Транспортировка баллонов и сосудов со сжиженным газом
Емкости для хранения сжиженных газов должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора.
Стационарные емкости могут быть цилиндрической и сферической формы, а по способу установки — подземными и наземными.
Емкости для хранения сжиженного газа должны быть только сварными. Баллоны для сжиженного газа свариваются из листовой стали и состоят из обечайки, двух штампованных днищ, горловины, запорного вентиля с заглушкой, башмака it колпака, для предохранения вентиля баллона от повреждений. На каждом баллоне должен быть указан завод-изготовитель, тип баллона, вес его (в кг) и емкость (в л), дата (месяц, год) произведенного и следующего очередного освидетельствования, рабочее давление (в кГ/см2), клеймо ОТК завода, клеймо Госгортехнадзора и пробное давление гидравлического испытания (в кГ/см2).
Баллон окрашивается в красный цвет с белой надписью «пропан — бутан».
В системе снабжения сжиженным газом большая роль принадлежит складам для хранения баллонов.
При строительстве и эксплуатации складов, а также яри транспортировке сжиженного газа необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора и «Временные правила проектирования, строительства и эксплуатации газового хозяйства в сельской местности».
Этими правилами разрешается хранение баллонов как в помещениях, так и на открытых огороженных площадках под навесом.
Общая емкость складов должна приниматься из расчета 5—7-дневного запаса газа для потребителей.
Помещения складов должны быть одноэтажными, без чердачных и подвальных помещений, с легкими перекрытиями и огнестойкими или полуогнестойкими стенами и перегородками. Склады должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей пятикратный обмен воздуха, а двери и окна должны открываться наружу. Высота помещения склада или навеса принимается не менее 2,5 м.
Освещение складов должно быть во взрывобезопасном исполнении.
Внутри складов баллоны могут храниться в специальных гнездах, клетках или должны быть ограждены барьером. При горизонтальном хранении баллонов вентили должны быть направлены в одну сторону, а высота штабелей баллонов не должна превышать 1,5 м. Расстояние от баллонов с газом до отопительных приборов на складе не должно быть менее 1,5 м.
Температура на складе не должна превышать 30° С.
Все склады оборудуются противопожарными средствами и предупредительными плакатами и инструкциями.
Склады организуются для создания резервного запаса на период бездорожья, для временного хранения в местах разгрузки из вагонов, а также для снабжения потребителей.
Институтом Укргипрогорпромгаз разработан типовой проект базы-склада баллонного хозяйства на 1000 бытовых установок с возможностью развития до 2000 установок.
Склад — в виде навеса из сборного железобетона, что уменьшает его стоимость и обеспечивает хорошее проветривание. Стоимость такой базы-склада определяется в 8,6 тыс. руб.
Институтом Мосгазпроект разработан другой типовой проект склада, рассчитанного на 400 баллонов.
Этот склад предусмотрено строить из кирпича и сборного железобетона со стенами решетчатого типа. Его стоимость составляет 7,4 тыс. руб.
Трестом Рязаньоблгаз разработан проект склада на 100 баллонов для снабжения потребителей в сельской местности. Этот склад представляет собой каркас из стальных уголков 40 X 40 мм, на который натягивается и привязывается металлическая сетка. Стоимость такого малого склада не превышает 200 рублей.
Для снабжения населения сжиженным газом в малолитражных баллонах проектным институтом Южгипрогаз разработаны три типа киосков по продаже этих баллонов. Киоск состоит из уголков с натянутой сеткой и крышей из асбоцементных листов.
Стоимость такого киоска составляет 220 руб.
Транспортировка сжиженного газа от заводов-изготовителей до потребителей (кустовых баз) осуществляется главным образом железнодорожным транспортом в специальных цистернах.
Железнодорожные цистерны оборудуются следующей арматурой: для налива и слива, для контроля степени заполнения и давления в ней, а также предохранительными устройствами. Для защиты от солнечных лучей цистерны оборудованы теневыми кожухами.
Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на склады и газораздаточные станции и к потребителям в большинстве случаев используется автотранспорт. Для этой цели в СССР выпускается три вида автоцистерн: на шасси автомашин МАЗ-200, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-164. Их емкость в пределах от 3 до 15 т. Оборудуются они примерно той же арматурой, что и железнодорожные цистерны. Кроме того, автоцистерна должна быть оборудована: двумя шлангами (для паровой фазы и жидкой), двумя углекислотными огнетушителями, штырем с тросом для заземления автоцистерны от статического электричества.
Самой распространенной и доступной в сельской местности является доставка сжиженного газа в баллонах. При этом можно использовать любой вид транспорта: тракторы с прицепами, автомобильный, водный и гужевой транспорт на мягких рессорах.
Перевозить баллоны можно в обычных бортовых автомашинах как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При этом между ними должны прокладываться деревянные бруски, с вырезанными по размеру баллонов гнездами. На баллоны надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.
При перевозке на специальных автомашинах баллоны, наполненные газом, защищаются от солнечных лучей тентом, а на бортовых автомашинах и другом транспорте накрываются брезентом.
Автомашины, занятые на перевозке баллонов с газом, должны иметь глушитель, выведенный вперед, красный флажок и два углекислотных огнетушителя, а также красную полосу вдоль борта и надпись «пропан—бутан».
При перевозке заполненных баллонов запрещается находиться людям в кузове автомашины. Примерная инструкция для шофера и слесаря по транспортировке баллонов дана в приложении 10.
Доставка газа потребителям в основном осуществляется двумя типами специальных автомашин, конструкцию которых разработал Саратовский институт Гипрониигаз.
В одном случае на шасси автомашины ГАЗ-51 установлены 12 контейнеров, по три баллона (емкостью 55 л) в каждом. Погрузку и разгрузку контейнеров производит легкий кран, смонтированный между кузовом и кабиной водителя.
В другом случае на шасси автомобиля ГАЗ-51 устанавливается каркас, сваренный из уголков и труб с ячейками-клетками, в которые укладываются баллоны в горизонтальном положении. Такая автомашина типа «Клетка» может одновременно перевозить 32 баллона, однако при перевозке баллонов на значительные расстояния
целесообразно перевозить большее количество баллонов. Для этого предполагается снять кузов автомашины типа «Клетка» и заменить обычным кузовом с сепаратором, который состоит из деревянных реек, отделяющих баллоны друг от друга. При этом емкость автомашины увеличивается с 32 до 45 баллонов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
1. Общие требования безопасности.
Транспортировка баллонов с кислородом, ацетиленом, пропан-бутаном производится потребителем под руководством лица, назначенного приказом по предприятию, как ответственного за безопасную перевозку баллонов допускаются лица не моложе 18 лет, обученные, в соответствии с производственной инструкцией, имеющие удостоверение и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Лица, ответственные за безопасное хранение, выдачу и получение баллонов, назначаются приказом из числа работников, прошедших обучение, сдавших экзамен и прошедших инструктаж по технике безопасности.
Кислород – бесцветный газ без запаха. Не горит, но активно поддерживает горение. Масло и жир в струе кислорода воспламеняются вследствие их быстрого окисления, сопровождаемого сильным нагреванием. Транспортировка осуществляется в баллонах голубого цвета с черной надписью – «кислород». Вес баллона – 67 кг, при давлении 150 атм., вмещает 6000 л (6 куб.м.) газа. Емкость баллона – 40 л.
Технический ацетилен – бесцветный газ с резким чесночным запахом. Горючий и взрывоопасный газ. Легче воздуха и кислорода. Взрывоопасен при смеси с воздухом от 2,8 до 80%, при наличии искры, открытого пламени, нагретой поверхности. Транспортировка осуществляется в баллонах белого цвета с красной надписью – «ацетилен». Вес баллона – 52 кг., при давлении 19 атм. Емкость баллона – 60 л.
Пропан – бутан – смесь сжиженных нефтяных газов, с мало ощутимым запахом. Для обнаружения его присутствия в воздухе добавляется этиломекротан, имеющий неприятный запах. Положительным свойством этих газов является небольшой предел взрывоопасности. Транспортировка осуществляется в баллонах красного цвета с белой надписью «пропан – бутан». Емкость баллона 50 л. При давлении 16 атм. имеет 20 кг газа.
Лица, виновные в нарушении данной инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности согласно правил внутреннего трудового распорядка.
2. Требования безопасности перед началом работ.
Транспортное средство должно быть подрессорным.
Автомобиль для перевозки баллонов должен быть укомплектован двумя огнетушителями типа ОУ и двумя красными флажками.
Выхлопная труба автомобиля должна быть выведена впереди в сторону и снабжена искрогасителем.
При транспортировке баллонов в вертикальном положении обязательно наличие хомутов, прикрепленных к бортам и удерживающих баллоны.
При перевозке в горизонтальном положении необходимо наличие прокладок (деревянные бруски с вырезанными гнездами под баллон) или веревочные, или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм по два кольца на баллон.
В случае несоблюдения выше изложенных пунктов транспортировка баллонов запрещена.
3. Требования безопасности во время работы.
Курение, наличие открытого огня и горячих поверхностей при транспортировке баллонов – запрещено.
Переноска баллонов на плечах – запрещена.
Перед погрузкой проверяются заглушки на вентилях и предохранительные клапаны (они должны быть плотно навернуты). Закрывают вентили колпаками и грузят (при горизонтальном положении) вентилями в одну сторону, не более чем в три ряда, поперек кузова.
При транспортировке баллонов необходимо исключить возможность ударов.
Транспортировка баллонов с другими грузами – запрещена.
Транспортировка баллонов в пределах зоны производства работ осуществляется специальными тележками, на носилках (в зимнее время на санках).
Транспортировка:
Баллоны с газом относятся ко 2 классу опасных грузов, поэтому для их перевозки необходимо:
– Получить лицензию на перевозку, действующую в течении 6 месяцев;
– Разработать маршрут перевозки, он должен проходить в малонаселенных местах;
– Переоборудовать автомобиль с подтверждением в ГАИ следующим образом:
Выхлопная труба спереди;
Искрогаситель на все время поездки;
Бак внизу;
«масса» включения аккумуляторных батарей выключается из кабины;
электропроводка в двойной изоляции;
щелочка для заземления 200 мм;
система информационного обеспечения – табличка на борт;
запас горючего на 500 км, запрещено заправляться из канистры.
Требования к водителю: стаж работы – 3 года на данном транспортном средстве, медицинский осмотр, отметка в путевом листе «Опасный груз», лицензия, адреса вышестоящих лиц, два огнетушителя по 2 л.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
При возникновении опасности контакта баллонов с открытым пламенем или нагретыми поверхностями – ликвидировать источники нагревания, а в случае невозможности принять меры к удалению баллонов в безопасное место.
При обнаружении характерного запаха ацетилена или пропан-бутана, предупредить о наличии опасности находящихся рядом людей и принять меры к обнаружению и ликвидации утечки газа.
При обнаружении признаков отравления газом – вынести пострадавшего на открытый воздух и вызвать врача.
При несчастном случае обратиться за медицинской помощью, одновременно сообщить администрации о несчастном случае с Вами или товарищем по работе, если он не состоянии этого сделать сам для своевременного составления акта о происшедшем несчастном случае и принятии мер, предупреждающих повторение подобных случаев.
5. Требования техники безопасности по окончании работы.
Хранение баллонов должно производиться с навернутыми на штуцера заглушками и одетыми на баллоны предохранительными колпаками в отдельном специально оборудованном помещении только в вертикальном положении.
Порожние баллоны хранить отдельно от баллонов, заполненных газом.
Склады баллонов, наполненных газом, должны иметь искусственную или естественную вентиляцию и двери, открываемые наружу и оборудованы надписью «Огнеопасно».
На расстоянии ближе 10 м от склада с баллонами производство работ с открытым огнем или хранение ГСМ – запрещено.
Двери склада закрываются на замки, ключи от которых хранятся у ответственных лиц.
Главный инженер _______________/ /
СОГЛАСОВАНО:
Инженер по охране труда _______________/ /
Если Вы обнаружили ошибку или неточность, сообщите о ней, пожалуйста, по быстрой почте
Источник
509. Эксплуатация (наполнение, хранение, транспортирование и использование) баллонов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей указанную деятельность, утвержденной в установленном порядке.
510. Работники, обслуживающие баллоны, должны пройти проверку знаний инструкции и иметь удостоверение о допуске к самостоятельной работе, выданное в установленном порядке.
511. Размещение (установка) баллонов с газом на местах потребления (использования) в качестве индивидуальной баллонной установки (не более двух баллонов (один рабочий, другой резервный) каждого вида газа, используемого в технологическом процессе), групповой баллонной установки, а также на местах хранения технологического запаса баллонов должны осуществляться в соответствии с планом (проектом) размещения оборудования с учетом требований настоящих ФНП и требований пожарной безопасности.
512. При использовании и хранении баллонов не допускается их установка в местах прохода людей, перемещения грузов и проезда транспортных средств.
513. Баллоны (при индивидуальной установке) должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов, печей и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем.
514. Размещение групповых баллонных установок и хранение баллонов с горючими газами должно осуществляться в специально оборудованных в соответствии с проектом и требованиями пожарной безопасности помещениях или на открытой площадке, при этом не допускается расположение групповых баллонных установок и хранение баллонов с горючими газами в помещении, где осуществляется технологический процесс использования находящегося в них горючего газа.
515. Баллон с газом на месте применения до начала использования должен быть установлен в вертикальное положение и надежно закреплен от падения в порядке, установленном производственной инструкцией по эксплуатации. При производстве ремонтных или монтажных работ баллон со сжатым кислородом допускается укладывать на землю (пол, площадку), предварительно полностью очищенные от разливов топлива, масел, с обеспечением:
а) расположения вентиля выше башмака баллона и недопущения перекатывания баллона;
б) размещения верхней его части на прокладке с вырезом, выполненной из дерева или иного материала, исключающего искрообразование.
Использование баллонов со сжиженными и растворенными под давлением газами (пропан-бутан, ацетилен) в горизонтальном положении не допускается.
516. При эксплуатации баллонов не допускается расходовать находящийся в них газ полностью. Для конкретного типа газа, с учетом его свойств, остаточное давление в баллоне устанавливается в руководстве (инструкции) по эксплуатации и должно быть не менее 0,05 МПа, если иное не предусмотрено техническими условиями на газ.
517. Выпуск (подача) газов из баллонов в сосуд, а также в технологическое оборудование с меньшим рабочим давлением должен быть произведен через редуктор, предназначенный для данного газа и окрашенный в соответствующий цвет. На входе в редуктор должен быть установлен манометр со шкалой, обеспечивающей возможность измерения максимального рабочего давления в баллоне; а на камере низкого давления редуктора должен быть установлен пружинный предохранительный клапан, отрегулированный на соответствующее разрешенное давление в сосуде или технологическом оборудовании, в которые выпускается газ, а также соответствующий данному давлению манометр. Тип манометра и предохранительного клапана определяется разработчиком проекта и изготовителем редуктора.
518. С целью недопущения возгорания и взрыва баллонов с горючими газами и кислородом подключаемое к ним оборудование, а также используемые для его подключения трубопроводы и (или) гибкие рукава должны быть исправны и соответствовать (по материалам и прочности) используемому в них газу.
519. При невозможности из-за неисправности вентилей выпустить на месте потребления газ из баллонов последние должны быть возвращены на наполнительную станцию отдельно от пустых (порожних) баллонов с нанесением на них соответствующей временной надписи (маркировки) любым доступным способом, не нарушающим целостность корпуса баллона. Выпуск газа из таких баллонов на наполнительной станции должен быть производен в соответствии с инструкцией, утвержденной в установленном порядке.
520. Наполнение баллонов должны проводить организации (индивидуальные предприниматели), имеющие наполнительные станции (пункты наполнения), производственные помещения (площадки) которых в соответствии с проектом и требованиями настоящих ФНП оборудованы для наполнения баллонов конкретным видом газов; предусматривают возможность приемки-выдачи и раздельного хранения пустых и наполненных баллонов; оснащены техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими наполнение, опорожнение (в том числе слив неиспарившихся остатков, в случае сжиженных газов, выпуск газа из баллонов с неисправной арматурой), ремонт и окраску баллонов.
Выпуск газа из баллонов с неисправной арматурой и ремонт баллонов должны производить организации (индивидуальные предприниматели), соответствующие требованиям пункта 486 настоящих ФНП.
Организация – наполнитель баллонов должна обеспечить наличие необходимого количества специалистов, аттестованных в соответствии с положением об аттестации, и рабочих с квалификацией, соответствующей характеру выполняемых работ, а также производственных инструкций, определяющих порядок приемки, выдачи, хранения, наполнения, опорожнения и ремонта баллонов.
Наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми, сжиженными и растворимыми газами, обязаны вести журнал наполнения баллонов, в котором, в частности, должны быть указаны:
а) дата наполнения;
б) номер баллона;
в) дата освидетельствования;
г) масса газа (сжиженного) в баллоне, кг;
д) подпись, фамилия и инициалы лица, наполнившего баллон.
Если производят наполнение баллонов различными газами, то по каждому газу должен вестись отдельный журнал наполнения.
Порядок ведения учета наполнения (заправки) баллонов (топливных емкостей) автотранспортных средств на автозаправочных станциях устанавливается производственными инструкциями с учетом их специфики, определенной требованиями проектной документации и иных нормативных правовых документов, устанавливающих требования к указанным объектам, при условии обеспечения требований пункта 523 настоящих ФНП.
521. Наполнение баллонов газами должно быть произведено по инструкции, разработанной и утвержденной наполнительной организацией (индивидуальным предпринимателем) с учетом свойств газа, определенных проектом наполнительной станции, местных условий и технологии наполнения, а также требований руководства (инструкции) по эксплуатации и иной документации изготовителя баллона.
Перед наполнением кислородных баллонов должен быть проведен контроль отсутствия в них примеси горючих газов газоанализатором в порядке, установленном инструкцией. При наполнении баллонов медицинским кислородом должна проводиться их продувка давлением наполняемой среды в порядке, установленном инструкцией.
Наполнение баллонов сжиженными газами должно соответствовать нормам, установленным изготовителем баллонов и (или) техническими условиями на сжиженные газы. При отсутствии таких сведений нормы наполнения определяются с учетом разрешенного давления баллона в соответствии с приложением N 6 к настоящим ФНП.
522. Баллоны, наполняемые газом, должны быть прочно укреплены и плотно присоединены к наполнительной рампе.
523. Не допускается наполнение газом и использование баллонов, у которых:
а) истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные изготовителем;
б) истек срок проверки пористой массы;
в) поврежден корпус баллона;
г) неисправны вентили;
д) отсутствуют надлежащая окраска или надписи;
е) отсутствует избыточное давление газа;
ж) отсутствуют установленные клейма.
Наполнение баллонов, в которых отсутствует избыточное давление газов, проводят после предварительной их проверки в соответствии с инструкцией наполнительной станции.
524. Перенасадка башмаков и колец для колпаков, замена вентилей, очистка, восстановление окраски и надписей на баллонах должны быть произведены на пунктах освидетельствования баллонов.
Вентиль после ремонта, связанного с его разборкой, должен быть проверен на плотность при рабочем давлении.
525. Производить насадку башмаков на баллоны разрешается только после выпуска газа, вывертывания вентилей и соответствующей дегазации баллонов.
Очистка и окраска наполненных газом баллонов, а также укрепление колец на их горловине запрещаются.
526. Баллоны с газами (за исключением баллонов с ядовитыми газами) могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.
Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.
527. Баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях.
528. Наполненные баллоны с насаженными на них башмаками, а также баллоны, имеющие специальную конструкцию с вогнутым днищем, должны храниться в вертикальном положении. Для предохранения от падения баллоны должны быть установлены в специально оборудованные гнезда, клетки или ограждаться барьером.
529. Баллоны, которые не имеют башмаков, могут храниться в горизонтальном положении на деревянных рамах или стеллажах. При хранении на открытых площадках разрешается укладывать баллоны с башмаками в штабеля с прокладками из веревки, деревянных брусьев, резины или иных неметаллических материалов, имеющих амортизирующие свойства, между горизонтальными рядами.
При укладке баллонов в штабеля высота последних не должна превышать 1,5 метра, вентили баллонов должны быть обращены в одну сторону.
530. Склады для хранения баллонов, наполненных газами, должны соответствовать проекту, разработанному с учетом требований настоящих ФНП и требований пожарной безопасности. Здание склада должно быть одноэтажным с покрытиями легкого типа и не иметь чердачных помещений. Стены, перегородки, покрытия складов для хранения газов должны быть из несгораемых материалов, соответствующих проекту; окна и двери должны открываться наружу. Оконные и дверные стекла должны быть матовые или закрашены белой краской. Высота складских помещений для баллонов должна быть не менее 3,25 метра от пола до нижних выступающих частей кровельного покрытия. Полы складов должны быть ровные с нескользкой поверхностью, а складов для баллонов с горючими газами – с поверхностью из материалов, исключающих искрообразование при ударе о них какими-либо предметами.
531. Оснащение складов для баллонов с горючими газами, опасными в отношении взрывов, определяется проектом.
532. В складах должны быть вывешены инструкции, правила и плакаты по обращению с баллонами, находящимися на складе.
533. Склады для баллонов, наполненных газом, должны иметь естественную или искусственную вентиляцию.
534. Склады для баллонов со взрыво- и пожароопасными газами должны находиться в зоне молниезащиты.
535. Складское помещение для хранения баллонов должно быть разделено несгораемыми стенами на отсеки, в каждом из которых допускается хранение не более 500 баллонов (40 литров) с горючими или ядовитыми газами и не более 1000 баллонов (40 литров) с негорючими и неядовитыми газами.
Отсеки для хранения баллонов с негорючими и неядовитыми газами могут быть отделены несгораемыми перегородками высотой не менее 2,5 метров с открытыми проемами для прохода людей и проемами для средств механизации. Каждый отсек должен иметь самостоятельный выход наружу.
536. Разрывы между складами для баллонов, наполненных газами, между складами и смежными производственными зданиями, общественными помещениями, жилыми домами определяются проектом и должны соответствовать градостроительным нормам.
537. Перемещение баллонов на объектах их применения (местах производства работ) должно производиться на специально приспособленных для этого тележках или с помощью других устройств, обеспечивающих безопасность транспортирования.
538. Перевозка наполненных газами баллонов в пределах границ ОПО, производственной площадки предприятия и на иных объектах проведения монтажных и ремонтных работ должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут быть применены деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны быть уложены вентилями в одну сторону.
Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения.
Перевозка баллонов, наполненных газом, по дорогам общего пользования автомобильным (железнодорожным) транспортом не относится к деятельности в области промышленной безопасности и осуществляется в соответствии с требованиями иных нормативных правовых актов и международных соглашений, действующих на территории Российской Федерации.
539. Транспортирование и хранение баллонов должны производиться с навернутыми колпаками, если конструкцией баллона не предусмотрена иная защита запорного органа баллона.
Хранение наполненных баллонов до выдачи их потребителям допускается без предохранительных колпаков.
540. При эксплуатации, наполнении, хранении и транспортировании баллонов, изготовленных из металлокомпозитных и композитных материалов, должны быть выполнены дополнительные требования, установленные разработчиком проекта и (или) изготовителем баллона и указанные в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иной документации изготовителя.
Источник