Стили сосудов в древней греции

Стили сосудов в древней греции thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 9 правок.

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Основные формы[править | править код]

ФормаНазначениеПримечанияПример
АлабастронДля масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл
Амисурна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях
АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора
Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе
Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы
БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды
ГуттусДля благовоний и культовых обрядов
ДиносДля питьяРазновидность кратера
Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов
Канфар (Κάνθαρος)Для питья
Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов
КиафЧерпак для вина и воды
КиликДля питьяДругое название — каликс.
КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки
Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний
Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке
ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой
Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла
ЛопасСтоловый сосуд
ЛутерионСтоловый сосуд
Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)Для благовоний
ЛампаДля освещения
МастосДля питья вина
Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды
ОльпаДля разлива вина и воды
ПатераДля культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов
ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.
ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка
Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды
Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса
РитонДля питья
СитулаВедро
Скифос (Σκύφος)Для питья
Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов
СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда
ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение
ТреножникПодставка для сосудов и т. п.Также любой сосуд на трёх ножках
Фиала (Φιάλη)Для питьяДругое название — омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)Для культовых обрядовПогремушка
ЭкселиптраДля благовонийДругое название — племохойя или клотон
ЭпинетронНаколенникПрименялся при ткачестве
Эпихизис (Επίχυσις)Для благовоний

Литература[править | править код]

  • Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    2 271

    1 210 132

    493

  • ✪ Геометрический орнамент: терракотовый кратер

  • ✪ ЗАГАДОЧНЫЕ древние находки которые наука не может объяснить

  • ✪ Идеокинезис в Алматы. Сосудистый скелет

С вами Брайан и Моника.
Мы находимся в Метрополитен-музее.
Сегодня вечером здесь очень людно.
Перед нами одна из героических ваз, стоящих у входа в греческую галерею.
Она обозначена как геометрический кратер, созданный в VIII в. до н.э.
Почему геометрический?
Потому что на нём, как и на других вазах, которые так принято называть,
есть геометрический орнамент.
Видите на верхней кромке?
Ещё на нём есть узор, который называется меандр,
и каждая часть росписи заключена в отдельную рамку — ряд колец, похожих на олимпийские.
На внешней поверхности вазы размещены фигуры и орнаменты, множество геометрических узоров.
На ней есть и фигуры людей и животных, но они упрощены до геометрических форм и узоров.
Интересно, на этой вазе изображены фигуры людей и животных, а ранние геометрические вазы,
как я уже говорил, расписаны только геометрическими узорами.
Верно.
На предметах искусства следующего века мы уже наблюдаем больше изображений разных занятий людей.
Как использовалась эта ваза?
Она очень большая, поэтому нельзя представить, что в ней хранили вино или оливки.
Интересно, насколько же она велика?
Поскольку она стоит у нас над головами, выглядит так, словно в ней несколько футов…
Мы знаем об этих вазах, что их не держали в доме.
Нет, с их помощью помечали могилы.
Дно у таких ваз имеет отверстия.
В них наливали вино,
и оно медленно сочилось в землю в качестве своего рода подношения покойным.
Сложная у них была форма.
На них много трещин, да?
Да.
Их делали из терракоты — «жжёной земли», —
поэтому они разбивались на крупные куски, а не на мелкие, как стекло.
Точно.
Многие из них собраны заново?
Да.
Перед нами геометрическая роспись на нижней части сосуда.
На более высоких участках появляются фигуры в движении,
и это — новая тенденция в геометрической росписи, верно?
Да, показанная на вазе деятельность вполне соответствует её назначению.
Перед нами сцена похорон.
Перед нами усопший, лежащий на погребальной повозке.
По обеим сторонам от него — плакальщики.
Они рвут на себе волосы (это традиционный греческий траурный жест),
собравшись по обе стороны центральной погребальной сцены.
Интересно, что покойник изображён горизонтально лежащим на погребальной повозке,
и только этим отличается от остальных персонажей росписи.
Все фигуры совершенно одинаковы.
Да, это верно.
Жест, изображаемый живыми, отличает их от мёртвого, который просто лежит.
Правильно.
На примере египетского искусства мы видели,
что покойников представляли через использование символов.
Здесь у нас почти ничего, кроме самого тела.
Это верно.
И ещё, возможно, здесь семья покойного —
люди по обе стороны от него.
Видите, фигуры по бокам обмахивают его пальмовыми ветвями?
Видимо, уже в этот ранний период греки гораздо больше интересовались жизнью, чем смертью.
Видимо, так.
В центре внимания здесь плакальщики, выражающие скорбь,
а не сам покойник, его положение и социальный статус при жизни, как это было бы у египтян.
Верно.
Как вы уже отметили, тела изображены очень упрощённо.
Но мы без труда читаем изображение на этой вазе, да?
Совершенно верно.
Например, на нижней секции росписи мы без труда различаем трёх лошадей,
запряжённых в колесницу, на которой лежит покойник.
Но мы видим, что художник попытался создать иллюзию глубины, наложив фигуры лошадей друг на друга.
Это совсем не то, чего можно ожидать от греко-римского искусства, в котором была перспектива.
Да, в последующие эпохи такие эффекты создавались с помощью более сложных иллюзий.
Изображение очень плоское.
Кажется, мы должны проходить мимо этих ваз в музее, потому что они словно отмечают вход в галерею,
как геральдические львы.
Конечно, в Древней Греции они смотрелись более привлекательно.
Это не обычный предмет.
Да, у этих ваз была совершенно особая функция.
Такие горшки каждый день бить не будешь.
Они были доступны только богатым грекам,
которые могли себе позволить помечать ими могилы своих близких.
Получается, что во множестве музейных залов есть вазы,
которые служили для более утилитарных вещей: хранение вина, масла и так далее.
А это что-то совершенно другое.
Да, так и есть.

Основные формы

ФормаНазначениеПримечанияПример
Алабастрон (Αλάβαστρον)Для масла и благовонийИспользовался женщинами, мужчины использовали арибалл

Alabastron Boread Louvre L27.jpg

АмисПогребальная урна
Амфора (Αμφορεύς)Тара для транспортировки и хранения продуктовРасписные сосуды — награда в соревнованиях

Amphora olive-gathering BM B226 03.jpg

АмфорискДля благовонийМиниатюрная амфора

Amphoriskos Louvre CA1892.jpg

Арибалл (Αρύβαλλος)Для масла, используемого в гимнастикеНосился в мешочке на поясе

Aryballos Pegasos 580 BC Staatliche Antikensammlungen.jpg

Аскос (Ασκός)Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы

Apulian RF askos 330-300BC MAN.jpg

БальзамарионДля благовоний
БатанионДля хранения продуктов
ГидрияСосуд для воды

Warrior departure Louvre E804.jpg

ГуттусДля благовоний и культовых обрядов

Guttus murex shell Petit Palais ADUT00419.jpg

ДиносДля питьяРазновидность кратера

Dinos animals Louvre Cp11243.jpg

Кадос (Κάδος)Транспортировка продуктов
КаккабаДля хранения продуктовупоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)Для погребальных и культовых обрядов

Alkaios Sappho Staatliche Antikensammlungen 2416 full.jpg

Канфар (Κάνθαρος)Для питья

Kantharos Eros Louvre CA1587.jpg

Кернос (Κέρνος)Для погребальных и культовых обрядов

Kernos Melos Sevres 3552.jpg

КиафЧерпак для вина и воды

Kyathos Dionysos Louvre CA3309.jpg

КиликДля питьяДругое название — каликс.

Lakonian cup BM GR 1968.2-13.1.jpg

КитраДля хранения продуктов
КотилаДля питьяПохож на скифос
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпронДля благовонного маслаСделан по принципу чернильницы-непроливайки

Kothon MAR Palermo NI1637.jpg

Кратер (Κρατήρ)Для смешивания вина и воды

Akhilleus Charun Cdm Paris 2783 full.jpg

Лагинос (Λάγυνος)Для благовоний

Music lagynos Louvre M149.jpg

Лебес (Λέβης)Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд

Dinos du Peintre de la Gorgone.jpg

Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)Для свадебных обрядов

Women bath Asteas Lebes gamikos MAN Inv11445 n1.jpg

Лекана (Λεκάνη)Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМиска на ножке

Lekane Louvre CA3059.jpg

ЛеканидаНазначение неизвестно, возможно, что и у пиксидыМаленькая лекана с крышкой

Lekanís - MASP 330-320 BC.JPG

Лекиф (Λήκυθος)Для хранения ароматического масла

Amazone altar Louvre CA1710.jpg

ЛопасСтоловый сосуд

Elisian Lopas in Archaeological Museum of Olympia.jpg

ЛутерионСтоловый сосуд

NAMA - Louterion in the Manner of Sophilos.jpg

Лутрофор (Λουτροφόρος)Для погребальных и культовых обрядов

Prothesis at attic black-figure Loutrophoros Antikensammlung Berlin 1.jpg

Лидион (Λύδιον)Для благовоний

Ionian lydion MAR Palermo NI1779.jpg

ЛампаДля освещения

DSC00109 - Coppa megarese - Foto G. Dall'Orto.jpg

МастосДля питья вина

Mastos riders Louvre E740.jpg

Несторида (Νεστορίς)Для хранения продуктовИзвестна в Южной Италии как тройзелла

Nestoris Louvre K534.jpg

Ойнохоя (Οινοχόη)Для разлива вина и воды180px
ОльпаДля разлива вина и воды

Herakles Olympos Louvre F30 full.jpg

ПатераДля культовых обрядов

Apulian red-figure Patera by the White Saccos Painter, Antikensammlung Kiel B 558.jpg

Пелика (Πελίκη)Для хранения продуктов

Pelike Geras Louvre G234 full.jpg

ПеррирантерионОткрытая чаша на ножкеЧасто изготовлялась из камня
Пиксида (Πυξίς)Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п.

Pyxis geometric BM GR 1910-11-21-1.jpg

ПинакаВотивный предметДругое название — пинакион (Πινάκιον)

NAMA Mystères d'Eleusis.jpg

Пифос (Πίθος)Для хранения продуктовГлиняная бочка

Pithos Cnossos Louvre CA113.jpg

Псиктер (Ψυκτήρ)Для вина и воды

Psykter symposion Staatliche Antikensammlungen SL461.jpg

Рыбное блюдоДля подачи на стол рыбыВ центре имеется ёмкость для соуса

Fish plate Louvre K588.jpg

РитонДля питья

Donkey head rhyton Louvre Cp3561.jpg

СитулаВедро

Museo archeologico di Firenze, pisside da Chiusi, terzo quarto del VII sec. a.c..JPG

Скифос (Σκύφος)Для питья

Dwarf woman Staatliche Antikensammlungen 8934.jpg

Стамнос (Στάμνος)Для хранения продуктов

Odysseus Sirens BM E440.jpg

СтупкаРазмельчение пряностей и т. д.
ТарелкаСтоловая посуда

Louvre assiette sirene barbue.JPG

ТимиатерионДля курения благовонийБытовое украшение

Attis thymiaterion Louvre Tarse61.jpg

Треножник