Транспортировка и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом

Емкости для хранения сжиженных газов должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора.
Стационарные емкости могут быть цилиндрической и сферической формы, а по способу установки — подземными и наземными.
Емкости для хранения сжиженного газа должны быть только сварными. Баллоны для сжиженного газа свариваются из листовой стали и состоят из обечайки, двух штампованных днищ, горловины, запорного вентиля с заглушкой, башмака it колпака, для предохранения вентиля баллона от повреждений. На каждом баллоне должен быть указан завод-изготовитель, тип баллона, вес его (в кг) и емкость (в л), дата (месяц, год) произведенного и следующего очередного освидетельствования, рабочее давление (в кГ/см2), клеймо ОТК завода, клеймо Госгортехнадзора и пробное давление гидравлического испытания (в кГ/см2).
Баллон окрашивается в красный цвет с белой надписью «пропан — бутан».
В системе снабжения сжиженным газом большая роль принадлежит складам для хранения баллонов.
При строительстве и эксплуатации складов, а также яри транспортировке сжиженного газа необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора и «Временные правила проектирования, строительства и эксплуатации газового хозяйства в сельской местности».
Этими правилами разрешается хранение баллонов как в помещениях, так и на открытых огороженных площадках под навесом.
Общая емкость складов должна приниматься из расчета 5—7-дневного запаса газа для потребителей.
Помещения складов должны быть одноэтажными, без чердачных и подвальных помещений, с легкими перекрытиями и огнестойкими или полуогнестойкими стенами и перегородками. Склады должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей пятикратный обмен воздуха, а двери и окна должны открываться наружу. Высота помещения склада или навеса принимается не менее 2,5 м.
Освещение складов должно быть во взрывобезопасном исполнении.
Внутри складов баллоны могут храниться в специальных гнездах, клетках или должны быть ограждены барьером. При горизонтальном хранении баллонов вентили должны быть направлены в одну сторону, а высота штабелей баллонов не должна превышать 1,5 м. Расстояние от баллонов с газом до отопительных приборов на складе не должно быть менее 1,5 м.
Температура на складе не должна превышать 30° С.
Все склады оборудуются противопожарными средствами и предупредительными плакатами и инструкциями.
Склады организуются для создания резервного запаса на период бездорожья, для временного хранения в местах разгрузки из вагонов, а также для снабжения потребителей.
Институтом Укргипрогорпромгаз разработан типовой проект базы-склада баллонного хозяйства на 1000 бытовых установок с возможностью развития до 2000 установок.
Склад — в виде навеса из сборного железобетона, что уменьшает его стоимость и обеспечивает хорошее проветривание. Стоимость такой базы-склада определяется в 8,6 тыс. руб.
Институтом Мосгазпроект разработан другой типовой проект склада, рассчитанного на 400 баллонов.
Этот склад предусмотрено строить из кирпича и сборного железобетона со стенами решетчатого типа. Его стоимость составляет 7,4 тыс. руб.
Трестом Рязаньоблгаз разработан проект склада на 100 баллонов для снабжения потребителей в сельской местности. Этот склад представляет собой каркас из стальных уголков 40 X 40 мм, на который натягивается и привязывается металлическая сетка. Стоимость такого малого склада не превышает 200 рублей.
Для снабжения населения сжиженным газом в малолитражных баллонах проектным институтом Южгипрогаз разработаны три типа киосков по продаже этих баллонов. Киоск состоит из уголков с натянутой сеткой и крышей из асбоцементных листов.
Стоимость такого киоска составляет 220 руб.
Транспортировка сжиженного газа от заводов-изготовителей до потребителей (кустовых баз) осуществляется главным образом железнодорожным транспортом в специальных цистернах.
Железнодорожные цистерны оборудуются следующей арматурой: для налива и слива, для контроля степени заполнения и давления в ней, а также предохранительными устройствами. Для защиты от солнечных лучей цистерны оборудованы теневыми кожухами.
Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на склады и газораздаточные станции и к потребителям в большинстве случаев используется автотранспорт. Для этой цели в СССР выпускается три вида автоцистерн: на шасси автомашин МАЗ-200, ЗИЛ-151 и ЗИЛ-164. Их емкость в пределах от 3 до 15 т. Оборудуются они примерно той же арматурой, что и железнодорожные цистерны. Кроме того, автоцистерна должна быть оборудована: двумя шлангами (для паровой фазы и жидкой), двумя углекислотными огнетушителями, штырем с тросом для заземления автоцистерны от статического электричества.
Самой распространенной и доступной в сельской местности является доставка сжиженного газа в баллонах. При этом можно использовать любой вид транспорта: тракторы с прицепами, автомобильный, водный и гужевой транспорт на мягких рессорах.
Перевозить баллоны можно в обычных бортовых автомашинах как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. При этом между ними должны прокладываться деревянные бруски, с вырезанными по размеру баллонов гнездами. На баллоны надеваются веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм.
При перевозке на специальных автомашинах баллоны, наполненные газом, защищаются от солнечных лучей тентом, а на бортовых автомашинах и другом транспорте накрываются брезентом.
Автомашины, занятые на перевозке баллонов с газом, должны иметь глушитель, выведенный вперед, красный флажок и два углекислотных огнетушителя, а также красную полосу вдоль борта и надпись «пропан—бутан».
При перевозке заполненных баллонов запрещается находиться людям в кузове автомашины. Примерная инструкция для шофера и слесаря по транспортировке баллонов дана в приложении 10.
Доставка газа потребителям в основном осуществляется двумя типами специальных автомашин, конструкцию которых разработал Саратовский институт Гипрониигаз.
В одном случае на шасси автомашины ГАЗ-51 установлены 12 контейнеров, по три баллона (емкостью 55 л) в каждом. Погрузку и разгрузку контейнеров производит легкий кран, смонтированный между кузовом и кабиной водителя.
В другом случае на шасси автомобиля ГАЗ-51 устанавливается каркас, сваренный из уголков и труб с ячейками-клетками, в которые укладываются баллоны в горизонтальном положении. Такая автомашина типа «Клетка» может одновременно перевозить 32 баллона, однако при перевозке баллонов на значительные расстояния
целесообразно перевозить большее количество баллонов. Для этого предполагается снять кузов автомашины типа «Клетка» и заменить обычным кузовом с сепаратором, который состоит из деревянных реек, отделяющих баллоны друг от друга. При этом емкость автомашины увеличивается с 32 до 45 баллонов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
1. Общие требования безопасности.
Транспортировка баллонов с кислородом, ацетиленом, пропан-бутаном производится потребителем под руководством лица, назначенного приказом по предприятию, как ответственного за безопасную перевозку баллонов допускаются лица не моложе 18 лет, обученные, в соответствии с производственной инструкцией, имеющие удостоверение и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Лица, ответственные за безопасное хранение, выдачу и получение баллонов, назначаются приказом из числа работников, прошедших обучение, сдавших экзамен и прошедших инструктаж по технике безопасности.
Кислород – бесцветный газ без запаха. Не горит, но активно поддерживает горение. Масло и жир в струе кислорода воспламеняются вследствие их быстрого окисления, сопровождаемого сильным нагреванием. Транспортировка осуществляется в баллонах голубого цвета с черной надписью – «кислород». Вес баллона – 67 кг, при давлении 150 атм., вмещает 6000 л (6 куб.м.) газа. Емкость баллона – 40 л.
Технический ацетилен – бесцветный газ с резким чесночным запахом. Горючий и взрывоопасный газ. Легче воздуха и кислорода. Взрывоопасен при смеси с воздухом от 2,8 до 80%, при наличии искры, открытого пламени, нагретой поверхности. Транспортировка осуществляется в баллонах белого цвета с красной надписью – «ацетилен». Вес баллона – 52 кг., при давлении 19 атм. Емкость баллона – 60 л.
Пропан – бутан – смесь сжиженных нефтяных газов, с мало ощутимым запахом. Для обнаружения его присутствия в воздухе добавляется этиломекротан, имеющий неприятный запах. Положительным свойством этих газов является небольшой предел взрывоопасности. Транспортировка осуществляется в баллонах красного цвета с белой надписью «пропан – бутан». Емкость баллона 50 л. При давлении 16 атм. имеет 20 кг газа.
Лица, виновные в нарушении данной инструкции, привлекаются к дисциплинарной ответственности согласно правил внутреннего трудового распорядка.
2. Требования безопасности перед началом работ.
Транспортное средство должно быть подрессорным.
Автомобиль для перевозки баллонов должен быть укомплектован двумя огнетушителями типа ОУ и двумя красными флажками.
Выхлопная труба автомобиля должна быть выведена впереди в сторону и снабжена искрогасителем.
При транспортировке баллонов в вертикальном положении обязательно наличие хомутов, прикрепленных к бортам и удерживающих баллоны.
При перевозке в горизонтальном положении необходимо наличие прокладок (деревянные бруски с вырезанными гнездами под баллон) или веревочные, или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм по два кольца на баллон.
В случае несоблюдения выше изложенных пунктов транспортировка баллонов запрещена.
3. Требования безопасности во время работы.
Курение, наличие открытого огня и горячих поверхностей при транспортировке баллонов – запрещено.
Переноска баллонов на плечах – запрещена.
Перед погрузкой проверяются заглушки на вентилях и предохранительные клапаны (они должны быть плотно навернуты). Закрывают вентили колпаками и грузят (при горизонтальном положении) вентилями в одну сторону, не более чем в три ряда, поперек кузова.
При транспортировке баллонов необходимо исключить возможность ударов.
Транспортировка баллонов с другими грузами – запрещена.
Транспортировка баллонов в пределах зоны производства работ осуществляется специальными тележками, на носилках (в зимнее время на санках).
Транспортировка:
Баллоны с газом относятся ко 2 классу опасных грузов, поэтому для их перевозки необходимо:
– Получить лицензию на перевозку, действующую в течении 6 месяцев;
– Разработать маршрут перевозки, он должен проходить в малонаселенных местах;
– Переоборудовать автомобиль с подтверждением в ГАИ следующим образом:
Выхлопная труба спереди;
Искрогаситель на все время поездки;
Бак внизу;
«масса» включения аккумуляторных батарей выключается из кабины;
электропроводка в двойной изоляции;
щелочка для заземления 200 мм;
система информационного обеспечения – табличка на борт;
запас горючего на 500 км, запрещено заправляться из канистры.
Требования к водителю: стаж работы – 3 года на данном транспортном средстве, медицинский осмотр, отметка в путевом листе «Опасный груз», лицензия, адреса вышестоящих лиц, два огнетушителя по 2 л.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
При возникновении опасности контакта баллонов с открытым пламенем или нагретыми поверхностями – ликвидировать источники нагревания, а в случае невозможности принять меры к удалению баллонов в безопасное место.
При обнаружении характерного запаха ацетилена или пропан-бутана, предупредить о наличии опасности находящихся рядом людей и принять меры к обнаружению и ликвидации утечки газа.
При обнаружении признаков отравления газом – вынести пострадавшего на открытый воздух и вызвать врача.
При несчастном случае обратиться за медицинской помощью, одновременно сообщить администрации о несчастном случае с Вами или товарищем по работе, если он не состоянии этого сделать сам для своевременного составления акта о происшедшем несчастном случае и принятии мер, предупреждающих повторение подобных случаев.
5. Требования техники безопасности по окончании работы.
Хранение баллонов должно производиться с навернутыми на штуцера заглушками и одетыми на баллоны предохранительными колпаками в отдельном специально оборудованном помещении только в вертикальном положении.
Порожние баллоны хранить отдельно от баллонов, заполненных газом.
Склады баллонов, наполненных газом, должны иметь искусственную или естественную вентиляцию и двери, открываемые наружу и оборудованы надписью «Огнеопасно».
На расстоянии ближе 10 м от склада с баллонами производство работ с открытым огнем или хранение ГСМ – запрещено.
Двери склада закрываются на замки, ключи от которых хранятся у ответственных лиц.
Главный инженер _______________/ /
СОГЛАСОВАНО:
Инженер по охране труда _______________/ /
Если Вы обнаружили ошибку или неточность, сообщите о ней, пожалуйста, по быстрой почте
Источник
Правила перевозки баллонов с техническими газами
В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами. Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения это подтверждают.
Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:
“Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом” (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).
“Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов” (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).
“Правила дорожного движения” (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что “Перевозка … опасных грузов … осуществляется в соответствии со специальными правилами”.
“Кодекс РФ об административных правонарушениях”, статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде “административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда”.
В соответствии с п.п.3 п.1.2 [1] “Действие Правил не распространяется на … перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза”. Там же разъяснено, что “Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)”. Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ [2], устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.
Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 “Положения ДОПОГ не применяются … к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки”.
Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий – изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 [2]).
Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А – нейтральные и О – окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) – ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под “единицей” здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа.
Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:газ класс объем количество
Азот 2A баллон 40л до 24 штук включительно
Аргон 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
Ацетилен 2F баллон 5кг/40л до 18 штук включительно
Гелий 2A баллон 40л до 24 штук включительно
Кислород 20 баллон 40л до 24 штук включительно
Пропан 2F баллон 21кг/50л до 15 штук включительно
Углекислота 2A баллон 24кг/40л до 41 штук включительно
Углекислота 2A баллон 19кг/40л до 52 штук включительно
Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.
Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ “Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма … количества веществ и изделий транспортной категории “2”, помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории “3” не должна превышать 1000″.
Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?
Расчет: (21[кг] * 4) * 3 + 40[л] * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.
Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов [1] гласит: “совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)”. Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение. Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 [1]), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно… В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.
А.Г.Блинов
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55663/
Источник