Священный сосуд используемый на литургии

Священный сосуд используемый на литургии thumbnail

Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание[править | править код]

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие — железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].

«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].

Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле „священными“ называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.

В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:

НаименованиеИллюстрацияНазначение
ДароносицаПереносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей)
ДарохранительницаСосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения
ДискосБлюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры — так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица.
ЗвездицаДве металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса.
КопиеОбоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым — на проскомидии вынимаются частицы из просфор
ЛжицаЛожечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян.
ПотирЧаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову

Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2194 дня].

Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2194 дня].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
  • Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Источник

При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий.

1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери.

2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя.

3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя.

5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых.

6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя.

7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир.

8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор.

9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.

10) Сосуд для благословения хлебов имеет вид круглого блюда, на котором помещается три свечи, пять хлебов, два сосуда для вина и елея (масла) и малая тарелка для сухих зерен ржи. Этот сосуд употребляется на всенощной, под двунадесятые праздники.

При таинстве крещения и миропомазания употребляются: купель, сосуд для елея и мирница.

1) Купель. Купелью называется высокий большой, сосуд, в котором крестят младенцев.

Читайте также:  Тб с сосудами работающих под давлением

2) Сосуд для елея. При крещении употребляется небольшой стеклянный сосуд, в который вливают освященное масло для помазывания крещаемого.

3) Мирница – это небольшой стеклянный сосуд, в котором сохраняется св. миро. Мирница всегда находится на св. престоле.

При таинстве брака употребляются «венцы“. Венцами называются металлические головные одеяния, имеющие с четырех сторон небольшие образа. Венцы возлагаются при совершении брака на головы жениха и невесты.

При водоосвящении употребляется »водосвятная чашаикропило“. Водосвятною чашею называется большая металлическая чаша, в которую при освящении воды погружают три раза св. крест. Кропилом называется сделанная из растений

кисть для кропления св. водою.

При архиерейском Богослужении

употребляются: рипиды, дикирий и трикирий. Рипидами называются два прикрепленных к длинным рукояткам металлических круга с изображением на них херувимов: Они выражают присутствие ангелов при совершении таинства. Дикирием называется подсвечник с двумя свечами и означает две природы в Иисусе Христе. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами и означает три лица Св. Троицы.

Для беседы с учащимися: Какие употребляются сосуды при совершении литургии и всенощной? Что называется потиром или чашей? дискосом? копьем? лжицею? губою? ковшом? звездицею? блюдом? кадилом? сосудом для благословения хлебов? Что эти сосуды напоминают и означают? Какие сосуды употребляются при таинствах: крещения, миропомазания и брака? Что эти сосуды означают? Какие сосуды и другие священные вещи употребляются при водоосвящении и при архиерейском Богослужении? Что они означают?

Источник

Богослуже́бные предме́ты — пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан (Пс.140:2).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Копие – корот­кий нож с лез­вием тре­уголь­ной формы, с помо­щью кото­рого совер­ша­ются над просфо­рами дей­ствия про­ско­ми­дии. Сим­во­ли­зи­рует собою то копье, кото­рым один из воинов прон­зил грудь Спа­си­теля, умер­шего на кресте. Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор сим­во­ли­зи­рует орудие Про­мысла Божия.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Потир (греч.) – чаша, из кото­рой пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­ча­ща­ются Тела и Крови Хри­сто­вых.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Источник

Знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Об истории и символизме литургических предметов — архимандрит Алипий (Светличный).

Священный сосуд используемый на литургии

Причащание из кувшина. Сербия. Грачаница. Фреска. XIII век

Читайте также:  Как снять спазм сосудов гол

Иногда бывает досадно, что в Евангелии так мало описаний и уточнений, которые могли бы помочь воссоздать историческую обстановку времени пребывания Христа с людьми на земле. Праздный читатель хотел, чтобы все упоминаемые в Писании деяния точно совпадали с хронологической документацией и археологическими находками. Но Библия остается совершенно «закрытой» книгой для таких людей. И потому легче, махнув рукой на свою неспособность разобраться, объявить эту Книгу несостоятельной.

Меня же радует эта тихая и неумышленная загадочность о суетном, которая сохраняет Священное Писание, помогая узнавать со страниц Божественные глаголы, а не развлекаться излишними подробностями неполезных вещей.

Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?

С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.

Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».

Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.

Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.

Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.

Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.

Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.

Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.

А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.

При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.

Какими были литургические сосуды во время первых христиан? 

У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях  священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.

Священный сосуд используемый на литургии

Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век

Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).

Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.

Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.

Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.

Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?

Священный сосуд используемый на литургии

Евхаристическая чаша. Конец V века

После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.

Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.

Священный сосуд используемый на литургии

Дискос. VI век

С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.

Священный сосуд используемый на литургии

Евхаристический кувшин. VIII век

Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.

Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.

Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.

В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.

Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»… Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.

Читайте также:  Патология сосудов сетчатки глаза

Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?

Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.

Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.

Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен  в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).

Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.

Священный сосуд используемый на литургии

Лжица. XVII век

В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.

Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.

Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.

Священный сосуд используемый на литургии

Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина

Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей. 

Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре  Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.

Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.

О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то  ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри.  Древнейшим  упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой  трапезе  нож!

Священный сосуд используемый на литургии

Священный сосуд используемый на литургии

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?

С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.

Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.

Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.

Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.

Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.

Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.

Священный сосуд используемый на литургии

Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век

Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.

Священный сосуд используемый на литургии

Двуручный конусоидальный потир XI века

Священный сосуд используемый на литургии

Двуручный потир X века

Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.

Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.

И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.

Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают. И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.

Архимандрит Алипий Светличный

Источник