Технологическая карта урока физики 7 класс сообщающиеся сосуды

Технологическая карта урока физики 7 класс сообщающиеся сосуды thumbnail

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Бокова Лидия Владимировна

Место работы (район):Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» МАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ Михайловский муниципальный район Рязанской области

Должность: учитель

Предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Сообщающиеся сосуды

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах и обобщение опыта, накопленного человеком, в использовании знаний о сообщающихся сосудах.

Задачи урока:

Образовательные

  • сформировать представление о сообщающихся сосудах;

  • выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;

  • показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;

  • осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;

  • отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Развивающие

  • создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,

  • формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

  • решать тренировочные задачи;

  • развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.

Воспитательная

  • способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Формирование УУД:

  • учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;

  • развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;

  • повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать законы сообщающихся сосудов, уметь применять полученные знания при решении задач практического характера.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Приемы: Игровой прием; приемы создания проблемной ситуации и ее решения; мини-исследования; Прием тестирования; прием письменной рефлексии.

Оборудование: ПК, проектор, сообщающиеся сосуды, сосуды с водой и растительным маслом, презентация с иллюстрациями.

УМК:

  1. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, изд-во «Дрофа». – М.: 2014.

  2. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. / А.Е. Марон, Е.А. Марон; – М: Дрофа, 2011

  3. Ресурсы интернета.

Признаки

решения

дидактических

задач

1

Организационный момент

2 мин

 Словесная мотивация к учебной деятельности

Приветствие, ознакомление с основными этапами урока

Активация внимания учащихся

2

Повторение пройденного материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала

5 мин

А)Человек лежит на полу. Каким способом он может увеличить давление, оказываемое им на пол?

Б) Если плотно закрытую банку с небольшим количеством воды перенести зимой из квартиры на открытый балкон, то давление пара внутри бутылки:

1) увеличится за счёт увеличения плотности пара;

2) уменьшится только за счёт уменьшения плотности пара;

3) уменьшится только, за счёт, уменьшения скорости движения молекул пара;

4) уменьшится за счёт уменьшения плотности пара и уменьшения скорости движения молекул пара.

В). В два сосуда налита одинаковая жидкость. В каком случае давление в жидкости на дно сосуда будет больше?

Г) В цилиндрические сосуды налита вода.

Что вы можете сказать о площади дна сосудов? Что вы можете сказать о давлении столба жидкости на дно сосуда? Что вы можете сказать о силе давлении столба жидкости на дно сосуда?

Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, корректируют и дополняют ответы других учащихся.

Мотивация учебной деятельности

Активация понятий о давлении, законе Паскаля.

3

Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.

2 мин

Сегодня нас интересует очень важная проблема – подача воды. Наш обычный день невозможно представить без неё. Поэтому, мы всегда недовольны, когда она по каким-то причинам не течёт из крана. Так вот эта проблема, как оказалось древняя. Оказывается, первые водопроводы построены несколько тысяч лет назад. Например, в Древнем Риме водопровод представлял собой огромное сооружение, из каменных каналов, по которым струилась вода. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать трубы в земле, как это делается теперь?

Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах физики. Поэтому они придавали трубам равномерный уклон вниз на всём пути. А для этого требовалось иногда вести воду в обход, или возводить огромные арочные подпоры. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики.

Создает проблемную ситуацию .

Внимательно слушают учителя.

Пытаются понять проблему урока.

Создание проблемной ситуации.

4

Целеполагание

2 мин

Итак, ребята, какова же цель нашего урока? (понять принцип действия современного водопровода, и тогда мы поймём, в чём ошиблись древние). А помогут нам в этом сообщающиеся сосуды.

Читайте также:  Ломкость сосудов на ногах фото

Подводит учащихся к формулировки цели урока

Формулируют цель урока

Целевая установка

5

Изучение нового материала

6 мин

Какие же сосуды называются сообщающимися?

hello_html_1d86d52e.png

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)

В результате беседы с учащимися и демонстрации интерактивной презентации подвести ребят к формулировки понятия «сообщающиеся сосуды», объяснить принцип действия сообщающихся сосудов, продемонстрировать различные виды сообщающихся сосудов.

Задаёт вопросы, демонстрирует сообщающиеся сосуды и интерактивные задания презентации, помогает сделать выводы.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов и их применение.

6

Первичная проверка понимания: работа в парах.

5 мин

Задания для учащихся в паре :

1.Рассмотри рисунки с различными видами сосудов. Назовите сообщающиеся сосуды, сообщающиеся сосуды, применяемые в быту.

2.Проведите опыт №1 . Налейте воды в одну из сообщающихся сосудов. Что вы можете рассказать по наблюдению за опытом? Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Уровни воды в трубках будут одинаковы.

3. Проведите опыт №2: Одну из трубок сообщающихся сосудов оставьте неподвижной, а другую поднимите, затем опустите, а затем наклоните в сторону. Опишите результаты опыта. Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Уровни воды в обеих трубках одинаковы.

Предлагает задания в группах, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод.

Выполняют задания, участвуют в беседе с учителем, делают вывод, записывают вывод в тетради.

Формировать умение применять пройденное на практике.

7

Изучение нового материала

7 мин

Выполнение опыт учителем. Осторожно наливает растительное масло в одно из колен сообщающихся сосудов. Предлагает учащимся понаблюдать за положением свободной поверхности в различных коленах сосудов.

Вопросы:

1.Какую жидкость называют разнородной?

2. Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщающихся сосудах?

Вывод: Жидкости, имеющие различную плотность, называют разнородной.

В этом случае при установившемся равновесии уровни разнородных жидкостей будут различны.

Демонстрирует опыт, руководит беседой.

Следят за действиями учителя. Отвечают на вопросы, делают вывод.

Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов .

Дыхательная гимнастика:

3 мин

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть ( 3 раза)

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох. (3 раза)

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущих уроках.

1. Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?

2. Какова его формулировка?

3.Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

4.Какая зависимость существует между давлением газа и его объемом?

5.Какая зависимость существует между давлением газа и температурой?

Руководит за проведением гимнастики. Задаёт вопросы

Один из учеников проводит зарядку. Учащиеся класса выполняют его команды, отвечают на вопросы учителя

Формирование умений переключатся на другой род деятельности для умственного отдыха.

8

Закрепление знаний: работа в группе

7 мин

Задания для учащихся 1 группа : Докажите, что в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью высота столбика жидкостей в правом и левом коленях одинакова.

Вспомогательные вопросы: Каково давление жидкости в каждом колене сосуда? Подумайте как доказать равенство высот жидкостей в коленах.

hello_html_3844d4d7.png

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg)

Задания для группы №2 : Рассмотрите опыт №3 ещё раз . Понаблюдайте за положение свободной поверхности в различных коленах сосудов. Вспомните, какую жидкость называют разнородной?

Плотность, какой жидкости больше? А у какой жидкости высота столба жидкости больше? Предложите способ определения высот столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью? Как взаимосвязаны физические величины: плотность жидкостей и высота столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью.

hello_html_m6558e37e.png

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)

Задания для группа №3: Познакомится с материалом учебника по теме: «Сообщающиеся сосуды». Объясните принцип действия современного водопровода, и в чем же ошибались древние?

hello_html_553e8abe.png

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf)

Выдаёт и руководит выполнением заданий в группах

Выполняют задания по инструкции учителя. Записывают доказательства предположений на доске.

Формировать умение применять пройденное на практике.

Обобщение опыта человечества, достижения человека.

9

Подведение итогов.

Рефлексия

5 мин

Беседа в форме отчёта по проделанной работе.

Итак, я вижу, работа закончена, пора подвести итоги. Ответим на вопросы мини – теста.

hello_html_m34e30ab7.png

(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html)

Руководит работой учащихся

Читайте также:  Народные средства для укрепления стенок сосудов ног

Отчет учащихся у доски, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы мини – теста.

Активация необходимых знаний о сообщающихся сосудах.

10

Домашнее задание

1 мин

П.16, упр 16. № 2., индивидуальные задания для более способных учащихся – задание 9 №2.

Выдаёт и анализирует домашнее задание

Записывают д/з

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

2

Сообщающиеся сосуды

Рисунок

иллюстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg

3

Водопровод и водонапорная башня

Анимация

Модель

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf

4

Сообщающиеся сосуды

Интерактивное задание

тест

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Источник

10. Планируемые образовательные результаты

 Структура и ход  урока        Таблица 1.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

ЭОР

Время

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Включаются в деловой

ритм урока,

«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

2. Актуализация знаний

(устная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует устную работу

1)Формулировка закона Паскаля?

2)Почему возникает гидростатическое давление?

3)От чего зависит гидростатическое давление?

4)По какой формуле рассчитывается гидростатическое даление?

2.Проверка решения д/з

1. Отвечают на вопросы

2. Проводят диагонали, сравнивают результаты. Делают выводы.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные:осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Предлагает задачу: опыт с сообщающимися сосудами различной формы. Проблемный вопрос: как установится уровень жидкости в сосудах?

Решают проблему. Делают вывод.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения

Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?

Объяснение темы по Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”

 Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь.

Дают ответы на вопросы, записывают формулы

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”

5. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

1. Работа в парах. Взаимопроверка.

Физкультминутка (приложение 3)

2. Работа в группах.

1группа: №1-упр16

2 группа: №2-упр16(Анимация  “Артезианский колодец”

)

3 группа: №2-зад.9(Анимация  “Проход корабля через шлюз”)

1. Выполняют тест по презентации.  Выполняют взаимопроверку, затем проверку по эталону на доске.

2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа отвечает  на доске

3. Отвечают на вопрос.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий

Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласовывание общего решения

Анимация  “Артезианский колодец”

Анимация  “Проход корабля через шлюз”

6. Первичный контроль (самостоятельная работа)

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

1. № зад.9(3) в тетради

  – самостоятельно

Сильным учащимся – консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам

2. Тест Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды” 

1. Самостоятельное решение в тетради.

2. Записывают ответы в бланках теста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды” 

7.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

П.39,№4(упр.16). 9 задание(1,2)

– по желанию.

Записывают домашнее задание

8.Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к  работе на уроке

3. Выставляет оценки

1. Отвечают на вопросы

Читайте также:  Сосуд дьюара техника безопасности

2. Отмечают в карточках

(приложение №5)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Таблица 2.

Источник

Дата: 29.01.2020 г.

Место и роль урока в изучаемой теме: 8-ой урок при изучении главы «Давление твердых тел, газов, жидкостей»

Тип урока: изучение нового материала.

                                                                                                           Ход урока

№, время

Название этапа урока

                    Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   1

1-2 мин

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Учащиеся готовятся к уроку

  2

5-6 мин

Актуализация опорных знаний

 Проводится беседа по   вопросам:

  1. 1.   Что изучали на прошлом уроке?
  2. 2. От чего зависит давление в жидкости?

Организует повторение знаний, Проводит беседу с учащимися по  вопросам

Учащиеся отвечают на вопросы.

Демонстрируют знаний, умения.

  3

2-3 мин

Целеполагания

 Вопросы для обсуждения в группах:

1. Чайник и лейка (стоят на демонстрационном столе). Что общего у этих сосудов?

2.Приведите свои примеры аналогичных сосудов. Как они называются?

3. Какие цели вы поставите на урок?

4. Предложите план изучения сообщающихся сосудов.

Помогает сделать представление о сообщающихся сосудах, о которых пойдёт речь на уроке.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

  4

15-18 мин

Изучение нового материала

 На демонстрационном столе стоят две стеклянных трубки, соединенных между собой  (в одном из них налита вода, высотой 20 м, а в другой 30 см и трубка перекрыта зажимом)

 Вопросы:

1. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему?

2. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? А если одну трубку наклонить? Почему?

Предположения проверяются.

3. А как будут выглядеть уровни воды в сосудах разной формы и сечения.
4. В одно колено доливаем масло. Где больше высота столба? Почему не на одном уровне?

5. Как зависит высота столба жидкости от её плотности?

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Организует самостоятельную работу, работу в паре, у доски.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Поэтапно решают предложенные задания, делают выводы после решения каждого из заданий.

  5

4-5 мин

Закрепление материала

  Вопросы для закрепления в группах и

 взаимооценка:

1 группа – устройство и принцип действия шлюза;

2 группа – устройство и принцип действия водопровода;

3 группа – устройство и принцип действия водомерного стекла;

4 группа – устройство и принцип действия фонтана

Учитель  контролирует выполнение работы.

Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности, объясняя  устройство и принцип действия разных видов сообщающихся сосудов и проводят самооценку

  6

2-3 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Соотнесение цели урока и результата

 Листочки бумаги для рефлексии

Учитель предлагает вернуться к исходным понятиям и целям и  оценить свою  деятельность  на  уроке по пятиступенчатой шкале (шкала  выводится на экран):

1) Я ничего не достиг на уроке

2) Я понял не все, мне нужно  подумать, изучить материал самостоятельно

3) Я в целом  понял всё, но не могу объяснить товарищу

4) Я всё понял, но не всё  успел записать

5) Я всё понял, могу объяснить товарищу

 Анализируют деятельность по достижению цели

2-3 мин

Домашнее задание

  §41, упр.18 (3-5)

Формулирует домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

Источник