Технологическая карта урока сообщающиеся сосуды
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Бокова Лидия Владимировна
Место работы (район):Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» МАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ Михайловский муниципальный район Рязанской области
Должность: учитель
Предмет: физика
Класс: 7
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах и обобщение опыта, накопленного человеком, в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Задачи урока:
Образовательные
сформировать представление о сообщающихся сосудах;
выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;
показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;
отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Развивающие
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
решать тренировочные задачи;
развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Воспитательная
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Формирование УУД:
учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования;
развивают логическое мышление, память, речь, пространственное воображение;
повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
воспитание внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать законы сообщающихся сосудов, уметь применять полученные знания при решении задач практического характера.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приемы: Игровой прием; приемы создания проблемной ситуации и ее решения; мини-исследования; Прием тестирования; прием письменной рефлексии.
Оборудование: ПК, проектор, сообщающиеся сосуды, сосуды с водой и растительным маслом, презентация с иллюстрациями.
УМК:
Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, изд-во «Дрофа». – М.: 2014.
Физика. Дидактические материалы. 7 класс. / А.Е. Марон, Е.А. Марон; – М: Дрофа, 2011
Ресурсы интернета.
Признаки
решения
дидактических
задач
1
Организационный момент
2 мин
Словесная мотивация к учебной деятельности
Приветствие, ознакомление с основными этапами урока
Активация внимания учащихся
2
Повторение пройденного материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала
5 мин
А)Человек лежит на полу. Каким способом он может увеличить давление, оказываемое им на пол?
Б) Если плотно закрытую банку с небольшим количеством воды перенести зимой из квартиры на открытый балкон, то давление пара внутри бутылки:
1) увеличится за счёт увеличения плотности пара;
2) уменьшится только за счёт уменьшения плотности пара;
3) уменьшится только, за счёт, уменьшения скорости движения молекул пара;
4) уменьшится за счёт уменьшения плотности пара и уменьшения скорости движения молекул пара.
В). В два сосуда налита одинаковая жидкость. В каком случае давление в жидкости на дно сосуда будет больше?
Г) В цилиндрические сосуды налита вода.
Что вы можете сказать о площади дна сосудов? Что вы можете сказать о давлении столба жидкости на дно сосуда? Что вы можете сказать о силе давлении столба жидкости на дно сосуда?
Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся.
Отвечают на вопросы, корректируют и дополняют ответы других учащихся.
Мотивация учебной деятельности
Активация понятий о давлении, законе Паскаля.
3
Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.
2 мин
Сегодня нас интересует очень важная проблема – подача воды. Наш обычный день невозможно представить без неё. Поэтому, мы всегда недовольны, когда она по каким-то причинам не течёт из крана. Так вот эта проблема, как оказалось древняя. Оказывается, первые водопроводы построены несколько тысяч лет назад. Например, в Древнем Риме водопровод представлял собой огромное сооружение, из каменных каналов, по которым струилась вода. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать трубы в земле, как это делается теперь?
Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах физики. Поэтому они придавали трубам равномерный уклон вниз на всём пути. А для этого требовалось иногда вести воду в обход, или возводить огромные арочные подпоры. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики.
Создает проблемную ситуацию .
Внимательно слушают учителя.
Пытаются понять проблему урока.
Создание проблемной ситуации.
4
Целеполагание
2 мин
Итак, ребята, какова же цель нашего урока? (понять принцип действия современного водопровода, и тогда мы поймём, в чём ошиблись древние). А помогут нам в этом сообщающиеся сосуды.
Подводит учащихся к формулировки цели урока
Формулируют цель урока
Целевая установка
5
Изучение нового материала
6 мин
Какие же сосуды называются сообщающимися?
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)
В результате беседы с учащимися и демонстрации интерактивной презентации подвести ребят к формулировки понятия «сообщающиеся сосуды», объяснить принцип действия сообщающихся сосудов, продемонстрировать различные виды сообщающихся сосудов.
Задаёт вопросы, демонстрирует сообщающиеся сосуды и интерактивные задания презентации, помогает сделать выводы.
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов и их применение.
6
Первичная проверка понимания: работа в парах.
5 мин
Задания для учащихся в паре :
1.Рассмотри рисунки с различными видами сосудов. Назовите сообщающиеся сосуды, сообщающиеся сосуды, применяемые в быту.
2.Проведите опыт №1 . Налейте воды в одну из сообщающихся сосудов. Что вы можете рассказать по наблюдению за опытом? Вывод запишите в тетрадь.
Вывод: Уровни воды в трубках будут одинаковы.
3. Проведите опыт №2: Одну из трубок сообщающихся сосудов оставьте неподвижной, а другую поднимите, затем опустите, а затем наклоните в сторону. Опишите результаты опыта. Вывод запишите в тетрадь.
Вывод: Уровни воды в обеих трубках одинаковы.
Предлагает задания в группах, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод.
Выполняют задания, участвуют в беседе с учителем, делают вывод, записывают вывод в тетради.
Формировать умение применять пройденное на практике.
7
Изучение нового материала
7 мин
Выполнение опыт учителем. Осторожно наливает растительное масло в одно из колен сообщающихся сосудов. Предлагает учащимся понаблюдать за положением свободной поверхности в различных коленах сосудов.
Вопросы:
1.Какую жидкость называют разнородной?
2. Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщающихся сосудах?
Вывод: Жидкости, имеющие различную плотность, называют разнородной.
В этом случае при установившемся равновесии уровни разнородных жидкостей будут различны.
Демонстрирует опыт, руководит беседой.
Следят за действиями учителя. Отвечают на вопросы, делают вывод.
Формирование понятия свойства сообщающихся сосудов .
Дыхательная гимнастика:
3 мин
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть ( 3 раза)
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох. (3 раза)
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)
Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.
Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущих уроках.
1. Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?
2. Какова его формулировка?
3.Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?
4.Какая зависимость существует между давлением газа и его объемом?
5.Какая зависимость существует между давлением газа и температурой?
Руководит за проведением гимнастики. Задаёт вопросы
Один из учеников проводит зарядку. Учащиеся класса выполняют его команды, отвечают на вопросы учителя
Формирование умений переключатся на другой род деятельности для умственного отдыха.
8
Закрепление знаний: работа в группе
7 мин
Задания для учащихся 1 группа : Докажите, что в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью высота столбика жидкостей в правом и левом коленях одинакова.
Вспомогательные вопросы: Каково давление жидкости в каждом колене сосуда? Подумайте как доказать равенство высот жидкостей в коленах.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg)
Задания для группы №2 : Рассмотрите опыт №3 ещё раз . Понаблюдайте за положение свободной поверхности в различных коленах сосудов. Вспомните, какую жидкость называют разнородной?
Плотность, какой жидкости больше? А у какой жидкости высота столба жидкости больше? Предложите способ определения высот столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью? Как взаимосвязаны физические величины: плотность жидкостей и высота столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_8.swf)
Задания для группа №3: Познакомится с материалом учебника по теме: «Сообщающиеся сосуды». Объясните принцип действия современного водопровода, и в чем же ошибались древние?
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf)
Выдаёт и руководит выполнением заданий в группах
Выполняют задания по инструкции учителя. Записывают доказательства предположений на доске.
Формировать умение применять пройденное на практике.
Обобщение опыта человечества, достижения человека.
9
Подведение итогов.
Рефлексия
5 мин
Беседа в форме отчёта по проделанной работе.
Итак, я вижу, работа закончена, пора подвести итоги. Ответим на вопросы мини – теста.
(https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html)
Руководит работой учащихся
Отчет учащихся у доски, отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы мини – теста.
Активация необходимых знаний о сообщающихся сосудах.
10
Домашнее задание
1 мин
П.16, упр 16. № 2., индивидуальные задания для более способных учащихся – задание 9 №2.
Выдаёт и анализирует домашнее задание
Записывают д/з
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
2
Сообщающиеся сосуды
Рисунок
иллюстрация
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aad031b3-77f3-4670-b272-d67668d890ee/7_196.jpg
3
Водопровод и водонапорная башня
Анимация
Модель
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/7_199.swf
4
Сообщающиеся сосуды
Интерактивное задание
тест
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b33-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Источник
Технологическая карта конструирования урока
в системно – деятельностном подходе
Загрузина Анна Владимировна, МОУ СОШ №2 г. Ярославль
учителя Ф.И.О., место работы
Предмет, класс , УМК
Физика, 7 класс, УМК Перышкин
Тема урока,
№ урока по теме
Сообщающиеся сосуды, урок 7 в теме «Давление твердых тел, газов и жидкостей»
Цель урока
Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов
Планируемые результаты обучения
ЛичностныеВоспитание интереса к природе и технике.
Предметные Ученик научится: анализировать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды;
Ученик получит возможность научиться: сравнивать различные конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды;
самостоятельно создавать конструкции, в основе которых лежат сообщающиеся сосуды
МетапредметныеРазвитие умений анализировать, сравнивать, находить примеры в жизни.
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование
Интерактивная доска, проектор (видео о работе шлюзов), сообщающиеся сосуды, однородные и неоднородные жидкости
Этап 1.Организационный. Самоопределение к деятельности
Задачи
Мотивация к изучению темы сообщающиеся сосуды
Длительность этапа
1-2 мин
Методы и приемы работы
Метод демонстраций
Деятельность учащихся
Изучение и анализ видео
Деятельность преподавателя
Вопрос: рассмотрим видео о работе шлюзов и попытаемся объяснить как же они работают, как это происходит и почему?
Формируемые УУД
Л., К.: Внимание, умение анализировать видео
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Задачи
Вспомнить тему давления жидкости
Длительность этапа
4-5 мин
Методы и приемы работы
Фронтальный опрос
Деятельность учащихся
Ответы на вопросы, запись формул на доске
Деятельность преподавателя
Какие знания уже получены:
– В чем заключается закон Паскаля?
– Как зависит давление от высоты столбца жидкости?
– Какая формула соответствует этому?
Но хватит этого для того, что объяснить работу шлюзов, может необходимо изучить еще один физический принцип
Формируемые УУД
П.:устанавливать причинно-следственные связи
Этап 3. Постановка учебной задачи
Задачи
Сформулировать задачу урока
Длительность этапа
4-5 минут
Методы и приемы работы
Рассуждение, дискуссия
Деятельность учащихся
Ответы на вопросы, изучение распределения уровня жидкости в сообщающихся сосудах
Деятельность преподавателя
– Рассмотреть простейшие примеры сообщающихся сосудов: чайник, лейка
– 2 демонстрации:
1.Равновесие жидкости в стеклянных трубках.
2.Однородная жидкость в сообщающихся сосудах разной формы.
– Рассмотреть как распределяется давление внутри этих сосудов
Формируемые УУД
П.: умение поставить учебную задачу
Этап 4. Открытие нового знания
Задачи
Доказать закон сообщающихся сосудов
Длительность этапа
7-8 мин
Методы и приемы работы
Объяснительно-иллюстративный метод
Деятельность учащихся
Запись на доске формул, объяснение посредством этих формул расположение уровней двух несмешивающихся жидкостей
Деятельность преподавателя
– Доказать посредством формул закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости
– Как будут располагаться уровни двух несмешивающихся жидкостей в U-образной трубке?
– Подвести к тому, что высота столбца жидкости зависит от самого вещества, т.е. от плотности жидкости
Формируемые УУД
П.: выбрать способы и найти информацию для её решения
Этап 5. Первичное закрепление
Задачи
Запомнить полученную информацию
Длительность этапа
4-5 мин
Методы и приемы работы
Работа в парах
Деятельность учащихся
Обучающиеся в парах объясняют друг другу закон сообщающихся сосудов. При этом если сразу некоторые обучающиеся не поняли нового материала, после первичного закрепления и объяснения друг другу практически все усваивают материал
Деятельность преподавателя
Контролирует процесс и отвечает на вопросы обучающихся, возникающие в процессе
Формируемые УУД
Л., К.:Умение слушать и понимать друг друга, оказывать взаимопомощь
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Задачи
Применение полученных знаний к решению задач
Длительность этапа
4-5 мин
Методы и приемы работы
Письменные упражнения
Деятельность учащихся
Рабочая тетрадь задания 41.1,2 (Приложение 1)
При проверке один ученик читает вслух, остальные проверяют
Деятельность преподавателя
Контроль за выполнением задания
Формируемые УУД
П., Р.: Умение слушать одноклассников, находить ошибки и адекватно их анализировать
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Задачи
Нахождение применения сообщающихся сосудов
Длительность этапа
7-8 мин
Методы и приемы работы
Работа в группах, дискуссия
Деятельность учащихся
Обучающиеся обсуждают где еще применяются сообщающиеся сосуды, насколько это полезно для общества
Деятельность преподавателя
– Рассмотреть другие примеры из природы и техники, где используются сообщающиеся сосуды
Формируемые УУД
Умение слушать одноклассников, обсуждать с ними свое мнение
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Задачи
Подвести итоги урока
Длительность этапа
7-8 мин
Методы и приемы работы
Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:
Я узнал…
Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
Меня воодушевило…
Деятельность учащихся
Каждый обучающийся высказывается
Деятельность преподавателя
Вернуться к видео и уже на основе полученных знаний объяснить работу шлюзов
Формируемые УУД
Р.: Адекватно оценивать свои возможности и способности
Итоговый контроль, подведение итогов
Домашнее задание:
1 уровень – прочитать параграф из учебника №41, запомнить основные понятия, формулы
2 уровень – решить задания из рабочей тетради №41.3,4 (Приложение 2)
3 уровень – сконструировать фонтан
Приложение 1
Приложение 2
Источник
10. Планируемые образовательные результаты
Структура и ход урока Таблица 1.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
ЭОР
Время
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Создать благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие, мобилизация
внимания детей.
Вопрос: как справились с домашним заданием?
В чем были затруднения?
Включаются в деловой
ритм урока,
«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: оценка
2. Актуализация знаний
(устная работа)
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
1. Организует устную работу
1)Формулировка закона Паскаля?
2)Почему возникает гидростатическое давление?
3)От чего зависит гидростатическое давление?
4)По какой формуле рассчитывается гидростатическое даление?
2.Проверка решения д/з
1. Отвечают на вопросы
2. Проводят диагонали, сравнивают результаты. Делают выводы.
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Познавательные:осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
Предлагает задачу: опыт с сообщающимися сосудами различной формы. Проблемный вопрос: как установится уровень жидкости в сосудах?
Решают проблему. Делают вывод.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей , аргументация своего мнения
Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?
Объяснение темы по Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Дают ответы на вопросы, записывают формулы
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Флеш-презентация “Сообщающиеся сосуды”
5. Первичное закрепление
Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
1. Работа в парах. Взаимопроверка.
Физкультминутка (приложение 3)
2. Работа в группах.
1группа: №1-упр16
2 группа: №2-упр16(Анимация “Артезианский колодец”
)
3 группа: №2-зад.9(Анимация “Проход корабля через шлюз”)
1. Выполняют тест по презентации. Выполняют взаимопроверку, затем проверку по эталону на доске.
2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа отвечает на доске
3. Отвечают на вопрос.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий
Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения
Анимация “Артезианский колодец”
Анимация “Проход корабля через шлюз”
6. Первичный контроль (самостоятельная работа)
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
1. № зад.9(3) в тетради
– самостоятельно
Сильным учащимся – консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам
2. Тест Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды”
1. Самостоятельное решение в тетради.
2. Записывают ответы в бланках теста.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Тест к уроку”Сообщающиеся сосуды”
7.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
П.39,№4(упр.16). 9 задание(1,2)
– по желанию.
Записывают домашнее задание
8.Рефлексия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к работе на уроке
3. Выставляет оценки
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках
(приложение №5)
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация
Таблица 2.
Источник