Технологическая карта урока физики 7 класс сообщающиеся сосуды
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Бокова Лидия Владимировна
Место работы (район):Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» МАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ Михайловский муниципальный район Рязанской области
Должность: учитель
Предмет: физика
Класс: 7
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах и обобщение опыта, накопленного человеком, в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Задачи урока:
Образовательные
сформировать представление о сообщающихся сосудах;
выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;
показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;
отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Развивающие
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
решать тренировочные задачи;
развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Воспитательная
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Формирование УУД:
учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать законы сообщающихся сосудов, уметь применять полученные знания при решении задач практического характера.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приемы: Игровой прием; приемы создания проблемной ситуации и ее решения; мини-исследования; Прием тестирования; прием письменной рефлексии.
Оборудование: ПК, проектор, сообщающиеся сосуды, сосуды с водой и растительным маслом, презентация с иллюстрациями.
УМК:
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, изд-во «Дрофа». – М.: 2014.
Физика. Дидактические материалы. 7 класс. / А.Е. Марон, Е.А. Марон; – М: Дрофа, 2011
Ресурсы интернета.
Признаки
решения
дидактических
задач
1
Организационный момент
2 мин
Словесная мотивация к учебной деятельности
Приветствие, ознакомление с основными этапами урока
Активация внимания учащихся
2
Повторение пройденного материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала
5 мин
А)Человек лежит на полу. Каким способом он может увеличить давление, оказываемое им на пол?
Б) Если плотно закрытую банку с небольшим количеством воды перенести зимой из квартиры на открытый балкон, то давление пара внутри бутылки:
1) увеличится за счёт увеличения плотности пара;
2) уменьшится только за счёт уменьшения плотности пара;
3) уменьшится только, за счёт, уменьшения скорости движения молекул пара;
4) уменьшится за счёт уменьшения плотности пара и уменьшения скорости движения молекул пара.
В). В два сосуда налита одинаковая жидкость. В каком случае давление в жидкости на дно сосуда будет больше?
Г) В цилиндрические сосуды налита вода.
Что вы можете сказать о площади дна сосудов? Что вы можете сказать о давлении столба жидкости на дно сосуда? Что вы можете сказать о силе давлении столба жидкости на дно сосуда?
Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся.
Отвечают на вопросы, корректируют и дополняют ответы других учащихся.
Мотивация учебной деятельности
Активация понятий о давлении, законе Паскаля.
3
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.
2 мин
Сегодня нас интересует очень важная проблема – подача воды. Наш обычный день невозможно представить без неё. Поэтому, мы всегда недовольны, когда она по каким-то причинам не течёт из крана. Так вот эта проблема, как оказалось древняя. Оказывается, первые водопроводы построены несколько тысяч лет назад. Например, в Древнем Риме водопровод представлял собой огромное сооружение, из каменных каналов, по которым струилась вода. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать трубы в земле, как это делается теперь?
Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах физики. Поэтому они придавали трубам равномерный уклон вниз на всём пути. А для этого требовалось иногда вести воду в обход, или возводить огромные арочные подпоры. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики.
Создает проблемную ситуацию .
Внимательно слушают учителя.
Пытаются понять проблему урока.
Создание проблемной ситуации.
4
Целеполагание
2 мин
Итак, ребята, какова же цель нашего урока? (понять принцип действия современного водопровода, и тогда мы поймём, в чём ошиблись древние). А помогут нам в этом сообщающиеся сосуды.
Подводит учащихся к формулировки цели урока
Формулируют цель урока
Целевая установка
5
Изучение нового материала
6 мин
Какие же сосуды называются сообщающимися?
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)
В результате беседы с учащимися и демонстрации интерактивной презентации подвести ребят к формулировки понятия «сообщающиеся сосуды», объяснить принцип действия сообщающихся сосудов, продемонстрировать различные виды сообщающихся сосудов.
Задаёт вопросы, демонстрирует сообщающиеся сосуды и интерактивные задания презентации, помогает сделать выводы.
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов и их применение.
6
Первичная проверка понимания: работа в парах.
5 мин
Задания для учащихся в паре :
1.Рассмотри рисунки с различными видами сосудов. Назовите сообщающиеся сосуды, сообщающиеся сосуды, применяемые в быту.
2.Проведите опыт №1 . Налейте воды в одну из сообщающихся сосудов. Что вы можете рассказать по наблюдению за опытом? Вывод запишите в тетрадь.
Вывод: Уровни воды в трубках будут одинаковы.
3. Проведите опыт №2: Одну из трубок сообщающихся сосудов оставьте неподвижной, а другую поднимите, затем опустите, а затем наклоните в сторону. Опишите результаты опыта. Вывод запишите в тетрадь.
Вывод: Уровни воды в обеих трубках одинаковы.
Предлагает задания в группах, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод.
Выполняют задания, участвуют в беседе с учителем, делают вывод, записывают вывод в тетради.
Формировать умение применять пройденное на практике.
7
Изучение нового материала
7 мин
Выполнение опыт учителем. Осторожно наливает растительное масло в одно из колен сообщающихся сосудов. Предлагает учащимся понаблюдать за положением свободной поверхности в различных коленах сосудов.
Вопросы:
1.Какую жидкость называют разнородной?
2. Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщающихся сосудах?
Вывод: Жидкости, имеющие различную плотность, называют разнородной.
В этом случае при установившемся равновесии уровни разнородных жидкостей будут различны.
Демонстрирует опыт, руководит беседой.
Следят за действиями учителя. Отвечают на вопросы, делают вывод.
Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов .
Дыхательная гимнастика:
3 мин
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть ( 3 раза)
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох. (3 раза)
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)
Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.
Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущих уроках.
1. Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?
2. Какова его формулировка?
3.Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?
4.Какая зависимость существует между давлением газа и его объемом?
5.Какая зависимость существует между давлением газа и температурой?
Руководит за проведением гимнастики. Задаёт вопросы
Один из учеников проводит зарядку. Учащиеся класса выполняют его команды, отвечают на вопросы учителя
Формирование умений переключатся на другой род деятельности для умственного отдыха.
8
Закрепление знаний: работа в группе
7 мин
Задания для учащихся 1 группа : Докажите, что в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью высота столбика жидкостей в правом и левом коленях одинакова.
Вспомогательные вопросы: Каково давление жидкости в каждом колене сосуда? Подумайте как доказать равенство высот жидкостей в коленах.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg)
Задания для группы №2 : Рассмотрите опыт №3 ещё раз . Понаблюдайте за положение свободной поверхности в различных коленах сосудов. Вспомните, какую жидкость называют разнородной?
Плотность, какой жидкости больше? А у какой жидкости высота столба жидкости больше? Предложите способ определения высот столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью? Как взаимосвязаны физические величины: плотность жидкостей и высота столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)
Задания для группа №3: Познакомится с материалом учебника по теме: «Сообщающиеся сосуды». Объясните принцип действия современного водопровода, и в чем же ошибались древние?
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf)
Выдаёт и руководит выполнением заданий в группах
Выполняют задания по инструкции учителя. Записывают доказательства предположений на доске.
Формировать умение применять пройденное на практике.
Обобщение опыта человечества, достижения человека.
9
Подведение итогов.
Рефлексия
5 мин
Беседа в форме отчёта по проделанной работе.
Итак, я вижу, работа закончена, пора подвести итоги. Ответим на вопросы мини – теста.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html)
Руководит работой учащихся
Отчет учащихся у доски, отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы мини – теста.
Активация необходимых знаний о сообщающихся сосудах.
10
Домашнее задание
1 мин
П.16, упр 16. № 2., индивидуальные задания для более способных учащихся – задание 9 №2.
Выдаёт и анализирует домашнее задание
Записывают д/з
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
2
Сообщающиеся сосуды
Рисунок
иллюстрация
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg
3
Водопровод и водонапорная башня
Анимация
Модель
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf
4
Сообщающиеся сосуды
Интерактивное задание
тест
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Источник
10. Планируемые образовательные результаты
Структура и ход урока Таблица 1.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
ЭОР
Время
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Создать благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие, мобилизация
внимания детей.
Вопрос: как справились с домашним заданием?
В чем были затруднения?
Включаются в деловой
ритм урока,
«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: оценка
2. Актуализация знаний
(устная работа)
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
1. Организует устную работу
1)Формулировка закона Паскаля?
2)Почему возникает гидростатическое давление?
3)От чего зависит гидростатическое давление?
4)По какой формуле рассчитывается гидростатическое даление?
2.Проверка решения д/з
1. Отвечают на вопросы
2. Проводят диагонали, сравнивают результаты. Делают выводы.
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Познавательные:осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
Предлагает задачу: опыт с сообщающимися сосудами различной формы. Проблемный вопрос: как установится уровень жидкости в сосудах?
Решают проблему. Делают вывод.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения
Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?
Объяснение темы по Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Дают ответы на вопросы, записывают формулы
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”
5. Первичное закрепление
Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
1. Работа в парах. Взаимопроверка.
Физкультминутка (приложение 3)
2. Работа в группах.
1группа: №1-упр16
2 группа: №2-упр16(Анимация “Артезианский колодец”
)
3 группа: №2-зад.9(Анимация “Проход корабля через шлюз”)
1. Выполняют тест по презентации. Выполняют взаимопроверку, затем проверку по эталону на доске.
2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа отвечает на доске
3. Отвечают на вопрос.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий
Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения
Анимация “Артезианский колодец”
Анимация “Проход корабля через шлюз”
6. Первичный контроль (самостоятельная работа)
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
1. № зад.9(3) в тетради
– самостоятельно
Сильным учащимся – консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам
2. Тест Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды”
1. Самостоятельное решение в тетради.
2. Записывают ответы в бланках теста.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды”
7.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
П.39,№4(упр.16). 9 задание(1,2)
– по желанию.
Записывают домашнее задание
8.Рефлексия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке
3. Выставляет оценки
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках
(приложение №5)
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Таблица 2.
Источник
Дата: 29.01.2020 г.
Место и роль урока в изучаемой теме: 8-ой урок при изучении главы «Давление твердых тел, газов, жидкостей»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
№, время
Название этапа урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
1-2 мин
Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.
Учащиеся готовятся к уроку
2
5-6 мин
Актуализация опорных знаний
Проводится беседа по вопросам:
- 1. Что изучали на прошлом уроке?
- 2. От чего зависит давление в жидкости?
Организует повторение знаний, Проводит беседу с учащимися по вопросам
Учащиеся отвечают на вопросы.
Демонстрируют знаний, умения.
3
2-3 мин
Целеполагания
Вопросы для обсуждения в группах:
1. Чайник и лейка (стоят на демонстрационном столе). Что общего у этих сосудов?
2.Приведите свои примеры аналогичных сосудов. Как они называются?
3. Какие цели вы поставите на урок?
4. Предложите план изучения сообщающихся сосудов.
Помогает сделать представление о сообщающихся сосудах, о которых пойдёт речь на уроке.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
4
15-18 мин
Изучение нового материала
На демонстрационном столе стоят две стеклянных трубки, соединенных между собой (в одном из них налита вода, высотой 20 м, а в другой 30 см и трубка перекрыта зажимом)
Вопросы:
1. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему?
2. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? А если одну трубку наклонить? Почему?
Предположения проверяются.
3. А как будут выглядеть уровни воды в сосудах разной формы и сечения.
4. В одно колено доливаем масло. Где больше высота столба? Почему не на одном уровне?
5. Как зависит высота столба жидкости от её плотности?
Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Организует самостоятельную работу, работу в паре, у доски.
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Поэтапно решают предложенные задания, делают выводы после решения каждого из заданий.
5
4-5 мин
Закрепление материала
Вопросы для закрепления в группах и
взаимооценка:
1 группа – устройство и принцип действия шлюза;
2 группа – устройство и принцип действия водопровода;
3 группа – устройство и принцип действия водомерного стекла;
4 группа – устройство и принцип действия фонтана
Учитель контролирует выполнение работы.
Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, объясняя устройство и принцип действия разных видов сообщающихся сосудов и проводят самооценку
6
2-3 мин
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Соотнесение цели урока и результата
Листочки бумаги для рефлексии
Учитель предлагает вернуться к исходным понятиям и целям и оценить свою деятельность на уроке по пятиступенчатой шкале (шкала выводится на экран):
1) Я ничего не достиг на уроке
2) Я понял не все, мне нужно подумать, изучить материал самостоятельно
3) Я в целом понял всё, но не могу объяснить товарищу
4) Я всё понял, но не всё успел записать
5) Я всё понял, могу объяснить товарищу
Анализируют деятельность по достижению цели
2-3 мин
Домашнее задание
§41, упр.18 (3-5)
Формулирует домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание.
Источник