Технология изготовления керамических сосудов
Ручное формирование глиняных сосудов предшествовало формовке на гончарном круге. Продолжая развиваться параллельно с ней какое то время.
В наше время еще остались мастера, которые продолжают изготавливать посуду дедовским способом.
Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, а искусным рукам мастера подвластны любые формы.
Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.
Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений.
Интересный старинный метод формирования сосудов из глины описан в книге Геннадия Федотова «Энциклопедия ремёсел. Глина и керамика.»
Геннадий Федотов описывает найденную находку на раскопках древних поселений в Двуречье ( Месопотамия). Там археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки веревочного узора. Такими узорами гончары украшали посуду довольно часто.
Вдавливая веревку в мягкую глину получали красивые оттиски. Но почему украшения оказались вдруг внутри?
Секрет древних мастеров был разгадан. Отпечатки веревки были частью технологии изготовления. Древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.
Этот метод действен и в наше время. Вот как вкратце выглядит весь процесс.
ФОРМОВКА НА ВЕРЕВОЧНОЙ БОЛВАНКЕ
Этим древним способом можно сформовать молочный кувшин, или крынку с широким горлышком.
Рассмотрим поэтапно:
Подготавливается форма:
- Подбирается стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении. Думаю для этого может подойти любой подручный материал. Федотов описывает выточку шпули из дерева на токарном станке.
- Нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр стержня был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины.
- Если выйдет так, что нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу.
- При четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху.
- Закрепить конец веревки. Закончив обмотку, конец веревки закрепляется булавкой.
Лепка:
- Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.
Какая бы техника изготовления сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет.
Лепку начинается с подготовки глиняных пластов толщиной 5 — 7 мм. Вырезается из пласта круглое донышко, укрепляется на подставке, а сверху устанавливается обмотанную веревкой форма. Раскатанную глину нарезают пластинами с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, ими постепенно облепливается вся болванка. Стыки соединений между полосками смачиваются шликером — глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния.
Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза.
Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его название), придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью.
- Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.
Закончив лепку, тщательно выравнивается поверхность крынки циклями, а затем разглаживается.
Ну, что же, наступает тот самый момент истины:
- Когда глина слегка подсохнет, вынимается булавка и медленно вытягивается веревка за конец из глиняной оболочки. Сматывая с формы верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сматываться намного проще, третий — совсем легко.
Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная форма. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри изделия, насколько это возможно.
- Горшочек готов, его остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью.
Согласитесь, метод интересен. При желании таким же способом можно слепить другие сосуды, используя не только деревянные формы, но и подходящие по форме предметы.
Материал подготовила Герасимова София.
Источник
Интересны способы формовки сосудов и сравнение формовочных масс расписной керамики. Большая часть сосудов, украшенных росписью, выполнена из тщательно промытой отстоянной, лишенной каких-либо растительных и прочих примесей, так называемой отмученной массы. О. А. Кульская, исследовавшая фрагменты этой керамики, характеризует их как тонкостенные, отличающиеся плотностью, твердостью, мелко-зернистостью. Температура их обжига свыше 1100°С.
«Отмученная глина», «отмытая глина» — термины, широко употребляемые в трипольеведческой литературе, отражающие процесс очистки глины. Считают, что отсеивание не осуществимо технически. Процесс отмывания глины также трудоемкий. Необходимы большие емкости для образования суспензий, значительное количество воды, разминание и разбавление в воде глины. Не исключая возможности применения такого приема, предполагается, что массовая очистка глины могла производиться путем переработки ее руками в уже замешанном виде на плоской основе — деревянной доске, как делают сельские гончары в наши дни.
Вероятно, трипольцы искали источники хорошего сырья, не требующего сложных процессов его очистки. Во время весенних и летних паводков на берегу накапливались лессово-иловатые отложения. Их масса мелко-структурна, пластична. Изготовленные из них сосуды после обжига получают гладкую ярко-красную поверхность. Подтверждает это предположение этнографический пример. Индийский гончар устанавливал круг на берегу реки и из добытого ила формовал свои изделия.
В этом плане привлекает внимание трипольское поселение Шкаровка, расположенное в пойме реки Рось, где имеется богатое залегание илистых суглинков, являвшихся сырьем для производства керамики. В постройках поселения выявлено несколько гончарных печей и богатый ассортимент посуды. Можно предполагать, что керамическое производство было одной из основных отраслей хозяйства жителей этого поселка.
Посуда из мелкоструктурной массы получает распространение в период развитого Триполья, особенно в западном ареале. Постепенно она проникает и в восточную зону, вначале как импортная, а затем ее производство было освоено местными мастерами. Расписная керамика восточного ареала Трипольско-Кукутенской области вначале резко отличается по составу массы. Она более грубая, не так тщательно отмучена. В составе ее массы довольно большой процент мелкого песка. Как отощитель для расписной керамики Побужья использовались каменистые примеси. Технологию получения отмученной массы гончары поселений восточного региона осваивают со второй половины развитого Триполья (Клищев, В. Кут, Веремье), а на рубеже развитого и позднего Триполья керамика из этой массы преобладает.
В конце развитого и особенно на позднем этапе отмечается тенденция добавления в глиняную массу нескольких отощителей. В так называемую кухонную керамику кроме ракушки добавляют песок. Позднее в некоторых регионах он как отощитель полностью ее вытесняет. Керамика из глины с примесью шамота и песка встречена на многих памятниках позднего Триполья Поднестровья. В плане состава очень своеобразна и сложна масса керамики софиевской группы памятников Поднепровья, содержащая зерна кровавика, сильно измельченную ракушку, охру и выгорающие примеси, вероятно, растительного происхождения.
Во все периоды Триполья прослеживается связь некоторых форм керамики с определенными глинами и отощителями.
Следующий этап начинается с формовки изделия, превращения глиняной массы в полую форму. На раннем этапе, видимо, чаще применялся метод лепки сосудов разных форм из одного куска глины. Их поверхность, особенно внутренняя, обычно сохраняет четкие отпечатки пальцев. Сосуды небольших размеров, изготовленные способом лепки, найдены на многих поселениях раннего и начала развитого Триполья на всей территории распространения культуры. На более поздних этапах этот прием применялся для изготовления посуды малых форм.
Более распространен способ формовки трипольских сосудов из пластин глины. В этом случае прослеживается соединительный шов не только по горизонталям, но и по вертикали. Близкие способы лепки известны и из этнографических примеров. Указанным способом чаще всего формировались крупные сосуды типа зерновиков, получивших распространение в период развитого Триполья.
Высказали мнение о формовке больших биконических сосудов из двух половин. Ленточные слои и соединительный шов между половинками иногда прослеживаются как на внутренней, так и на внешней поверхности сосуда. Таким образом, формовались кувшины-амфоры. На заключительных фазах Триполья этот прием исчезает. Крупные сосуды чаще формовались из трех частей: нижней — усеченно-конической, верхней — близкой к полусферической и, наконец, венчика.
Существовал еще способ формовки сосудов с помощью насыпной болванки. Он осуществлялся с помощью болванки, представляющей собой мешочек, наполненный песком. На такую болванку накладывалась глина и выглаживалась шпателем. Насыпная болванка позволяла наносить глину в более влажном состоянии, чем при лепке ленточным способом, благодаря чему слипание глины происходило без применения щипков. Лепку на болванке можно производить и с помощью ручного гончарного станка, что значительно ускоряло работу. После подсыхания сосуда песок высыпали и мешочек вынимали. Сосуд выравнивался изнутри путем устранения случайных прогибов и легкого проглаживания. Способ лепки на насыпной болванке имел значительные преимущества: обеспечивал большую производительность, давал возможность без излишних предосторожностей изготовлять различные формы сосудов со сложным профилем, начиная лепку как снизу, так и сверху. Экспериментально этот способ был воспроизведен. Таким способом, вероятно, сформованы шаровидные сосуды развитого Триполья Буго-Днепровского междуречья и Поднепровья и поздне-трипольские реповидные сосуды. Зафиксирован этот технологический прием на энеолитических поселениях Ферганы, а также фатьяновской культуры. Но наиболее распространенным принципом формовки трипольской керамики была техника налепа. Основные его приемы кольцевой и спиральный (рис. 1-3).
Первая лента тщательно соединялась с днищем путем вминания и заглаживания.
По линии соединения лент прослеживаются отпечатки пальцев гончара, подготавливающего край для следующего наращивания стенки. Ширина лент в зависимости от размеров сосуда колеблется в пределах 1-5 см. Их края срезались и подравнивались костяным ножом. Стенки сырых сосудов доводились до нужной формы с помощью ножа и лощила-правила.
Усовершенствование ленточной техники дало возможность изготовлять сосуды сложной профилировки.
В период позднего Триполья применялся новый метод формовки, усиливающий прочность соединения лент между собой, — вытягивание пальцами глины от дна к венчику поперек лент. Такой же прием при формовке больших горшков из лент с подправкой на гончарном круге существовал вплоть до средневековья.
Таким образом, тулово трипольских сосудов в основном изготовлялось двумя способами: из отдельных пластин, что больше характерно для восточного ареала, или горизонтально кольцевыми налепами, получившими широкое распространение в западной зоне Трипольско-Кукутенской области.
Источник
Занятие по реконструкции древнего керамического сосуда
Занятия керамикой не только развивают мелкую моторику и художественный вкус, но и позволяют заглянуть в глубины истории родного края. О том, как совместить керамику и краеведение, рассказывает педагог Ксения Ивановна Кошкарова.
Керамика — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях это народное искусство входит в жизнь и культуру народа, развивает и воспитывает чуткое отношение к прекрасному, пробуждает интерес к культуре родного края. Обработанные материалы по древней карельской керамике можно использовать в работе с детьми. В процессе работы происходит знакомство с историей развития гончарного промысла на территории Карелии, а рисунки (развертки) керамических сосудов можно брать за основу будущих керамических плакеток и панно.
В этой статье мы дадим материал, который поможет педагогу организовать занятие по реконструкции древнего керамического сосуда. В первой части опишем историю возникновения этих изделий на территории Карелии, а во второй технологию создания сосуда, используемую в работе со школьниками.
Керамика на территории Карелии. Материал для беседы с детьми
Рис. 1. Неолитические сосуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом
В Карелии издавна жили мастера, владевшие своеобразными приемами лепки и росписи керамических изделий, живописного и скульптурного декорирования. Старинная технология отрабатывалась многими поколениями народных мастеров.
Изучение древней керамики, проведенное учеными, показало, что основой изобразительного творчества населения Карелии являются наскальные рисунки и орнаменты на глиняных сосудах. Мастера сплетали элементы орнамента на древних керамических сосудах в сложный и нарядный рисунок.
Рис.2. Неолитические сосуды культуры спирринге. Поселение Тудозеро V
Изобретение керамики явилось важнейшим открытием каменного века. Люди научились изготовлять керамику примерно в середине V тыс. до н.э. Керамика является главным отличительным признаком неолита – последней археологической эпохи каменного века. На территории Карелии найдены керамические сосуды с геометрическим орнаментом, созданные в IV тыс. до н.э.
Первые глиняные горшки были грубыми, плохо обожженными, простыми по форме и представляли собой сосуды округлой или продолговатой формы с яйцевидным или заостренным дном и расширяющимися кверху стенками. Позднее стали появляться сосуды с плоскими днищами.
Рис. 3. Фрагменты Каргопольского сосуда
Изготавливалась посуда путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины, потом сушилась на солнце или обжигалась на огне. К глине добавлялись песок, асбест, слюда и различные органические материалы, например, птичий пух. Цель добавления этих примесей в керамическую массу состояла в предельно возможном уменьшении усадки при обжиге и сушке и придании крепости стенкам сосуда.
Рис. 4. Фрагменты с многорядным линейным зигзагом
Древние горшки достигали значительных размеров и могли вмещать до 40 литров жидкости. В самом начале глиняная посуда использовалась для хранения сухих продуктов. Позже в ней стали варить пищу. Сосуды делали из хорошо замешанной глины с добавлением мелкого речного песка. Тонкие стенки сосуда тщательно разглажены и сплошь покрыты орнаментом из чередующихся рядов гребенчатых оттисков и ямочных вдавлений (рис.1, 2, 3, 4), которые не только украшали изделие, но и увеличивали площадь обжига, за счет чего посуда получалась более прочной.
Сосуды изготовлялись двумя способами: подлепом и стыковкой глиняных лент (вокруг небольшого куска глины – днища сосуда – накручивалась по спирали лента). На реставрированных сосудах можно увидеть, что орнамент наносился на чашу, поставленную кверху дном. Очевидно, мастер представлял всю орнаментальную композицию еще до того, как она наносилась на сосуд. Среди различных узоров особый интерес вызывают фрагменты с изображением водоплавающих птиц, выполненные мелкими округлыми вдавлениями (рис.4).
Мотивы орнамента в виде водоплавающей птицы известны в Карелии, Финляндии. Вероятно, само изображение птицы связано с существованием у северных племен культа перелетных птиц, что нашло отражение и в эпосе «Калевала», где повествуется о происхождении вселенной из яйца утки.
Рис. 5. Изображение «мирового дерева»
В древнейших мифах самым популярным является образ мирового дерева. В изобразительном искусстве Южной Карелии сохранились мотивы, где дерево напоминает стилизованные женские фигуры с ветками, похожими на воздетые к небу руки. О древности существования этого мифа говорит фрагмент на глиняном сосуде из поселения Пегрема II, которое существовало в конце IV-начале III тыс. до н.э. (т.е. возраст его составляет 5 тыс. лет) (рис. 5).
Рассматривая композиции на древних керамических сосудах, можно заметить, что элементы орнамента подбирались не случайно, а распределялись для создания определенного узора. Чередуя элементы, мастер создавал сложный, интересный рисунок.
Попробуем и мы повторить работу древнего мастера.
Технология реконструкции керамического сосуда
Используем пластическую технику лепки. Приемы – вытягивание, сминание, процарапывание, вдавливание.
Для изготовления изделия необходимо сырье – пластичная глина, которая не должна приставать к рукам и не давать трещины по объему изделия. Специально обработанную и подготовленную к работе глину можно приобрести в художественных салонах.
Изготовление керамического сосуда состоит из следующих этапов:
1. Небольшое количество глины размять, завернув ее в полиэтилен и отбить деревянным вальком.
2. Приготовить кусок глины такого размера, чтобы он умещался в почти закрытой ладони; промять ее, придавая эластичность и очищая от различных включений (рис. 6).
3. Комок глины раскатать между ладонями в цилиндр диаметром 40 мм и длиной 100 мм (рис. 7).
4. От жгута отщипывать небольшие кусочки и раскатывать ленту, толщиной 2-3 мм и длиной 100 мм (рис.8).
5. Разминаем небольшой комочек глины, лепим диск диаметром 20-30 мм и толщиной 5 мм для дна сосуда (рис. 9).
6. На готовое дно наносим шликер кистью и прилепляем ленту по окружности дна (рис. 10).
7. Наращиваем высоту сосуда при помощи глиняной ленты (рис.11).
8. Наносим орнамент при помощи инструментов и приспособлений (рис. 12, 13).
Рис. 14. Инструменты для создания сосуда
9. Зачистка и сушка изделия. Вылепленный сосуд тщательно высушить при комнатной температуре. При сушке изделие значительно уменьшится в объеме и размере. Это свойство глины называется воздушной усадкой.
10. Обжиг изделия. Просушенное изделие для обжига поместить в муфельную печь.
Изделие готово — частица древней Карелии в нашем доме.
Об авторе: Кошкарова Ксения Ивановна, педагог ГБУ РЦРТД и Ю «Ровесник».
Родители, чьи дети не попали в студию керамики центра «Ровесник», могут обратиться в в детский центр «Три кита» на ул.Володарского или детский клуб «Олимп» на ул.Репникова, 3, где производится набор в платные группы по отделению «Художественная керамика»(лепка из глины,пластики,соленого теста). . Справки по тел.8953-539-7287.
Источник