Священный сосуд в католической церкви

Священный сосуд в католической церкви thumbnail

Сосуды священные (греч. τά ἱερά σκεύη, лат. vasa sacra) – литург. сосуды, предназначенные для пребывания в них евхарист. Тела и Крови Христа.

Самыми ранними и необходимыми предметами литург. утвари у христиан были блюдо для хлеба и чаша для вина, используемые для евхарист. освящения и причащения. Эти С.с. остаются важнейшими и по сей день во всех осн. Церквях и церк. общинах. Материал, форма и отд. детали С.с. менялись в разных литург. традициях и регионах в различные эпохи, однако их общие особенности и изначальная функция оставались неизменными. Блюдо для хлеба в зап. литург. обрядах называется -»патеной, в византийском обряде – дискосом.

Поскольку необходимость бережного хранения Св. Даров и их перенесения для причащения больных, узников и др. категорий верующих, лишенных возможности участвовать в евхарист. собрании, имела место в Церкви с самого начала ее истории, очевидно, что существовали С.с. и для этих целей. Дальнейшая эволюция евхарист. практики привела к разнообразию подобных С.с., варьирующихся в различных традициях в зависимости от функции. В зап. литург. обрядах известны циборий для освящения большого числа гостий, причащения верных Телом Христовым и хранения освященных гостии; пиксида для их хранения и доставки больным (иногда этот термин используется как синоним цибория); ковчежец (theca, bursa) для переноса небольшого количества освященных гостий. Аналогом последнего в визант. обряде является дароносица (αρτοφόριον), представляющая собой небольшой кивот, внутри которого находится ящичек для частиц Тела Христова, напоенных Кровью Христовой, а также миниатюрная чаша и лжица (ложка для причащения). С некоторой долей условности к С.с. можно отнести и дарохранительницу (как в латинском, так и в визант. Обряде).

Сложившаяся на исходе Средних веков на катол. Западе практика поклонения Св. Дарам обусловила появление там специального типа С.с., предназначенного для зримого выставления Тела Христова (выставление Святых Даров), – дароносицы (monstrantia, ostensorium), а также лунулы для закрепления в дароносице освященной гостии и кустодии (custodia, repositorium, capsula) для перенесения гостии из дароносицы в дарохранительницу.

По-видимому, самые первые С.с. христиан были керамическими, однако довольно рано в качестве материала для их изготовления начали использоваться и металлы, и скоро С.с. стали почти исключительно металлическими. Предпочтение отдавалось благородным металлам, а к позднему Средневековью на Западе появилось даже требование, чтобы чаша была золотая либо серебряная, но с позолотой внутри (рубрики Римского миссала, выпущенного после Тридентского собора, допускают использование чаши из бронзы, однако внутри она должна быть непременно позолочена – во избежание коррозии). Требование позолоты относилось и ко всем поверхностям С.с., соприкасающимся с освященными гостиями. Позже вводились некоторые послабления этих требований. Согласно действующим в наст. время в Католической Церкви лат. обряда предписаниям, С.с. «должны быть изготовлены из благородного металла. Если они сделаны из окисляющегося металла или из металла менее благородного, чем золото, то они в основном должны быть покрыты позолотой изнутри» (Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 328).

Однако С.с. «могут изготавливаться также из других прочных материалов, считающихся благородными по общей оценке в каждом регионе, что подлежит суждению Епископской Конференции, признанному Апостольским Престолом, например, из слоновой кости или из некоторых наиболее твердых сортов дерева, если они подходят для церковного употребления» (там же, п. 329). Чаши и др. сосуды, предназначенные для Крови Господней, должны быть изготовлены из материала, не впитывающего в себя жидкости; при этом ножка чаши может быть изготовлена из др. прочного и достойного материала (ср. там же, п. 330). «Что касается формы священных сосудов, то дело художника – создать их наилучшим образом, в соответствии с обычаями конкретного региона; главное, чтобы каждый из сосудов был пригоден к тому литургическому употреблению, для которого он предназначен, и явно отличался от тех сосудов, которые предназначены для бытового употребления» (там же, п. 332).

Все С.с. должны быть освящены прежде их введения в литург. употребление. Патену и чашу должен освящать епископ-ординарий согласно предписаниям Римского понтификала, однако эта функция может быть поручена также др. епископу или, в случае необходимости, даже священнику. Для освящения др. С.с. используются специальные последования из Римского требника.

С.с. утрачивают статус освященных в случае появления в них некоторых дефектов, делающих их литург. использование невозможным. По обычаю подобные С.с. продолжают употреблять для к.-л. др. церк. Целей.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 996-998.

Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008-2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

Источник

Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) – общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь – во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова – например, лжица (т.е. ложка).

Читайте также:  Сауна при проблемах сосудов

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание[править | править код]

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копие – железное. Для прочих сосудов материал строго не определен[1].

«Чи́нъ бл҃гослове́нїѧ и҆ ѡ҆сщ҃е́нїѧ сосꙋ́дѡвъ слꙋже́бныхъ: сі́есть ді́скоса, ча́ши, ѕвѣзди́цы и҆ лжи́цы, съ тремѧ̀ и҆́хъ покро́вцы, предложе́нныхъ вкꙋ́пѣ» находится в Требнике[2]. После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители. Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника, либо в каком-либо шкафу, доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды»[1].

Список священных сосудов в Православной церкви[править | править код]

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона[1] перечисляет 7 предметов («под именем священных сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра»). Затем энциклопедия уточняет, что «в более общем смысле “священными” называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви», однако об этом см. статью Церковная утварь.

В православии к священным (литургическим) сосудам относятся:

НаименованиеИллюстрацияНазначение
ДароносицаПереносная дарохранительница для ношения запасных Святых даров; используется для осуществления таинства Причастия вне храма (например, на дому тяжелобольных и умирающих людей)
ДарохранительницаСосуд в форме храма, устанавливаемый на престоле, внутри которого хранятся запасные Святые Дары, употребляемые для причащения
ДискосБлюдо на ножке с изображением младенца Иисуса, лежащего в яслях, на котором освящают часть просфоры – так называемого Агнца во время литургии. Поверх него ставится звездица.
ЗвездицаДве металлические дуги, соединенные в центре, поставляется на дискос для поддержания покровца над Святыми Дарами и частицами, вынутыми из просфор. Ставится поверх дискоса.
КопиеОбоюдоострый нож (резец) с треугольным лезвием. Большим копием вырезается и дробится Евхаристический Агнец, малым – на проскомидии вынимаются частицы из просфор
ЛжицаЛожечка, с которой причащают православных монашествующих, церковнослужителей и мирян.
ПотирЧаша, в которую вливается вино, пресуществляемое в Кровь Христову

Также упоминают Ковш разливной (для вливания евхаристической Крови Христовой в другие потиры), Чаша для святых частиц (накрываемая крышкой чаша для хранения частиц, вынутых из просфор за день или за несколько дней до полной литургии), Сосуд для преждеосвященных даров (для хранения преждеосвященных даров), Блюдо для приготовления и раздробления Агнца (деревянные или металлические тарелочки, на которых вырезается и раздробляется Евхаристический Агнец)[источник не указан 2303 дня].

Блю́да и корцы́ (ковши́) для теплоты́ и запи́вки, входящие в евхаристический набор, не считаются священными сосудами, поэтому ими часто пользуются пономари[источник не указан 2303 дня].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Долоцкий В. И. «О Священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» // «Христианское чтение», 1852, часть I.
  • Лебедев П. «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • Архимандрит Гавриил. «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Источник

A чаша (от латинского calix, кружка, заимствовано от греческого κύλιξ (куликс), чаша) или кубок – чашка на ножках, предназначенная для питья. В религиозной практике чаша часто используется для питья во время церемонии или может иметь определенное символическое значение.

Читайте также:  Лопаються в носу сосуды

Использование в религиозных целях

христиан

Чаша со святыми и сцены из жизни Христа

Серебряная чаша в музей румынского православного архиепископа Вада, Фелака и Клуж

древнеримский каликс был сосудом для питья, состоящим из чаши, установленной на подставке, и обычно использовался на банкетах. В католицизме , восточной православной церкви , восточном православии , англиканстве , лютеранстве и некоторых других Христианские деноминации , чаша – это стоящая чаша, в которой держали священное вино во время Евхаристии (также называемой Вечеря Господней или Святое Причастие ). Чаши часто делают из драгоценных металлов, иногда они богато покрыты эмалью и украшены драгоценными камнями . Золотой кубок был символом семьи и традиций.

Чаши использовались со времен ранней церкви . Из-за повеления Иисуса своим ученикам : «Делайте это в мое воспоминание». (Луки 22:19 ) и рассказ Павла о евхаристическом обряде в 1 Коринфянам 11: 24-25 , празднование Евхаристии стало центральным для Христианская литургия . Естественно, что сосуды, использовавшиеся в этом важном акте поклонения, были украшены богато и с большим уважением. У ряда ранних образцов чаш есть большая чаша и две ручки. Со временем размер чаши уменьшился, а основание стало больше для большей устойчивости. Со временем официальные церковные правила предписывали строительство, благословение и обращение с чашами. Некоторые религиозные традиции до сих пор требуют, чтобы чаша, по крайней мере, на внутренней стороне чаши, была покрыта золотом.

В западном христианстве чаши часто имеют навершие или узел, где шток встречается с чашкой, чтобы облегчить подъем возвышения . В католицизме чаши обычно имеют форму тюльпана, а чаши довольно узкие. Римско-католические священники часто получают чаши от членов своих семей при первом рукоположении .

В восточном христианстве (восточные православные, восточно-православные и восточно-католические церкви) чаши будут часто имеют иконы , покрытые эмалью или гравировкой, а также крест. В православии и восточном католицизме все причастники получают как Тело Христово , так и Кровь Христа . Для этого часть Агнца (Хозяин ) помещается в чашу, а затем верные причащаются на ложке . По этой причине восточные чаши, как правило, имеют округлые чашки большего размера. В Русской Православной Церкви верующие часто целуют «подножие» (основание) чаши после причастия. В других традициях они будут целовать чашу. Хотя православным монахам не разрешается владеть личным имуществом, каноны разрешают иеромонаху (то есть монаху, который был рукоположен в священники), чтобы иметь чаша и другие сосуды, необходимые для совершения Божественной литургии .

В ранней и средневековой церкви, когда диакон был рукоположен , ему вручали чашу во время службы как знак его служения. На Западе дьякон несет чашу к алтарю у приношения ; на Востоке священник несет чашу, а диакон несет патен (дискос). В чашу разрешено помещать только вино, воду и часть Хозяина, и ее нельзя использовать в каких-либо нечестивых целях.

Чаша считается одним из самых священных сосудов в христианском литургическом богослужении, и ее часто освящают перед использованием. В Римско-католической церкви и некоторых англо-католических церквях был обычай, чтобы чаша освящалась посредством помазания миром , и это освящение мог быть выполнен только епископом или настоятелем (только для использования в его собственном монастыре ). В восточных церквях существуют разные практики благословения. В некоторых традициях само празднование Священных Таин (Таинство) является единственным необходимым благословением; в других есть особый обряд благословения. В некоторых восточных традициях это благословение может дать только епископ, в некоторых – священник. В любом случае, как на Востоке, так и на Западе, после того, как чаша была освящена, к ней может прикоснуться только рукоположенный член высшего духовенства (епископ, священник или дьякон). В Русской Православной Церкви иподиакон имеет право прикасаться к святым сосудам, но только если они завернуты в ткань.

Святая Чаша

Чаша с надписью: «Sanguinis meus vere est potus» (т.е. «Моя кровь пить истинно» (Иоанна 6:55, KJV)), изготовленная для церкви Св. Иоанна Богослова. Креститель в Салинасе, Испания.

В христианской традиции Святая Чаша – это сосуд, который Иисус использовал на Тайной вечере для подачи вина. Тексты Нового Завета не упоминают чашу, кроме как в контексте Тайной вечери , и не придают никакого значения самому предмету. Герберт Терстон в Католической энциклопедии 1908 г. пришел к выводу, что «до нас не сохранилось никаких надежных преданий относительно сосуда, использованного Христом на Тайной вечере. В шестом и седьмом веках паломники в Иерусалим были убеждены, что настоящая чаша все еще почиталась в храме Гроба Господня, в ней находилась губка, подаренная Спасителю на Голгофе ». Несколько сохранившихся стоячих чаш из драгоценных материалов в местных традициях именуются Чашей.

Святой Грааль

Совершенно другая и широко распространенная традиция касается чаши Тайной Вечери. В этой весьма запутанной, но более известной версии сосуд известен как Святой Грааль . В этой легенде Иисус использовал чашу на Тайной вечере , чтобы установить Мессу . Другие рассказы утверждают, что Иосиф из Аримафеи использовал чашу для сбора и хранения крови Христа при Распятии.

Читайте также:  Препарат для сосудов при беременности

Унитарный универсализм

При открытии богослужений унитаристов-универсалистов многие общины зажигают пламя внутри чаши. пылающая чаша является наиболее широко используемым символом унитаризма и унитарного универсализма (UU), а также официальным логотипом унитарной универсалистской ассоциации (UUA) и другие унитарианские и UU церкви и общества. Дизайн был разработан художником Гансом Дойчем, который черпал вдохновение в чашах с маслом, сжигаемых на древних греческих и римскихалтарах . Он стал подпольным символом в оккупированной Европе во время Второй мировой войны для помощи унитарианцам, евреям и другим людям в спасении нацистского преследования. Чашу часто изображают окруженной двумя связанными кольцами. Два связанных кольца использовались как ранний символ Унитарианской универсалистской ассоциации, обозначая соединение унитаризма и универсализма.

Не существует стандартной интерпретации символа пылающей чаши. В одной интерпретации чаша является символом религиозной свободы от навязывания доктрины иерархией и открытости для участия всех; Пламя интерпретируется как памятник тем, кто на протяжении всей истории жертвовал своей жизнью во имя религиозной свободы. В другой интерпретации пылающая чаша напоминает крест, символизирующий христианские корни унитарного универсализма.

Викка

В Викке чаша как женский принцип, часто используется в сочетании с Athame (церемониальный нож с черной рукоятью), как мужской принцип. Их сочетание вызывает акт деторождения как символ универсального творчества. Это символ Великого Обряда в Викканских ритуалах. Чаша также используется в.

Неоязычество

Некоторые формы неоязычества также используют чаши в своих ритуалах. Чашу можно поставить на жертвенник или на землю. Чаша может содержать вино, виски , воду или другие жидкости. Он используется для обозначения гениталий богини или женского божества.

растафари

растафари иногда курят ганджу в чаше (кальян или бонг ) во время действия, называемого рассуждения , предназначенного для того, чтобы участники познакомились с мирными чувства, единство и «сознание».

Отравленная чаша

Термин «отравленная чаша» применяется к вещи или ситуации, которые кажутся хорошими, когда они принимаются или переживаются кем-то, но потом становится или оказывается плохим. Эта идея была упомянута Бенедиктом из Нурсии в одном из его экзорцизмов , найденных на медали Святого Бенедикта : Vade retro Satana! Nunquam suade mihi vana! Sunt mala quae libas. Ipse venena bibas! (Беги, сатана! Никогда не искушай меня своим тщеславием! То, что ты предлагаешь мне – зло. Выпей яд сам!) 2>. Это происходит во вступительном монологе сцены, когда Макбет обдумывает последствия планируемого им убийства.

Но в этих случаях

у нас все еще есть суждение; что мы всего лишь обучаем

кровавым инструкциям, которые, будучи обучены, возвращают

мучить изобретателя: это беспристрастное правосудие

Приносит ингредиенты нашей отравленной чаши

нашим собственным устам.

Он также используется как термин для описания предложения о работе спортивного тренера, которое оставит у нового тренера большие надежды на успех, но многие потенциально скрытые проблемы или ловушки. Команда-победитель чемпионата, нуждающаяся в перестройке, или команда, добившаяся больших успехов при предыдущем действующем игроке, может быть описана как отравленная чаша.

Геральдика

Использование чаш в качестве геральдики устройств нет ничего необычного, особенно в церковной геральдике . Ряд городов и регионов также используют чашу. Например, герб муниципалитета Фанас в районе Преттигау / Давос в швейцарском кантоне из Граубюнден несет золотую чашу на сплошном синем фоне. На гербе Штауфен-им-Брайсгау изображены три золотые чаши (т.е. drei staufen на древнем немецком языке) лордов Штауфен (де ), защитников монастыря Санкт-Петербург Трудперт . Золотая чаша (или в некоторых случаях три или пять) на синем фоне использовалась в качестве герба Галицкого королевства , по крайней мере, с позднего средневековья, и до сих пор занимает центральное место в его обновленной геральдике.

Галерея

  • Современная чаша с патеном

  • Большая современная чаша и патен

Другое употребление

Квебек

Во франко-канадской культуре, особенно в Квебеке и его окрестностях, использование названий святых объектов, таких как «câlice» (разновидность calice, французского слова, обозначающего чашу), может быть альтернативой. форма проклятия. В некоторой степени эквивалентна американскому слову “черт возьми” или фраза «Черт возьми», использование «câlice» или «tabarnak» (вариант скинии) в качестве междометия не редкость в Квебеке. Например: «Калице! Я забыл запереть входную дверь» или бормоча себе под нос «табарнак» после того, как спустило колесо. Предположительно производное от «напрасно взяв имя Господа».

Чешская Республика

Относительно гуситского движения в Королевстве Богемия Помимо религиозного использования, чаша также стала одним из неофициальных национальных символов чехов . Он часто используется в чешской национальной символике и является частью многих исторических знамен.

См. Также

Notes

Внешние ссылки

Источник