Студент не сосуд факел

Человек с факелом.

«…мы должны не только копить

мудрость, но и извлекать из неё пользу».

М. Монтень. Опыты.

Я учился в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ) в 60-е годы прошлого века. Стандарты обучения были совсем другие, чем в нынешнее время. Никто и помыслить не мог сдавать зачеты и экзамены за деньги.

Теперь все по-другому. «Около 40% студентов государственных вузов сталкивались с фактами взяточничества преподавателей, которые часто фактически вынуждали платить за возможность успешной сдачи экзамена или сессии. Сумма незаконных поборов иногда достигает внушительных размеров. Так, средняя цена отметки «отлично» составляет в престижных юридических вузах около 80 тысяч рублей. Такие данные обнародовали вчера представители молодежной общественной организации «Правая Россия», которые провели летом 2010 года опрос среди студентов 18 крупнейших вузов Москвы, сообщает «Независимая газета». По сравнению с региональными московские оказались примерно в два раза коррупционнее: о необходимости давать взятку в столичных вузах говорят чаще, да и сами размеры взяток тоже не в пример больше. …

Организаторы опроса уверены, что корень коррупционного процесса кроется даже не столько в низких зарплатах преподавателей, хотя и в них тоже, сколько в отсутствии моральных принципов и в фактическом поощрении взяточничества руководством вузов.

Все эти данные и выводы были направлены в Министерство образования и науки России (ныне разделенного на два независимых министерства- прим. авт.) для разъяснения ситуации и для разработки предложений по борьбе с коррупцией в вузах. Между тем в ведомстве … изданию сообщили, что они «не занимаются коррупцией в вузах», и посоветовали обратиться в правоохранительные органы. (Форум. мск. 24. 11. 2010)

Взятка.

Столь давний пример приведен не из-за отсутствия свежих данных. В интернете их полно. Поразила, вопиющая на мой взгляд, реакция министерства.

Самое страшное даже не то, что оценки покупаются, а то, что люди с молодости привыкают решать трудные проблемы с помощью денежных купюр. И не какие-нибудь простые обыватели, а те, кому в будущем, возможно, придется возглавлять трудовые коллективы, в том числе на опасных для жизни производствах.

И когда перед ними в полный рост встанут сложные технические проблемы, решение их привычными путями с помощью взяток будет приводить к крупным авариям с человеческими жертвами, вроде трагедий на Саяно-Шушенской ГЭС, на шахте «Распадская» или совсем недавняя в организации, подведомственной «Норникелю». Основа закладывается в системе коррупционного образования.

В советское время в вузах бурлило творчество, наука была подлинным магнитом для молодежи. О той атмосфере, утраченной в эпоху погони за деньгами, видимо, навсегда – мои воспоминания.

Наиболее яркий след в студенческой жизни оставили преподаватели по математике, физике, техническим дисциплинам. Они были не только великолепными специалистами, но и блистательными, запоминающимися людьми. Их умение общаться с аудиторией, держать в «руках» зубастую и достаточно дерзкую молодежь, которой не требовалось лезть в карман за словом, искрометное чувство юмора ассоциировалось с незаурядностью каждой личности.

Некоторых просто боготворили, как например, профессора Л. Г. Мерцалова. На экзамен к нему можно было приходить с учебниками, конспектами лекций, с чем угодно, лишь бы студент умел этим грамотно пользоваться. Всеобщий кумир оценивал способность мыслить, анализировать факты. Делать из них правильные выводы.

– Стоп, стоп, – по-моему, меня занесло. Кумиром он был только у сильных студентов. У тех, чьи глаза горели, кто мог спорить, отстаивая собственный взгляд на проблему. Да, я не оговорился. Споры не только дозволялись, но и поощрялись. Так ненавязчиво, наряду с обучением специальному предмету, воспитывался подлинно активный гражданин, способный отстоять свои убеждения не только на экзамене.

Для слабых студентов, еле тянувших лямку с целью получения заветных корочек о высшем образовании, он представлялся неким громовержцем. Одной – двумя фразами мог сразить 10-минутный «лепет» плохо владеющим предметом человека. И хотя всем ставились четверки, каждый понимал, что случился провал.

Но если молодой профессор улавливал биение мысли у юноши или девушки, он преображался. Как умелый эквилибрист поворачивал рассматриваемую проблему то с одного бока, то с другого. Экзамен превращался в дискуссию двух равноправных партнеров. Никому и в голову не приходило одергивать студента, осмелившегося возражать или спорить с профессором.

Творческая дискуссия.

Бывали случаи, когда экзаменатор благодарил отвечавшего за оригинальный подход к обсуждаемому вопросу. И молодые люди чувствовали – их воспринимают не как «школяров», а как участников совместных исследований.

Как надолго хватает творческого импульса, полученного от крупного ученого, знаю по себе и по тем, кто заряжался им на необычном экзамене. Экзамене, ставшим для некоторых пропуском в такой мучительный и такой сладостный мир науки, мир открытий и мир разочарований. Именно тогда воплощалась установка на то, что «студент не сосуд для накопления знаний, а факел, который нужно зажечь». Но чтобы зажечь – и самому нужно гореть. Возможно, огонь был передан как «эстафетная палочка», когда в недалеком прошлом и самому профессору пришлось выдержать непростое испытание.

Читайте также:  Новые фнп по сосудам что нового

Источник

Считают, что в науках, находящихся на «переднем крае» медицины, а фармакология относится к их числу, объём всей имеющейся информации удваивается каждые 10 лет. Наука стала намного объёмней, глубже и сложнее. Появились совершенно новые и очень важные группы фармакологических средств, к тому же нельзя отказаться от базовых данных прошлого – всё это ставит учащихся в затруднительное положение. Необходимо не только узнать разросшийся и сильно усложнившийся материал, но и «переварить» его, вынести и запомнить основное и научиться этим основным пользоваться. По данным авторов и по моим собственным наблюдениям даже добросовестный студент, прослушав и законспектировав лекции, прочитав материал учебника к занятиям и повторив всё к экзамену, способен предъявить 4 – 6% полученной информации. Лишь у самых одарённых эта цифра возрастает до 10 – 12%. Сокращение объёма информации по данным исследований приводит к тем же результатам, но уже от сокращённого курса.

Фармакология – дисциплина сложная, особенно в первый год обучения, когда получение общемедицинских знаний только начинается. Студентам очень трудно усвоить большой объём медицинской терминологии. Механического запоминания недостаточно, необходимо понимание по сути сухого материала, в большей степени, содержащего абстрактные понятия. Выпускники приходят с недостаточным багажом знаний, а у нас – это в основном выпускники школ сельского значения, с несформированной учебной мотивацией, не умеющие организовать свой учебный труд. Трудность преподавания предмета также состоит в том, что для улучшения понимания учебного материала и усвоения знаний, в процессе изучения фармакологии приходится разбирать элементы знаний по физиологии и патофизиологии человека.

Выход из этой проблемы я вижу в более активной организации самостоятельной работы студентов, так как знания, добытые самостоятельно намного длительнее и прочнее остаются в памяти, делаю упор на развитие основных знаний и умений, практическую направленность занятий. Применяемые игровые технологии на занятиях и внеаудиторных мероприятиях также позволяют решить многие проблемы и способствуют более активной организации самостоятельной работы студентов.

Главным приоритетом в долгосрочном знании фармакологии считаю познание и закрепление в памяти структуры и логики предмета, поэтому при изложении материала широко использую методы проблемного обучения, графическое построение конспекта лекций в виде схем и таблиц, что позволяет сделать творческим и более интенсивным процесс запоминания материала и повышает его практическую значимость. Большое внимание уделяю мотивации, актуализации знаний по предмету в современных условиях с помощью статистических данных и важных сведений для изучения клинических дисциплин и профессиональной деятельности, с обязательным учётом межпредметных и внутрипредметных связей. В процессе самостоятельной работы студенты составляют глоссарий по пройденным темам, работают с методическими пособиями, выписывают рецепты, ведут реферативную работу. Активный интерес вызывает у студентов подготовка рефератов об истории открытия различных лекарственных средств, мультимедийные презентации. При подготовке реферата обязательно оказываю помощь, провожу консультации.

Важное место в курсе фармакологии занимает раздел «Общая рецептура». При изучении этого раздела студенты заполняют рецептурные бланки установленных форм, выписывают рецепты на различные лекарственные формы, с использованием алгоритмов и методических пособий. При этом всегда заостряю внимание на важности грамотного, аккуратного заполнения рецептурных бланков, ответственности медицинского работника, ведь ошибка в применении лекарственных препаратов может принести пациенту вред для здоровья, вплоть до летального исхода. Мотивация учащихся к соблюдению принципов медицинской деонтологии при выписывании и применении лекарственных средств является неотъемлемой частью каждого занятия, что способствует пониманию сущности и социальной значимости профессии медицинского работника, грамотного применения лекарств.

При изучении учебного материала раздела «Частная фармакология и частная рецептура» и при его закреплении на семинарах в качестве дидактического средства, хорошо зарекомендовал себя сборник «Классификация лекарственных средств» в виде графических схем, который позволяет существенно уменьшить объём знаний за счёт плотности информации и в то же время повышает наглядность, позволяет студенту охватить весь спектр логических связей современной классификации лекарственных препаратов. Графологическое построение классификаций лекарственных средств даёт возможность не только лучше понять учебный материал, а также оперативно определить структуру средств, применяющихся при различных заболеваниях, но и вспомнить ранее усвоенные знания и успешно применять их на занятиях или при самоподготовке. Доступность информации сборника достигается и за счёт цветового выделения основных групп препаратов.

Сборник предполагает использование в комплекте с рабочей тетрадью с одноимённым названием при самоподготовке студентов к занятиям. Данное пособие значительно облегчает подготовку к занятиям. Для оптимального усвоения знаний по фармакологии студентам предлагается с помощью лекционного материала или материала учебника самостоятельно заполнить схемы классификаций различных групп лекарственных средств соответственно темы урока или заполнить схемы в рабочей тетради. Чтобы проверить правильность заполнения графологических структур в рабочей тетради предлагается сравнить её со структурой в сборнике графологических схем «Классификации лекарственных средств» и исправить ошибки или внести дополнения. Для более успешного выполнения задания группы препаратов выделены различным цветом, даны подсказки в виде уже указанных групп. При наличии у студентов компьютерных средств предлагается использовать электронный вариант рабочей тетради и выполнять задания в электронном виде. Систематическая работа с данным пособием позволяет развить навыки по систематизации информации, осмысленному выбору необходимых препаратов при различных заболеваниях для решения конкретных задач фармакотерапии.

Читайте также:  Расширенные или суженные сосуды при повышенном давлении

Обязательным и важным навыком на занятиях фармакологии является умение пользоваться рецептурным справочником, выписывание лекарственных средств в рецептах. Поэтому на семинарских занятиях я систематически применяю практические задания по определению группы средств, препарата и выписывание его в рецепте. Задания по выписыванию основных препаратов по темам с использованием рабочей тетради включены и в домашнее задание к семинарским занятиям по данному разделу.

Несомненно, повышения эффективности обучения возможно только при условии, если высокое качество лекционных и поурочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Систематическая подготовка к занятиям и выполнение учащимися домашних заданий позволяет не только перевести знания в долговременную память, но и способствует формированию у них самостоятельности, волевой активности, воспитывает чувство ответственности, помогает овладеть знаниями, навыками. Поэтому в своей работе я стремлюсь приобщить студентов к систематическому учебному труду, знакомлю их с правилами домашнего учебного труда, секретами успешной учёбы. Для исключения перегрузки учащихся, учитываю объём домашнего задания, его трудность и возможности учащихся.

Домашние задания включают в себя: усвоение изучаемого материала по учебнику, конспекту лекции, выполнение устных упражнений (заучивание правил, терминов, ответы на вопросы пособия по самоподготовке и т.д.), выполнение письменных упражнений (выписывание рецептов, ведение глоссария), заполнение таблиц и графических схем по изучаемому материалу, работа с рецептурными справочниками.

Современные педагогические взгляды выдвигают на первый план ориентацию на индивида, поэтому особое внимание обращаю на отстающих. Провожу индивидуальные консультации во внеурочное время и на уроках, во время самостоятельной работы студентов со справочниками, даю карточки с индивидуальными заданиями, которые рассчитаны на пробелы в знаниях учащихся по отдельным темам для выполнения дома.

Обязательной частью работы каждого преподавателя, считаю проведение обратной связи не только в виде бесед со студентами, но и анкетирования. Так при проведении опроса студентов по вопросам организации самостоятельной работы, мною были получены следующие результаты. При ответе на вопрос, – какие виды самостоятельных работ вы предпочитаете? – основная масса студентов отметила письменные ответы на вопросы (63 %), работу с учебником (90 %), тестирование (51 %), решение задач, кроссвордов, выполнение графических диктантов (32 %), подготовку рефератов (30 %). Учитывая эти данные, необходимо обратить внимание на приобщение студентов к работе с дополнительной литературой. Более простыми задания хотели бы видеть 80 % учащихся, обычными 15 % и более сложными 5 %.

Немаловажным моментом в своей педагогической деятельности считаю выявление и развитие творческого потенциала личности студента, формирование здорового образа жизни. С этой целью использую на занятиях и во внеаудиторной работе: метод проектов, проведение выставок творчества студентов, анкетирование. Для развития творческих способностей всем учащимся предлагаю выполнение по желанию презентаций, рекламы или памятки по использованию лекарственных препаратов, синквейна, кроссвордов, ребусов, подготовку докладов, рефератов, сообщений, проведение мини – исследований, театр мод и других творческих работ.

Для того, чтобы уроки были интересными, активизации познавательной деятельности и развития индивидуальных способностей в своей педагогической деятельности я применяю различные формы игровой деятельности, как части урока, так и в целом построение урока в виде игры. Провожу семинарские занятия в виде: урок – КВН, урок – соревнование, урок – конференция, урок – путешествие. С этими же целями использую разыгрывание ролей, технику «Светофор», «Поломанный телефон», подготовка синквейна, взаимоопрос, работу малыми группами, бинарное занятие совместно с преподавателем анатомии и физиологии человека по теме «Вегетативная нервная система. Средства, влияющие на эфферентную нервную систему».

По окончании занятия всегда уделяю время рефлексии: выводы, что лучше запомнилось, что было интересным, а что давалось с трудностями?

В заключении хочется отметить, что в своей деятельности педагог должен руководствоваться мудростью крылатого афоризма в том, что студенты не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Урок только тогда по-настоящему достигнет цели, если он западёт в душу каждому учащемуся, если каждый усвоит и унесёт с урока новый материал.

Литература:

  1. Семушина Л.Г., Яроненко Н.Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗ. М., 2001
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров;– М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

Источник

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

Читайте также:  Кровеносный сосуд на коже

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник