Технология роспись сосуда 4 класс
Инфоурок
›
Технология
›Презентации›Презентация к уроку технологии по теме “Керамика” (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Керамика Урок Технологии в 4 классе По программе «Гармония» Н.М. Конышева
2 слайд
Описание слайда:
Керамикой* называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
3 слайд
Описание слайда:
Современная керамическая посуда Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
4 слайд
Описание слайда:
В чём же тут секрет? Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Современная керамическая посуда
5 слайд
Описание слайда:
А теперь внимание! Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
6 слайд
Описание слайда:
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Форма древних сосудов отличается простотой и продуманностью; в них никогда не увидишь бессмысленной вычурности, излишеств, которые мастер добавлял бы от себя ради того, чтобы выделиться. Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок… Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
11 слайд
Описание слайда:
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
12 слайд
Описание слайда:
Роспись сосудов Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
13 слайд
Описание слайда:
Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце. Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
14 слайд
Описание слайда:
Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
15 слайд
Описание слайда:
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах. В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
16 слайд
Описание слайда:
Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель технологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-807013
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Технология
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы «Технология 1 – 4 класс». Н.М.Конышевой, 2009год и адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебником «Технология» и тетрадью для 4класса, автор Н. М. Конышева.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане:
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68ч, из расчета 2 часа в неделю.
В основе предлагаемой программы лежит новая концепция курс трудового обучения (технологии), которая коренным образом меняет смысл данного учебного предмета.
Цель данного курса: формировать у обучающихся творческие качества личности, конструктивность и гибкость мышления.
Задачи:
- духовно – эмоциональное обогащение личности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
- совершенствование интеллекта, развитие рационально – логического мышления;
- расширение кругозора;
- развитие руки, глазомера через формирование практических умений;
- обучение умению планировать конечный результат работы;
- формирование технических навыков работы с материалами, инструментами и эстетических качеств (художественный вкус, чувство красоты, гармонии);
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку – творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Отличительные особенности программы:
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 68 ч, из расчета 2 часа в неделю. Авторская программа к курсу «Технология» Н. М.Конышевой принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год.
Методы и формы обучения:
- частично – поисковые;
- исследовательские;
- методы проблемного изложения;
- словесные;
- наглядные.
Основная форма: урок.
Технологии обучения:
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- информационные и коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Виды контроля.
- текущий (анализ хода формирования знаний, умений и навыков);
- тематический (своевременное выявление причин неусвоения учебного материала);
- итоговый контроль (выявление у детей уровня знания теории и практического применения с элементами самоконтроля).
Формы контроля:
- устный или письменный опрос;
- карточки;
- самостоятельная работа;
- практическая или лабораторная работа;
- проект;
- тестовые задания.
Обоснование выбора УМК.
Реализовать данную программу помогают:
- Технология: «Наш рукотворный мир»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.
Данный УМК позволяет строить обучение школьников с учетом освоения конкретных технологических операций и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности, последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Дает представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни, понятие о многообразии форм и цвета в окружающей действительности, радость познания и созидания.
Обучающиеся учатся смотреть и видеть, учат руки быть послушными и умными, познают новые правила и законы, учатся наблюдать мудрую природу и использовать в своих изделиях ее чудесные секреты.
Содержание программы.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа Н.М.Конышева «Технология» 2009 г. Никакие изменения в содержание данной программы внесены не были.
Тематический план
№ | Название раздела | Кол – во часов | Практическая часть |
Четвертый год обучения | |||
1 | Из глубины веков – до наших дней | 18ч | 3ч |
2 | Творчество, труд, мастерство | 14ч | 2ч |
3 | Мастера и подмастерья | 20ч | 4ч |
4 | В каждом деле – свои секреты | 16ч | 5ч |
Итого: | 68ч | 14ч | |
Практическая часть
№ пп | № урока | Название работы. | Дата |
I четверть | |||
1 | 11 | Творческая работа «Плетеные сердечки” | |
2 | 16 | Творческая работа « Изделия из бисера» | |
3 | 18 | Итоговый урок по разделу «Из глубины веков – до наших дней» | |
4 | 23 | Творческая работа «Конструкция открытки со своим сюжетом» | |
5 | 24 | Практическая работа. Построение развёртки упаковки с помощью циркуля | |
6 | 32 | Итоговый урок по разделу « Творчество, труд, мастерство» | |
7 | 42 | Творческая работа «Декоративные кармашки». | |
8 | 49 | Творческая работа «Записная книжка – малышка» (разметка и заготовка деталей). | |
9 | 51 | Экскурсия в библиотеку. Практическая работа по ремонту книг. | |
10 | 52 | Итоговый урок по разделу «Мастера и подмастерья» | |
11 | 58 | Коллективная работа « Мы делаем игрушки из ниток (соломки)» | |
12 | 65 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | |
13 | 66 | Коллективный проект «Город, в котором удобно и приятно жить» | |
14 | 67 | Защита проекта. | |
15 | 68 | Практика работы на компьютере. Итоговый урок по разделу «В каждом деле свои секреты» |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки
обучающихся 4 класса
К концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
– что мир природы первичен по отношению к искусственно созданному миру вещей;
– что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
– что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией – иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;
– что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
– что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
– что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;
– что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;
иметь представление:
– о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
– о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
– о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
– о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
– о приёмах стилизации природных форм в вещах;
уметь:
– выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
– выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
– оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
– выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
– изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
– придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
– изготавливать изделия из различных пластических материалов;
– использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Критерии оценок по технологии.
к Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Графические задания и лабораторно-практические работы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Практические работы (контрольные работы).
«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тестовые задания
«5» – получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;
«4» – ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» – соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
- Оригинальность темы и идеи проекта.
- Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
- Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
- Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
- Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
- Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
- Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
К
Список литературы:
- Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: Художественно – конструкторская деятельность: 1 – 4 классы: Программа и тематическое планирование. Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: «Наш рукотворный мир»: учебник для 4класса общеобразовательных учреждений Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
- Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 год.
- Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир»: для 4 класса общеобразовательных учреждений Н.М.Конышева.- Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2009 год.
Источник