Священные сосуды и предметы употребляемые за богослужением
Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.
Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).
Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.
Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.
Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.
Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.
Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.
Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.
Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.
Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.
Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.
Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.
Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.
Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).
Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.
Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.
Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.
Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.
Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.
Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.
Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.
Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.
Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.
Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).
Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.
Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.
Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.
Источник
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.
Описание[править | править код]
Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие — железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].
«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.
Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].
Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле „священными“ называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.
В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:
Наименование | Иллюстрация | Назначение |
---|---|---|
Дароносица | Переносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей) | |
Дарохранительница | Сосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения | |
Дискос | Блюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры — так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица. | |
Звездица | Две металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса. | |
Копие | Обоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым — на проскомидии вынимаются частицы из просфор | |
Лжица | Ложечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян. | |
Потир | Чаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову | |
Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2177 дней].
Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2177 дней].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
- Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
- Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).
Источник
При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий.
1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери.
2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя.
3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя.
5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых.
6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя.
7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир.
8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор.
9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.
10) Сосуд для благословения хлебов имеет вид круглого блюда, на котором помещается три свечи, пять хлебов, два сосуда для вина и елея (масла) и малая тарелка для сухих зерен ржи. Этот сосуд употребляется на всенощной, под двунадесятые праздники.
При таинстве крещения и миропомазания употребляются: купель, сосуд для елея и мирница.
1) Купель. Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев.
2) Сосуд для елея. При крещении употребляется небольшой стеклянный сосуд, в который вливают освященное масло для помазывания крещаемого.
3) Мирница – это небольшой стеклянный сосуд, в котором сохраняется св. миро. Мирница всегда находится на св. престоле.
При таинстве брака употребляются «венцы“. Венцами называются металлические головные одеяния, имеющие с четырех сторон небольшие образа. Венцы возлагаются при совершении брака на головы жениха и невесты.
При водоосвящении употребляется »водосвятная чаша” и “кропило“. Водосвятною чашею называется большая металлическая чаша, в которую при освящении воды погружают три раза св. крест. Кропилом называется сделанная из растений
кисть для кропления св. водою.
При архиерейском Богослужении
употребляются: рипиды, дикирий и трикирий. Рипидами называются два прикрепленных к длинным рукояткам металлических круга с изображением на них херувимов: Они выражают присутствие ангелов при совершении таинства. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами и означает две природы в Иисусе Христе. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами и означает три лица Св. Троицы.
Для беседы с учащимися: Какие употребляются сосуды при совершении литургии и всенощной? Что называется потиром или чашей? дискосом? копьем? лжицею? губою? ковшом? звездицею? блюдом? кадилом? сосудом для благословения хлебов? Что эти сосуды напоминают и означают? Какие сосуды употребляются при таинствах: крещения, миропомазания и брака? Что эти сосуды означают? Какие сосуды и другие священные вещи употребляются при водоосвящении и при архиерейском Богослужении? Что они означают?
Источник
На надгробной доске митрополита Антония изображены практически все виды церковной утвари и священных сосудов
Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.
Алтарная часть[править | править код]
Престол[править | править код]
- Престол, или Святая трапеза (устаревш. „Жертвенник“) — в православном храме освящённый стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием, или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Индитию может заменять (или дополнять) позолоченный металлический оклад под стеклом. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей христианских мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
- Антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого мученика и надписанием (подписью) правящего епископа. Для сохранности антиминс завёртывается в другой шелковый плат, называемый илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
- Напрестольное Евангелие с ленточкой. Иногда на престоле может быть ещё одно или даже два требных Евангелия.
- Напрестольный крест (один или два креста) — выносное распятие для осенения молящихся и целования его ими, полагается на южную (правую) сторону престола (второй крест — на северную (левую) сторону престола).
- Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения вне литургии, например: больных на дому. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
- Лампада (на подножке, перед дарохранительницей) — на престол ставится только священнослужителями. Возжигается перед богослужениями, а после их окончания обычно тушится.
- Дароносица — переносная дарохранительница для ношения Святых Даров вне храма, может находиться как на престоле (рядом с дарохранительницей), так и на жертвеннике.
- Алавастр со святым Миром (ми́рница), иногда вместе с крестильным ящиком — ставится рядом с дарохранительницей.
- Два напрестольных све́щника, в каждый из которых устанавливаются по одной свече и на время праздничного богослужения ставятся на юго-восточный и на северо-восточный углы престола.
- Плащаница Иисуса Христа лежит на престоле с Пасхи до Её отдания (всего в течение 39 дней).
- На престоле могут освящаться обручальные кольца, монашеские одежды, иконы и некоторые предметы церковной утвари.
У престола[править | править код]
- Семисвечник — подсвечник большого размера с семью свечами (чаще с семью лампадами), который ставят на пол у восточной стороны престола (реже на восточную сторону престола, если семисвечник маленького размера.
- Запрестольные крест с иконой — распятие и двустронняя икона на древках, примерно одинакового размера. Их ставят на пол у восточных углов престола (крест — справа, икону — слева). Износятся на крестный ход.
- Горнее место — возвышенность с архиерейским троном к востоку от престола.
- Киворий, алтарная сень — дополнительный балдахин над престолом на колоннах. Сооружается редко.
- Две рипиды — прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над Дарами при их освящении и после освящения. Ставятся рядом с запрестольными крестом с иконой, но ближе к Горнему месту. Рядом с ними на специальных подставках или полочках ставятся также трикирий и дикирий — выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
- На эти же подставки в большие церковные праздники могут ставиться вазы с живыми цветами.
- Перед престолом с западной стороны часто расстилается ковёр для предстоятеля.
- Во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков.
Престол
Антиминс (печатный)
Евангелие в драгоценном окладе
Напрестольный крест
Дарохранительница
Лампада
Киворий
Крест запрестольный выносной
Семисвечник рядом с престолом
Дароносица для хранения Св. даров, чаши для причастия и лжицы
Жертвенник[править | править код]
Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, внешне похожий на престол, украшается тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения — совершается проскомидия. На жертвеннике могут стоять следующие предметы:
- Дискос — священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
- Потир — священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой.
- Звездица — священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
- Копие — священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
- Лжица — священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян.
- Губка или плат или илитон — для вытирания священных сосудов.
- Покровцы — два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
- Возду́х — большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
- Ковш или коре́ц — в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
- Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими[1]. На Литургии перед Голгофой на жертвенник ставится подсвечник со свечой или лампада.
- На жертвенник могут возлагаться поминальники, синодики, записки за здравие и о упокоении.
Потир
Дискос с установленной сверху звездицей
Копие
Лжица
Покровец
Воздух
Также в алтаре[править | править код]
- Кадило — курительница с крышечкой на цепочках (иногда со звонящими бубенцами); кадильница — с ручкой (кацея́), небольшой запас ладана и кадильных углей, плитка для их разжигания и вытяжка дыма.
- Диаконские свечи[2] (обычно две свечи) — с ними пономари предшествуют духовенству на малом и великом входах, а также при торжественном выносе Евангелия, плащаницы и креста.
- Иерейские свечи[3] в ручных подсвечниках.
- Примики́рий — большой подсвечник с одной свечой, ставится перед царскими вратами во время чтения Евангелия и причащения священства.
- Трехсве́чник пасхальный на кресте (бывает с пасхальным яйцом).
- Сосуд с богоявленской водой для преподаяния её тем, кто не может причаститься.
- Колокольчик для обозначения звоном коленопреклонных моментов на Литургии Преждеосвященных Даров.
- Электрический чайник для приготовления «теплоты»/кипятка.
- В шкафу пономарей всегда должно быть несколько листов чистой бумаги, карандаш, салфетки или чистая тряпочка, свежее полотенце, бутылка с лампадным маслом, запасные свечи с работающей зажигалкой, графин питьевой воды с чистым стаканом.
- Если в алтаре устроен рукомойник или умывальник, то сливаться вода от него должна не в городскую канализацию, а в отдельно выкопанный (и не замерзающий зимой) сухой колодец, не попираемый ногами. Туда же должна выливаться использованная вода после мытья церковной утвари и полов храма.
Кадило
Благословение дикирием и трикирием
Две рипиды
Ризница[править | править код]
Ри́зница, также и Сосудохрани́тельница, могут располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад). В ризнице хранятся неиспользуемые в данном богослужении облачения, иконы, церковная утварь и богослужебные книги.
- Хоругви — иконы на высоких шестах
- Фонарь пасхальный на древке. Носится впереди процессии на всех крестных ходах (не только в Пасху)
- Ящик крестильный
- Венцы брачные
Венцы
Сосудохранительница[править | править код]
- Священные сосуды — тип церковной утвари (см.).
- Блюдо для принесения «теплоты» (кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
- Литийница
- Еле́йница с кисточкой для помазания
- Водосвя́тная чаша (кандия́)[4] с Кропилом
- Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
- Ковш разливочный или коре́ц
- Тарель — чаще называется «блюдо» входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом
- Набор для соборования
- Печать для просфор
- Свечегаситель
Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:
- Панагиар — используется в монастырях при совершении Чина о панагии.
- Посуда, используемая при архиерейском Чине омовения ног.
- Посуда, используемая при архиерейском чине Воздвижении Креста Господня.
Мироваренная палата:
- Котел и другая посуда для варки мира
- Алавастр — сосуд (кувшин) для хранения и переноса мира.
Литийный прибор
Панагиар
Тарель
Котел для варки мира
Алавастр
Текстиль[править | править код]
- Алтарные облачения — ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
- Орлец — круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу.
- Пелена — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
- Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
- Риза — покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
- Об одеяниях священства см. Православное церковное и литургическое облачение и Цвета богослужебных облачений
- Ковры и дорожки
Пелена
Плащаница
Хоругвь
Прочий храм[править | править код]
- Иконы и иконостас
- Киот, Оклад иконы
- Купель для крещения
- Бак для раздачи святой воды, освящённой малым чином (на водосвятных молебнах).
- Голгофа[5] ставится посреди храма на чтение 12-ти страстных евангелий и великих (царских) часов в великую пятницу и при совершении чинопоследования пассии.
- Распятие напольное ставится за гробом при отпевании.
- Колокола для созыва в храм молящихся и указания им особых моментов в богослужении.
- Жезл архиерея или наместника/игуменьи монастыря.
мебель:
- Аналой — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным.
- Гробница под плащаницами Иисуса Христа и Богородицы
- Свечной ящик — у входа в храм
- Кану́н (Тетрапо́д) — панихидный столик с изображением Распятия и ячейками для свечей, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
- Лити́йный столик, он же может использоваться как Столик запивочный (после Причащения) и столик для Артоса.
- Столик для приношений.
- Скамьи, Седалища, монастырские Стасидии.
свет:
- Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
- Паникадило — большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.
- Кандило — подсвечник перед иконами.
Аналой перед иконостасом
Иконостас и подсвечник перед иконой
Елейник
Паникадило
Мощехранилища[править | править код]
- Ковчежец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
- Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
- Рака — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
- Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы
Ковчежец
Мощевик
Рака
См.также[править | править код]
- Православное церковное и литургическое облачение
- Цвета богослужебных облачений
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Основы православия: Церковная утварь
Источник