Тезис мир это священный сосуд

Тезис мир это священный сосуд thumbnail

Тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человеке для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе на оду из тем).

Часть 1

1. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии догосударственного общест­венного развития были

1) законы
2) мифы
3) религиозные нормы
4) моральные нормы

2. Согласно греческой мифологии, огонь, людям подарил

1) Нептун
2) Прометей
3) Ахилл
4) Геракл

3. Первым источником философской мудрости в Древней Индии стали

l) саги
2) эпосы
3) законы
4) веды

4. Закончите предложение. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого

1) продемонстрировать свои чудесные способности
2) поразить воображение окружающих
3) достичь состояния, которое поможет освобожде­нию души от пут Кармы
4) соединиться с мировым разумом

5. Понятие «даосизм» переводится как

1) учение о пути
2) учение о благородном муже
3) учение о мире
4) учение о Боге

6. Тезис: «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипу­лировать им, уничтожит его» — принадлежит

1) платонизму
2) буддизму
3) христианству
4) даосизму

7. Отождествление общества и государства характерно для

1) буддизма
2) даосизма
3) конфуцианства
4) платонизма

8. К античным философам не относится

1) Спиноза
2) Сенека
3) Сократ
4) Демокрит

9. Автор тезиса: «Справедливое государство — это то, которым руководят одаренные, хорошо подготов­ленные, высоконравственные люди, способные муд­ро управлять государством»

1) Аристотель
2) Конфуций
3) Платон
4) Эпикур

10. Аристотель считал, что опорой государства должны быть

1) низшие слои общества
2) средние слои общества
3) высшие слои общества
4) одаренные личности — философы

11. Автор тезиса: «Не государство существует ради че­ловека, а человек живет ради государства»

1) Сократ
2) Платон
3) Аристотель
4) Эпикур

12. К «правильным» формам правления по Аристотелю не относится

1) монархия
2) аристократия
3) полития
4) демократия

13. Высшей формой человеческого объединения, по Аристотелю, является

1) племя
2) род
3) семья
4) полис

14. Автор тезиса: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной»

1) Сократ
2) Платон
3) Аристотель
4) Конфуций

15. Платон не включал в классификацию сословий в государстве

1) сословие философов
2) сословие воинов («стражей»)
3) сословие земледельцев или ремесленников
4) сословие жрецов

Часть 2

1. Выберите героев мифов, символизирующих циклы природы.

1) Осирис
2) Ра
3) Деметра
4) Ясон
5) Юпитер

2. Учение о вечном круговороте жизни и законе воз­даяния — Карме — является неотъемлемой частью __________ философии.

3. К философским концепциям, проповедующим созерцательную пассивность человека, относятся

1) конфуцианство
2) буддизм
3) даосизм
4)христианство

4. Основным принципом идеального государства по Платону является __________.

5. Тезис о том, что судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено, принадлежит философии __________.

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство» (Конфуций).

2. «Нет ничего более жалкого и более великолепного, чем человек» (Плиний Старший).

3. «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой» (Сенека).

Ответы на тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человеке
Часть 1
1-2, 2-2, 3-4, 4-3, 5-1, 6-4, 7-3, 8-1, 9-3, 10-2, 11-2, 12-4, 13-4, 14-3, 15-4.
Часть 2
1. 13
2. древнеиндийской
3. 23
4. справедливость
5. Конфуцианства

Источник

Древняя китайская книга “Чжуан-цзы” (3-4 вв. до н.э.)- была написана одним из двух основателей даосизма – Чжуан-цзы. Первый философский трактат, на основании которого выстроено всё здание этой китайской религии, называется “Дао Дэ Цзин” (5 век до н.э.) и его автор – Лао Цзы.

“Дао Дэ Цзин”

Одной из тем книги “Чжуан-цзы” является проблема человеческого счастья. Вопрос о том, в чем оно заключается, обсуждался в эпоху Чжуан-цзы очень широко.

Чжуан-цзы считал, что истинное счастье заключается в познании “постоянства Великого Пути”, в котором нет ни жизни, ни смерти. Исследователи считают, что когда мы видим в книге Чжуан-цзы мысли о радости, приходящей благодаря смерти, это для него просто метафора, которая призвана пробудить читателя преодолеть ограниченность собственных представлений.

В главе “Высшее счастье” Чжуан-цзы задает вопрос: что есть высшее счастье? Что нужно делать, чтобы его достичь? Чем заниматься, к чему стремиться, что любить, а что ненавидеть и от чего отказываться?

Вот, например, смерть – то, что, по идее, люди должны ненавидеть больше всего на свете и что прекращает всякое счастье. На эту тему Чжуан-цзы приводит такой пример:

“У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-цзы пришел ее оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песню, ударяя в таз. Хуэй-цзы сказал: “Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, – это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, – просто никуда не годится!”

– Ты не прав, – ответил Чжуан-цзы. – Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была вначале, когда еще не родилась. И не только не родилась, но еще не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием. Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного Хаоса. Хаос превратился – и она стала Дыханием. Дыхание превратилось – и стало Телом. Тело превратилось – и она родилась. Теперь настало новое превращение – и она умерла. Все это сменяло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать над ним – значит, не понимать судьбы. Вот почему я перестал плакать”.

https://adam.by/?p=10479

Чжуан-цзы перечисляет, что больше всего ценят люди в Поднебесной (в общем-то – ничего нового): любят богатство, знатность, долголетие, славу (желательно – добрую), а также покой, изысканную еду, роскошную одежду, красивые цветы и красивую музыку.

Что люди ненавидят? Предсказуемо: бедность и унижение, преждевременную смерть и плохую славу, отсутствие покоя, вкусной еды, добротной одежды, красивых цветов, красивой музыки. Если у них все плохо, люди впадают в уныние и печаль.

Но – нет ничего глупее, считает автор, чем угождать прихотям плоти. Например, богатый человек может столько всего накопить, что не успеет до своей смерти всем этим добром воспользоваться, в итоге богатство приедается, к нему просто привыкают, и оно уже так сильно не радует. В итоге и бедный, и богатый постоянно о чем-то заботятся и печалятся, опасаются и волнуются, а прожив долгую жизнь, и бедный, и богатый одинаково впадают в помрачение ума!

“Как горько долго страдать, не умирая! И всё, что делает человек в жизни, так чуждо ему!”

И еще одна зарисовка на тему превращений из жизни в смерть и обратно.

“Путешествуя, Ле-цзы заметил у дороги череп вековой давности. Раздвинув бурьян, он указал на него пальцем и сказал: “Только ты и я понимаем, что нет ни жизни, ни смерти. Нужно ли печалиться о тебе? Нужно ли радоваться обо мне?

Ле-цзы – еще один известный даос, стоявший у основ этого изначально больше философского, а позже религиозного учения – даосизма. Его имя – Ле Юйкоу, он жил в 5 веке до н.э. (сведения о нем крайне скудны и недостоверны) в небольшом царстве Чжэн (в междуречье Хуанхэ и Янцзы). Ле-цзы был знаком с учением Лао-цзы (с его трактатом “Дао-Дэ-Цзин”), прошел несколько ступеней очищения и погружения, вошел в область сверхчувственного знания и стал обладателем сверхъестественных возможностей, сорок лет вместе с учениками провел на безлюдных окраинах царства среди болот и озер, там они занимались самосовершенствованием в духе даосизма. Его книга “Ле-цзы” предположительно была составлена его учениками, которые собрали изречения учителя и рассказы о нем.

https://de.wikipedia.org/wiki/Liezi

Читайте также:  Болит сосуд на веке

Так что такое счастье? Это то, о чем все мечтают, без чего жить не могут и пытаются достичь его во что бы то ни стало. Это понимание счастья присуще большинству.

Чжуан-цзы осталось сказать, что же такое счастье – по его мысли.

“Для меня настоящее счастье – недеяние, а толпа считает это мучением. Поэтому сказано: “Высшее счастье – отсутствие счастья. Высшая слава – отсутствие славы”.

Что бы это значило?

И хотя невозможно установить точно, где истина, а где ложь, в недеянии можно определить истинное и ложное. Высшее счастье – это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его. Небо благодаря Недянию становится чистым, Земля благодаря Недеянию становится покойной. Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей. Неразличимое, смутное – неведомо откуда исходит! Смутное, необозримое – лишенное образа! Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния. Поэтому сказано: “Небо и Земля ничего не делают, но не остается ничего несделанного”. Кто же среди людей способен претворить Недеяние?

Что такое Недеяние? Не-действие? Не-делание?

Считается, что истинное значение одного из важнейших принципов даосизманедеяния или у-вэй долгое время передавалось некорректно, из-за чего возникли невероятная путаница и многочисленные заблуждения. В большей части переводов “Дао Дэ Цзин”, где впервые используется этот термин, он переводится как “недеяние”. Это слово читается и понимается как “бездействие”. Однако в более точном переводе Линь Ютана слово “недеяние” оказывается словом “невмешательство”.

Вэй – вмешательство, у-вэй – невмешательство.

Слово “вэй” также переводят как “созерцательная пассивность”, другим вариантом перевода является “немотивированность” или “спонтанность”. Как трактуются эти переводы в свете учения даосизма? Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путём, так как опирается на восприятие здесь и сейчас.

Собственно, понятнее принцип невмешательства. Что же он означает?

Согласно “Дао Дэ Цзин”, “если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его”.

Вмешательство в чужое дело похоже на манипуляцию.

Чешский философ Якуб Матл отмечал, что главной жизненной задачей для человека является соблюдение “меры вещей”. Если человек не нарушает эту меру, не вмешивается, не манипулирует, значит, он находится в состоянии “недеяния”. Это не поощрение к деструктивной пассивности, но провозглашение единения человека и мира на единой основе, которой является дао.

Кандидат философских наук Н.Г.Пряхин считает, что Лао-цзы рассматривал человека и весь мир как законное порождение дао. Являясь частью природы, человек должен следовать по пути добродетели (дэ) и прожить жизнь, соответствуя природе. Лао-цзы считал, что корень зла заключается в том, что люди отступают от тех законов, которые предписаны природой. Таким образом, любая деятельность противоречит дао и становится причиной несчастий, а значит, главным правилом повседневности должно стать недеяние — “увэй”.

Лао-цзы говорил:

Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека — это деяние без борьбы”.

Согласно этим словам недеяние – точно не есть ничего не делание. Пряхин в связи с этим указывает, что:

Недеяние на самом деле это именно деяние, притом весьма активное, соответствующее законам природы — соответствующее дао. Человека, который следует дао, отличают доверчивость, доброта и забота о людях”.

Для полноты понимания осталось расшифровать не только, что такое добродетель (дэ), но и в чем заключается соответствующие дао доверчивость, доброта и забота, которые, как мы знаем, в своей реализации могут приводить к совершенно противоположным намечаемым результатам, что уже будет противоречить понятию “невмешательство” и даже больше.

https://kulturologia.ru/blogs/040813/18645/

Материал подготовлен: Милена Курганова, куратор и экскурсовод выставки “Япония. Куклы, сказки и легенды” в Измайловском кремле.

Наш канал “Пространство авторских кукол”

Наш канал “Япония. Куклы, сказки и легенды”

Галерея “Кукольный переулок” и выставка “Япония. Куклы, сказки и легенды” Измайловское шоссе дом 73ж, Кремль в Измайлово

8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86

Экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых

www.dollslane.ru

Источник

1.   Основными источниками
понимания окружающего мира на ранней стадии догосударственного общест­венного
развития были:

1)   законы                                                   3)
религиозные нормы

2)   мифы                                                     4)
моральные нормы

2.   Согласно греческой
мифологии, огонь людям подарил

1)   Нептун                                                   3)
Ахилл

2)   Прометей                                              4)
Геракл

3.   Первым источником философской
мудрости в Древней Индии стали

1)   саги                                                   
3) законы

2)   эпосы                                                     4)
веды

4.   Закончите предложение. Йога
является одним из способов освобождения души, цель которого

1)   продемонстрировать свои
чудесные способности

2)   поразить воображение
окружающих

3)   достичь состояния, которое
поможет освобожде­нию души от пут Кармы

4)   соединиться с мировым разумом

5.   Понятие «даосизм»
переводится как

1)   учение о пути

2)   учение о благородном муже

3)   учение о мире

4)   учение о Боге

6.   Тезис: «Мир — это священный
сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипу­лировать им,
уничтожит его» — принадлежит

1)            платонизму                                 3)
христианству

2)            буддизму                                      4)
даосизму

7.   Отождествление общества и
государства характерно для

1)            буддизма                                      3)
конфуцианства

2)            даосизма                                      4)
платонизма

8.   К античным философам не
относится

1)            Спиноза                                       3)
Сократ

2)            Сенека                                          4)
Демокрит

9.   Автор тезиса: «Справедливое
государство — это то, которым руководят одаренные, хорошо подготов­ленные,
высоконравственные люди, способные муд­ро управлять государством»

1)            Аристотель                                  3)
Платон

2)             Конфуции                                    4)
Эпикур

10. Аристотель считал, что опорой
государства должны быть

1)            низшие
слон общества

2)            средние
слои общества

3)             высшие
слои общества

4)            одаренные
личности — философы

11. Автор тезиса: «Не государство
существует ради че­ловека, а человек живет ради государства»

1)            Сократ                                          3)
Аристотель

2)            Платон                                          4)
Эпикур

12. К «правильным» формам правления
по Аристотелю не относится

1)            монархия                                    3)
полнтия

2)            аристократия                              4)
демократия

13. Высшей формой человеческого
объединения, по Аристотелю, является

1)            племя                                           3)
семья

2)             род                                                4)
полис

14. Автор тезиса: «Собственность
должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной»

1)            Сократ                                          3)
Аристотель

2)             Платон                                         4)
Конфуций

15. Платон не включал в
классификацию сословий в государстве

1)            сословие
философов

2)            сословие
воинов («стражей»)

3)             сословие
земледельцев или ремесленников

4)            сословие
жрецов

Источник

Истоки философского мировоззрения. Философия Древнего Востока

Восточная философия одна из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Восточную философию интересовали те же самые вопросы, что и западноевропейскую. Это: Что есть человек? В чес смысл жизни? В чем сущность мироздания? Однако у восточной философии есть своя специфика.

– Особенности восточной философии:

– Ярко выраженный этический характер.

– Тесная связь с религией.

– Натурализм (осмысление природы).

– Системность.

– Многочисленность философских теорий.

Одно из самых древних философских доктрин – это учение индийских мудрецов.

Особенность религиозно – философских систем Индии в идее единства человека и природы. Главный смысл – постижение бытия, поиск освобождения от тягот бренной жизни, спасение в вечном небытии, вне реалий мира.

Особенность философии индии в акценте на индивида, на его внутреннем мире, который есть микрокосмос. Но при этом человек лишь песчинка, затерянная среди миров.

В развитии индийской философии можно выделить три этапа:

1 – ведический (1500 – 500 г. г. до н. э. )

П – классический (500 г. до н. э. – 1000 г. г. н. э. )

Читайте также:  Какие лекарство расширяют головные сосуды

Ш – индуизм ( с 1000 гг. ).

Ведический период рассматривает мир и его проявления как совершенствование первичной духовной сущности (пуруши). В «Упанишадах» (в переводе с санскрита «сидеть рядом с учителем») – первых философских текстах в индийской культуре (ранние «Упанишады» относятся к 8– 7 вв. до н. э. ) – центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно – жизненного начала. В «Упанишадах» ставится вопрос о носителях жизни. Это огонь, вода, пища и дыхание. Появляется идея о разделении духовного и телесного (материального начала), признает приоритет и вечность духовного. Так «Упанишады» приводят к пониманию вечной жизни путем цепи перерождений. Смерти не существует, умирает лишь тело, а душа (пуруша) лишь меняет форму существования. Смысл перерождения в карме. Карма – это «судьба души», сумма злых и добрых дел, которая определяет смысл последующего перерождения. Чем более достойную жизнь ты прожил, значит после смерти, в следующей жизни ты обретешь счастье, почет, уважение; и наоборот. Скверная карма может отправить пурушу в тело раба, червя и т. д.

В классический период проявляется интерес к осознанию Бога – творца – Брахмана, как абсолютной реальности. Брахман имеет три составляющие: пространство, движение, закон. Этот период возникают и развивают 6 религиозно – философских учений (даршан):

– миманса («разъяснение») – учение о жертвоприношениях, религиозных ритуалах;

– ньяя – учение о формах мышления;

– вайшешика развивала учение о духовном и материальном.

Наиболее распространены были три направления: веданта, санкхья и йога.

САНХЬЯ. Это древнейшая из философских систем. Система санкхьи была создана мудрецом Капилой. Термин «санкхья» происходит от слова «число», т. к. эта философия ставит своей целью правильное познание реальности через перечисление основных объектов познания. Санкхья служит делу познания реальности с целью положить конец всем несчастьям и страданиям и, в конечном счете, возможность познать самих себя.

В санкхье принципиально разделяются два начала: пракрити (материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из множества душ, это сознательное, но пассивное начало. Пракрити – это материальная энергия, но лишенная сознания. Задача санкхье помочь пуруши освободиться от пракрити, т. е. освободить дух от материи, таким образом, сознательная жизнь, а по сути страдания, прерываются и обретается особое состояние блаженства (мокша).

ВЕДАНТА. «Веданта» буквально означает «завершение вед». Первоначально под этим словом понимались упанишады, но впоследствии оно приобрело более широкий смысл и словом веданта стали называть все идеи, вышедшие из упанишад. Источником всего сущего в веданте признается – Абсолютная реальность, Брахман. Он все качеств и свойств, един и неделим. Духовное «Я» ему тождественно, а материальная Вселенная лишь иллюзия. При этом Брахман не является ни правителем, ни творцом мира. Этот мир «создаётся» Майей – совершенно особой сущностью, не реальной и не нереальной. Майя материальна, лишена сознания, безначальна, непроявлена и неописуема.

Согласно веданте, первоначальная вера необходима как для религиозной жизни, так и для мышления. Но хотя отправной пункт этой веры и лежит в чувстве неудовлетворенности, беспокойства и стремления к чему – то высшему, она остается слепым блужданием в потемках до тех пор, пока веданта не просвещается учением священного писания, указывающим путь к познанию Бога. Размышление необходимо для понимания этого учения, осознания его неопровержимости и устранения сомнений.

ЙОГА – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж» и обозначает: «связывать», «соединять», «направлять», «сосредотачивать внимание», «употреблять», «применять». Основная цель йоги – соединение души отдельного человека с Верховным Вселенским Духом.

По легенде Йога была дана миру Богом Шивой. Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности. Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических практик.

Система йоги связана с именем Паранджами, он автор «йога – сутры». Цель йоги – освободить пурушу от пракрити (душу от тела) с помощью особых тренировок. В йоге 8 ступеней:

1. Яма – общие нравственные требования. Воздержание в страстях (подавление полового инстинкта) и самоограничение в пище.

2. Нияма – самоочищение посредством дисциплины. Отказ от убийства и причинения вреда всему живому. Гармония поведения, мыслей и слов.

3. Асана – поза, положение тела. Физические упражнения для усовершенствования тела (применяют в спорте и медицине).

4. Пранаяма – ритмический контроль дыхания.

5. Пратьяхара – отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.

6. Дхарана – концентрация сознания, дисциплина ума.

7. Дхьяна – познание сущности, первоосновы, созерцание, управление своим сознанием, медитация.

8. Самадхи – экстаз, выделения духовного «Я», освобождение пуруши от пракрити. Состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальное сознание сливается с Вселенским Духом.

Однако не одному из этих философских учений не суждено было обрести глобальный характер, это удалось лишь буддизму.

Буддизм возник в Индии в У1 в. до н. э. , его основатель принц Сиддхартха Гаутама, был сыном короля Шуддходаны и королевы Майи. Вскоре мать Сиддхартхи умерла, и отец поклялся, что сделает своего сына счастливым, он уберегал его от всего негативного. Принц не знал, что такое бедность, болезни, старость, смерть. Окруженный ежедневными удовольствиями и роскошью, принц был огражден от неприятной стороны жизни. Однако, несмотря на все предосторожности короля, принц, однажды покинув дворец в одежде простолюдина. Четыре встречи в городе, «запретном» для него, перевернули его жизнь. Это уведенный им старик, больной, похоронная процессия и встреча с нищим монахом. Эти события потрясли Сиддхартху, он покидает дворец, отказывается от роскоши, власти, семьи. Он много странствует, познает все человеческие несчастья. После 7 лет странствий он осознает истинный путь. Медитируя несколько дней Гуатама становится Буддой, т. е. просветленным, познавшим истину. Сорок пять лет Будда проповедовал всем, «кто имел уши, чтобы слышать, глаза чтобы видеть и ум, чтобы понимать». Он учил людей тому, что мы должны сами осуществить Просветление в своей собственной жизни. Учение Будды («просветленного») состоит из четырех принципов (истин):

1) жизнь есть страдание,

2) страдания исходят от жажды бытия, наслаждений, желаний,

3) уничтожь желания и тогда страдания исчезнут,

4) восьмеричный путь к прекращению страданий.

Этапы восьмеричного пути:

• Правильное понимание – воззрение и мудрость в соответствии с Истинами.

• Правильное мышление – мыслить без эгоизма, гнева и жестокости.

• Правильная речь – говорить правдиво, не вести сплетен и не клеветать, не использовать грубую речь и не пустословить.

• Правильные действия – не убивать и не наносить ущерб людям и животным, не красть прямо или косвенно, не доставлять себе удовольствие в ущерб другим.

• Правильные средства к существованию – иметь честную и благородную профессию.

• Правильные усилия – способствовать появлению и росту благоприятного, и к уменьшению и прекращению неблагоприятного.

• Правильная осознанность – осознанность того, что возникает здесь – и – сейчас.

• Правильное сосредоточение – быть направленным и сконцентрированным на благоприятном объекте или быть в состоянии здесь – и – сейчас.

Учение Будды – это уход от материального мира для слияния с духовным Абсолютом. При этом буддизм отрицает реальное бытие, мир в буддизме – это иллюзия, которую человек ощущает своими органами чувств. Жизнь есть множество дхарм (частиц бытия), которые находятся в вечном перерождении. Смерть – это распад данного комплекса дхарм, рождение означает восстановление его, но уже в иной, новой форме. Так осуществляется круговорот перерождений. Цель буддизма остановить колесо перерождений (сансара), т. к. любая форма жизни есть страдание. Для этого надо достичь нирваны, т. е. успокоить дхармы. Нирвана – это точка абсолютного покоя, отсутствие жизни, а значит и страданий. Главная книга буддистов «Типитака».

В буддизме есть несколько направлений, самые крупные – это хинаяна и махаяна. Хинаяна («узкая колесница») – это индивидуальный путь спасения. Махаяна («широкая колесница»), Будда в махаяне превращается в бога. Кроме того, здесь появляются множество будд (боддисатв – это обожествление тех, кто уже достиг нирваны). Так появляется Будда будущего Будда – Майтрейя, Адибудда – Будда творец мира и др. В махаяне появляется учение о рае и аде, но это лишь «передышка» перед новым перерождением.

Читайте также:  Боли в руках ногах сосудах головная боль

Мир в буддизме огромен, в нем бесчисленное количество миров, мир плоский как диск и находится в воде. Все миры не вечны, но они существует 4 кальпы ( около 4 мил. лет), погибший мир снова возрождается.

Идеи буддизма распространились по сему миру, в каждой стране буддизм впитан в себя национальные религиозно – философские доктрины. Так, в Китае распространен Чань – буддизм, в Японии – Дзэн – буддизм, на Тибете – ламаизм. В России ламаизм доминантная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии. Центр российского буддизма – Иволгинский дацан, несколько километров от города Улан – Удэ.

Будда

missing image file

Типитака

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Философия Китая связана с этико – религиозными системами: конфуцианством, даосизмом и чань – буддизмом.

Основателем конфуцианства считается Конфуций (Кун – Цзы) 551 – 479 гг. до н. э. Его учение строится на основе древнекитайского культа предков, почитания природы и добродетели. Учение Конфуция изложено в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»).

В центре философии Конфуция стоит человек. Древнекитайский философ утверждает: «Нельзя ответить на вопрос: Что есть человек? – Не ответив на вопрос: Каким он должен быть?» Так Конфуций создает концепцию «человека долга», которому присуще мудрость, верность, почитание старших и мужество. Самым важным качеством и отличительным свойством человека он называл «жэнь», это «человеческое в человеке», «это значит любить людей». «Человеческое» включает в себя и «правильное» отношение к людям, так называемого «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Так Конфуций указывает путь, ведущий к преданности и прощению, основанный на принципе «судить о других по себе». Неотъемлемое качество человека долга – это знания, которые, по Конфуцию, человек получает по факту рождения. Конфуций говорил: «Обладающие знаниями от рождения стоят выше всех; обладающие знаниями благодаря учению следуют за ними; те, кто приступил к учению, оказавшись в затруднительном положении, следуют за ними; те, кто, оказавшись в затруднительном положении, не учится, стоит ниже всех среди народа». Конфуций связывает знания и моральные качества. Образованный человек – это всегда моральный человек.

Конфуций занимался педагогической деятельностью, причем в процессе педагогической работы он подчеркивал значение «знаний, приобретенных благодаря учению», а не «знаний от рождения». О себе он говорил: «Я не отношусь к тем, кто родился со знаниями. Я люблю древность и, проявляя понятливость, приобрел их», открыто признав, что познание приобретено им упорным трудом.

Фундамент морали у Конфуция – это семья, где каждый занимает своё особое место. Для Конфуция в целом характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала «ли». Всё замыкается в семье на фигуре Отца, главы рода, именно он гарант законов и нравственности. Исходя из этого, Конфуций строит и свои политические взгляды: «Государство – это большая семья, а семья маленькое государство». Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Правитель «поднебесной» (Китайской империи) – это Отец всего народа, сын Неба, которое в конфуцианском мировоззрении – это высшая добродетель и высшая власть.

Конфуций – человек – загадка, выходец из обедневшей аристократической семьи, неудачливый администратор, проведший немало лет в скитаниях из одного царства в другое. Прекрасный педагог, хранитель нравственности предков. Человек, которого обожествили как «наставника абсолютной мудрости». Его учение – это не только стройная система взглядов, представлений, политических доктрин и морально – этических установок, это абсолютный слепок национального характера китайской нации.

Даосизм возник практически одновременно с конфуцианством, однако это философская система менее рациональна и полна мистицизма.

Основатель даосизма Лао – Цзы родился 640 гг. до н. э. Легенды повествуют о его чудесном рождении, он провел 64 года в утробе матери и родился стариком, откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя тот же знак «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что имя его можно переводить как «Старый мудрец». Своё учение Лао – Цзы изложил в трактате «Дао дэ Цзин» («Путь и добродетель»)

Центральной идеей философии Лао Цзы была идея «дао». Слово «дао» на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое содержание. «Дао» означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао – это природа, объективный мир. Дао – это «матерь всех вещей». Лао – Цзы говорит: «Дао – это то, на что смотришь, но не видишь, слушаешь, но не слышишь, ловишь, но не поймаешь». Дао – это одновременно пустота и всё сущее. Лао образно говорил, что Дао – это то, что находиться в пустом кувшине. Цель даосизма слиться с Дао, найти свой путь, свой смысл.

Жизнь Лао – Цзы понимал, как борьбу противоречий. Все вещи понимаются как подвижные, текучие образования: «ци», универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян», поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода.

Даосизм выдвигает стратегию «следования естественности». Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип «недеяния» – «у вэй»): «Ничего не делай и ничего не будет не доделанного». Самым главным качеством «Недеяния» является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. «Недеяние» – это не просто пассивность, это не нарушение гармонии природы и мира. Согласно Лао, «если кто – либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Особый интерес представляет учение даосизма о бессмертии. Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия (сянь сюэ). Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма, посредством определенной практики, включающей в себя ограничение в еде, гимнастические и дыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию может достичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить в себе сверхъестественную силу и способности. Поскольку даосизм отрицает бессмертие души, отделенной от тела и рассматривает человека в качестве целостного психофизического комплекса, данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация). Даоские монастыри стали центрами культуры и медицины Китая. Ища «эликсир бессмертия», они сделали заметные шаги в медицине и науке (иглоукалывание, целебные свойства женьшеня, открыли порох, занимались алхимией, астрономией и т. д. ).

Кроме того, у даосов был еще один способ достижения бессмертия, это добродетельные, бескорыстные поступки, которых должно быть не менее 1200.

На основе этого учения в XIII в. формируется культ «восьми бессмертных» – ба сянь, кот?