Толкование никто зажегши свечу не покрывает ее сосудом

Толкование никто зажегши свечу не покрывает ее сосудом thumbnail

Лк., 36 зач., 8, 16–21

Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 23).

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21).

Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.

Семья Божия – Святое Семейство – родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь – первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью – в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.

Читайте также:  Ангиопатия сосудов сетчатки глаз при беременности

Источник

Свт. Лука Крымский

Ст. 16-17 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы

В прямом смысле нельзя понимать этих слов Господа Иисуса Христа, ибо знаем, что нередко грешникам и даже преступникам удается скрыть свои темные и преступные дела.

Никто не покрывает сосудом горящей свечи, не загораживает ее света, но каждый из вас встречал людей, которые притворством и лукавством скрывают от людей темное содержание своей души, ее дурной свет, а именно о них говорит Христос Бог в Своем притчевном слове.

Но прежде чем говорить о них, скажем о тех безнадежно невежественных в религии, которые верят, что свои тяжкие грехи, преступления и блуд они могут скрыть даже от Самого Бога под покровом ночной мглы. О них с большой силой говорит Псалмопевец Пророк Давид в своем 93-м псалме: Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие…
(Пс. 93:3-4).

И далее: …не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев. Образумьтесь, бессмысленные люди!…Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит… (Пс. 93:7-10).

Оставим этих безнадежных для истины и снова будем говорить о тех, которые притворством и лукавством стараются скрыть от людей неприглядное содержание своей души.

Думаю, что все вы встречали людей, с губ которых не сходит деланная улыбка, когда говорят они с кем-нибудь, в то время как содержание разговора вовсе не должно вызывать улыбки. И не только деланная улыбка, но и тон речи, и все телодвижения их носят характер деланности и неискренности.

У них нет спокойного, глубокого, чистого взгляда, и прищуренные, или бегающие беспокойно глаза их ярко обличают их притворство и лукавство. Яркий портрет такого притворщика находим в притчах Премудрого Соломона: Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его… (Притч. 6:12-14).

Вот именно к таким лукавым и притворяющимся людям относятся слова Христовы: …нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Темное содержание души ярко отражается во всей внешности неискреннего человека и становится всем явным.

Ему невыгоден яркий свет свечи, поставленной на подсвечнике, и он предпочел бы держать свечу под кроватью, если бы это не было смешно. Не терпит Господь наш Иисус Христос ничего темного в душе нашей и ставит пред нами величайшую задачу, говоря: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16).

Проповеди. Том II. Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-18 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь

Здесь начало другого учения. Ибо Он обращается к ученикам и говорит это с целью наставить их быть тщательными в жизни и непрестанными подвижниками, так как все на них будут обращать взоры. Ибо на учителя и проповедника все смотрят, все наблюдают за ним, хорош ли он, или наоборот, и ничего своего он не укроет. Итак, если вы, ученики, будете внимательны и тщательны, то Бог дарует вам большую благодать; а кто не будет иметь тщательности и внимательности, тот своей небрежностью угасит и погубит тот дар от Бога, какой, по-видимому, он имеет.

Лопухин А.П.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет

См. Толкование на Лк. 8:9

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.

Читайте также:  Узи доплер сосудов эндометрия

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Прп. Макарий Великий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15-16). А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.

Духовные беседы. Беседа 1.

Прп. Исихий Иерусалимский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

Первое слово на Святую Пасху.

Прав. Иоанн Кронштадский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).

Дневник. Том XVIII. 10 мая.

Блж. Иероним Стридонский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Блж. Феофилакт Болгарский

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)

Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора – это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34-35). Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое – светильник ногам моим (Пс. 118:105). Чтобы светила – то есть чтобы стало видно и озарилось, кто – в доме Церкви, а кто – в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15-16). Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же – это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.

Лопухин А.П.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину (Евр. 9:2 — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).

Читайте также:  К чему снится вода в сосуде

Троицкие листки

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Источник

Сегодня вместе с Церковью прочтем отрывок из 8-ой главы Евангелия от Луки  с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

От Луки 8:16-21

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Толкование никто зажегши свечу не покрывает ее сосудомБлаженный Феофилакт Болгарский 

Лк.8:16. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Лк.8:17. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
Лк.8:18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

Здесь начало другого учения. Ибо Он обращается к ученикам и говорит это с целью наставить их быть тщательными в жизни и непрестанными подвижниками, так как все на них будут обращать взоры. Ибо на учителя и проповедника все смотрят, все наблюдают за ним, хорош ли он, или наоборот, и ничего своего он не укроет. Итак, если вы, ученики, будете внимательны и тщательны, то Бог дарует вам большую благодать; а кто не будет иметь тщательности и внимательности, тот своей небрежностью угасит и погубит тот дар от Бога, какой, по-видимому, он имеет.

Лк.8:19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

Отсюда оказывается, что Христос был не вместе со Своими сродниками по плоти, но они пришли к Нему, ибо Он, оставив их, занимается духовным учительством. Так и всякий, кому вверено служение Божие, не должен ничего предпочитать ему; а должно и родителей оставлять, если они без пользы и напрасно будут препятствовать нам в деле Божием, подобно как и Господь теперь поступает.

Лк.8:20. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
Лк.8:21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Когда некоторые сказали Ему о Его сродниках, Он не заключает братства в числе немногих и сынам Иосифовым не придает той чести, будто бы они только одни Его братья. Но поскольку Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями, то говорит: «мать Моя и братья Мои суть те, кои слушают слово Божие; потом, поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит: «и исполняют». Ибо должно слушать и вместе исполнять. Словом Божиим называет Свое учение, ибо, что Он ни говорил, все принадлежало Отцу Его, так как Он не был противником Богу, чтобы слова Его не были Божиими.

Некоторые место это понимают так: поскольку Христос учил и был в славе за Свое учение, то некоторые, возбуждаемые завистью, как бы в насмешку над Ним, говорили: «вот Мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя». Так как Мать Его была бедна и братья Его не славны, как дети плотника, то они, чтоб опозорить Его, как неблагородного, и указывали Ему на Мать Его и на братьев. Но Он, зная мысль их, сказал: бедность родственников нисколько не вредит Мне; напротив, если кто даже и беден, но слушает Слово Божие, того Я делаю сродником Своим.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)11

Источник