Священные сосуды и предметы

Священные сосуды и предметы thumbnail

Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) – общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь – во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова – например, лжица (т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание[править | править код]

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие – железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].

«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].

Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле “священными” называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.

В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:

НаименованиеИллюстрацияНазначение
ДароносицаПереносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей)
ДарохранительницаСосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения
ДискосБлюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры – так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица.
ЗвездицаДве металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса.
КопиеОбоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым – на проскомидии вынимаются частицы из просфор
ЛжицаЛожечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян.
ПотирЧаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову

Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2298 дней].

Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2298 дней].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
  • Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Источник

На надгробной доске митрополита Антония изображены практически все виды церковной утвари и священных сосудов

Церко́вная у́тварь – принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.

Алтарная часть[править | править код]

Престол[править | править код]

  • Престол, или Святая трапеза (устаревш. “Жертвенник”) – в православном храме освящённый стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю – льняную, называемую катаса́ркием, или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа – плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю – парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Индитию может заменять (или дополнять) позолоченный металлический оклад под стеклом. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей христианских мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
  • Антиминс – плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого мученика и надписанием (подписью) правящего епископа. Для сохранности антиминс завёртывается в другой шелковый плат, называемый илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
  • Напрестольное Евангелие с ленточкой. Иногда на престоле может быть ещё одно или даже два требных Евангелия.
  • Напрестольный крест (один или два креста) – выносное распятие для осенения молящихся и целования его ими, полагается на южную (правую) сторону престола (второй крест – на северную (левую) сторону престола).
  • Дарохранительница – священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения вне литургии, например: больных на дому. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
  • Лампада (на подножке, перед дарохранительницей) – на престол ставится только священнослужителями. Возжигается перед богослужениями, а после их окончания обычно тушится.
  • Дароносица – переносная дарохранительница для ношения Святых Даров вне храма, может находиться как на престоле (рядом с дарохранительницей), так и на жертвеннике.
  • Алавастр со святым Миром (ми́рница), иногда вместе с крестильным ящиком – ставится рядом с дарохранительницей.
  • Два напрестольных све́щника, в каждый из которых устанавливаются по одной свече и на время праздничного богослужения ставятся на юго-восточный и на северо-восточный углы престола.
  • Плащаница Иисуса Христа лежит на престоле с Пасхи до Её отдания (всего в течение 39 дней).
  • На престоле могут освящаться обручальные кольца, монашеские одежды, иконы и некоторые предметы церковной утвари.
Читайте также:  Симптомы проблем с сосудами у ребенка

У престола[править | править код]

  • Семисвечник – подсвечник большого размера с семью свечами (чаще с семью лампадами), который ставят на пол у восточной стороны престола (реже на восточную сторону престола, если семисвечник маленького размера.
  • Запрестольные крест с иконой – распятие и двустронняя икона на древках, примерно одинакового размера. Их ставят на пол у восточных углов престола (крест – справа, икону – слева). Износятся на крестный ход.
  • Горнее место – возвышенность с архиерейским троном к востоку от престола.
  • Киворий, алтарная сень – дополнительный балдахин над престолом на колоннах. Сооружается редко.
  • Две рипиды – прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над Дарами при их освящении и после освящения. Ставятся рядом с запрестольными крестом с иконой, но ближе к Горнему месту. Рядом с ними на специальных подставках или полочках ставятся также трикирий и дикирий – выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
  • На эти же подставки в большие церковные праздники могут ставиться вазы с живыми цветами.
  • Перед престолом с западной стороны часто расстилается ковёр для предстоятеля.
  • Во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков.
  • Престол

  • Антиминс (печатный)

  • Евангелие в драгоценном окладе

  • Напрестольный крест

  • Дарохранительница

  • Лампада

  • Киворий

  • Крест запрестольный выносной

  • Семисвечник рядом с престолом

  • Дароносица для хранения Св. даров, чаши для причастия и лжицы

Жертвенник[править | править код]

Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, внешне похожий на престол, украшается тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения – совершается проскомидия. На жертвеннике могут стоять следующие предметы:

  • Дискос – священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
  • Потир – священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой.
  • Звездица – священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
  • Копие – священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
  • Лжица – священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян.
  • Губка или плат или илитон – для вытирания священных сосудов.
  • Покровцы – два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
  • Возду́х – большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
  • Ковш или коре́ц – в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
  • Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими[1]. На Литургии перед Голгофой на жертвенник ставится подсвечник со свечой или лампада.
  • На жертвенник могут возлагаться поминальники, синодики, записки за здравие и о упокоении.
  • Потир

  • Дискос с установленной сверху звездицей

  • Копие

  • Лжица

  • Покровец

  • Воздух

Также в алтаре[править | править код]

  • Кадило – курительница с крышечкой на цепочках (иногда со звонящими бубенцами); кадильница – с ручкой (кацея́), небольшой запас ладана и кадильных углей, плитка для их разжигания и вытяжка дыма.
  • Диаконские свечи[2] (обычно две свечи) – с ними пономари предшествуют духовенству на малом и великом входах, а также при торжественном выносе Евангелия, плащаницы и креста.
  • Иерейские свечи[3] в ручных подсвечниках.
  • Примики́рий – большой подсвечник с одной свечой, ставится перед царскими вратами во время чтения Евангелия и причащения священства.
  • Трехсве́чник пасхальный на кресте (бывает с пасхальным яйцом).
  • Сосуд с богоявленской водой для преподаяния её тем, кто не может причаститься.
  • Колокольчик для обозначения звоном коленопреклонных моментов на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • Электрический чайник для приготовления «теплоты»/кипятка.
  • В шкафу пономарей всегда должно быть несколько листов чистой бумаги, карандаш, салфетки или чистая тряпочка, свежее полотенце, бутылка с лампадным маслом, запасные свечи с работающей зажигалкой, графин питьевой воды с чистым стаканом.
  • Если в алтаре устроен рукомойник или умывальник, то сливаться вода от него должна не в городскую канализацию, а в отдельно выкопанный (и не замерзающий зимой) сухой колодец, не попираемый ногами. Туда же должна выливаться использованная вода после мытья церковной утвари и полов храма.
  • Кадило

  • Благословение дикирием и трикирием

  • Две рипиды

Читайте также:  Криодеструкция сосудов на лице

Ризница[править | править код]

Ри́зница, также и Сосудохрани́тельница, могут располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад). В ризнице хранятся неиспользуемые в данном богослужении облачения, иконы, церковная утварь и богослужебные книги.

  • Хоругви – иконы на высоких шестах
  • Фонарь пасхальный на древке. Носится впереди процессии на всех крестных ходах (не только в Пасху)
  • Ящик крестильный
  • Венцы брачные
  • Венцы

Сосудохранительница[править | править код]

  • Священные сосуды – тип церковной утвари (см.).
  • Блюдо для принесения «теплоты» (кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
  • Литийница
  • Еле́йница с кисточкой для помазания
  • Водосвя́тная чаша (кандия́)[4] с Кропилом
  • Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
  • Ковш разливочный или коре́ц
  • Тарель – чаще называется «блюдо» входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом
  • Набор для соборования
  • Печать для просфор
  • Свечегаситель

Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:

  • Панагиар – используется в монастырях при совершении Чина о панагии.
  • Посуда, используемая при архиерейском Чине омовения ног.
  • Посуда, используемая при архиерейском чине Воздвижении Креста Господня.

Мироваренная палата:

  • Котел и другая посуда для варки мира
  • Алавастр – сосуд (кувшин) для хранения и переноса мира.
  • Литийный прибор

  • Панагиар

  • Тарель

  • Котел для варки мира

  • Алавастр

Текстиль[править | править код]

  • Алтарные облачения – ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
  • Орлец – круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу.
  • Пелена – плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
  • Плащаница – плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
  • Риза – покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения хранятся в специальных алтарных помещениях – ризницах.
    • Об одеяниях священства см. Православное церковное и литургическое облачение и Цвета богослужебных облачений
  • Ковры и дорожки
  • Пелена

  • Плащаница

  • Хоругвь

Прочий храм[править | править код]

  • Иконы и иконостас
  • Киот, Оклад иконы
  • Купель для крещения
  • Бак для раздачи святой воды, освящённой малым чином (на водосвятных молебнах).
  • Голгофа[5] ставится посреди храма на чтение 12-ти страстных евангелий и великих (царских) часов в великую пятницу и при совершении чинопоследования пассии.
  • Распятие напольное ставится за гробом при отпевании.
  • Колокола для созыва в храм молящихся и указания им особых моментов в богослужении.
  • Жезл архиерея или наместника/игуменьи монастыря.

мебель:

  • Аналой – употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным.
  • Гробница под плащаницами Иисуса Христа и Богородицы
  • Свечной ящик – у входа в храм
  • Кану́н (Тетрапо́д) – панихидный столик с изображением Распятия и ячейками для свечей, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
  • Лити́йный столик, он же может использоваться как Столик запивочный (после Причащения) и столик для Артоса.
  • Столик для приношений.
  • Скамьи, Седалища, монастырские Стасидии.

свет:

  • Елейник – лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
  • Паникадило – большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.
  • Кандило – подсвечник перед иконами.
  • Аналой перед иконостасом

  • Иконостас и подсвечник перед иконой

  • Елейник

  • Паникадило

Мощехранилища[править | править код]

  • Ковчежец – небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
  • Мощевик – общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
  • Рака – ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
  • Энколпион – небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы
  • Ковчежец

  • Мощевик

  • Рака

См.также[править | править код]

  • Православное церковное и литургическое облачение
  • Цвета богослужебных облачений

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Основы православия: Церковная утварь

Источник

Богослуже́бные предме́ты – пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Читайте также:  Что делает сосуды ломкими

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан (Пс.140:2).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Копие – корот­кий нож с лез­вием тре­уголь­ной формы, с помо­щью кото­рого совер­ша­ются над просфо­рами дей­ствия про­ско­ми­дии. Сим­во­ли­зи­рует собою то копье, кото­рым один из воинов прон­зил грудь Спа­си­теля, умер­шего на кресте. Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор сим­во­ли­зи­рует орудие Про­мысла Божия.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Потир (греч.) – чаша, из кото­рой пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­ча­ща­ются Тела и Крови Хри­сто­вых.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Источник