Свечу не ставят под сосуд

Свечу не ставят под сосуд thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Прп. Макарий Великий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15-16). А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.

Духовные беседы. Беседа 1.

Прп. Исихий Иерусалимский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

Первое слово на Святую Пасху.

Прав. Иоанн Кронштадский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).

Дневник. Том XVIII. 10 мая.

Блж. Иероним Стридонский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Блж. Феофилакт Болгарский

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)

Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора – это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34-35). Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое – светильник ногам моим (Пс. 118:105). Чтобы светила – то есть чтобы стало видно и озарилось, кто – в доме Церкви, а кто – в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15-16). Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же – это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.

Лопухин А.П.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину (Евр. 9:2 — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).

Троицкие листки

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.

Читайте также:  Как убрать на лице появившиеся сосуды

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Источник

Свечу не ставят под сосуд

Я призываю Вас так влиять на окружающих людей, чтобы они приняли Христа как своего Спасителя, и помочь им духовно возрастать.  

Хочу ещё раз напомнить Вам слова Иисуса, которые мы находим в Евангелии от Матфея 5:15: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».  

Однажды, когда я был в Израиле, я сделал небольшой перерыв в своём графике выступлений на конференции, которую мы там проводили, чтобы нанести короткий визит местному археологу. Я хотел увидеть древние масляные лампы, которые он собирал на протяжении многих лет. Я с нетерпением ждал, когда он вытащит эти редкие лампы из ящика, чтобы я смог посмотреть на них, но я даже не подозревал, как много он их собрал. Он показал мне несколько десятков ламп и сказал, что это только верхушка айсберга по сравнению с той огромной коллекцией, которую он убрал в хранилище.  

Увидев удивлённое выражение на моём лице, археолог тут же принялся объяснять мне, что недра Израиля изобилуют предметами старины, в том числе и этими древними масляными лампами. «В земле зарыто так много этих ламп, что вы можете копать в любом месте и непременно найдёте хотя бы одну», — сказал он мне. «Но ведь прошло уже тысячи лет, почему же до сих пор их так много?» — спросил я. Он ответил: «Эти лампы были единственным источником света в древнем мире. Вы видите, что они не очень большие, поэтому, если человек хотел осветить свой дом или какое-то другое помещение, ему приходилось зажигать много таких ламп. Вот почему их до сих пор так много в земле Израиля».  

Свечу не ставят под сосудГлиняная масляная лампа периода земной жизни Иисуса Христа

Я протянул руку и взял одну из ламп. «Это лампа Ирода, она датируется периодом жизни Иисуса», — пояснил мне археолог. Это была маленькая, глиняная лампа, сделанная так, чтобы в ней могло находиться масло, а в горлышке было маленькое отверстие, в которое вставляли фитиль — он впитывал находящееся внутри масло. Когда наступало время зажигать лампы, поджигали фитиль, и пока в лампе было масло, он горел и давал свет.  

Не свеча, а масляная лампа

Сегодня эта лампа Ирода стоит на моём столе в Москве, и каждый раз, когда на неё падает мой взгляд, в моей памяти всплывают слова Иисуса: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матфея 5:15). Создаётся впечатление, что свеча, о которой идёт речь в этом стихе, похожа на восковые свечи, которые мы используем сегодня.   

Но во времена жизни Иисуса не было привычных для нас восковых свечей. Слово «свеча» — это неудачный перевод греческого слова luchnos, означающего масляная лампа — такая лампа, которую я Вам только что описал. Буквальный перевод этой части стиха такой: «И, зажегши масляную лампу, не ставят её под сосудом…»  

Этими словами Иисус призвал учеников и нас к тому, чтобы наш свет сиял перед людьми и мы влияли на окружающий нас мир во благо людям. Иисус использовал в качестве примера масляную лампу, чтобы чётко донести до нас Свою мысль, поэтому, прежде чем двигаться дальше, я думаю, мы должны копнуть глубже и лучше понять, почему Иисус упомянул о масляной лампе и почему этот пример является таким замечательным описанием нас.

Почему Иисус сравнил нас с масляными лампами?

Масляные ламы делались из глины, поэтому были хрупкими. Они были настолько хрупкими, что обращаться с ними нужно было очень осторожно, а если держать их чуть крепче, их можно было расколоть. Такие лампы можно было сломать, если просто немного сильнее сжать руку.  

Поскольку эти лампы использовались в Израиле в течение тысяч лет, то вполне вероятно, что Иисус имел в виду именно такую масляную лампу. На самом деле почти все масляные лампы были одинаковыми. Все их делали из глины, все они были очень хрупкими, и их можно было расколоть, если просто чуть крепче сжать руку. Даже во времена Иисуса с масляными лампами обращались очень аккуратно, чтобы ненароком их не расколоть, потому что тогда вытекло бы масло, и огонь бы погас.  

Теперь Вы понимаете, почему Иисус упомянул масляные лампы, говоря о нас с Вами?

Глиняная посуда

Хотя наше тело — это Богом сотворённое чудо, оно, как и масляная лампа, очень хрупкое, потому что сделано из земли. А чудо в том, что Бог выбрал наше тело для того, чтобы в нём пребывал Святой Дух. Это очень удивляло апостола Павла, и он написал об этом так: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…» (2 Коринфянам 4:7).

Хотя глиняные сосуды, о которых сказал здесь Павел, не совсем похожи на масляные лампы, о которых сказал Иисус, смысл тот же. Павел, говоря о глиняных сосудах, употребил слово ostrakinos. Оно описывает легко ломающуюся глиняную посуду, изготовленную из материала плохого качества. Низкопробная, дефектная, некачественная посуда — именно это имел в виду Павел, написав о глиняных сосудах.

Павел, говоря о нас, использовал иллюстрацию дешёвой, низкопробной посуды. Это объясняет его удивление по поводу того, что Бог поместил Своего Духа внутри нас. Только подумайте, какое же чудо то, что жилищем для Своего Духа Бог выбрал нас с Вами!  

Лампы, о которых говорил Иисус, тоже были хрупкими, однако в них находилось масло, благодаря чему они давали свет. В Ветхом и Новом Заветах масло является символом Святого Духа. И как масло наливали в лампы, так и в нас Бог «налил масло» — поместил в нас Своего Духа.

Временами мы чувствуем, что можем сломаться, но чем больше мы послушны Господу, тем больше Он наполняет нас маслом, чтобы мы могли долго гореть и давать свет тем, кто блуждает во тьме. Мы «лампы» Господа, в которые Он постоянно добавляет запас масла, чтобы наш огонь не погас.

Читайте также:  Препарат для очищения сосудов от холестерина

Лампа под сосудом

Иисус сказал: «И, зажегши свечу [масляную лампу], не ставят её под сосудом…» (Матфея 15:5). Что Он имел в виду, сказав о том, что её не ставят под сосудом? И что такое сосуд?  

Слово «сосуд» — это перевод греческого слова modios, обозначающего банку или другую ёмкость, которой отмеряли количество зерна. Если поставить лампу под банку или другую ёмкость, которая не пропускает кислород, то огонь погаснет. Понимаете, какую важную мысль доносит здесь до нас Иисус? Он делает ударение на том, что не имеет никакого смысла зажигать лампу, если потом поставить её под сосуд, где её никто не увидит. Зачем так делать? Тем более, если поставить лампу под сосуд, то из-за отсутствия кислорода огонь будет становиться всё слабее и вскоре совсем погаснет.  

Приведя этот пример, Иисус настоятельно призвал нас не прятать свои дары и таланты, чтобы они не «погасли», чтобы их можно было видеть и чтобы они «давали свет» окружающим людям. Зачем Богу давать Вам дары, которыми Вы могли бы послужить другим, если Вы намерены спрятать их, где никто их не увидит и не оценит? В планы Бога никогда не входило то, чтобы Вы прятали свои дары, скрывали свой огонь. Он хочет, чтобы Ваш свет сиял ярко!  

Может быть, Вы считаете себя человеком «низкосортным» или дьявол занижает Вашу самооценку, чтобы заставить Вас поверить в то, что Вы ничего собой не представляете. Может быть, Вы считаете, что проигрываете в сравнении с другими, чьи дары и таланты «светят» особенно ярко. Но если Вы скрывали свои дары и таланты и ни разу не дали себе возможности «сиять», то Вы будете немало удивлены, когда узнаете, насколько на самом деле Вы одарены и талантливы. Вы изумитесь, узнав, какой огромный заложен в Вас потенциал, который того только и ждёт, когда Вы начнёте его использовать.  

Пришло время Вам перестать прятаться и выйти из тени. Бог вложил в Вас Своего Духа и сверхъестественные способности. И уже одна только эта истина должна побудить Вас выйти из своего укрытия. Вам необходимо осознать тот факт, что пребывающий в Вас Святой Дух обеспечил Вас богатым запасом масла, которое будет гореть долго и ярко. У Вас есть всё для того, чтобы быть успешным! Но для того чтобы добиться феноменального успеха и оказывать на людей благочестивое влияние, к чему и призвал Вас Бог, Вы должны быть готовы сделать шаг и выйти из тени. Пришло время Вам освободиться от «сосуда», под которым Вы скрывались, и позволить Святому Духу зажечь Ваш фитиль, чтобы Вы начали гореть и ярко светить. До тех пор пока Вы готовы подчиняться Святому Духу, Он будет наполнять Вас маслом в достаточном количестве для того, чтобы Вы горели долго и ясно и были источником света в течение длительного периода времени для многих людей.  

Как досадно, что Вы изводите себя мыслями о том, что Вам нечего предложить людям! Это ложь! В Вас живёт Божий Дух, и если Вы осмелитесь позволить Ему это, Он будет сиять в Вашей жизни так ярко, что Вы станете источником света для всех окружающих Вас людей. Но если Вы откажетесь выйти из укрытия и будете дальше хранить свои дары и таланты в тайне, тогда никто так и не узнает, что же Бог вложил в Вас. Но ещё печальнее тот факт, что, если Вы будете пренебрегать этими Богом данными дарами слишком долго, они начнут угасать и в конце концов совсем погаснут, как гаснет огонь из-за недостатка кислорода.  

Пора Вам выйти из дома, выбраться из укрытия, выйти из тени. Больше не внушайте себе, что Вы не настолько хороши или не настолько талантливы, как другие, а просто предоставьте себя в распоряжение Бога и будьте готовы к тому, чтобы Он действовал через Вас посредством даров, которые Он Вам дал. Чем больше Вы стремитесь к Богу и чем больше опускаете свой фитиль в масло Святого Духа, тем сильнее Вы пропитаетесь Его присутствием и помазанием и начнёте светить всё ярче и ярче, а другие наконец смогут увидеть данные Вам Богом дары и таланты и заметить Ваше призвание.  

Подумайте об этом:

  • Можете ли Вы честно сказать, что используете данные Вам Богом дары и таланты, или же Вы сопротивляетесь тому, чтобы сделать шаг веры и начать ими пользоваться? Что мешает Вам быть таким, каким Бог предназначил Вам быть? Ответьте на этот вопрос честно!
  • Подумайте несколько минут о своей жизни и затем оцените то, как Вы используете вложенные в Вас Богом дары и таланты. Где и как Вы их используете? И используете ли Вы их по максимуму? Вы когда-нибудь задумывались о том, что стало бы происходить в Вашей жизни, если бы Вы пользовались ими в полной мере?
  • Если всё это время Вы прятались под «сосудом» и теперь готовы выйти из своего укрытия на открытое место, чтобы Бог смог действовать через Вас, то какие первые шаги Вы могли бы сделать для того, чтобы эффективно использовать свои дары?
  • Дал ли Вам Бог идеи насчёт Вашего «светильника» — насчёт того, где и как Вы могли бы использовать свои дары для Его славы наилучшим образом?

Если это послание помогло Вам, я призываю Вас выйти из тени и дать возможность своим дарам проявить себя, чтобы Вы могли излучать свет и оказывать на людей благотворное влияние, к чему и призывает Вас Бог.

Поверьте мне, друг, у Вас есть всё, что нужно! И если Вам необходима молитвенная поддержка, чтобы сделать эти первые шаги, пожалуйста, дайте нам знать. Сообщите нам, о чём именно нам помолиться, и наша команда тут же начнёт молиться за Вас.    

Читайте также:  Греческий сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками

Мы любим Вас, благодарим Бога за Вас и молимся о Вас!

Рик Реннер — cтарший пастор московской церкви «Благая весть», автор книг, служитель, проповедник, издатель. Основатель церквей «Благая весть» в г. Рига и г. Киев. Основатель и руководитель служения Rick Renner Ministries

Источник

Лк., 36 зач., 8, 16–21

Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 23).

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21).

Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.

Семья Божия – Святое Семейство – родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь – первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью – в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.

Источник