Священный сосуд в буддизме
В тибетском буддизме существует много методов для того, чтобы улучшить свое финансовое благосостояние. Эти искусные методы давались Буддами прошлого для… того, чтобы освободить живых существ от «страданий нищеты и бедности».
Традиция ритуалов притягивания богатства (тиб. Янгуг) и сосудов – янгбум исходит из далёкой древности Тибета и в чем то напоминает китайское искусство Фэн-шуй. Цель проведения подобного рода ритуальных действий- облегчение страданий, которые вызваны бедностью и нищетой.
В целом сосуды богатства или сосуды благоденствия/процветания делятся на два вида:
1.Сосуд сока земли, предназначенный для благословения какой-либо местности, территории, предназначен для гармонизации сил и энергий места, через упорядочение 4 элементов – Земли, Воды. Огня и Ветра. Можно сказать, что это своего рода духовная экология в действии, заложенная в местах сельскохозяйственных угодий, такая ваза распространяет свое благотворное влияние на многие километры вокруг, защищая от угрозы различных природных стихийных бедствий.
2. Собственно «Ваза Богатства», т.е. сосуд – запечатанный, наполненный благими субстанциями богатства, являющийся опорой привлекающий всевозможные силы, энергии связанные с усилением положительных качеств мирского и духовного индивидуального существования: богатство, здоровье, потомство, успех в начинаниях и предприятиях, процветание, увеличение благих качеств щедрости и даяния, и т.д. Вместе со стрелой Долгой Жизни mda’ dar хранится дома в укромном месте, совместно являясь опорой phywa и g.yang, по тибетским верованиям две силы управляющие «удачей» и «богатством».
Ритуал Вазы Богатства, как правило, состоит из трех частей, Подготовительной, Основной и Заключительной. К подготовке относится приготовление самого сосуда, сбор субстанций и gzungs – специальных и общих мантр и дхарани, наполнение ими сосуда. Основная: исполнение ритуала призывания божества, основного и свиты, расположение-помещение их в опоры пребывания, обращение к ним и Буддам, бодхисаттвам с просьбой даровать даровать благословение, привлечь и приумножить, укрепить и сделать устойчивыми, всевозможные благие качества, повторение соответствующей мантры. Заключительная, посвящение заслуг и благопожелания. После этого, сосуд помещается в чистое, высокое место, укрытое от чужих глаз.
Традиции Ритуалов изготовления Ваз Богатства присутствуют во всех тибетских школах как старых переводов Нингма, так и новых Сакья, Кагью и Гелук, множество таких ритуалов существует и в Юнгдрунг Бон. Среди Нингма распространено множество практик из различных Терма, весьма известны Вазы Богатства, связанные с линиями Чогьюр Лингпы и др. Во всех новых школах присутствуют ритуалы Ваз Богатства Белого Махакалы, принесенные из Индии Великим Кьюнгпо Нелжором, первоначально передаваемые в линии Шангпа Кагью, затем распространились в линиях Сакья и Гелук.
Перед проведением самого ритуала изготавливается материальная опора- сосуд. Он будет являться центром и основой для собирания различного рода финансовых энергий, которые притягиваются в ходе выполнения этого ритуала. Дословный перевод с тибетского языка слова «Янгуг» – «притягивание богатства».
Наиболее главная из субстанций, которые закладываются в янгбум – это так называемая «пилюля богатства» (тиб. Яндзе-рильбу), которая изготавливается из множества священных ингредиентов с добавлением золота. Помимо этого в сосуды янгбум могут закладывать 5 видов зерна, специальные пилюли и порошки содержащие драгоценности. Тибетцы считают, что коралл это камень притягивающий богатство, а бирюза – жизненную энергию. Все эти субстанции собирают в сосуд и запечатывают его особым образом.
Несколько слов о том, как хранятся Сосуды Богатства. Обычно они устанавливаются в чистом месте, на алтаре за изображениями Божеств Богатства – таких как Дзамбала, Вайшравана и др. Распечатывать и раскрывать сосуды нельзя, так как в этом случае благословение полученное в ходе ритуала теряется. Сам сосуд символически трактуется ламами следующим образом:
На внешнем уровне сосуд богатства – янгбум представляет собой вазу, содержащую различные драгоценности, мантры и изображение божества.
На внутреннем уровне- это неописуемый дворец- вместилище Божества.
Сосуд, может быть металлическим, медным, серебряным или золотым, фарфоровым, глиняным, хрустальным, стеклянным, деревянным и т.д. Но обязательно, закрывающийся, с крышкой.
Наилучший цвет – золотой, но возможны и другие цвета. На нем могут быть изображены 8 Благих Эмблем, либо Сияющая Драгоценность, либо символы 5 семейств Будд и др. благоприятные знаки. На нем не должно быть царапин, вмятин и повреждений. Он должен быть получен из хороших рук, куплен, но не украден, не подарен существами, загрязненными сильными недобродетелями – это же требование о происхождении относится ко всем другим субстанциям. После наполнения он закрывается и запечатывается, повязывается золотой или белой тканью.
Субстанции для наполнения, главное требование – не ядовитые и не черные. Берут разные виды зерна, растений и минералов, лекарства из традиционной медицины, различные драгоценные камни и металлы, ткани, деньги, хорошо подходят Ринчены – лекарства из тибетской медицины, санг, благовония, Мендуб и Рилбу, камешки и субстанции со всевозможных святых мест паломничества, и т.д.
Остается только добавить, все Учителя подчеркивают, что Вазы Богатства являются опорой и помогают в наших начинаниях, при этом никак не заменяют работы, не стоит думать, что просто обладание такой Вазой приведет к обогащению спонтанно и по мановению волшебной палочки. Но и иметь такую замечательную вещь, несущую благословение и притягивающую благоприятное, в общем-то, весьма неплохо.
Многие современные Учителя достаточно часто выполняют и изготавливают их как, для нужд локальных общин, так и для распространения по миру. В частности, широко известен проект Дильго Кьенце Ринпоче, исполняемый ныне Дзонгсар Кьенце Ринпоче по распространению специальных Ваз Сокровищ gter bum предназначенных для установления всеобщего Мира, предотвращения мировых катаклизмов, войн и бедствий, их было изготовлено 6000 и они благословлены Высочайшими Учителями. Около 4000 уже размещены в различных уголках земного шара.
Есть планы о размещении их и в России, хотя, к сожалению, до сих пор приезд Дзонгсар Кьенце Ринпоче к нам не состоялся, будем надеяться, что когда-нибудь это произойдет.
Источник
Страница 1 из 2
В религии индусов присутствуют восемь символических предметов – аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль…Но со временем набор таких знаков и символов менялся. Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и значение. Набор их всех символов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.
Раковина
(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента – крупного рожка. Поэтому, образ шанкхи в буддизме – символ призыва реализовать при жизни заветы Будды.
Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.
Бесконечный узел
(Шриватса) Другое название – тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».
Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ – клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.
Две рыбы
В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии – Гангом и Ямуной. В современной трактовке – с глазами Будды. В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой – океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода – родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы – значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет – символ победы.
В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.
Лотос
(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос – распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму – основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.
В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле. Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.
Зонт
Сакральный зонт в индуизме является одним из атрибутов Варуны – бога мировых вод и хранителя справедливости. Изображение чхатра можно увидеть рядом и с другими индийскими божествами.
Зонт чхатра в Индии является символом царской власти. В европейской культуре ему соответствует балдахин. По одной из версий существует связь между формой чхатра и шляпками грибов, которые используются в традиционной тибетской медицине. Вместе с тем зонт чхатра олицетворяет защиту от неблагоприятных высших сил. Вспомните об этой символике, преподнося сувенир в виде зонтика.
Драгоценный сосуд
Символ Драгоценный сосуд в буддизме(Бумпа) Сосуд изображается в виде кувшина с крышкой, украшенного лентами. При изготовление кувшинов, такая лента превращается в орнамент. На рисунках, сверху крышки изображают кристалл, символизирующий драгоценность. Одно из воплощений Будды – Амитабха, часто изображен с «драгоценным сосудом», внутри которого находится эликсир бессмертия. Поэтому и возникло символическое значение сосуда – пожелание долгих лет жизни. По другой трактовке внутри сосуда находятся неисчерпаемые драгоценности, но которые не следует воспринимать, как материальные блага, это скорее сокровища души, которая готова щедро делиться своими дарами с окружающим миром.
В искусстве Фэн-шуй ваза в доме увеличивает духовное и материальное богатство, защищает помещение от неблагоприятных информационных воздействий.
Колесо дхармы
(Дхармачакра) На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с шестью или восемью спицами расположены в старинных индийских храмах. В философии буддизма такой символ означает непрекращающейся круговорот сансары – рождений и смертей, в котором душа человека ищет освобождения. Само слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать») и в широком смысле обозначает веру, религию, которые помогают совершать правильные действия, поддерживаемые моральным законом жизни. Восемь спиц дхармачакры это составляющие пути, которым надо следовать, чтобы избавиться от страданий и обрести душевный покой.
Человек, стремящийся к такому состоянию должен изменить свои мысли и устремления, поведение и образ жизни. Он должен научиться сосредотачиваться, правильно думать и верно излагать свои мысли. Тогда он станет свободным и избавится от кармы – груза неправильных действий, совершенных в предыдущих поколениях. В индийской иконографии в виде круга, похожего на колесо, изображается и бхавачакра. Этот символ близок к дхармачакре – все тоже вечно вращающееся «колесо жизни». Подарок в виде стилизованного изображения такого «колеса» будет говорить о желании изменить жизнь к лучшему, сделать ее более светлой и одухотворенной. Это пожелание избавиться от нплохих мыслей и обрести духовную свободу.
Знамя победы
(Дхваджа) Символические изображения таких знамен можно увидеть на крышах знаменитого дворца Потала в Лхасе. Эти скульптурные украшения имеют вид маленьких башенок. На обычные знамена, принятые в европейской культуре, дхваджа совсем не похожи. Скорее они напоминают балдахин или штандарт со свисающими лентами из красного, желтого, зеленого и синего шелка. Считается, что именно такой штандарт украшает мифическую гору Меру, которая в буддийской и индуистской космологии является центром мира. С помощью ее главной вершины Мандары боги во главе с Брахмой и Вишну взбивали, как мутовкой, мировой океан, чтобы получить амриту – эликсир бессмертия.
В древности штандарты с лентами использовали в военных стычках индусы. В буддизме «знамя победы» входит в восемь символических предметов, которые были дарованы принцу Гаутаме. Дхваджу следует воспринимать, как победу принца над искушениями, которые насылало на Будду злое божество Маара. В такой трактовке сувенир «знамя победы» означает торжество духа, неоспоримую победу над соблазнами жизни.
Источник
В субботу, 20 сентября,в центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в 9 часво утра начнется большой тантрический ритуал Янгдруб. Под руководствомшаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче традиция проведения тантрических ритуалов в республике была восстановлена монашеской общиной главного буддийского храма республики во всей полноте и чистоте.
Впервые масштабные ритуалы были проведены в Калмыкии в 2004 году, когда, по приглашению Тэло Тулку Ринпоче, к нам приехали монахи тантрического монастыря Гьюдмед. Но в то время, почти никто из калмыковне зналоб удивительных сосудах богатства, освящение которых по традиции проходит во время ритуала Янгдруб.
В целом сам ритуал, как говорит шаджин-лама республики Тэло Тулку Ринпоче, способствует реализации в жизни людей удачи, благополучия, богатства. Под словом богатство подразумевается не только материальное благополучие. Это обретение положительных качеств ума, удачи, здоровья, благой кармы, процветания.
Ритуал Янгдруб, который состоится в центральном хуруле Калмыкии 20 сентября, тесно связан с драгоценным сосудом богатства. Каждый человек желает долгой и счастливой жизни, согласия в семье, гармонии в своем сердце, ну и достатка. Ритуалы призывания, притягивания богатства в буддийской традиции существуют с незапамятных времен. Но чтобы притянуть к себе прекрасное собрание материального и духовного благополучия нужна основа. Досточтимый Ело Ринпоче на одномиз ритуалов Янгдруб говорил о том, что этой основой является сосуд богатства – Янгбум.
Сосуды богатства бывают двух видов. Первый предназначен для благословения земли, местности. Их закладываютв ступы, фундамент строящегося дома, рядом с сельхозугодьями.Они не только благословляют местность, но и защищают ее от природных катаклизмов, разного рода стихийных бедствий.
Второй – сосуд богатства или процветания, как иногда его называют, хранится в доме.Он служит для привлечения всевозможных благих сил и энергий.Это и достаток, здоровье и здоровое потомство, успех в новых делах, проектах, бизнесе. Вместе с сосудом богатства в доме, можно сказать, появляются силы, управляющие удачей и достатком. Сосуд предназначен для привлечения, сохранения и приумножения духовных, материальных благ, для того, чтобы в семье царили мир, спокойствие, успех во всех делах. В доме, где есть сосуд богатства, усиливаются лечебные свойства лекарств, а больной быстро выздоравливает.
Это, чаще всего медные сосуды, бывают еще из золота, серебра, изготавливаются в тантрических монастырях и данный процесс требует немало сил и времени.Сюда входят сбор субстанций, специальных мантр, ритуалы призывания божества с просьбой даровать благословение и все благоприятные факторы. Затем сосуд запечатывается и открывать его ни в коем случае нельзя, так как уйдет благословляющая сила. В этом закрытом сосуде находится много различных субстанций, в том числе драгоценные камни, притягивающие жизненную энергию и достаток. Сосуды подобны хранилищу и являются символом скрытых сокровищ.
В центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» на каждом ежегодном ритуале Янгдруб монахи начитывают специальные молитвы, с просьбойк божествам богатства благословить сосуды, которые люди заранее приносли в хурул.В процессе тантрического ритуала Янгруб все благоприятные факторы призываются в них. Ритуал Янгдруб восстанавливает то, что утрачено, утеряно, отобрано за год. Сосуд богатства дарит благословение и притягиваетв ваш дом благоприятное, но не является волшебным жезлом, по взмаху которого неисчислимое богатство упадет вам в руки.Но этот прекрасный сосуд, отмечают многие, работает. Помогает в бизнесе,в обретении достатка. Ведь однаиз целей ритуалов, призывающих богатства, таких как Янгдруб,- облегчить страдания людей от крайней нужды и нищеты.
Сосуд богатства, наполненный благими субстанциями богатства, запечатанный, покрытый белой, желтой тканью или яркими лентами, обвязанный разноцветной косичкой, обычно хранится в месте, скрытом от чужих глаз, и только один раз в году покидает дом, чтобы на ритуале Янгдруб наполниться благотворной призывающей силой.
Нина ШАЛДУНОВА, фото автора
Буддизм в Калмыкии: https://khurul.ru/?p=20106
Источник