Священные сосуды католической церкви
Сосуды священные (греч. τά ἱερά
σκεύη, лат. vasa
sacra) — литург.
сосуды, предназначенные для пребывания
в них евхарист. Тела и Крови Христа.
Самыми ранними
и необходимыми предметами литург. утвари
у христиан были блюдо для хлеба и чаша
для вина, используемые для евхарист.
освящения и причащения. Эти С.с. остаются
важнейшими и по сей день во всех осн.
Церквях и церк. общинах. Материал, форма
и отд. детали С.с. менялись в разных
литург. традициях и регионах в различные
эпохи, однако их общие особенности и
изначальная функция оставались
неизменными. Блюдо для хлеба в зап.
литург. обрядах называется -»патеной,
в византийском обряде — дискосом.
Поскольку
необходимость бережного хранения Св.
Даров и их перенесения для причащения
больных, узников и др. категорий верующих,
лишенных возможности участвовать в
евхарист. собрании, имела место в Церкви
с самого начала ее истории, очевидно,
что существовали С.с. и для этих целей.
Дальнейшая эволюция евхарист. практики
привела к разнообразию подобных С.с.,
варьирующихся в различных традициях в
зависимости от функции. В зап. литург.
обрядах известны циборий для освящения
большого числа гостий, причащения верных
Телом Христовым и хранения освященных
гостии; пиксида для их хранения и доставки
больным (иногда этот термин используется
как синоним цибория); ковчежец (theca,
bursa) для переноса небольшого
количества освященных гостий. Аналогом
последнего в визант. обряде является
дароносица (αρτοφόριον),
представляющая собой
небольшой кивот, внутри которого
находится ящичек для частиц Тела
Христова, напоенных Кровью Христовой,
а также миниатюрная чаша и лжица (ложка
для причащения). С некоторой долей
условности к С.с. можно отнести и
дарохранительницу (как в латинском, так
и в визант. Обряде).
Сложившаяся
на исходе Средних веков на катол. Западе
практика поклонения Св. Дарам обусловила
появление там специального типа С.с.,
предназначенного для зримого выставления
Тела Христова (выставление Святых
Даров), — дароносицы (monstrantia,
ostensorium), а
также лунулы для закрепления в дароносице
освященной гостии и кустодии (custodia,
repositorium, capsula)
для перенесения гостии из дароносицы
в дарохранительницу.
По-видимому,
самые первые С.с. христиан были
керамическими, однако довольно рано в
качестве материала для их изготовления
начали использоваться и металлы, и скоро
С.с. стали почти исключительно
металлическими. Предпочтение отдавалось
благородным металлам, а к позднему
Средневековью на Западе появилось даже
требование, чтобы чаша была золотая
либо серебряная, но с позолотой внутри
(рубрики Римского миссала, выпущенного
после Тридентского собора, допускают
использование чаши из бронзы, однако
внутри она должна быть непременно
позолочена — во избежание коррозии).
Требование позолоты относилось и ко
всем поверхностям С.с., соприкасающимся
с освященными гостиями. Позже вводились
некоторые послабления этих требований.
Согласно действующим в наст. время в
Католической Церкви лат. обряда
предписаниям, С.с. «должны быть изготовлены
из благородного металла. Если они сделаны
из окисляющегося металла или из металла
менее благородного, чем золото, то они
в основном должны быть покрыты позолотой
изнутри» (Общее наставление к Римскому
миссалу 2002, п. 328).
Однако С.с. «могут
изготавливаться также из других прочных
материалов, считающихся благородными
по общей оценке в каждом регионе, что
подлежит суждению Епископской Конференции,
признанному Апостольским Престолом,
например, из слоновой кости или из
некоторых наиболее твердых сортов
дерева, если они подходят для церковного
употребления» (там же, п. 329). Чаши и др.
сосуды, предназначенные для Крови
Господней, должны быть изготовлены из
материала, не впитывающего в себя
жидкости; при этом ножка чаши может быть
изготовлена из др. прочного и достойного
материала (ср. там же, п. 330). «Что касается
формы священных сосудов, то дело художника
— создать их наилучшим образом, в
соответствии с обычаями конкретного
региона; главное, чтобы каждый из сосудов
был пригоден к тому литургическому
употреблению, для которого он предназначен,
и явно отличался от тех сосудов, которые
предназначены для бытового употребления»
(там же, п. 332).
Все С.с. должны
быть освящены прежде их введения в
литург. употребление. Патену и чашу
должен освящать епископ-ординарий
согласно предписаниям Римского
понтификала, однако эта функция может
быть поручена также др. епископу или, в
случае необходимости, даже священнику.
Для освящения др. С.с. используются
специальные последования из Римского
требника.
С.с. утрачивают
статус освященных в случае появления
в них некоторых дефектов, делающих их
литург. использование невозможным. По
обычаю подобные С.с. продолжают употреблять
для к.-л. др. церк. Целей.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 996-998.
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
Источник
При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий.
1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери.
2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя.
3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя.
5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых.
6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя.
7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир.
8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор.
9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.
10) Сосуд для благословения хлебов имеет вид круглого блюда, на котором помещается три свечи, пять хлебов, два сосуда для вина и елея (масла) и малая тарелка для сухих зерен ржи. Этот сосуд употребляется на всенощной, под двунадесятые праздники.
При таинстве крещения и миропомазания употребляются: купель, сосуд для елея и мирница.
1) Купель. Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев.
2) Сосуд для елея. При крещении употребляется небольшой стеклянный сосуд, в который вливают освященное масло для помазывания крещаемого.
3) Мирница – это небольшой стеклянный сосуд, в котором сохраняется св. миро. Мирница всегда находится на св. престоле.
При таинстве брака употребляются «венцы“. Венцами называются металлические головные одеяния, имеющие с четырех сторон небольшие образа. Венцы возлагаются при совершении брака на головы жениха и невесты.
При водоосвящении употребляется »водосвятная чаша” и “кропило“. Водосвятною чашею называется большая металлическая чаша, в которую при освящении воды погружают три раза св. крест. Кропилом называется сделанная из растений
кисть для кропления св. водою.
При архиерейском Богослужении
употребляются: рипиды, дикирий и трикирий. Рипидами называются два прикрепленных к длинным рукояткам металлических круга с изображением на них херувимов: Они выражают присутствие ангелов при совершении таинства. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами и означает две природы в Иисусе Христе. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами и означает три лица Св. Троицы.
Для беседы с учащимися: Какие употребляются сосуды при совершении литургии и всенощной? Что называется потиром или чашей? дискосом? копьем? лжицею? губою? ковшом? звездицею? блюдом? кадилом? сосудом для благословения хлебов? Что эти сосуды напоминают и означают? Какие сосуды употребляются при таинствах: крещения, миропомазания и брака? Что эти сосуды означают? Какие сосуды и другие священные вещи употребляются при водоосвящении и при архиерейском Богослужении? Что они означают?
Источник
Утварь литургическая
(греч. τά
λειτουργικά σκεύη, лат.
sacra supellex)
— предметы,
используемые при совершении богослужений
и паралитургических обрядов. Хотя
нередко понятие У.л. употребляется
применительно к любым предметам,
используемым при совершении таинств,
сакраменталий и иных богослужений или
составляющим его антураж, в строгом
смысле к У.л. не принято относить: литург.
и алтарные облачения, а также алтарные
и евхарист. покровы; свящ. изображения
(и те элементы интерьера, на которых они
установлены, напр. иконостас), кресты
(в т.ч. напрестольные, прецессионные и
т.п.) и хоругви; предметы храмовой мебели
(напр., трон епископа, исповедальню,
аналой и т.п.) и убранства храма; катафалки;
алтари; богослужебные книги; муз.
инструменты (исключение иногда делается
для алтарных колоколов и колокольчиков,
а также заменяющих их в последние дни
Страстной недели колотушек, равно как
и для рипид
с бубенцами, используемых в некоторых
воет, обрядах); звукоусиливающие
устройства; используемые в богослужении
вещества (хлеб, вино, вода, миро, елей,
соль, пепел и т.п., вне зависимости от
того, освящены они или нет).
Среди
большого разнообразия предметов У.л.,
используемого в различных литург.
традициях, можно выделить следующие
основные группы:
1. Сосуды
евхаристические (сосуды священные),
среди которых особое место принадлежит
тем, которые используются для евхарист.
видов непосредственно при совершении
Божественной литургии (мессы): это
патена (patena, в визант.
обряде — дискос) для хлеба и чаша
для вина. К этой же группе примыкают
сосуды для хранения или выставления
евхарист. видов: циборий, пиксида,
ковчежец, дароносица, дарохранительница
и т.п.
2. Предметы
для причащения: ложка (церковнослав.
лжица); металлическая трубочка,
именовавшаяся на Востоке сифоном,
а на Западе фистулой; патена (patina)
— металлическая пластина с
рукоятью, иногда используемая в лат.
обряде во избежание падения частиц
евхарист. видов на пол, и т.п.
3. Др.
предметы, используемые при совершении
Евхаристии. В визант. обряде это звездица
(металлическая конструкция, устанавливаемая
на дискосе, поверх которой налагается
покровец), копие (обоюдоострый нож
для надрезания и раздробления хлеба)
и губка (для очищения евхарист. сосудов;
в ряде обрядов эту же функцию выполняет
плат, напр. пурификатор в лат.
традиции). К данной группе можно отнести
и таблит в некоторых воет, обрядах
— каменную или деревянную плиту,
возлагаемую поверх алтаря, на которой
при совершении Божественной литургии
устанавливаются евхарист. сосуды (в
др. традициях его заменяет специальный
плат: в визант. обряде антиминс, в
латинском корпорал).
4. Различные
сосуды, не являющиеся евхаристическими.
Среди них есть сосуды, связанные с
совершением Евхаристии, но не
предназначенные непосредственно для
евхарист. видов. В лат. обряде это т.н.
ампулы (ampullae)
с вином и водой, которые будут влиты в
чашу; ампула с водой применяется и для
омовения предстоятелем рук, при котором,
кроме того, используется блюдце
(pelviculum) для слива
воды; эта же ампула служит для омовения
чаши после потребления даров. В воет,
обрядах для омовения рук употребляется
обычно кувшин, именуемый в русско-визант.
традиции рукоумывалъницей.
Важным
свящ. сосудом является купель для
крещения (она может быть и неподвижной
частью интерьера храма или баптистерия)
или водоосвящения. Кропильница служит
для хранения освященной воды,
предназначенной для окропления.
Существуют также сосуды для мира и елея.
В зап. традициях для хранения ладана
используется лодка
(лат. navis, navicula,
naviculum)
— сосуд
соответствующей формы, с ложкой для
накладывания ладана. Примыкают к этой
группе предметы У.л., не являющиеся
сосудами, но используемые для литург.
применения жидких материй: кропило
(приспособление для окропления освященной
водой) и струнец
(палочка, один из концов которой обмотан
мягкой материей, или кисточка) для
помазания миром или елеем.
5. Предметы,
предназначенные для освещения храма
или иного литург. пространства: лампады
и различного рода подсвечники.
6. Предметы
для каждения: как ручные (кадило и кацея,
различающиеся только по конструкции
и способу использования), так и
стационарные (кадильница).
Некоторые
предметы У.л. занимают обособленное
положение. К их числу относятся рипиды
— символические опахала (в некоторых
вост. обрядах они снабжены бубенцами,
выполняя также функцию ударных муз.
инструментов). В зап. обрядах известен
балдахин (или процессионная сень),
несомый во время процессий над
священником, держащим в руках дароносицу.
Некоторые предметы У.л. почти полностью
вышли из обихода, напр. osculatorium (или
рах)
— металлическая, костяная или деревянная
пластина с изображением распятия,
которую во время приветствия мира
целовали предстоятель, клирики и миряне.
Исходно
У.л. делалась из недорогих материалов
и не отличалась внеш. изысканностью. По
мере изменений, которые происходили в
Церкви на исходе античности и в Средние
века, У.л. развивалась от простоты к
сложности и богатству — как на уровне
ее многообразия, так и на уровне усложнения
внеш. формы отд. образцов и дороговизны
используемых при их изготовлении
материалов. Мн. образцы У.л. Средневековья
и Нового времени являются уникальными
произведениями искусства.
В
Средние века мн. предметы У.л. приобрели
символическое толкование, а некоторые
из них перестали быть функциональными.
Так, напр., рипиды, использовавшиеся
первоначально только в качестве опахал,
утратив свою исходную функцию, стали
символическим выражением веяния Св.
Духа.
В
XX в. в Католической Церкви наметилась
противоположная тенденция. Отцы II
Ватиканского собора выразили пожелание,
чтобы церк. обряды блистали благородной
простотой, были ясны благодаря своей
краткости и, как правило, не нуждались
в длинных объяснениях (ср. SC
34). Это определило дальнейшее
развитие У.л. в сторону большей простоты
и функциональности. Отметив, что Церковь
должна заботиться о том, чтобы «священная
утварь достойно и благообразно служила
благолепию богопочитания, принимая при
этом те изменения в материале, в форме
и в украшениях, которые возникли со
временем благодаря развитию техники»
(SC 122), II
Ватиканский собор предоставил право
территориальным собраниям епископов
«в том, что касается материала и формы
церковной утвари… осуществлять
преобразования применительно к местным
потребностям и обычаям» (SC
128).
Согласно
традиции, находившей закрепление в
церк. праве, предметы У.л. (за редким
исключением) должны быть освящены прежде
их введения в литург. употребление.
Право освящать предметы У.л. принадлежит
священнику или, в случае некоторых ее
видов, епископу (в наст. время в лат.
обряде практически любые предметы У.л.
могут быть освящены пресвитером).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1620-1623.
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
Источник
Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный).
Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век
Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле. Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей. И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной.
Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей.
Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?
С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.
Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».
Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.
Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.
Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?
Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.
Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.
Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.
Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.
А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.
При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.
Какими были литургические сосуды во время первых христиан?
У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.
Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век
Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.
Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).
Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.
Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.
Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.
Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?
Евхаристическая чаша. Конец V века
После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.
Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.
Дискос. VI век
С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.
Евхаристический кувшин. VIII век
Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.
Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.
Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.
В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.
Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»… Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.
Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?
Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.
Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.
Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).
Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.
Лжица. XVII век
В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.
Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.
Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.
Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина
Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей.
Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.
Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.
О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?
Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.
А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри. Древнейшим упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.
На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой трапезе нож!
Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век
А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.
На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.
Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.
Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?
С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.
Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.
Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.
Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.
Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.
Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.
Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век
Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.
Двуручный конусоидальный потир XI века
Двуручный потир X века
Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.
Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.
И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.
Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают. И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.
Архимандрит Алипий Светличный
Источник