Тема урока движение крови по сосудам регуляция кровообращения
Урок 24
Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Цели урока:
- выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;
- развивающие: продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;
•
- воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолог, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.
Основные термины:
- Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).
- Гипотония – это снижение артериального давления на 20% от исходных значений или ниже 60 мм ртутного столба среднего артериального давления.
- Гипертония – это стойкое повышение артериального давления (выше 90 мм ртутного столба среднего АД).
- Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания.
Дайте короткий ответ на вопросы:
1) Из скольких слоев состоит стенка сердца? Назовите эти слои. (3. Наружный – соединительная ткань, средний – миокард -мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань).
2) Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку? (Левый желудочек).
3) Какие функции выполняет околосердечная мышца? (жидкость, которая находится в околосердечной сумке, снижает трение сердца).
4) Под действием чего усиливается ритм работы сердца? (Симпатического нерва).
5) Под действием чего замедляется ритм работы сердца? (Парасимпатического нерва).
2.Изучение нового материала.
Причины движения крови по сосудам.
Перед тем, как начать изучать движение крови по сосудам, необходимо определить, какие функции играет кровь
слайд 2. Функции крови.
Давайте посмотрим, как кровь движется по сосудам:
Теперь перейдем к основной причине движения крови – работе сердца, создающей разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области более высокого давления в область более низкого давления. Наиболее высокое давление в нашем организме – в легочных артериях и аорте, а наиболее низкое – в легочных венах и верхней и нижней полых венах. Следовательно, можно сделать вывод, что кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной. Таким образом, снижается давление крови постепенно, однако не равномерно (наиболее высоко оно в артериях, немного ниже – в капиллярах, еще ниже – в венах). Иными словами, на проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда.
Другими причинами движения крови по сосудам являются:
• Наличие клапанов в венах (отсутствие обратного кровотока).
• Разное давление в сосудах в начале и конце пути, поддерживающее сокращение сердца. Чем дальше движется кровь, тем ниже давление. За счет разницы давления в сосудах кровь устремляется в область более низкого давления. Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.
• Присасывающая сила при вдохе.
• Сокращение скелетных мышц.
Чтобы закрепить знания, выскажите свои предположения: какое значение имеет медленно движение крови в капиллярах для организма? Вспомните функции крови и обратите внимание на то, что из крови капилляров в клетки успевают поступать необходимые вещества, удаляются вредные и происходит газообмен.
Знаете ли Вы, что такое инфаркт? Инфаркт – это омертвление органа вследствие недостатка кровоснабжения.
Видите, насколько важно правильное кровоснабжение?
Артериальное давление.
Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется манометр
слайд 3 Измерение артериального давления с помощью манометра.
Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов – давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба. Кроме манометра давление измеряют тонометром.
Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться
слайд 4.. Измерение артериального давления тонометром.
Чтобы измерить давление, наденьте манжетку тонометра на плечо, накачайте с помощью резиновой груши воздух в нее, приложите к месту сгиба локтя фонендоскоп (туда, где проходит плечевая артерия). Создайте в начале измерения давление в манжетке (это давление должно превышать верхнее давление крови в плечевой артерии). Вы не должны слышать в это время никаких звуков. Потом откройте винтовой клапан и выпустите воздух, прислушайтесь. Когда в фонендоскопе появятся пульсирующие звуки – это показатель верхнего давления. Когда же звуки исчезнут – Вы узнаете нижнее значение.
• Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
• Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
• Что Вы знаете о гипертонии и гипотонии?
Пульс. После каждого сокращения сердца быстро распространяется пульсовая волна по сосудам (как от камня, брошенного в воду) – колебания стенок артерии. Это и называют пульсом.
В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, около запястья, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах
слайд 5.. Прощупывание пульса на шее.
Пульс – ритмичное сокращение (колебания) стенок сосудов артерий.
слайд 6. Частота ударов пульса в минуту.
Обычно пульс в спокойном состоянии равен 60-80 ударов в минуту в зависимости от возраста. Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту.
Если Вы посчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений и через 10 минут, то сможете сделать вывод, что пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается. У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей – быстрое.
Опыт А. Моссо. В конце XIXв итальянский физиолог Анджело Моссо (1846-1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу
слайд 7. Опыт А. Моссо.
Ученый предложил испытуемому решить математическую задачу, затем попросил пошевелить пальцами ног.
1) Когда этот человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.
2) Затем физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т.е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз в области ног.
Так ученый доказал, что прилив крови идет к работающему органу, он больше получает крови, чем покоящийся и, следовательно, повышается его жизнедеятельность. Значит, количество крови может перераспределяться.
Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Р.Т. 95 (учебник стр. 117).
Выводы.
1. К причинам движения крови относятся: работа сердца, разное давление в сосудах, сокращение скелетных мышц, наличие клапанов в вене и присасывающая сила при вдохе.
2. Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление.
3. Для измерения артериального давления используют манометр.
4. Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
5. Легче всего пульс прощупывается на висках, лучевой артерии, артерии на шее и около запястья.
6. пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.
3.Закрепление.
• В каких сосудах скорость кровотока максимальна?
• В каких сосудах скорость кровотока минимальна?
• Что такое артериальное давление?
• Что такое гипертония?
• Что такое гипотония?
• Какие существуют правила изменения пульса?
Р.Т.№ 93,94
Домашнее задание.
1. Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений.
2. Измерьте Ваш пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки, во время умственной деятельности и т.д. Сделайте выводы.
3. Решите задачу: Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.?
4. Подготовьте сообщение о профилактике нарушений артериального давления.
П.23 вопросы на стр.120 Р.Т. 96
Источник
01.12.2016 г.
Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017»
Урок биологии в 8 а классе МБОУ-СОШ № 7
Учитель Храмцова Ирина Петровна -учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ – Займищенская СОШ
Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.
Задачи урока:
Раскрыть причины движения крови
Выяснить природу пульса
Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца
Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся
Организационный этап.
Мотивационный этап.
У. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
У. Что такое красота человека? (Ответы учащихся)
У. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.
У. По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».
У. Тема нашего сегодняшнего урока Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)
У – Я помогу вам сегодня:
Раскрыть причины движения крови
Выяснить природу пульса
Получить представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции
Проверка домашнего задания.
Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков
1. Лови ошибку
1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз (да)
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу – артерии (нет – вены)
3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )
4. Жидкая часть крови – плазма (да)
5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)
2. Установи соответствие
Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.
А) левый желудочек
Б) лёгочная вена
В) аорта
Г) лёгочная артерия
Д) правое предсердие
Е) правый желудочек
Ж) нижняя полая вена
З) сонная артерия
Артериальная
Венозная
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)
Вариант 1
Перечистить форменные элементы крови
Что такое артерии?
Описать Большой круг кровообращения
Вариант 2
Что входит в систему органов кровообращения?
Что такое вены?
Описать Малый круг кровообращения
Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы
Вариант 1
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца
Левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие
Вариант 2
Сердце и кровеносные сосуды
Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу
Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие
Выставление оценок
Изучение нового материала.
«Жизнь – это и есть движение, а движение есть жизнь».
Немного истории
В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» . В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу. Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного.
Причины движения крови по сосудам
Что же заставляет двигаться кровь по нашим сосудам?
Стр. 86 (1 абзац) в учебнике. Прочитать и заполнить рабочие листы.
Работа сердца
Разность кровяного давления
В аорте – 150 мм рт. ст.,
В крупных артерия – 120 мм рт. ст.,
В капиллярах – 30 мм рт. ст.,
В венах около 10 мм рт. ст..
Сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей
Присасывающая сила грудной клетки
Наличие клапанов в крупных венах
У. Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.
Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра. У молодых здоровых людей в состоянии покоя оно равно 120 мм рт.ст. в момент сокращения сердца и 70 мм рт.ст. при расслабленном сердце.
Задание для учащихся:
Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.
Формула расчета давления
АД верхнее = 1,7* возраст + 83
АД нижнее = 1,6* возраст + 42
Помимо давления, мы можем и измерить пульс.
А как вы думаете – Что такое пульс?
(ответы учащихся)
Работа с учебником
Прочитайте текст на с. 87 (1 абзац) «Пульс»
Сформулируйте определение и запишите в Рабочий лист
(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)
При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.
Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.
Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту.
Частота пульса зависит от возраста:
* Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту
* Ребенок после рождения – 140
* От рождения до года – 130
* От года до двух лет – 100
* От трех до семи лет – 95
* От 8 до 14 лет – 80
* Средний возраст – 72
* Преклонный возраст – 65
* При болезни – 120
* Время смерти – 160
Проведем небольшую разминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя. Причем девочки выполняют приседания только на нечетный счет.
Сделать вывод
Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС
Скорость кровотока
Выполнение Лабораторной работы в Рабочих листах
У большинства людей получается около 1-0,5 см/с. Это в 50- 100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах.
Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью. В аорте она наибольшая – примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая – примерно 0,5-1,2 мм/с. Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь.
Перераспределение крови в организме.
Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому что в них создается большое давление, через них проходит много крови. Если же давление крови падает, часть капилляров сужается и через них кровь не проходит. (Опыт Моссо)
Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы.
Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно – сначала предсердия, а затем желудочки.
Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автоматии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.
Регуляция работы сердца.
У. – Работа по стр. 91. Параграфа 20. Прочитать и заполнить схему в рабочих листах. 1 вариант – 3 и 4 абзац
2 вариант – 5 абзац
Проверка выполненной работы на слайде.
5.Закрепление знаний
Письменно ответить на вопросы в листах № 2. Выбрать по одному вопросу и написать ответ. Затем проверка.
В каких сосудах кровяное давление наибольшее, а в каких наименьшее?
Артерии – наибольшее
Вены – наименьшее
В каких участках тела мы можем находить пульс?
Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи
Какие заболевания возникают при повышенном и при пониженном артериальном давлении?
Гипертония
Гипотония
Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находились мышцы его предсердий и желудочков в состоянии диастолы?
По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?
6. Рефлексия.
На слайде вопросы:
– Меня удивило на уроке _____________________
– Больше всего мне понравилось ________________
– Самым сложным для меня было _______________
7. Оценки
8. Домашнее задание
§ 19, 20, конспект в рабочих листах
Практическая работа с. 91-92 учебник (выполнение дома)
9. Итог урока
«Жизнь – это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.
10
Источник