Торсык сосуд для кумыса лепка

Торсык сосуд для кумыса лепка thumbnail

Конспект организованной учебной деятельности КПП

13.05.2020 г.

Воспитатель:

Матяш О.А.

Образовательная область:

творчество

Раздел:

лепка

Сквозная тема:

Здравствуй, лето!

Тема ОУД:

Декоративная. Торсык.

Цель:

Обучение умению украшать предметы декоративными элементами, познакомить с предметами декоративно-прикладного искусства;

осваивать приемы лепки из целого куска, познакомить с разными способами оформления;сформировать представление о том, что узор тесно связан с формой украшаемого изделия.

Воспитывать интерес к произведениям искусства.

Педагогические технологии:

здоровьесберегающие( приемы )

Обеспечение ресурсами:

иллюстраци , использованиие музыки, оборудование для лепки: пластилин, дощечки, стеки.

Полиязычие:

Кесе, торсык, тостаган.

Ход организованной учебной деятельности

Организационная часть:

Проводит игру «Что для чего»

Цель: закрепит знания о предназначении различных предметов быта казахского народа.

Называет различные предметы быта : 1.Домбра – музыкальный инструмент.

2. Коржын – сумка.

3. Тостаган, ожау – чаша для кумыса.

4. Торсык (сосуд для кумыса)

5. Кесе – чашка для чая, табақ – большое блюдо.

Играют в игру , определяют назначение предметов.

Кто делал такие красивые предметы? Мастера – это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое д

Дети называют изделия народных мастеров, отвечают на вопросы объясняют его значение.

ело. Казахи называют мастера – шебер.

Рассуждают, красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь

Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.

Вы рассмотрели работу настоящих мастеров. А хотите сами создать такие же красивые предметы?

Тоже желают попробовать побыть мастерами.

Приглашает детей отправиться в мастерскую для лепки кувшина.

Ребенка увлекает возможность создания красивой посуды – лепка.

Основная часть:

Проводит беседу об искусстве.

Слушают воспитателя, выражают свое отношение. рассказывает один из детей . Торсык – это сосуд для хранения кумыса, айрана. В нем долгое время сохранялся напиток не теряя своих лечебных свойств. Кумыс – это молоко кобылы. В этом молоке очень много витаминов. Торсык шили из кожи.

Делать такие красивые вещи – это искусство! Все вещи, которые мы видели – это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

Воспитатель предлагает рассмотреть сосуд для кумыса.

Воспитатель оговаривает ход работы, проводит анализ формы сосуда для кумыса, беседует о формах лепки.

Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают о его форме, способах лепки, опираясь на предложенную схему лепки.

Физминутка «Солнышко».

Выполняют движения, согласно тексту.

Иупр «Назови орнамент»

Цель : называть орнамент, подбирать к украшению торсыка.

Дети подбирают орнамент для торсыка, называют его, выкладывают его.

Организует самостоятельную работу, вылепить из пластилина торсык,

Оказывает помощь, хвалит детей, предлагает украсить национальным орнаментом.

Каждый лепит удобным способом лепки. украшает свой торсык по своему усмотрению.

Итоговая часть:

Воспитатель отбирает самые красивые поделки, по-разному украшенные торсыки, особо отмечая тех, кто внес в узор собственные дополнения.- Теперь о вас гости могут сказать, что у вас умелые и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами. Дети рассматривают сосуды -кувшины, рассказывают, каким способом лепили.

Воспроизводят: казахскую национальную посуду; прием лепки из целого куска

Понимают : , что узор тесно связан с формой украшаемого изделия.

Применяют : лепить из пластилина торсык, оттягивать края детали, украшать орнаментом.

Дополнительно.

В давние времена жизнь казахов не жили без кожаной посуды. Орнамент на изделии получался из заготовок с вырезанным узором. Выпуклость сосуда достигалась путем набивания его влажным песком.

Торсык обшивали кожанной ниткой, тесьмой и украшали национальным орнаментом

Физминутка «Солнышко» Вот как солнышко встает,

Выше, выше

(Поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдет.

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки.

Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется

А под солнышком

Нам весело живется.

(Хлопать в ладоши, улыбаться).

Источник

21. Тема: Торсык – сосуд для кумыса (работа с глиной)

Школа/ ДО:

Дата:

Ф.И.О. педагога:

Класс/группа предшкольной подготовки

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели ОУД

0.1.3.1. Лепить модели игрушек, посуду по мотивам народных промыслов

Казахстана и мира, применяя техники скульптурной, конструктивной лепки,

используя стеки разной формы.

0.2.1.2. Соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми и

режущими инструментами, а также правила личной гигиены.

Предполагаемый

результат

Все дети смогут:

лепить разновидности национальной посуду,

работать с цельным куском.

Большинство детей смогут:

передавать форму;

наносить «узор» с помощью пальчика, стеки, украшать изделие орнаментом;

создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Некоторые дети смогут:

назвать основные направления, приемы, способы лепки, технологию

выполнения.

Развитие навыков:

развивать и активизировать разговорную речь детей; отвечать на вопросы,

принимать участие в обсуждении, делиться впечатлениями.

Полиязычие: торсық – сосуд – vessel.

Основные термины и словосочетания:

глина, стека, салфетка, аккуратность, сглаживание, вытягивание, стакан с водой,

техника безопасности, правила работы с глиной; орнамент, узоры.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие виды посуды вы знаете?

2. Из какого материала делали посуду?

3. Как называли людей, делавших посуду?

4. Каким способом можно вылепить сосуд?

5. Зачем нужно знать обычаи и традиции своей страны?

Предшествующие знания

Элементарные знания отличия направления лепки сюжетная, предметная,

декоративная.

План

Планируемое время

Планируемая деятельность

Ресурсы

I. Создание

положительного

эмоционального

настроя

0-2 мин

II. Актуализация

жизненного

опыта.

Целеполагание

3-5 мин

(К) Педагог создаёт благоприятную атмосферу для работы на

занятии.

(К, И) Ермек-скульптор предлагает детям игру «Чудесная

дорба»: педагог показывает разновидности казахской

национальной посуды.

Дети рассматривают и называют предназначение каждого

предмета.

(К) Умозаключение: красивая посуда сделана руками казахских мастеров и мастериц, соблюдая традиции и обычаи казахского народа. Ведь в своих работах они передают колорит и красоту казахских орнаментов, быт казахов. У казахов называют этого человека шебер.

(К) Педагог: а вы знаете, что делать такие красивые вещи – это

искусство? В каждую вещь, которую мастер делает своими

руками, он вкладывает много труда, свою душу и любовь. Эти

вещи называют произведениями народных мастеров.

– Какими качествами должен обладать мастер – шебер?

– Какие обычаи и традиции казахского народа ты знаешь?

(К, И) Мозговой штурм.

Вопросы для обсуждения: из какого материала изготавливают

торсык? Почему?

Группа делится на подгруппы, обсуждают, делают вывод,

предлагают свой вариант ответа.

Вывод детей: торсык изготавливают из хорошо обработанной

кожи, для того чтобы он не разбивался.

Чудесная дорба, посуда:

кесе, табак, торсык.

III. Работа по

теме занятия

6-25 мин

(К, И) Проблемная ситуация.

Ермек-скульптор предлагает детям стать мастерами – шебер и

вылепить из глины ( пластилина, соленого теста) торсык – сосуд

для кумыса.

(К) Обсуждение.

Педагог: торсык – сосуд для кумыса. Издавна кумыс считался

лечебным напитком у многих народов. В старину делали сосуд

для кумыса из кожи, редко из дерева. Для дорогих гостей подарок украшали драгоценными камнями.

Сейчас торсык делают из керамики.

(К, И) Работа с азбукой-альбомом. Рассматривание образца

в азбуке-альбоме.

Какой способ лепки использован для лепки сосуда торсык?

(Пластический.)

(К, Г, И) Рассматривание разновидностей изделий из глины

ручной работы, украшенных различными орнаментами.

Вспомните, из какого материала его изготавливают?

Рассмотрите казахские орнаменты.

На что они похожи?

(К) Игра «Можно – нельзя».

Дети рассуждают и объясняют правила работы с глиной.

1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду,

лепить на дощечке, не класть глину в рот.

2. Будьте осторожны с пластмассовыми стеками; нельзя

взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму

соседу.

3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место;

очистить от глины доски, протереть стол мокрой салфеткой.

4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки

бумажной салфеткой, а затем вымыть теплой водой с мылом,

насухо вытереть полотенцем или салфеткой.

(К, И) «Обсуждение алгоритма лепки».

1. Из цельного куска глины, формируем конус.

2. Нижнюю правую и левую часть оттягиваем в стороны, плавно

загибая в верх.

(Г, И) Умозаключение: все части сосуда должны быть ровными, гладкими. Лепим из цельного куска, пластическим способом.

(К) Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки».

(И) И/у «Подружись с пластилином» – подготовка пластилина

к работе.

(И) Самостоятельная деятельность.

Индивидуальное сопровождение детей.

Ермек-скульптор напоминает детям, что в процессе работе они

должны быть аккуратными, внимательными и соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

(К, И) Минутка творчества.

Укрась торсык простыми казахскими орнаментами.

Д/игра «Угадай орнамент».

Иллюстрации «Торсык».

Азбука-альбом.

Доски с шероховатой

поверхностью, глина, тряпки и ёмкости для

воды, стеки.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

27-30 мин

(К) Выставка детских работ.

«Очумелые ручки».

Педагог привлекает детей к обсуждению поделок.

(Р) Ермек-скульптор предлагает детям оценить свою работу на

занятии.

1. Доволен своей работой – закрашивает колпак зелёным цветом.

2. Испытывал затруднения – красным.

Стенд детских работ.

Азбука-альбом,

карандаши.

Читайте также:  Уздг сосудов ног что это такое

Источник

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения: 14.12.18г.

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область: творчество

Пән/Предмет: лепка

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Мой Казахстан»

Тақырыбы/Тема: «Торсық» (кувшин) (декоративная)

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание аккуратности, эстетического восприятия.

2.Дамытушылық развивающая: развитие мелкой моторики рук.

3.Оқыту- обучющая: ознакомление детей с национальной казахской посудой. Обучение лепить с натуры передавая характерные особенности, формирование интереса к лепке. Упражнение умения детей лепить посуду, используя приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:

Демонстрационный: презентация, торсық, казахские национальные предметы и орнаменты, образец воспитателя, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки.

Раздаточный: пластилин на каждого ребенка, стека, дощечка для лепки, влажная салфетка.

Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина – Homeland, торсық – кувшин – jug, әже – бабушка – grandmother, ыдыс – посуда – dishes, ою-өрнек – орнамент – ornament, шебер – мастер – master.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, сообщает детям, что к ним в гости пришла девочка Айгерим.

Дети здороваются на трех языках.

Айгерим спрашивает у детей:

– В какой стране мы живем?

– В каком городе?

– Как зовут президента нашей страны?

– Какие праздники отмечают в Казахстане?

Дети перечисляют праздники и сообщают, что скоро праздник «День Независимости РК». Айгерим сообщает детям, что әже пригласила ее в гости и приготовила кумыс, но торсық – кувшин для кумыса у нее разбился, и она просит детей слепить торсық.

Көптілдік. Полиязычие: торсық – кувшин – jug, әже – бабушка – grandmother.

Читайте также:  Народными методами почистить сосуды

Индивидуальная работа с Даниллом М, Арсением, Львом Л. Повторяют произношение на трех языках.

2. Негізі бөлімі/основная часть.

Показ презентации «Мой Казахстан»

Дети смотрят фотографии своей Родины, предметы быта, посуду.

Көптілдік. Полиязычие: Отан – Родина – Homeland

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер – пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крылами ель.

Вот здесь, где всё дышит сказкою,

Родились мы и живём,

Поэтому край наш ласковый

Родиной мы зовём.

д/упр. «Передай сердечко и скажи словечко»

Передают друг другу сердечко и произносят добрые пожелания Родине и всем присутствующим.

– Дети, а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи – это искусство! Все вещи, которые мы видели – это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь; красивую посуду, домбру, сумку мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей.

Көптілдік. Полиязычие: ыдыс – посуда – dishes, ою-өрнек – орнамент – ornament, шебер – мастер – master.

Индивидуальная работа с Богданом М, Арсеном И, Арсением, повторяют произношение на трех языках.

д/и «Укрась и назови предмет»

Задание: надо быстро и красиво украсить предмет орнаментами и правильно его назвать.

Дети подходят к столу. На столе предметы для игры, выполняют задание.

Физминутка:

А ну-ка, дети, встанем,

Построим юрту сами.

Стенки – это кереге,

Давайте их растянем.

Поднимаем шанырак –

Палочки вставляем,

Укрываем, завершаем –

Строим юрту сами.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Берутся за руки

Читайте также:  Формула для нахождения давления на дно сосуда

Расходятся, растягиваясь

Поднимают руки

Руки вперёд

Поднимают руки вверх, затем опускают вниз.

Предлагает слепить торсық, для напитка из кобыльего молока – кумыса.

Көптілдік. Полиязычие: торсық – кувшин – jug

Воспитатель показывает образец работы, объясняет последовательность выполнения.

Пальчиковая гимнастика: «Посуда» (ыдыс – посуда – dishes)

раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Самостоятельная работа. Воспитатель следит за работой детей, по мере необходимости помогает. Индивидуальная помощь.

3. Қорытынды/итоговая часть.

Дети рассматривают работы, говорят, что у них получилось, что нет.

Айгерим благодарит детей за помощь и в честь праздника угощает баурсаками.

Источник

Конспект организованной учебной деятельности КПП

Дата:

04.12. 2020

Воспитатель:

Матяш О.А.

Образовательная область:

Творчество

Раздел:

Аппликация

Сквозная тема:

Мой Казахстан.

Тема ОУД:

«Декоративная. Торсык»

Цель:

Формировать навыки умения украшать предметы казахским орнаментом. Обучать умению украшать сосуд для кумыса. Формировать навыки умения украшать предметы казахским орнаментом. Приводить в порядок рабочее место, инструменты в процессе работы.

развивать интерес к творчеству казахского народа. Воспитывать уважение к казахской культуре.

Педагогические технологии:

здоровьесберегающие приемы

Обеспечение ресурсами:

Видео.

Музыкальное сопровождение. Цветная бумага, шаблоны торсыка и казахского орнамента, ножницы, клей, кисть, салфетка, тонкий шнур и толстая шерстяная нить.

Полиязычие:

праздник- мереке- holiday

Ход организованной учебной деятельности

Организационная часть:

создание положительно-эмоционального настроя на оуд.

«Букет доброты». Дети становятся в круг. У каждого из них цветок, который они передают соседу с пожеланием добра. В итоге тому, кто начал круг доброты достается целый букет пожеланий.

Педагог предлагает ребятам собрать картинку-пазл и назвать, что там изображено.

Подводит к теме занятия.

Основная часть:

Работа с иллюстрациями

Воспитанники рассматривают рисунок, фотографии, иллюстрации. Педагог сообщает, что кумыс издавна считался у многих народов лечебным напитком.

Видео сопровождаем расказом.

В старину делали сосуд для кумыса из кожи, редко из дерева для дорогих гостей в подарок, украшали драгоценными камнями. Сейчас торсык делают из керамики.

Гостей встречаем – кумысом угощаем!

Предлагает воспитанникам украсить торсык шнуром или толстой шерстяной нитью.

пальчиковая гимнастика. 1. «кольца».

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой руке. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

2. «кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «крестики-нолики».

Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

технология выполнения аппликации.

Педагог обращает внимание детей на порядок выполнения работы, объясняет задание.

Вырезать шаблоны и заготовки-прямоугольники. Посоветуйте воспитанникам использовать светло-коричневую или жёлтую бумагу. Сложить заготовку пополам и приложить шаблон торсыка по сгибу. Обвести шаблон простым карандашом.

Вырезать по контуру торсык, развернуть. Наклеить на заготовку-основу. Затем приложить шаблон орнамента на торсык и обвести простым карандашом.

Нанести кистью клей на линию орнамента.

На клеевую линию расположить шерстяную нить или тонкий шнурок.

Учите детей внимательно следить за длиной клеевой линии.

Правила безопасной работы.

На занятии педагог постоянно напоминает воспитанникам о правилах безопасной работы с ножницами.

Следит за бережным отношением к материалам, с которыми работают дети, за планированием своей работы, экономным расходованием материалов и рациональным использованием времени.

Итоговая часть:

Анализируются работы и подводится результат.

• аудиалы: устно, фронтально: что тебе понравилось на занятии, доволен ли … .

• кинестетики: раздать карточки «рожицы» и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.

Воспроизводят: Формировать навыки умения украшать предметы казахским орнаментом.

Понимают : как правильно работать с ножницами, спосбы вырезания из бумаги, сложенной вдвое.

Применяют : используют для украшения казахский орнамент.

Источник