Стройные сосуды на могилах
АлабастрСосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей. Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей. | Лекиф сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения. |
Амфораовальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла. | Лутрофор сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил. |
Гидриякерамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. | Ойнохоя кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши. |
Динос сосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки. | Панафинейская амфора изготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда – обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками). |
Кальпида | Пелика расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ. |
Канфар сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса. | Пиксида круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы. |
Киаф сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л). | Псиктер сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков. |
Килик керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками. | Ритон керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах. |
Кратер с завитками сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой. | Скифос сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л). |
Кратер в форме чашечки цветка Второй тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками… | Стамнос сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем – все более овальным и плоским. |
Источник
Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее некоторые формы были особенно распространёнными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый своё особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределённые и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, нельзя было прояснить многие детали. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
2 947
1 957
126 329
Геометрический орнамент: терракотовый кратер
Разведопрос: Дмитрий Алексинский про античное оружие академика Оленина
Основные формы
Форма | Назначение | Примечания | Пример |
---|---|---|---|
Алабастрон | Для масла и благовоний | Использовался женщинами, мужчины использовали арибалл | |
Амис | урна | ||
Амфора (Αμφορεύς) | Тара для транспортировки и хранения продуктов | Расписные сосуды – награда в соревнованиях | |
Амфориск | Для благовоний | Миниатюрная амфора | |
Арибалл (Αρύβαλλος) | Для масла, используемого в гимнастике | Носился в мешочке на поясе | |
Аскос (Ασκός) | Для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы | ||
Бальзамарион | Для благовоний | ||
Батанион | Для хранения продуктов | ||
Гидрия | Сосуд для воды | ||
Гуттус | Для благовоний и культовых обрядов | ||
Динос | Для питья | Разновидность кратера | |
Кадос (Κάδος) | Транспортировка продуктов | ||
Каккаба | Для хранения продуктов | упоминается в письменных источниках | |
Калаф (Κάλαθος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Канфар (Κάνθαρος) | Для питья | ||
Кернос (Κέρνος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Киаф | Черпак для вина и воды | ||
Килик | Для питья | Другое название – каликс. | |
Китра | Для хранения продуктов | ||
Котила | Для питья | Похож на скифос | |
Кофон (Κώθων), правильнее, эксалейпрон | Для благовонного масла | Сделан по принципу чернильницы-непроливайки | |
Кратер (Κρατήρ) | Для смешивания вина и воды | ||
Лагинос (Λάγυνος) | Для благовоний | ||
Лебес (Λέβης) | Кухонный, хозяйственный и обрядовый сосуд | ||
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός) | Для свадебных обрядов | ||
Лекана (Λεκάνη) | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Миска на ножке | |
Леканида | Назначение неизвестно, возможно, что и у пиксиды | Маленькая лекана с крышкой | |
Лекиф (Λήκυθος) | Для хранения ароматического масла | ||
Лопас | Столовый сосуд | ||
Лутерион | Столовый сосуд | ||
Лутрофор (Λουτροφόρος) | Для погребальных и культовых обрядов | ||
Лидион (Λύδιον) | Для благовоний | ||
Лампа | Для освещения | ||
Мастос | Для питья вина | ||
Несторида (Νεστορίς) | Для хранения продуктов | Известна в Южной Италии как тройзелла | |
Ойнохоя (Οινοχόη) | Для разлива вина и воды | ||
Ольпа | Для разлива вина и воды | ||
Патера | Для культовых обрядов | ||
Пелика (Πελίκη) | Для хранения продуктов | ||
Перрирантерион | Открытая чаша на ножке | Часто изготовлялась из камня | |
Пиксида (Πυξίς) | Туалетный сосуд для хранения косметики, драгоценностей и т. п. | ||
Пинака | Вотивный предмет | Другое название – пинакион (Πινάκιον) | |
Пифос (Πίθος) | Для хранения продуктов | Глиняная бочка | |
Псиктер (Ψυκτήρ) | Для вина и воды | ||
Рыбное блюдо | Для подачи на стол рыбы | В центре имеется ёмкость для соуса | |
Ритон | Для питья | ||
Ситула | Ведро | ||
Скифос (Σκύφος) | Для питья | ||
Стамнос (Στάμνος) | Для хранения продуктов | ||
Ступка | Размельчение пряностей и т. д. | ||
Тарелка | Столовая посуда | ||
Тимиатерион | Для курения благовоний | Бытовое украшение | |
Треножник | Подставка для сосудов и т. п. | Также любой сосуд на трёх ножках | |
Фиала (Φιάλη) | Для питья | Другое название – омфальная чаша | |
Формискос (Φορμίσκος) | Для культовых обрядов | Погремушка | |
Экселиптра | Для благовоний | Другое название – племохойя или клотон | |
Эпинетрон | Наколенник | Применялся при ткачестве | |
Эпихизис (Επίχυσις) | Для благовоний |
Литература
- Сомов А. И. Ваза, сосуд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Эта страница в последний раз была отредактирована 16 мая 2021 в 10:57.
Источник
Амфора – еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.
Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.
Итак, что же такое древнегреческая амфора?
А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») – античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.
Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.
Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.
Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.
Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора – это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.
Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины – самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.
Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.
Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.
Не путайте с другим древнегреческим сосудом – пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.
В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.
Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.
Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.
Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.
Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.
Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 – 570 гг. до н. э.
Сирия или Северная Италия. Середина – вторая половина I в.
«Бургонская ваза» – самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон
Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.
Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.
Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.
Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.
Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).
Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен
Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым
Хиос. Вторая половина VI – начало V в. до н.э.
Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань
Сирия или Северная Италия. Середина – третья четверть I в.
Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым
Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи
* Панафинеи, Панафинейские игры – самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.
**Эксекий – известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 – 530 гг. до н. э.
***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.
При копировании указывайте источник.
Источник
Некрополь – «город мертвых» – был неотъемлемой частью греческого городского центра ‒ полиса. Как правило, некрополь располагался сразу за крепостными стенами и концентрировался вдоль выходящих из города дорог. Стремительное расширение границ города приводило к разрушению, как правило, наиболее древних участков некрополя.
Ныне погребения жителей античной Горгиппии скрыты кварталами современной Анапы. Наблюдения за топографией некрополя в траншеях и больших котлованах показывают, что погребения образуют скопления, разделенные пустыми участками, над некоторыми скоплениями могил прослежены следы невысоких земляных насыпей.
Традиционно некрополь отражал особенности социальной структуры города живых. Родовые участки некрополя обозначались невысокой насыпью и, возможно, отделялись от остальных участков невысокими оградками или канавками. Погребения представителей административной и родовой элиты Горгиппии подчеркивали их высокий статус: их хоронили в каменных склепах, отчасти напоминающие храмовые сооружения, сопровождали богатым инвентарем. На русских военных картах конца XVIII – начала XIX вв. видно, что курганы подступали непосредственно к границам древнего города.
Некрополь раннегреческого поселения VI-V вв. до н.э. (Синдской Гавани) открыт к востоку и юго-востоку от него – на территории археологического заповедника «Горгиппия» и по ул. Кубанской. Погребения совершались в грунтовых ямах, встречено несколько могил с каменными конструкциями, оставленных представителями местного населения (синдами). Открыто погребение ребенка в амфоре и кремация в расписном краснофигурном кратере. Погребальный инвентарь представлен простой красноглиняной и расписной чернофигурной и краснофигурной посудой, стеклянными полихромными амфорисками, бусами, пряслицами. Типично греческим элементом погребального обряда является помещение в могилы сосудов для масел – лекифов, характерных для погребений молодых мужчин – палестритов. В то же время, в погребениях представлено оружие местных форм. Над одним из погребений, инвентарь которого содержал комплект расписных краснофигурных сосудов – скифос и ойнохою – было установлено известняковое надгробие с надписью, содержащей имя умершего и указание на место его происхождения.
Некрополь эллинистического и римского времени располагался к востоку и юго-востоку от городища Горгиппии, и тянулся в указанных направлениях, судя по всему, вдоль дорог, выходящих из города. Ближе к крепостным стенам Горгиппии участки более насыщены погребениями, окраинные курганы некрополя смыкались с курганными могильниками поселений хоры.
Погребения эллинистического времени на участках, прилегающих к городищу, немногочисленны. В большинстве случаев они совершены в грунтовых ямах, отмечено несколько могил, перекрытых двускатной «крышей» из кровельной черепицы. В качестве погребального инвентаря в могилах находились керамические сосуды, терракотовые статуэтки, бусы, монеты. Особо следует отметить погребение воина, сопровождавшееся однолезвийным кавалерийским мечом – махайрой. Исследовано несколько позднеэллинистических захоронений по обряду кремации в керамических сосудах-урнах, на которых процарапаны или написаны краской имена погребенных. В курганах на окраинах горгиппийского некрополя открыты сложенные из тесанного камня склепы с архитектурным оформлением портала (Тарасовские курганы) и росписью на стенах (склеп «Героон»).
Наиболее полно изучен некрополь Горгиппии римского времени. Основная масса погребений совершалась в прямоугольных могильных ямах, вырубленных в материковой скале. Во II – первой половине III вв. н.э. на некрополе получают распространение глубокие прямоугольные могильные ямы с широкими заплечиками, на которые опирались перекрывавшие их бревна или каменные плиты. Инвентарь погребений первых веков н.э. богат и разнообразен. Прежде всего, это керамическая посуда разных форм: в погребениях найдены красноглиняные, краснолаковые и сероглиняные лощенные кувшины, миски, кубки. В большинстве погребений встречена стеклянная посуда: кувшины, стаканы, бальзамарии, служившие для хранения ароматических масел.
В женских погребениях найдены стеклянные и каменные бусы, бронзовые пинцеты, булавки, зеркала, в мужских – металлические предметы поясной гарнитуры: пряжки, наконечники ремней. И в мужских, и в женских погребениях встречены металлические заколки-фибулы. На богатство захоронений указывают находки ювелирных изделий: золотых, серебряных и железных перстней с резными вставками-геммами из полудрагоценных камней, золотых серег, подвесок-амулетов, фибул, бус. Особенностью мужских погребений является помещение в могилу длинных всаднических мечей. Рядом с некоторыми мужскими погребениями находились захоронения снаряженных коней.
Встречены в погребениях предметы, специально предназначавшиеся для обряда погребения. Это изготовленные из тонкой золотой фольги погребальные венки, накладки на глаза и губы, круглые пластинки-индикации с оттиснутым изображением монет. Индикации, как и монеты, которые они имитировали, помещались в могилы в качестве платы Харону, перевозившему на пароме души умерших в царство мертвых. Монеты и индикации обычно находились во рту погребенных. С погребальным обрядом связано и помещение в могилу набора из двух сероглиняных светильников – открытого (плошки) и поставленного в него закрытого.
С некрополем связаны находки каменных надгробий. Большинство надгробных памятников изготовлено из известняка. Среди них выделяются плиты с фронтоном вверху и антропоморфные стелы, представляющие собой фронтальный силуэт человеческой фигуры. Типично горгиппийскими надгробиями являются известняковые рельефы с поясным или поколенным изображением умершего, а также скульптурные статуи-полуфигуры. Выделяется группа мраморных надгробий I‒II вв. н.э. с рельефами, изображающими умерших, и надписями, сообщающими их имена.
Источник