Стих огонь пылающий в сосуде
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.
Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.
Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.
Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».
Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.
- Следующий стих → Николай Заболоцкий — Неудачник
- Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться
Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Ñòàòüÿ âåñíû 2014ã.
7 ìàÿ – äåíü ðîæäåíèÿ ñîâåòñêîãî ïîýòà Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî. 1903-1958.
111-àÿ ãîäîâùèíà â 2014ã. Ýòî íå þáèëåéíàÿ, ñòðîãî ãîâîðÿ, öèôðà, íî ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ òðèàäà åäèíèö:111. Äà è ïðîñòî äåíü ðîæäåíèÿ!
Ðàìêè ýòîé çàìåòêè íå ïîçâîëÿò îáøèðíîãî ýêñêóðñà â áèîãðàôèþ è òâîð÷åñòâî, ïåðåâîä÷åñêèå øòóäèè Í.Çàáîëîöêîãî. Âñå ýòî ïðè æåëàíèè ìîæíî ëåãêî íàéòè íà ïðîñòîðàõ Ñåòè. Ìîÿ çàäà÷à ñêðîìíåå:íàïîìíèòü, ÷òî ñåãîäíÿ äåíü ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà, îäíîãî èç íàèáîëåå ôèëîñîôñêè çâó÷àùèõ ïîýòîâ Ñîâåòñêîé ñòðàíû.
Êîãäà íàçûâàåòñÿ èìÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, òî ÷àùå âñåãî ïðèõîäÿò íà óì ëþáîìó ñêîëüêî-òî çíàêîìîìó ñ ðóññêîé ïîýçèåé 20 âåêà äâà åãî ñòèõîòâîðåíèÿ: “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà” è “Ìåòàìîðôîçû”. Ïåðâîå ïðîíçèòåëüíàÿ êàðòèíêà, óâèäåííàÿ àâòîðîì è íàâåÿâøàÿ ýòîò ïîýòè÷åñêèé øåäåâð.
Î ÷èñòîòå äåòñêîé äóøè, î çàâèñòè, ðàçúåäàþùåé äóøó, âñòóïàþùóþ â âçðîñëåíèå, è íàêîíåö-èçóìèòåëüíûé àôîðèçì, âåí÷àþùèé ñòèõ, êîòîðûé äàâíî ñóùåñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê ÷òî, öèòèðóÿ, ìíîãèå äàæå íå âñåãäà çíàþò èñòî÷íèê:
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?
Ñòèõîòâîðåíèå “Ìåòàìîðôîçû” èçâåñòíåéøèé ôèëîñîôñêî-ïîýòè÷åñêèé øåäåâð,
è òàêæå ñîäåðæàùèé ñòðîêè, ñòàâøèå øèðîêî öèòèðóåìûì àôîðèçìîì:ýòî ïåðâûå ÷åòûðå ñòðîêè. ×èòàÿ ýòî ïðîèçâåäåíèå, ñîâðåìåííûé ÷èòàòåëü, êîíå÷íî, ïîäóìàåò, ÷òî àâòîð ãîâîðèò î ðåèíêàðíàöèè, ïåðåñåëåíèè äóø, â êîòîðóþ âåðèëè íà Âîñòîêå è êîòîðàÿ ñòàëà ìîäíîé âåðîé âî âñåì ìèðå. Îäíàêî ýòî íå òî ÷òî áû íå òàê, íî íåñêîëüêî øèðå.
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå êâèíòýññåíöèÿ ôèëîñîôñêèõ âîççðåíèé Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
ß áû ñêàçàëà òàê.  ÑÑÑÐ ðåëèãèè áûëè ïðàêòè÷åñêè çàïðåùåíû. Íî ðåëèãèîçíîå ñîçíàíèå ñóòü âðîæäåííûé èìïóëüñ, êàê íðàâñòâåííûé çàêîí. ×åì íðàâñòâåííî ñîâåðøåííåå ëè÷íîñòü, òåì áëèæå îíà ê Áîãó.
Íî ïîñêîëüêó êîììóíèñòû çàïðåòèëè Áîãà, òî ëþäÿì, èùóùèì “ïóòè ê õðàìó”, ïðèõîäèëîñü èçûñêèâàòü îñîáûå ïóòè. Ìíîãèå îáðàçîâàííûå ëþäè â ÑÑÑÐ íå ïðèåìëÿ â ñèëó ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ è îáùåãî íåðåëèãèîçíîãî ñòðîÿ æèçíè ïðèâåðæåííîñòè ê òðàäèöèîííûì êîíôåññèÿì, êîòîðûå ôîðìàëüíî íå áûëè çàïðåùåíû Ñîâåòñêîé âëàñòüþ, õîòÿ ðåëèãèè àêòèâíî åþ êðèòèêîâàëèñü, à îòêðûòàÿ ðåëèãèîçíîñòü íå ïîîùðÿëàñü, òåì íå ìåíåå èñïûòûâàÿ âðîæäåííîå áåñïîêîéíîå ñòðåìëåíèå ê âûñøåìó, íå íàçûâàÿ ýòî ðåëèãèîçíûì ÷óâñòâîì, ñî÷èíÿëè ðàçíîîáðàçíûå êîíöåïöèè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàëà íàóêà è ìîãóùåñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà, íî â áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî áûëè â âñå òå æå ðàçíûå “Ïóòè ê Õðàìó”! ×àùå âñåãî â äóõå Ñïèíîçû:ïàíòåèçì, âîñïåâàíèå Ìàòåðèè, íî îäóõîòâîðåííîé è î÷åëîâå÷åííîé. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ïðîèçâåäåíèé â æàíðàõ ñàìûõ ðàçíûõ îò ôèëîñîôñêèõ òðàêòàòîâ äî íàó÷íîé ôàíòàñòèêè. Îò ôèëîñîôñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òàêèõ êàê “Êîñìîëîãèÿ äóõà” Èëüåíêîâà â ðóñëå ðóññêîãî êîñìèçìà, ôàíòàñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé è òðàêòàòîâ Öèîëêîâñêîãî äî “Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû” Èâàíà Åôðåìîâà, ñèëüíåéøåå âîçäåéñòâèå êîòîðîãî íà óìû â ÑÑÑÐ è âî âñåì ÷èòàâøåì ÍÔ ìèðå íûíå ïî÷òè çàáûòî.
×òîáû ïîíÿòü “Ìåòàìîðôîçû” Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî àóòåíòè÷íî, à èìåííî òîò ñìûñë, êîòîðûé âêëàäûâàë ñàì àâòîð – íóæíî çíàòü, ÷òî îí îáùàëñÿ ñ Öèîëêîâñêèì, øòóäèðîâàë Ýíãåëüñà, Ãðèãîðèÿ Ñêîâîðîäó, Òèìèðÿçåâà, Âåðíàäñêîãî, ÷èòàë òðóäû Ýéíøòåéíà. Èñïûòûâàë âëèÿíèå Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, îäíîãî èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ðóññêèõ ïîýòîâ. Êîëëåêöèîíèðîâàë è èçó÷àë òâîð÷åñòâî õóäîæíèêîâ Øàãàëà, Ôèëîíîâà, âîîáùå âåñü ðóññêèé àâàíãàðä. Òàêæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê Áðåéãåëþ è äðóãèì ãîëëàíäöàì. Íàêîíåö, áûë âïå÷àòë¸í êîíöåïöèåé ðóññêîãî ôèëîñîôà Íèêîëàÿ Ôåäîðîâà.
Íàòóðôèëîñîôèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî î÷åíü èíòåðåñíà è ìåíÿ íàâåëà íà ëþáîïûòíûå ïàðàëëåëè. Íî îá ýòîì â äðóãîé ñòàòüå. Çäåñü æå íàñëàäèìñÿ ïîýòè÷åñêèì êðèñòàëëîì Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, îñâåæèâ â ïàìÿòè íåñêîëüêî ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî äàëåêî íå òîëüêî ýòè ñòèõè ñäåëàëè áû ÷åñòü ëþáîìó ïîýòó, íî øèðå î ïîýçèè Í.Çàáîëîöêîãî â äðóãîé ðàç.
Çäåñü ëèøü ïóíêòèðíî…
Ìåòàìîðôîçû
Êàê ìèð ìåíÿåòñÿ! È êàê ÿ ñàì ìåíÿþñü!
Ëèøü èìåíåì îäíèì ÿ íàçûâàþñü,
Íà ñàìîì äåëå òî, ÷òî èìåíóþò ìíîé,-
Íå ÿ îäèí. Íàñ ìíîãî. ß – æèâîé
×òîá êðîâü ìîÿ îñòûíóòü íå óñïåëà,
ß óìèðàë íå ðàç. Î, ñêîëüêî ìåðòâûõ òåë
ß îòäåëèë îò ñîáñòâåííîãî òåëà!
È åñëè á òîëüêî ðàçóì ìîé ïðîçðåë
È â çåìëþ óñòðåìèë ïðîíçèòåëüíîå îêî,
Îí óâèäàë áû òàì, ñðåäè ìîãèë, ãëóáîêî
Ëåæàùåãî ìåíÿ. Îí ïîêàçàë áû ìíå
Ìåíÿ, êîëåáëåìîãî íà ìîðñêîé âîëíå,
Ìåíÿ, ëåòÿùåãî ïî âåòðó â êðàé íåçðèìûé,
Ìîé áåäíûé ïðàõ, êîãäà-òî òàê ëþáèìûé.
À ÿ âñå æèâ! Âñå ÷èùå è ïîëíåé
Îáúåìëåò äóõ ñêîïëåíüå ÷óäíûõ òâàðåé.
Æèâà ïðèðîäà. Æèâ ñðåäè êàìíåé
È çëàê æèâîé è ìåðòâûé ìîé ãåðáàðèé.
Çâåíî â çâåíî è ôîðìà â ôîðìó. Ìèð
Âî âñåé åãî æèâîé àðõèòåêòóðå –
Îðãàí ïîþùèé, ìîðå òðóá, êëàâèð,
Íå óìèðàþùèé íè â ðàäîñòè, íè â áóðå.
Êàê âñå ìåíÿåòñÿ! ×òî áûëî ðàíüøå ïòèöåé,
Òåïåðü ëåæèò íàïèñàííîé ñòðàíèöåé;
Ìûñëü íåêîãäà áûëà ïðîñòûì öâåòêîì,
Ïîýìà øåñòâîâàëà ìåäëåííûì áûêîì;
À òî, ÷òî áûëî ìíîþ, òî, áûòü ìîæåò,
Îïÿòü ðàñòåò è ìèð ðàñòåíèé ìíîæèò.
Âîò òàê, ñ òðóäîì ïûòàÿñü ðàçâèâàòü
Êàê áû êëóáîê êàêîé-òî ñëîæíîé ïðÿæè,
Âäðóã è óâèäèøü òî, ÷òî äîëæíî íàçûâàòü
Áåññìåðòèåì. Î, ñóåâåðüÿ íàøè!
1937
Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà
Ñðåäè äðóãèõ èãðàþùèõ äåòåé
Îíà íàïîìèíàåò ëÿãóøîíêà.
Çàïðàâëåíà â òðóñû õóäàÿ ðóáàøîíêà,
Êîëå÷êè ðûæåâàòûå êóäðåé
Ðàññûïàíû, ðîò äëèíåí, çóáêè êðèâû,
×åðòû ëèöà îñòðû è íåêðàñèâû.
Äâóì ìàëü÷óãàíàì, ñâåðñòíèêàì åå,
Îòöû êóïèëè ïî âåëîñèïåäó.
Ñåãîäíÿ ìàëü÷èêè, íå òîðîïÿñü ê îáåäó,
Ãîíÿþò ïî äâîðó, çàáûâøè ïðî íåå,
Îíà æ çà íèìè áåãàåò ïî ñëåäó.
×óæàÿ ðàäîñòü òàê æå, êàê ñâîÿ,
Òîìèò åå è âîí èç ñåðäöà ðâåòñÿ,
È äåâî÷êà ëèêóåò è ñìååòñÿ,
Îõâà÷åííàÿ ñ÷àñòüåì áûòèÿ.
Íè òåíè çàâèñòè, íè óìûñëà õóäîãî
Åùå íå çíàåò ýòî ñóùåñòâî.
Åé âñå íà ñâåòå òàê áåçìåðíî íîâî,
Òàê æèâî âñå, ÷òî äëÿ èíûõ ìåðòâî!
È íå õî÷ó ÿ äóìàòü, íàáëþäàÿ,
×òî áóäåò äåíü, êîãäà îíà, ðûäàÿ,
Óâèäèò ñ óæàñîì, ÷òî ïîñðåäè ïîäðóã
Îíà âñåãî ëèøü áåäíàÿ äóðíóøêà!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ñåðäöå íå èãðóøêà,
Ñëîìàòü åãî åäâà ëè ìîæíî âäðóã!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ÷èñòûé ýòîò ïëàìåíü,
Êîòîðûé â ãëóáèíå åå ãîðèò,
Âñþ áîëü ñâîþ îäèí ïåðåáîëèò
È ïåðåòîïèò ñàìûé òÿæêèé êàìåíü!
È ïóñòü ÷åðòû åå íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì åå äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?
1955
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!
Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!
Êîëü äàòü åé âçäóìàåøü ïîáëàæêó,
Îñâîáîæäàÿ îò ðàáîò,
Îíà ïîñëåäíþþ ðóáàøêó
Ñ òåáÿ áåç æàëîñòè ñîðâåò.
À òû õâàòàé åå çà ïëå÷è,
Ó÷è è ìó÷àé äîòåìíà,
×òîá æèòü ñ òîáîé ïî-÷åëîâå÷üè
Ó÷èëàñü çàíîâî îíà.
Îíà ðàáûíÿ è öàðèöà,
Îíà ðàáîòíèöà è äî÷ü,
Îíà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
1958
Èç ñáîðíèêà:
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé. Ìåðêíóò çíàêè Çîäèàêà.
Ìîñêâà: Ýêñìî-Ïðåññ, 1998.
Источник
На этой странице читайти стихи «Некрасивая девочка» русского поэта Николая Заболоцкого, написанные в 1955 году.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Русская и советская поэзия
для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.
Москва, изд-во “Высшая школа”, 1969.
Другие стихи Николая Заболоцкого
» На рынке
В уборе из цветов и крынок
Открыл ворота старый рынок.
Здесь бабы толсты, словно кадки,
Их шаль невиданной красы,…
» Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня – и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним….
» Народный дом
Народный Дом, курятник радости,
Амбар волшебного житья,
Корыто праздничное страсти,
Густое пекло бытия!…
» Начало осени
Старухи, сидя у ворот,
Хлебали щи тумана, гари.
Тут, торопяся на завод,
Шел переулком пролетарий….
» Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!…
» Неудачник
По дороге, пустынной обочиной,
Где лежат золотые пески,
Что ты бродишь такой озабоченный,
Умирая весь день от тоски?…
» Новый быт
Восходит солнце над Москвой.
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!…
» Ночное гулянье
Расступились на площади зданья,
Листья клена целуют звезду.
Нынче ночью – большое гулянье,
И веселье, и праздник в саду….
» Ночь в Пасанаури
Сияла ночь, играя на пандури,
Луна плыла в убежище любви,
И снова мне в садах Пасанаури
На двух Арагвах пели соловьи….
» О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг….
Николай Заболоцкий
Источник
В предыдущих статьях, посвященных творчеству Николая Заболоцкого, многие читатели поделились своими любимыми стихотворениями (отдельная благодарность пользователю Тина).
Стихотворение Н. Заболоцкого: “Не позволяй душе лениться”
Поэт Н. Заболоцкий: Почему советская власть его не любила?
Поэтому я хотела бы выделить два стихотворения – “Некрасивая девочка” и “О красоте человеческих лиц” – в которых поэт поднимает тему красоты и вечный выбор между внешностью и душой человека.
Их место в творчестве Н. Заболоцкого
Эти стихотворения были написаны в 1955 году – третий этап творчества поэта (1946-1958 гг.).
Сталинские лагеря, ссылка заставили Заболоцкого обратиться к самым важным философским вопросам и переосмыслить многих классиков (Тютчев, Некрасов, Баратынский, Пастернак и т.д.). В стихах наблюдается тонкое понимание жизни и людей.
В частности, в эти годы он часто обращался к теме красоты человеческой души, проблеме внутренней и внешней красоты.
“Множество человеческих лиц, каждое из которых — живое зеркало внутренней жизни, тончайший инструмент души, полной тайн,— что может быть привлекательней постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?” – из дневников Заболоцкого.
Немного об этих стихотворениях:
“Проблема истинной и ложной красоты, приоритет красоты внутренней, духовной свойственны для лирики Заболоцкого. <…> Эта идейно-эстетическая позиция в заключении проблемы человеческой красоты сближает лирику Заболоцкого с российской литературной традицией», — писала Н. В. Беляева.
С изобразительной точностью он описывает лица людей и штрихи их внешности, которые отображают внутренний мир человека (морщины на лбу, уголки губ, ямочки на щеках, блеск в глазах).
Теории Льва Ландау о женской красоте: “модуль города”, “принцип действия привлекательности”
Загадка красоты Лили Брик: “Она не была красивой, но неизменно была желанна”
Индустрия красоты в СССР: Как советские женщины ухаживали за собой?
Стихотворение “О красоте человеческих лиц”:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
А “Некрасивую девочку” Николай Заболоцкий завершает чередой вопросов, подталкивая читателей к размышлениям и требуя ответа. Приведу только отрывок из этого стихотворения:
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Литературовед А. Зорин в журнале “Литература” об этом стихотворении:
“Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”
Подписывайтесь! Ставьте “палец вверх”! Делитесь в комментариях, любите ли стихи Заболоцкого? И какое знаете наизусть?
Источник
Меню статьи:
- Текст произведения
- История создания поэзии
- Сюжет произведения
- Внутренний мир героини
- Идея произведения
- Тематика поэзии
- Композиционные особенности стиха
- Первая часть
- Вторая часть
- Итоги
- Жанровая специфика поэзии
- Художественные особенности стиха
- Стих как пример философской лирики
Текст произведения
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
История создания поэзии
Николаю Заболоцкому принадлежат искренние произведения, ставящие в центр нравственность. «Некрасивая девочка» – именно такое творение, рассказывающее о настоящей – внутренней – красоте. Автор оригинально доносит до читателей ключевую мысль: истинная красота относится не к телу, а к душе человека.
Год рождения творения Заболоцкого – 1955 год. Иногда великие произведения создаются очень банальным путем. Так произошло и в этой ситуации. Автор проходил мимо одного из двориков в Москве. Там Заболоцкий увидел компанию ребятишек. Среди мальчишек выделялась одна девочка.
В стихотворении “Родная деревня” Николай Рубцов рассказывает о родных краях, о родине. Но что такое родина? С одной стороны, это страна или город, где мы родились. Но с другой стороны, это место, вобравшее в себя наше детство и молодость. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
У девчушки было некрасивое лицо. Внимание Николая Алексеевича привлекла непосредственность ребенка. Автору бросилась в глаза внутренняя, духовная красота девочки, которая контрастировала с некрасивой внешностью.
Это произведение – поздний шедевр автора. В строках поэзии чувствуется зрелость поэта, который умер всего через три года после написания текста.
Сюжет произведения
Начало творения Заболоцкого – это рассказ про некрасивую девочку. Малютка напомнила автору лягушонка – так сильно девочка отличалась от своих сверстников. Рыжевато-кучерявые волосы, огромный рот, кривизна зубов, неприятные, слишком заостренные черты лица – таков портрет героини.
Маечку девчушка заправила в трусы. Героиня играла с двумя мальчиками. Дети катались на велосипедах – подарок родителей. У «лягушонка» же не было на чем кататься. Девочка просто радовалась за товарищей, смеялась, ликовала вместе с друзьями.
Внутренний мир героини
Сюжет произведения русского поэта будет неполным без описания внутреннего мира героини. Девочка не знакома ни с завистью, ни с худыми замыслами. Писатель подчеркивает кристальную чистоту души малютки. Автор с горечью понимает: однажды девочка осознает свою уродливость. Писатель не желает героине таких страданий. Заболоцкий надеется, что богатый внутренний мир и высокие нравственные качества помогут девочке выстоять. Тяжесть бытия, жизненные трудности не сломят героиню, пока внутри нее горит огонь духовной чистоты.
Девочка не поражает воображение людей своей красотой, в теле героини отсутствует грация. Писатель, однако, подчеркивает: грация отличает душу малютки.
Идея произведения
Анализ сюжета поэзии медленно подводит читателей к вопросу: в чем же заключается ключевая идея стиха? Писатель поднимает философский вопрос, рассуждая о красоте. Идея произведения кроется в том, что на вершине иерархии ценностей все же стоит красота внутренняя, духовная. Нравственность подкрепляется красотой тела. Иногда чистота души дарит даже некрасивому телу грацию и харизму.
Тематика поэзии
Красота как проблема философии и искусства волновала авторов, начиная с античных времен. Так, о красоте рассуждал древнегреческий философ Платон.
О нравственной красоте размышляли философы и писатели эпохи Просвещения. Актуальность этой темы в литературе не вызывает сомнений. Более того, тема красоты уже не в первый раз появляется в творчестве Заболоцкого.
Писатель обращается к теме красоты души человека. Автор в очередной раз подчеркивает: внешность не раскрывает сущности людей. Мысли Заболоцкого подтверждаются эффектной иллюстрацией – портретом девочки, малютки, некрасивой, как лягушка. Поэт с грустью рассуждает о судьбе героини.
Композиционные особенности стиха
Форма произведения – лирический монолог. В структуре поэзии выделяются несколько смысловых частей:
- изображение портрета малютки-героини;
- рассуждения о судьбе девочки.
Формально структура произведения насчитывает две строфы.
Первая часть
Первая часть поэзии посвящается портрету героини. Писатель ярко и детально описывает внешность девчушки. Подробности, которые приводит автор, намекает на небогатую жизнь малышки. Героиня слишком юна, чтобы осознавать свою некрасивость. Картина Заболоцкого вызывает у читателей грусть: товарищи девочки часто не обращают на малышку внимания. Вопреки этому, героиня искренне радуется возможности играть с другими ребятами во дворе. Мудрый поэт усматривает в поведении малышки внутреннюю непорочность, душевную чистоту. Автор явно симпатизирует своей героине.
Вторая часть
Постепенно очарование первых мгновений отходит на второй план. Мысли автора поглощаются рассуждениями о судьбе малышки. Какое будущее ждет девочку с такой внешностью? В этом жестоком мире люди обращают внимание на лицо. Есть даже поговорка: «встречают по одежке». Заболоцкий тщательно опровергает эту позицию.
В будущем девочку ждут издевательства со стороны красивых подруг, насмешки. Такова судьба тех, кого общество считает дурнушками. Писатель искренне надеется, что человеческая жестокость не разочарует, не сломает девочку. Нравственность – это древнее сильное оружие, которое помогает людям выстоять в трудных ситуациях. Грация души поможет малышке пережить невзгоды и сложности жизни.
Итоги
В последних строках автор выражает ключевую мысль произведения. Проблема красоты наделяется философским смыслом, то есть – общечеловеческим. Конец стиха – это вопрос. Этот прием подталкивает читателей к рефлексии.
Жанровая специфика поэзии
Для выражения философского содержания поэзии Заболоцкий выбирает элегию как самый подходящий жанр. В центре лирического повествования – вечные проблемы. Настроение шедевра русского автора – светлая грусть, что тоже находится в рамках характеристик и основных черт выбранного жанра. Автор пользуется пятистопным ямбом, разные виды рифмовки (с преобладанием кольцевой). В некоторых местах встречаются также примеры кольцевой и параллельной рифмовок.
Художественные особенности стиха
Заболоцкий выбирает только нужные для выражения смысла, идейного содержания произведения художественные приемы. В поэзии отсутствуют лишние, декоративные тропы и приемы. При создании своего творения автор ввел в текст следующие средства:
- прилагательные («худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка»);
- множество эпитетов;
- метафорические обороты («чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души»);
- гиперболы отсутствуют, автор использует лаконичное описание;
- риторические вопросы;
- художественная детализация («заправлена в трусы худая рубашонка»);
- в своей логике писатель движется от конкретного к абстрактному, от частного к общему – типичный пример философской индукции.
Произведение оставляет ощущение реалистичности и правдоподобности.
Стих как пример философской лирики
Выше мы уже упоминали, что Заболоцкий обращается к вечным вопросам бытия. Это значит, что автор затрагивает философские проблемы. В данном случае – это вопрос о красоте. В финале произведения писатель размышляет, почему люди склонны обожествлять красоту.
Стихотворение Николая Заболоцкого “Не позволяй душе лениться” можно считать напутствием писателя читательской аудитории, ведь в нем автор поднимает актуальные вопросы. Чтобы узнать об этом произведении подробнее, предлагаем ознакомиться с его описанием
Рефлексия, форма размышления передается с помощью риторических вопросов. Автор не собирается дискутировать с читателем. Цель литератора – заставить свою аудиторию задуматься.
Строки поэзии четко показывают позицию Николая Алексеевича по этому вопросу. Авто восхищается девочкой, способной на искренность. Философский характер стиха обусловил композицию произведения, деление на описательную и рефлексивную части.
Простая бытовая сцена провоцирует у писателя поток мировоззренческих рассуждений. Внешняя красота, привлекательность тела кажутся автором мимолетным даром. Единственное, что остается на века, – это духовная, нравственная красота. Писатель наталкивает читателей на мысль, что внешняя привлекательность при внутренней пустоте теряет всяческий смысл.
Источник