Строение и функции кровеносных сосудов урок
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85
углубленным изучением отдельных предметов
Психолого-педагогическое
проектирование урока
по биологии
8 класс
2014 год
При планировании урока « Строение и функции кровеносных сосудов» я руководствуюсь тем, что эти знания помогут учащимся в понимании бережного отношения к себе, к своему здоровью, потому что именно с этой системой органов связаны тяжелейшие заболевания человека:
– варикозное расширение вен,
– атеросклероз,
– тромбофлебит и другие.
Процент смертности от сердечно – сосудистых заболеваний наивысший.
Данный урок призван расширить и углубить знания об основных органах кровообращения. Урок ориентирует на формирование и развитие понятий, их осмысление и применение.
В связи с поставленной перед собой целью, я пытаюсь решить на уроке следующие задачи:
– общеобразовательные – выявить особенности строения кровеносных сосудов во взаимосвязи с их функциями.
– развивающие – формировать общеучебные и общепредметные умения и навыки, развивать навыки логического мышления и творчества.
– воспитательные – воспитание потребности к здоровому образу жизни.
Урок построен с учетом возрастных особенностей детей, с учетом общеобразовательного уровня класса, а также своего интеллектуального потенциала.
ХОД УРОКА :
1. Организационный момент
Вербальное и невербальное общение с классом позволяет настроить класс на урок.
Мотивацию учащихся на восприятие нового материала провожу с использованием цифрового, фактического материала и необходимости здорового образа жизни.
2.Урок начинается с повторения пройденного материала «О строении и функциях сердца».
Проверка знаний необходима, так как является базой для получения нового объема знаний, его расширения и углубления. С учетом процесса дифференциации предлагаю разные виды заданий. Каждый учащийся получает по три карточки. С учетом своей готовности к уроку выбирает себе вопрос. Для меня важно, сколько учеников выбрали карточку №3 – вопрос, ответ на который является логическим мостиком к изучению нового материала. (Докажите, что строение сердца соответствует выполняемой функции). Ответ на этот вопрос заслушивается, (по желанию учащихся)
Таким образом, я подвожу учащихся к пониманию взаимосвязи строения и функций, так как это является основой биологических знаний и готовит учащихся к восприятию нового материала «Строение и функции кровеносных сосудов».
Материал в целом уже знаком из курса «Живой организм» и опираясь на него, можно углубить знания, показать взаимосвязь строения и функций. Для этого я использую разные средства подачи материала. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития элементов творчества, я применяю стихи, которые часто сочиняю сама.
1. Воздушные жилы их называют,
От сердца кровь они забирают.
Лишь кровь в них поступит,
В момент растяженье -они
выдерживают это давленье. (Артерии)
2. Их стенки средней толщины,
Под микроскопом клапаны видны.
Не торопясь течет в них кровь
И поступает в сердце вновь. (Вены)
3. В переводе «волосной» означает,
Важную функцию в организме выполняют.
Лишь стоит палец уколоть,
Немедленно появится кровь. (Капилляры)
Таким образом, учащиеся учатся переводить практические знания в абстрактные и стараются находить характерные признаки явления.
Для расширения и углубления знаний я использую работу с микроскопом и микропрепаратами.
Таким образом, идет формирование правильных представлений о строении сосудов.
Для отработки навыков работы с учебником, умения анализировать, соотносить факты с реальной действительностью, я предлагаю учащимся заполнить таблицу :
Название сосуда | Строение | Функции |
АРТЕРИИ | ||
ВЕНЫ | ||
КАПИЛЛЯРЫ |
Так, я направляю мысль ученика на поиски взаимосвязи строения и функций сосудов на основе анализа и обобщения знаний.
Далее я перехожу к изучению «Кругов кровообращения».Рассматриваю данный вопрос в аспекте «историзма»,тем самым побуждая познавательный интерес у учащихся, используя разные модальности.
Таким образом систематизируются и закрепляются знания, формируется умение видеть связь между абстрактным и конкретным, то есть идет формирование целостного представления о кровеносной системе.
На этом же уроке я отрабатываю понимание ценностей здорового образа жизни и влияние на него различных факторов. (Неправильное питание, курение, употребление алкоголя), ориентирую учащихся на будущую профессию, а также нацеливаю на осмысление и более глубокое усвоение знаний и отработку терминов по теме.
Предлагаю учащимся составить кроссворд из основных понятий темы.
Источник
Дата:17.01.18.
Тема:Кровеносные сосуды.
Цель урока:изучить строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями.
Задачи урока:
Образовательная:
изучить особенности строения кровеносных сосудов
Развивающая:
содействовать формированию умению работать с учебником и дополнительной литературой, схемами, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательная:
обеспечить условия для формирования этических отношений в коллективе, при работе в группах – взаимопомощи, отзывчивости.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальная беседа по вопросам. Объясните следующие понятия.
Автоматизм – особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце способно ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца.
Сердечный цикл – период от одного сокращения предсердий до следующего называется сердечным циклом.
Систола – период сокращения желудочков, что позволяет протолкнуть кровь в артериальное русло.
Диастола – период времени, в течение которого сердце расслабляется для приема крови. В целом характеризуется снижением давления в полости желудочков, закрытием полулунных клапанов и открытием предсердно-желудочковых клапанов с продвижением крови в желудочки.
Взаимопроверка учащихся.
2. «Согласны ли вы что …» За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Сердце – это двигатель крови в организме. (да)
2. Сердце – это трёхкамерный мышечный орган в грудной полости. (нет)
3. Между предсердиями и желудочками сердца находятся полулунные клапаны. (нет)
4. Сокращение предсердий длится 0, 1 секунды. (да)
5. Вены – это сосуды несущие кровь от сердца. (нет)
Самопроверка учащихся.
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Стадия вызова.
Учитель:
Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.
“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.
Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.
Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.
Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.
А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”
(В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения. )
Учитель: Что такое кровообращение?
(Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови по замкнутой системе в организме. )
Действительно жизнедеятельность организма возможна лишь при условии доставки каждой клетки питательных веществ, кислорода, воды и удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются сердечнососудистой системой, органами которой является изученное нами сердце и кровеносные сосуды
Стадия осмысления.
Поэтому сегодня мы с вами объединим свои усилия для лучшего усвоения нового материала, ведь тема сегодняшнего урока « Кровеносные сосуды».
И так, сегодня на уроке, работаем в группах. (Используется прием «Я-Ты-Мы»). Прежде чем начнем изучение новой материала. Вспомним правила работы в группах
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора).
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3. По окончании работы каждая группа защищает рассмотренный материал.
1 группа. «Капилляры» Вопрос: «Каково строение капилляров? Полностью охарактеризуйте капилляры».
2 группа. «Вены» Вопрос: «Каково строение вен? Полностью охарактеризуйте вены».
1 группа. «Артерии» Вопрос: «Каково строение артерий? Полностью охарактеризуйте артерии».
Защита проектов.
IV. Закрепление пройденного материала.
1. «Сводная таблица».
При рассмотрении темы «Кровеносные сосуды» – заполняется сводная таблица по следующим признакам.
Весь материал – в документе.
2. «Согласны ли вы что …» За каждый правильный ответ 1 балл
1.Сердце – это двигатель крови в организме. (да)
2.Сердце – это трёхкамерный мышечный орган в грудной полости.(нет)
3. Между предсердиями и желудочками сердца находятся полулунные клапаны.(нет)
4.Сокращение предсердий длится 0, 1 секунды. (да)
5. Вены – это сосуды несущие кровь от сердца.(нет)
Самопроверка учащихся.
Индивидуальная работа по карточкам
Стадия вызова
Учитель:
Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.
“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.
Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.
Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.
Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.
А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”
(В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.)
Учитель: Что такое кровообращение?
(Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови по замкнутой системе в организме.)
Действительно жизнедеятельность организма возможна лишь при условии доставки каждой клетки питательных веществ, кислорода, воды и удалении продуктов обмена веществ. Эти процессы осуществляются сердечнососудистой системой, органами которой является изученное нами сердце и кровеносные сосуды
Стадия осмысления.
Поэтому сегодня мы с вами объединим свои усилия для лучшего усвоения нового материала, ведь тема сегодняшнего урока « Кровеносные сосуды»
И так, сегодня на уроке, работаем в группах. (Используется прием «Я-Ты-Мы»). Прежде чем начнем изучение новой материала. Вспомним правила работы в группах
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3. По окончании работы каждая группа защищает рассмотренный материал.
1 группа. «Капилляры» Вопрос: «Каково строение капилляров? Полностью охарактеризуйте капилляры».
2 группа. «Вены» Вопрос: «Каково строение вен? Полностью охарактеризуйте вены».
1 группа. «Артерии» Вопрос: «Каково строение артерий? Полностью охарактеризуйте артерии».
Защита проектов.
Закрепление пройденного материала
«Сводная таблица»При рассмотрении темы «Кровеносные сосуды» – заполняется сводная таблица по следующим признакам.стр. 145 таблица.
Распределите признаки сосудов.
Сосуды, несущие кровь от сердца к органам.
Сосуды, несущие кровь от органов к сердцу.
Самые тонкие сосуды.
Скорость оттока крови в них высокая.
На них внутренних стенках имеются клапаны.
Стенки состоят из одного слоя плоских клеток.
Стенки плотные, эластичные.
Для них характерна медленность течения крови.
Расположены глубоко между мышцами.
Сосуды, соединяющие артерии и вены.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
Итог урока. Выставление оценок.
Источник
План-конспект урока по биологии
Дата 18. 01.2018 г. № урока 33
Класс 8-Б
Тема урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.
Цель: познакомить учащихся с органами кровообращения -сердцем и сосудами, показать значение кровообращения для здоровья человека.
Задачи урока:
Образовательная: формировать знания об особенностях кровообращения в организме человека, о строении и работе сердца. Показать взаимосвязь строения и функций сердца.
Развивающая: развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, делать выводы.
Воспитательная: вызывать интерес учащихся к теме, способствовать расширению их мировоззрения, воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;
Оборудование:
учебные таблицы, иллюстрирующие кровеносную систему человека, строение и работу сердца; презентация, учебник.
Тип урока:
изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
( определить уровень исходных знаний.)
Выполните тест:
- Сердце позвоночных расположено:
- а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,
- в) в грудной полости справа
- Сердце образовано:
а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.
- Сердце млекопитающих животных:
а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
- Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
- Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
- Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.
2. Проверьте правильность выполнения теста по ключу
3. Оцените свою работу
6 правильных ответов – 5 баллов; 5 правильных ответов – 4 балла; 3-4 – 3 балла; менее 3 – 2 балла.
Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.
Учителем выставляются только «4» и «5» в классный журнал.
III. Изучение нового материала
Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. (слайд №1)
А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Эдуардас Межелайтис.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – всё земное
Умещается в его пределы,
Потому-то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? О системе кровообращения? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.(формулируем цели урока)
Статистика сердечно-сосудистых заболеваний (слайд №2)
Амосов Николай Михайлович – знаменитый на весь мир врач-кардиолог с большим опытом работы. Выдвинул теорию и доказал на практике, что физический труд способен сделать человека не только здоровым, но и бодрым и счастливым. (слайд №3) (Сообщения 2 обучающихся с краткой биографией Амосова Н.М.)
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.
Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.(слайд №4)
Работа в группах.
А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс объединяется в 7 групп, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Беспозвоночные и Хордовых. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного.1 группа – кольчатые черви, 2 группа- моллюски, 3 группа- членистоногие, 4 группа – рыбы, 5 группа – земноводные, 6 группа – пресмыкающиеся, 7 группа – птицы, млекопитающие.
Кольчатые черви. Кровеносная система кольчатых червей имеет замкнутый характер. У кольчатых червей совсем нет сердца. Его заменяют крупных 5 кольцевых сосудов (сердца), стенки которого способны сокращаться. Они гонят кровь из задней части тела к передней. Оттуда кровь переходит в брюшной сосуд, где движется в противоположном направлении – спереди назад; стенки брюшного сосуда не могут сокращаться.
Моллюски. У моллюсков она незамкнутого типа. В ее состав входят такие органы: сердце, сосуды. Сердце у моллюсков состоит из двух или трех камер. Это один желудочек и одно или два предсердия.
Членистоногие. Кровеносная система членистоногих незамкнутая: кровеносные сосуды открываются в полость тела, и поэтому кровь смешивается с полостной жидкостью. Движение гемолимфы по кровеносным сосудам обеспечивает мускульный пульсирующий орган – сердце.
Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.
Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом.
Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.
Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.
Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.
Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?
Прочитать в учебнике о строении сердца (слайд №6) стр._________(3 мин.)
Работа в парах: вставить в текст пропущенные слова. (слайд №7)
Рассказ учителя о строении сердца (слайд №8,9)
– Сердце… Незаменимый орган в теле человека. Размером всего лишь с левый кулачок, а сколько работы выполняет. Только представьте…
Интересные факты о сердце:
1. В среднем сердце взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100,000 раз в день, 3600000 раз в год, и приблизительно 2,5 миллиарда раз за всю жизнь.
2. Несмотря на то, что само сердце весит всего около 310 граммов, в здоровом состоянии оно прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 километров кровеносных сосудов в день.
3. Объем прокачки сердцем крови может варьироваться в широком диапазоне: от 5 до 30 литров в минуту.
4. Ежедневно сердце создает энергию, которой было бы достаточно грузовику для того, чтобы проехать более 30 километров, за всю жизнь это эквивалентно расстоянию от Земли до Луны и обратно.
5. Частота биения сердца плода примерно в два раза выше, чем у взрослого и составляет около 150 ударов в минуту. В возрасте 12 недель его сердце прокачивает 34 литра крови в день.
6. Сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллиона клеток организма, исключение составляют лишь роговицы.
7. 5% крови идут на поддержание сердца, 15-20% поступают в мозг и центральную нервную систему, 22% идет в почки.
8. Сердце за всю жизнь делает больше работы, чем какая-либо другая мышца, его мощность колеблется в пределах 1-5 Вт.
9. Сердце перекачивает обогащенную кислородом кровь через аорту со скоростью примерно равную 1,6 км/ч. К тому времени, как она достигает капилляров, ее скорость падает до 109 см/ч.
10. Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, с среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин – 70.
– 3 декабря 1967 года южноафриканский доктор Кристиан Барнард (1922-2001) пересадил человеческое сердце в тело Луиса Вашански. Хотя пациент прожил после операции всего 18 дней, этот случай считается первой успешной операцией по пересадке сердца.
– Сердце человека четырехкамерное, состоящее из двух предсердий и двух желудочков.
– Стенка сердца состоит из трех слоев:
• внутреннего – эндокарда,
• среднего – заключено в околосердечную сумку – перикарда.
• Самый мощный слой – миокард – состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, обладающей особым ритмом сокращения (сокращается непроизвольно).
– Левая половина сердца не сообщается с правой. Предсердия и желудочки сообщаются между собой отверстиями, снабженными створчатыми клапанами.
В левом желудочке – двустворчатый клапан, в правом – трехстворчатый. На границе между левым желудочком и аортой, между правым желудочком и легочной артерией расположены полулунные клапаны, закрывающие отверстие аорты в левом желудочке и отверстие легочной артерии в правом желудочке. Просмотр видеофрагмента «Клапаны сердца» (1 мин)
Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.
Кровеносные сосуды образованы артериями, венами и капиллярами (слайд №10) Заполнить сравнительную таблицу, используя учебник стр._____.
Физкультминутка (слайд №11,12). Если согласны – стоим, если нет, приседаем.
Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?
Фазы сердечного цикла
1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.
2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек.
3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с. (слайд №13)
Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.
Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. (слайд №14)
Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.
Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца. Русский физиолог А.А.Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, через 20 часов после его смерти, пропустив через сосуды сердца солевой раствор. Это показало, что сердце может работать в автоматичском режиме, т.е. изолированно, поскольку импульс возбуждения зарождается в самом сердце. (Слайд 15).
Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые сигналы называют электрокардиограммой. Электрокардиограмма (ЭКГ) является записью электрической активности сердца. (слайд №16)
Запись ЭКГ занимает 10-15 минут, затем ее просматривает врач и выдает заключение. Расшифровка позволяет получить информацию о сердечном ритме, гипертрофии (утолщении) стенок сердца, расширении полостей, ишемии сердечной мышцы и наличие рубцов, нарушении ритма и проводимости.
ЭКГ является очень информативным недорогим и доступным тестом, позволяющим получить много информации о сердечной деятельности.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
- Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
- Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
- Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?
2. Решить задачу.
Сколько крови перекачало ваше сердце за 45 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови? (слайд №17)
(Решение: 70 * 45 = 3150раз сердце сократилось за урок.
3150*150= 472500 (472 л 500 мл) крови перекачало сердце за урок.)
3. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.
Вариант 1.
1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:
а) 3 в) 4
б) 2 г) 5
2. Околосердечная сумка называется:
а) эпикард в) миокард
б) эндокард г) перикард
3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:
а) и одного желудочка в) полулунный
б) трёхстворчатый г) четырёхстворчатый
4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:
а) 0,8 сек в) 0,3 сек
б) 0,4 сек г) 0,1 сек
5. Вещество, усиливающее работу сердца:
а) адреналин в) соли калия
б) ацетилхолин
Вариант 2.
1. Сердце человека состоит из:
а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка
2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:
а) миокард в) эпикард
б) перикард г) эндокард
3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:
а) двухстворчатый в) одностворчатый
б) трёхстворчатый г)полулунный
4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:
а) 0,8 сек в) 0,1 сек
б) 0,4 сек г) 0,3 сек
5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:
а) адреналин в) тироксин
б) ацетилхолин г) серотонин
V. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?
И в заключение урока, я хочу вас познакомить с памяткой «Здоровое сердце».
Программа «Здоровое сердце»
- Не пить и не курить
- Выделять достаточно времени для сна. Сон – основа здорового сердца
- Не позволять никому оказывать на себя давление
- Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
- Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
- Регулярно заниматься физическими упражнениями
- Приобретать хорошие привычки
- Избегать искусственных стимуляторов – кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, – это неправда!
- Ходить! Дышать глубоко… И ходить, ходить, ходить.
- Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
- Не употреблять консервированные заменители сахара.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым
и работоспособным.
Оценка работы школьников.
VI. Домашнее задание
1. Выучить конспект, изучить параграф_____.
2. Решить задачу.
В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.
Источник