шайка, рукомой);
- для выпечки и хранения хлеба (квашня-дежа, ночва-сельница, чашка хлебопечная, масленка, каравайница);
- для молочного хозяйства (подойник, крынка, махотка, сырница, маслобойка);
- для приготовления пищи в печи (уполовник, ступка, калгушка);
- для стола (ставец, чашка-миска, ложка, солоница, блюдо, пирожница);
- для домашних напитков (скобкарь, ковш-черпак, братина, ендова, чарка, стакан, жбан, кружка с крышкой);
- для хранения запасов зерна, муки и соли (кадка, солоница-горлатка, кувшин).
Подойник, дерево, Россия, нач. 20 в.
Посуда для братания
Одной из древнейших форм русской деревянной посуды является скобкарь — большой ладьевидный ковш с двумя рукоятями, родиной которого, без сомнения, является Вологодчина. Среди всех предметов долблено-резаной посуды скобкарь, безусловно, занимал, первое место. Его обносили вокруг стола, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди другой посуды, являясь ее декоративным центром.
Скобкарь, дерево, Северная Двина, 19 в.
Использовался скобкарь во время коллективных трапез — «братчин» или «канунов», несших в себе ярко выраженные языческие черты. Черпая пиво или брагу из скобкаря, русский крестьянин как бы «братался» со своими односельчанами, приобщаясь к древнему ритуальному действу. Братчины обычно устраивались на большие праздники.
Активно использовался на братчинах и еще один древнерусский сосуд, название которого говорит само за себя — братина. В нем во время коллективных трапез разносили пиво на всю «братию». Первое письменное упоминание о братине относится к 1521 году, однако по древности своей она явно не уступает скобкарю и восходит к далеким и таинственным языческим временам.
Старинный комплект с братиной, фаянс, Россия, 1911 год
Форма братины оказалась настолько популярной, что ее стали воспроизводить в золоте, серебре, керамике. В княжеском и царском быту золотые и серебряные братины украшались богатыми узорами и употреблялись для питья заздравных чаш. В крестьянской среде бытовали преимущественно деревянные долбленые и точеные братины, украшенные резьбой и росписью. Медными же братинами пользовались, в основном, зажиточные крестьяне-торговцы.
Братина, фарфор, завод братьев Корниловых, Россия, 19 в.
Для выноса и разлива хмельных напитков использовался еще один древнерусский деревянный сосуд, получивший особое распространение на Русском Севере — ендова. По своей форме ендова напоминала братину, но имела небольшой носик для слива в виде желобка, а в отдельных случаях и рукоятку в форме лопасти.
Старинная русская ендова, медь, Россия, к. 19 в.
Будучи праздничной посудой, ендова украшалась с особой тщательностью: мастера-посудники покрывали ее плоскорельефной и выемчатой резьбой, опоясывали затейливым орнаментом и старательно расписывали как снаружи, так и внутри. Особенно нарядными были северодвинские ендовы, расписанные мастерами из Шемогорья.
Предмет для трапезы и для обрядов
В домашнем быту русских крестьян особым почетом и уважением пользовалась деревянная солоница или солонка, говоря современным языком, занимавшая на любом столе центральное место. Зачастую солоницы вырезались из целого куска дерева в форме уточки, лебедя, петуха, конька, барана.
Старинная деревянная солонка в русском стиле с металлической крышечкой, 1920-30 гг.
В Поволжье бытовала оригинальная форма солоницы в виде кресла или роскошного трона с высокой резной спинкой. Сиденье такого трона обычно служило крышкой, а спинка — ручкой.
Антикварная фаянсовая солонка-трон в русском стиле, Тов-во М. С. Кузнецова, к. 19 в.
Вместе с другой утварью нарядная солоница обязательно входила в состав девичьего приданого: переезжая в дом мужа, девушка везла ее туда как часть своего «дома». Использовалась солоница также и в девичьих гаданиях о замужестве. В Костромской губернии девушки на Рождество лепили из снега множество кучек, в одну из которых зарывали солонку: «кто толкнет кучку с солонкой — та замуж и выйдет». В знаменитом обряде встречания хлебом-солью солоница всегда занимала «почетное» место. Ритуальные функции солоницы в первую очередь связывались с самой солью, которая повсеместно использовалась как оберег, средство от порчи, активно применялась в свадебных, родинно-крестинных обрядах, а также в народной медицине.
Ложка в русских приметах
«А как же ложки?», — спросите вы. Ложки также были одним из главных столовых предметов, которые начали выделывать из дерева еще в глубочайшей древности. В русской обрядовой традиции ложка выступала в качестве символа живого или умершего члена семьи. Пользоваться чужими ложками в крестьянской среде было не принято, поэтому их помечали: мужские зачастую отличались от женских, а детские от взрослых.
Старинная расписная ложка для ухи в русском стиле, дерево, Абрамцево, к. 19 в.
В поминальные дни ложки вместе с едой оставляли на столе до утра, чтобы «и умершие души поели». Перед приемом пищи ложки обычно клали выемкой кверху, после же трапезы переворачивали. С ложкой был связан ряд примет и поверий: «ложка упала — к гостье», «лишняя ложка на столе — быть гостю», «видеть ложку во сне — к сытости», «стучать ложками за столом — к ссоре». Многие из этих примет дошли и до наших дней.
Большое спасибо, что прочли статью до конца! Поддержите статью лайком и подпиской на канал «Лавка старины»! Мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!
Источник
22593
22595
Ïî ãîðèçîíòàëè:
– Çåìëÿêè àâàðöåâ è ëåçãèí
– ×åðíûé ãðèá, ïîäáåðåçîâèê
– Ñèíòåòè÷åñêèé ïîëèìåð, êàðáîëèò
– Íå÷òî, êàê ïåðåæèòîê äðåâíèõ ýïîõ
– Ãàññàí Àáäóððàõìàí èáí … (ñêàç.)
– Ìíîãîöâåòíàÿ òêàíü Èíäîíåçèè
– Çðåëèùå îò àñîâ ïèëîòàæà
– Îõîòà íà ëèøíèõ çâåðåé
– “Òðàññà” ãîíäîëüåðà
– Çâåçäà ýñòðàäû èç Óçáåêèñòàíà
– Ïîäðóãà îíäàòðû ïî øàïî÷íîìó íåñ÷àñòüþ
– ×åëîâåê, ïåðåìåòíóâøèéñÿ ê âðàãàì
– Ñòàðîå íàçâàíèå îñòðîâà Êàëèìàíòàí
– Àâòî ñ òîêèéñêèìè êîðíÿìè
– Çâóê ñîñòûêóþùèõñÿ âàãîíîâ
– Èçâåñòíûé ñîâåòñêèé ôèçèê
– “Ðåøêà”, ïîäêèíóòîé â æðåáèè ìîíåòû
– Óñòàðåâøåå íàçâàíèå ïÿòèäåñÿòè êîïååê
– Èòàëüÿíñêèé ïèñàòåëü ïî èìåíè Äæàííè
– Äåëüôèí ñî ñïèðàëüíûì áèâíåì
Ïî âåðòèêàëè:
– Ñòàðûé äåðåâåíñêèé ñîñóä
– Ìåðà îáú¸ìà, ðàâíà 0,001 ëèòðà
– Ó êàêîé ïòèöû ãîäà ñïðàøèâàþò
– Êîíñòðóêöèè äëÿ ðåìîíòà ñòåí äîìà
– Îäíîýòàæíûé èíäåéñêèé “êîòòåäæ”
– “Îäíàæäû íà Äèêîì Çàïàäå” (àêòåð)
– Ëîìîòü õëåáà ñ êîëáàñîé
– Ïîõîæà íà êóçíå÷èêà è ñàðàí÷ó
– Òêàíûé “êàðàêóëü” äëÿ âåðõíåé îäåæäû
– Äåíçíàê èç Àñòàíû è Àëìà-Àòû
– Ëàáîðàòîðíûé ñîñóä â ôîðìå ãðóøè
– Îäíà èç ìàðîê áîëãàðñêèõ ñèãàðåò
– ׸ðíîå èçîáðàæåíèå íà ìåòàëëå
– Ðóññêèé ïîýò è ðóññêèé äðàìàòóðã
– Èìÿ ðåæèññ¸ðà Êåîñàÿíà
– Ñîþçíèê ìå÷à èç êíèãè Äâåíàäöàòü ñòóëüåâ
– Èìÿ èçáðàííèöû Åëüöèíà
– Àêòðèñà Ãîëëèâóäà Ñèãóðíè ..
– Äóõîâîé èíñòðóìåíò Âîñòîêà
ÊÓÌÛÊÈ ìí. 1. Íàðîä êûï÷àêñêîé ýòíîÿçûêîâîé ãðóïïû, ïðîæèâàþùèé â Äàãåñòàíå. 2. Ïðåäñòàâèòåëè ýòîãî íàðîäà.
ÎÁÀÁÎÊ – ìåñòí. Ãðèá ïîäáåðåçîâèê.
ÐÅËÈÊÒ – Îðãàíèçì, ïðåäìåò èëè ÿâëåíèå, ñîõðàíèâøèåñÿ êàê ïåðåæèòîê îò äðåâíèõ ýïîõ.
ÎÒÑÒÐÅË – Äåéñòâèå ïî çíà÷. ãëàã.: îòñòðåëÿòü.
ÊÀÍÀË – 1. Íàïîëíåííîå âîäîé èñêóññòâåííîå ðóñëî, óñòðàèâàåìîå â ãðóíòå äëÿ ñóäîõîäíîé ñâÿçè ìåæäó îòäåëüíûìè âîäîåìàìè, à òàêæå äëÿ âîäîñíàáæåíèÿ, îðîøåíèÿ, îñóøåíèÿ áîëîò è ò.ï. 2. Óçêèé ïðîõîä äëÿ ñóäîâ â çàëèâå, ïðîëèâå, âî ëüäàõ è ò.ï. 3. Óçêîå äëèííîå ïîëîå ïðîñòðàíñòâî âíóòðè ÷åãî-ë., îáû÷íî â âèäå òðóáû, òðóáêè. // Èìåþùèé ôîðìó òðóáû èëè òðóáêè îðãàí èëè ñîâîêóïíîñòü òàêèõ îðãàíîâ, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäÿò òå èëè èíûå âåùåñòâà (â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà, æèâîòíîãî). 4. Ïóòü ïðîõîæäåíèÿ êàêèõ-ë. ñèãíàëîâ ê îðãàíàì, ïðèáîðàì è ò.ï. 5. Ëèíèÿ ñâÿçè, êîììóíèêàöèè. // Îòäåëüíàÿ ëèíèÿ òåëå-, ðàäèîâåùàíèÿ. 6. ïåðåí. Ïóòü, ñïîñîá, ñðåäñòâî äîñòèæåíèÿ, îñóùåñòâëåíèÿ, ðàñïðîñòðàíåíèÿ ÷åãî-ë.
ÍÎÐÊÀ – 1. Õèùíûé ïóøíîé çâåðåê èç ðîäà õîðüêîâ ñ êîðè÷íåâîé áëåñòÿùåé øåðñòüþ. 2. Ìåõ, øêóðêà òàêîãî çâåðüêà. 3. Èçäåëèÿ èç ìåõà, øêóðîê òàêîãî çâåðüêà.
ÍÎÐÊÀ – ðàçã. 1. Óìåíüø. ê ñóù.: íîðà. 2. Ëàñê. ê ñóù.: íîðà.
ÐÅÍÅÃÀÒ – Òîò, êòî èçìåíèë ñâîèì óáåæäåíèÿì è ïåðåøåë â ëàãåðü ïðîòèâíèêîâ; îòñòóïíèê, èçìåííèê.
ÄÐÅÁÅÇÃ – ðàçã. Çâóê ðàçáèâàåìîãî ñòåêëà; ïðåðûâèñòûé, äðîæàùèé çâóê ìåòàëëà, ñòåêëà è ò.ï.
ÐÅÂÅÐÑ – 1. Ïåðåâîäíîé ìåõàíèçì èëè óñòðîéñòâî, äàþùèå âîçìîæíîñòü ìåíÿòü íàïðàâëåíèå äâèæåíèÿ ìàøèíû èëè âðàùåíèÿ îòäåëüíûõ åå ÷àñòåé â îáðàòíóþ ñòîðîíó. 2. Òî æå, ÷òî: ðåâåðñèðîâàíèå.
ÐÅÂÅÐÑ – 1. Îáîðîòíàÿ ñòîðîíà ìîíåòû èëè ìåäàëè.
ÐÅÂÅÐÑ – 1. Ïèñüìåííîå îáÿçàòåëüñòâî, ðó÷àòåëüñòâî (â òîðãîâîì ïðàâå).
ÐÅÂÅÐÑ – óñòàð. 1. Äåíåæíîå îáåñïå÷åíèå, çàëîã, âíîñèìûå îôèöåðîì â ïîëêîâóþ êàññó ïðè æåíèòüáå ðàíåå 28 ëåò (â àðìèè Ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâà äî 1917 ã.).
ÏÎËÒÈÍÀ – óñòàð. 1. Ìîíåòà äîñòîèíñòâîì â ïÿòüäåñÿò êîïååê. 2. Ñóììà â ïÿòüäåñÿò êîïååê.
ÍÀÐÂÀË – Ìîðñêîå ìëåêîïèòàþùåå ïîäîòðÿäà çóáàòûõ êèòîâ ñ äëèííûì çóáîì â âèäå ðîãà; åäèíîðîã.
ÊÎÐ×ÀÃÀ – 1. Áîëüøîé, îáû÷íî ãëèíÿíûé ñîñóä, ñëóæàùèé äëÿ ðàçíûõ õîçÿéñòâåííûõ íàäîáíîñòåé. 2. Êîëè÷åñòâî ÷åãî-ë., âìåùàþùååñÿ â òàêîé ñîñóä.
ÊÓÊÓØÊÀ – 1. Ëåñíàÿ ïåðåëåòíàÿ ïòèöà, îáû÷íî íå âüþùàÿ ãíåçäà è êëàäóùàÿ ÿéöà â ÷óæèå ãíåçäà.
ÊÓÊÓØÊÀ – ðàçã. 1. Íåáîëüøîé ìàíåâðîâûé ïàðîâîç (îò áóêâåííîãî îáîçíà÷åíèÿ åãî ñåðèè – “Ê”). 2. Íåáîëüøîé ïîåçä ìåñòíîãî íàçíà÷åíèÿ, êóðñèðóþùèé íà ðàçëè÷íûõ îòâîäíûõ è äîáàâî÷íûõ ïóòÿõ è âåòêàõ.
ÊÓÊÓØÊÀ – ðàçã. 1. Ñíàéïåð, îáû÷íî âðàæåñêèé, ñòðåëÿþùèé ñ äåðåâà.
ËÅÑÀ è ËÅÑÀ – Äëèííàÿ ïðî÷íàÿ íèòü, îäèí êîíåö êîòîðîé ïðèêðåïëÿåòñÿ ê óäèëèùó, à íà äðóãîé ïðèâÿçûâàåòñÿ ðûáîëîâíûé êðþ÷îê.
ËÅÑÀ ìí. Âðåìåííîå ñîîðóæåíèå èç äîñîê, êëàäóùèõñÿ íà ñòîéêè, ìåòàëëè÷åñêèå îïîðû, óñòàíàâëèâàåìîå âîçëå ñòåí çäàíèÿ äëÿ ñòðîèòåëüíî-ìîíòàæíûõ ðàáîò.
ËÅÑÀ – ñì. ëåñà.
ÁÓÒÅÐÁÐÎÄ – Ëîìòèê õëåáà ñ ìàñëîì, ñûðîì, êîëáàñîé è ò.ï.
ÊÎÁÛËÊÀ – ðàçã. Æåðåá¸íîê-ñàìêà.
ÊÎÁÛËÊÀ – Äåðåâÿííàÿ ïîäñòàâêà ïîä ñòðóíû â ñòðóííûõ ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ (ñêðèïêå, áàëàëàéêå è ò.ï.).
ÊÎÁÛËÊÀ – Çàòÿíóòàÿ ðàñêðàøåííûì õîëñòîì – ñ îòâåðñòèåì äëÿ ðóæüÿ – ðàìà, èñïîëüçóåìàÿ ïðè îõîòå íà ôàçàíîâ è íåêîòîðûõ äðóãèõ ïòèö.
ÊÎÁÛËÊÀ – Êîðîòêîå óäèëèùå â âèäå êîðîìûñëà äëÿ ëîâëè ðûáû çèìîé.
ÊÎÁÛËÊÀ – Îäèíî÷íîå íåñòàäíîå ñàðàí÷îâîå íàñåêîìîå, ÿâëÿþùååñÿ âðåäèòåëåì ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ðàñòåíèé.
ÁÓÊËÅ ñð. íåñêë. 1. Ïðÿæà ñ óçåëêàìè, ïåòåëüêàìè, óòîëùåíèÿìè è äðóãèìè íåðîâíîñòÿìè. 2. Òêàíü èç òàêîé ïðÿæè.
ÊÎËÁÀ – 1. Øàðîîáðàçíûé èëè êîíóñîîáðàçíûé ñòåêëÿííûé ñîñóä ñ äëèííûì ãîðëûøêîì, óïîòðåáëÿåìûé äëÿ íàãðåâàíèÿ æèäêîñòåé ïðè õèìè÷åñêèõ ðàáîòàõ. 2. Ñòåêëÿííûé ñîñóä ðàçëè÷íîãî íàçíà÷åíèÿ, èñïîëüçóåìûé â ñâåòèëüíèêàõ, òåëåâèçîðàõ, òåðìîñàõ è ò.ï.
ÎÐÀËÎ ñð. ìåñòí. Îðóäèå äëÿ ïàõîòû; ñîõà.
ÇÓÐÍÀ – Âîñòî÷íûé äåðåâÿííûé äóõîâîé èíñòðóìåíò ñ ðåçêèì çâóêîì, íàïîìèíàþùèé ãîáîé.
Источник