Свойство воды принимать форму сосуда

Свойство воды принимать форму сосуда thumbnail

Актуальность.В первую очередь стоит сказать, что жидкости — это то с чем мы постоянно сталкиваемся в процессе нашей повседневной жизни. Даже первое восприятие окружающего мира сводится к тому, что все вокруг состоит из твердых тел и жидкостей. Мы встречаемся с одними видами жидкостей, наблюдаем другие, но при этом каждого из нас иногда посещает мысль о том какими свойствами обладает та или иная жидкость. Самой распространенной и известной жидкостью на планете является вода, она нам всем известна, но в то же время обладает многими очень интересными свойствами, на которые в обыденной жизни мы не обращаем внимания.

С древних времен человек использует различные свойства воды в своей жизни, строя каналы, водяные мельницы, водоподъемные колеса для орошения полей и многое другое.

И в наше время очень многие устройства и машины используют в своей работе эти свойства жидкости. Так что же это за свойства, жидкости, которые на протяжении многих веков помогают человеку?

Цель. В этой работе я хотел бы рассмотреть два свойства жидкости, такие как текучесть — способность неограниченное количество раз менять свою форму и не сжимаемость — способность сохранять объем при внешнем воздействии на примере воды и изучить их применение в современном мире. А также сделать модель экскаватора для наглядной демонстрации этих свойств воды.

Задачи:

  1.                Изучить теоретический материал о физических свойствах воды
  2.                Экспериментальным путем подтвердить изучаемые в данной работе свойства воды
  3.                Узнать, как в современном мире используют свойства жидкости
  4.                Самостоятельно создать модель экскаватора, работающего за счет изучаемых свойств воды

Вода — удивительное вещество

Вода — одно из самых удивительных веществ в природе.

Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха. Обладает свойством текучести. Принимает форму сосуда. Воду в жидком состоянии практически невозможно сжать. Она может перейти из жидкого состояния в газообразное или твердое и наоборот.

Вода — наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине — во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Вода — это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных. Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях. В медицине вода — растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены. В сельском хозяйстве вода — «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью. В быту вода — средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги.

Основным свойством жидкости, отличающим её от твердых тел, является способность неограниченно менять форму, даже при сколь угодно малых по силе воздействий, практически сохраняя при этом объём.

В своей работе я хочу изучить два свойства воды: текучесть и не сжимаемость.

Что же такое — текучесть?

Если открыть дома на кухне кран, из него потечет вода. Что значит — потечет? Одним из основных свойств воды является способность изменять форму, не дробясь на части, это и называется текучестью.

Проведем эксперимент, подтверждающий текучесть воды.

Для более удобного наблюдения окрасим воду пищевым красителем. Наполним стакан до половины водой. Вода принимает форму стакана.

Наклоним стакан. Мы видим, что вода изменила форму.

Для второй части эксперимента нам понадобится два разных по форме сосуда. Наполним один сосуд водой и поднимем его над вторым. Попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 1. Мы видим, что вода перелилась из первого сосуда во второй и приняла форму второго сосуда

Вывод: вода обладает свойством текучести.

Данным свойством воды люди пользуются с древнейших времен. Еще в древней Римской империи, для обеспечения городов водой люди строили акведуки (от латинских слов aqua — вода и duco — веду) — большие и протяженные системы каналов, с помощью которых вода из рек поступала в город.

Несжимаемость — еще одно увлекательное свойство воды. Что значит — несжимаемость? Есть вещества, при воздействии на которые какой-то силой изменяют свой объем, эти вещества называются сжимаемыми. Вода в отличии от них как бы сильно мы на нее не воздействовали (давили) не меняет свой объем. Это свойство воды и называется несжимаемостью.

Читайте также:  Сосуд закрыть на лице

Проведем эксперимент, подтверждающий данное утверждение. Для этого нам понадобится медицинский шприц (без иголки). Выдвинем поршень шприца, и наберем полный шприц воздуха, закроем пальцем отверстие для иголки и попробуем надавить на поршень. Мы видим, что у нас получилось задвинуть поршень практически на половину. У нас получилось сжать воздух, находящийся внутри шприца. Т. е. воздух изменил свой объем на 2,5 мл, он стал занимать меньше места в шприце под воздействием силы нашего нажатия.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 2

Теперь наберем полный шприц воды и заткнув отверстие попробуем нажать на поршень. Как бы сильно мы не давили, у нас не получается изменить объем воды. Это и есть несжимаемость. В данном эксперименте мы подтвердили еще одно удивительное свойство воды.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 3

Использование свойств воды в современном мире

Обладая текучестью, вода легко принимает любую форму, и это позволяет транспортировать воду по трубам от источников воды до крана в доме, и используя свойства не сжимаемости при помощи гидронасосов поднимать воду на самые высокие этажи зданий. В ходе работы я узнал, как устроен гидронасос и где он применяется.

Я посетил насосную многоэтажного здания и посмотрел, как работают насосы водоснабжения и отопления. При помощи этих насосов и системы труб в здание подается питьевая вода и вода в батареи отопления. Благодаря чему в доме есть вода и тепло.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 4

Это самые распространенные в мире способы использования текучести и несжимаемости воды.

Так же не сжимаемость и текучесть жидкости очень широко используется в современных автомобилях, от самых маленьких до больших грузовиков. Только вместо воды в них используется специальная жидкость.

В ходе изучения свойств воды я посетил автомастерскую и познакомился с использованием свойств текучести и не сжимаемости в тормозах автомобиля.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 5. Гидротормоз автомобиля

Еще один способ использования изучаемых свойств воды который применяется в современном мире — это гидроэлектростанции. Гидроэлектростанции вырабатывают электрическую энергию. Вода протекает через лопасти турбины крутит их. Вращаясь лопасти турбины крутят генератор, который и вырабатывает электрический ток. Гидроэлектростанции являются самым экологически чистым способом получения большого количества электроэнергии.

Картинки по запросу гидроэлектростанция

Рис. 6. Как устроена гидроэлектростанция

Гидроэлектростанции широко применяются в нашей республике для выработки электроэнергии. В Казахстане 18 различных гидроэлектростанций. Гидроэлектростанции бывают большие и малые. Большие гидроэлектростанции есть в Восточно-Казахстанской области на реке Иртыш. Самая большая гидроэлектростанция — Шульбинская. Вырабатываемой ей электроэнергии хватить для целого города. В Алматинской области тоже есть гидроэлектростанции. Если вы когда-нибудь ездили на Капчагайское водохранилище, то наверняка видели большой мост через реку Или. Это и есть Капчагайская гидроэлектростанция. В городе Алматы тоже есть гидроэлектростанции. На реках Большая Алматинка и Малая Алматинка построен каскад из 11 малых гидроэлектростанций, которые вырабатывают электрическую энергию для города. Электрическая энергия, вырабатываемая этими гидроэлектростанциями, освещает в том числе и нашу школу.

Я решил создать действующую модель экскаватора, на примере которой продемонстрировать изучаемые свойства воды. Вся работа по созданию модели состояла из трех основных этапов: разработка модели на бумаге, с использование чертежей; подбор инструментов, необходимых для изготовления модели экскаватора, изучение техники безопасности при работе с ними и подготовка необходимых деталей и экскаватора; сборка и испытание модели.

Этап первый — Разработка модели на бумаге.

В процессе подготовки деталей модели на бумаге я посетил стройку и посмотрел, как работает экскаватор. Были подготовлены чертежи деталей экскаватора, которые нам понадобятся и определен список материалов и деталей для модели. Для изготовления экскаватора мне понадобились — шприцы медицинские объемом 5 и 10 миллилитров, система для капельницы медицинская, винты диаметром 3 миллиметра, гайки и шайбы к ним, доска для изготовления основания, лист пластика для изготовления стрелы экскаватора, подшипник для поворотного механизма, медная проволока толщиной 1 миллиметр, клей, лист пластика толщиной 1 миллиметр для изготовления деталей стрелы, пластиковые хомуты для крепления шприцов.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 7. Чертеж деталей стрелы экскаватора

После подготовки чертежа, детали стрелы экскаватора были вырезаны из бумаги, и я начал собирать модель из бумаги, для того что бы проверить подходят ли детали друг к другу. Сборка осуществлялась при помощи клея и скрепок.

Читайте также:  Процедура у косметолога для сосудов

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 8

Этап второй — Подбор инструментов, необходимых для изготовления модели экскаватора, изучение техники безопасности при работе с ними

Убедившись, что все детали стрелы экскаватора подходят к друг другу, я составил список инструментов необходимых для изготовления модели.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 9

Список инструментов: нож канцелярский, пила, линейка, тиски настольные, дрель ручная с различными насадками, ножницы, напильник, пассатижи, клеевой «пистолет», отвёртки.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 10

Подготовив все необходимые инструменты, я приступил к изучению техники безопасности при работе с ними.

Этап третий — Подготовка необходимых деталей экскаватора; сборка и испытание модели

После изучения техники безопасности и работы с инструментами, я приступил к сборке модели экскаватора. Первым шагом разметил места, где будет установлен подшипник для поворотного механизма, и шприцы, управляющие работой экскаватора. При помощи дрели просверлил крепежные отверстия для поворотного механизма и отверстия для крепления шприцов. Прикрепил подшипник, на котором будет вращаться стрела экскаватора к станине. Собрал поворотный механизм при помощи винтов из ранее вырезанных деталей, и прикрепил его к подшипнику. Собрал стрелу из деталей, вырезанных из пластика, и закрепил ее на собранный поворотный механизм. У меня получилась собранная модель экскаватора, стрела, закрепленная на поворотном механизме, установленном на станине.

Я приступил к следующему этапу сборки — установки гидравлической системы управления экскаватором.

На ранее размеченные места на станине я, при помощи пластиковых хомутов прикрепил четыре шприца, для управления экскаватором, один для поворота стрелы, и три бля подъема и спуска трех участков стрелы, и приступил к следующему этапу сборки — установки шприцов, опускающих и поднимающих стрелу. На каждый участок стрелы устанавливается один шприц. При помощи клея я приклеил к основанию шприца два кусочка медной проволоки при помощи которой закрепил корпус шприца к стреле. В поршне шприца просверлил отверстие для проволоки, чтобы прикрепить шприц ко второй части стрелы. После этого этапа у меня получилась собранная модель экскаватора, но шприцы управления и шприцы на стреле не соединены между собой. Для соединения шприцов между собой, я отмерил необходимую длину соединительной трубки и нарезал из медицинской капельницы соединительные трубки. При помощи соединительных трубок соединил шприцы управления со шприцами на стреле экскаватора. На этом этап сборки модели был закончен, и я приступил к следующему этапу — заполнение гидравлической системы экскаватора водой. При помощи шприца я заполнил шприцы управления, трубки и шприцы на стреле экскаватора водой и проверил работу модели. Нажимая на поршни управляющих шприцов, я убедился, что стрела экскаватора и ковш поднимаются опускаются, экскаватор поворачивается в обе стороны.

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 11

Свойство воды принимать форму сосуда

Рис. 12

В ходе работы я изучил некоторые свойства воды, и на практике проверил как они работают. Изучил применение этих свойств человеком в повседневной жизни, познакомился с новыми для меня устройствами и инструментами.

Вода это всем известное вещество, обладающее уникальными свойствами, позволяющими использовать ее в самых различных областях. При подготовке своей работы я понял, что даже в известных мне вещах скрыты удивительные секреты.

Литература:

  1.                Научные эксперименты / Пер. с англ. А.Филоновой.
  2.                Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы
  3.                Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях.
  4.                Энциклопедия для детей: Т.3 (География)
  5.                Технический паспорт экскаватора Kamatsu GALEO PC 2000
  6.                Интернет, https://ru.wikipedia.org/

Источник

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

для детей старшей группы.

Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов»

«Вода не имеет цвета, прозрачная»

Цель: Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Дать понятие детям о свойстве воды – вода не имеет формы, принимает форму сосудов; не имеет цвета, прозрачная.
  2. Развивать практические умения и навыки детей с исследуемым объектом (водой); закрепить названия лабораторного оборудования.
  3. Учить делать элементарные зарисовки проведенного эксперимента.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде и лабораторным предметам.

Словарная работа: не имеет формы, цвета, текучая, растекается, заполняет, прозрачная.

Оборудование: емкость с водой, емкости различной формы (широкой, узкой, колбообразной, квадратной, перчатки резиновые); стакан молока; различные мелкие предметы (металлические монеты, камешки, ракушки); фартуки, шапочки, листы бумаги, карандаши, мини – плакат «Вода принимает форму сосуда», «Вода прозрачна».

Читайте также:  Сосуд для перевозки жидкостей

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол и назовите предметы, которые вам уже знакомы. (Ответы детей). Молодцы! Это колбы, мензурки, емкости. Что мы с вами изучаем? (Ответы детей). Правильно, мы с вами изучаем воду и ее свойства, как она может изменяться.

– Посмотрите, в руках у меня мячик. Какой он формы? (Ответы детей). Правильно, круглый. Каждый предмет имеет свою форму. А как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей). Она круглая? Треугольная? Квадратная? Нет! А какая у воды форма? Сегодня я вам предлагаю новый эксперимент – узнать имеет вода форму или нет? Подготовимся к эксперименту. Для этого нам понадобится обязательно что? (Вода) И лабораторное оборудование, которое у меня на столе – различные емкости. Посмотрите все они какой формы? (Ответы детей). Правильно! Разной. А вот у меня большой таз, давайте  в него нальем немного воды из бутылки и посмотрим, какая форма у воды. (Воспитатель наливает в таз воду). Что произошло с водой? (Ответы детей). Правильно, она растекается в разные стороны. Принимает она какую-нибудь форму сейчас? (Ответы детей). Правильно, не принимает.

Далее воспитатель вызывает детей по очереди и предлагает каждому заполнить водой сосуды, которые стоят на столе. (Дети заполняют).

– Ребята, посмотрите теперь на емкости и сосуды, которые мы с вами заполнили и обрисуйте пальчиком в воздухе форму, которую приняла вода. (дети «обрисовывают» любую форму). Можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму? (Ответы детей). Нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.

– Проведем еще один эксперимент. Вот у меня резиновые перчатки. Посмотрите, они растягиваются. Сейчас мы с (вызывает двух детей) наполним эту перчатку водой. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). Давайте проверим на опыте! Воспитатель вместе с детьми заполняет перчатку водой. Перчатка надувается под действием воды.

– Какую форму приняла вода? (Ответы детей). Правильно, форму перчатки.

– Рассмотрим плакат (рассматривание мини – плаката «Вода принимает форму сосуда»), комментарии воспитателя.

– Давайте данный эксперимент мы с вами зарисуем. (воспитатель на доске делает зарисовку опыта, дети за ним на листах бумаги).

– Сделаем вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.

– Ребята, а как нам определить вода имеет цвет или нет? (Ответы детей). Давайте, проверим на опыте! Ведь мы с вами как настоящие ученые! Вот у меня стакан с молоком. Молоко какого цвета? (Ответы детей). Правильно, белого. А вот стакан с водой. Можно сказать, что вода тоже белого цвета? (Ответы детей). Может вода синего или красного цвета? (Ответы детей) Значит, у воды есть цвет или нет? (Ответы детей). Правильно, у воды цвета нет, она прозрачная. А почему прозрачная? (Ответы детей). Давайте, проверим! Вот у меня на столе различные предметы: камешки, ракушки, монеты. Опустите их в воду. (Дети опускают в воду предметы). Посмотрите, вы видите через воду эти предметы? (Ответы детей). Вода прозрачна. Сквозь воду видны предметы и даже видно цифры на монетах, полосочки, крапинки, узоры на камешках и ракушках. Опустите руки в воду. Видите свои руки? (Ответы детей).

– Рассмотрим плакат «Вода прозрачна». Воспитатель комментирует, выслушивает мнения детей.

– Давайте сделаем вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много о свойствах воды: вода не имеет форму, принимает форму сосуда, в который ее налили; вода не имеет цвета, она прозрачная.

По окончании занятия дети вместе с воспитателем убирают оборудование на место, в ходе данной работы воспитатель напоминает детям о бережном отношении к лабораторному оборудованию и воде (оставшуюся воду можно употребить для мытья игрушек).

Источник