Три газа смешали и взорвали в замкнутом сосуде

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

школьников по химии 2011 года

Решение заданий для учащихся 9 классов

Задание 1. В колбе нагрели 0,18 г простого вещества А с избытком концентрированной серной кислоты. Газообразные продукты реакции пропустили через избыток раствора гидроксида кальция, выпало 5,1 г осадка. Определите исходное вещество. Ответ подтвердите расчетами и химическими уравнениями реакций. (10 баллов)

Решение:

1. При взаимодействии с известковой водой только одного газообразного продукта восстановления конц. серной кислоты – оксида серы (IV) образуется осадок.

Са(ОН)2 + SО2 = СаSО3 + Н2О 1 балл

2. Определение количества вещества образовавшегося осадка:

n(СаSО3)==0,0425 моль 1 балл

3. Допустим, что концентрированная серная кислота реагирует с малоактивным металлом (I), что описывается уравнением реакции:

2Ме + 2Н2SО4(конц) = Ме2SО4 + SО2+ 2Н2О, тогда

n(SО2)=n(СаSО3)= 0,0425 моль 1 балл

n(Ме)=2n(SО2)= 0,0850 моль 1 балл

4. Определение молярной массы металла:

М(Ме)= ==2,12г/моль 1 балл

Молярные массы металлов (II), (III), (IV) будут равны 4,26; 6,36 и 8,48 г/моль, соответственно. Учитывая, что малоактивные металлы с такими молярными массами не известны, то делаем вывод, что вещество А – неметалл, вероятно сера или углерод. 1 балл

5. Уравнение реакции конц. серной кислоты с серой:

S + 2Н2SО4(конц) = 3SО2 + 2Н2О

1 моль(32г) 3моль(364г)

n(S)===0,0056 моль

n(SО2)=3n(S)=30,0056 = 0,0168 моль

n(СаSО3)= n(SО2)=0,0168 моль

m(СаSО3)===2,02 г эта масса меньше приведенной в условии задачи. Следовательно, с концентрированной серной кислотой реагировала не сера.

1 балл

6. Допустим, что конц. серная кислота взаимодействует с углеродом:

С + 2Н2SО4(конц)= 2SО2+ СО2 + 2Н2О

1 моль (12г) 2 моль (264 г)

n(CО2)==0,015 моль

СО2+ Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О

1моль 1моль(100г)

n(СО2)=n(С)=0,015 моль

n(СаСО3)= n(СО2)=0,015 моль

m(СаСО3)=М(СаСО3)n(СаСО3)=100г/моль0,015 моль=1,50 г 1 балл

7. Как следует из химических уравнений

n(SО2)=2n(СО2)=0,030 моль

n(СаSО3)=n(SО2)= 0,030 моль

m(СаSО3)= 120г/моль0,030 моль = 3,60 г

8. Общая масса осадка составит:

m(СаСО3) + m(СаSО3) = 1,50 + 3,60 = 5,10 г, что соответствует данным условиям задачи. Следовательно, простое вещество А – углерод. 2 балла

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

школьников по химии 2011 года

Решение заданий для учащихся 9 классов

Задание 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ:

СuSO4СuXCu(OH)2CuOCuSO4YCu(NO3)2CuOCu

Cu(NO3)2 (10 баллов)

Решение:

1. СuSO4 +Fе=FеSO4 + Сu 1 балл

2. Сu + 2Н2SО4(конц) = СuSO4 +SО2+ 2Н2О или

Сu + НNО3 (конц. или разб.) 1 балл

3. СuSO4 +2КОН = Cu(OH)2 + К2SO4 1 балл

4. Cu(OH)2= CuO + Н2О 1 балл

5. CuO + Н2SО4 = CuSO4 + Н2О 1 балл

6. CuSO4 + ВаСl2= ВаSО4+ СuСl2 1 балл

7. СuСl2 + 2АgNО3= Cu(NO3)2 + 2АgCl 1 балл

8. 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NО2 + О21 балл

9. CuO + Н2= Cu + Н2О 1 балл

10. Cu + 4НNО3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2NО2 + Н2О 1 балл

В данной реакции также может быть использована разбавленная азотная кислота.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

школьников по химии 2011 года

Решение заданий для учащихся 9 классов

Задание 3. В замкнутом сосуде смешали три газа, полученные следующим образом: первый – действием избытком концентрированной соляной кислоты на 5,88 г дихромата калия, второй – при разложении 24,5 г бертолетовой соли в присутствии катализатора – оксида марганца (IV), третий – действием разбавленной серной кислоты на 37 г железа. Полученную газовую смесь взорвали. Какая кислота и какой концентрации образовалась?

Решение:

1. Уравнения реакций получения газов:

К2Сr2О3 + 14НСl = 2КСl + 2СrСl3 + 3Сl2 + 7Н2О 2 балла

2КСlО3 = 2КСl + 3О2реакция протекает в присутствии катализатора МnО2

1 балл

Fе + Н2SО4 = FеSО4 + Н21 балл

2. Объем полученных газов

n(К2Сr2О3) = = 0,02 моль n(Cl2) = 0,023= 0,06 моль V(Cl2)=1,344 л

n(КСlО3) = = 0,2 моль n(О2)= 0,3 моль V(О2)= 6,73 л

n(Fе)==0,66 моль n(Н2)=0,66 моль V(Н2)= 14,8 л 1 балла

3. Уравнения реакций после и расчеты вступившего в реакции объемы водорода и массы полученныхвеществ:

2Н2 + О2 = 2Н2О

n(Н2)=0,3моль 2=0,6 моль V(Н2)= 0,622,4=13,4л

m(Н2О)=0,6 моль18 г/моль=10,8 г 1 балл

Н2 + Сl2 = 2НСl

n(Н2)=0,06моль V(Н2)=0,0622,4-1,344л

n(НСl)=0,062=0,12 моль m(НСl)=4,38 г 1 балл

4. Общий объем водорода, израсходованный в период взрыва:

V(Н2)=13,44+1,34414,8 л 1 балл

5. Масса раствора, полученного после реакций:

mр-ра=10,8+4,38=15,18 г 1 балл

6. Массовая доля полученного раствора:

15,8 г р-ра содержат – 4,38 г НСl

100 г р-ра содержат – x г НСl x== 28,2 или 28,2 % 1 балл

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

школьников по химии 2011 года

Решение заданий для учащихся 9 классов

Задание 4. Смесь из карбоната калия массой 1,2 г и кристаллогидрата карбоната натрия массой 2,5 г растворили в воде. Молярные концентрации ионов калия и натрия в растворе оказались равными. Определите формулу кристаллогидрата. (10 баллов)

Решение:

1. Формулы веществ: К2СО3 -1,2 г; Nа2СО3•nН2О – 2,5 г 1 балл

2. Количество К+ в 1,2 г К2СО3 (М(К2СО3) = 138 г/моль)

N(К+) = = 0,0174 моль 2 балла

3. Вывод: n(Nа+) = 0, 0174 моль 1 балл

4. m(Nа+) = 0,0174 23 = 0,400 г 1 балл

5. вычислим количество кристаллизационной воды в Nа2СО3•nН2О

V(Nа2СО3•nН2О) = = 4 балла

Отсюда 18 n181 n=10, формула вещества Nа2СО3•10Н2О 1 балл

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

школьников по химии 2011 года

Решение заданий для учащихся 9 классов

Задание 5. Некоторый объем кислорода подвергли озонированию, при этом его объем уменьшился на 2,5%. Вычислите выход озона в процентах от теоретически возможного. (10 баллов)

Решение:

1. Пусть V(02) – 1 л 1 балл

2. Уравнение озонирования

3О2 = 2О3 1 балл

3. Теоретический выход озона в литрах:

1 л x л

3О2 = 2О3 x= (л) 1 балл

3 л 2 л

4. Уменьшение объема газа.

1 л – (л) = л 1 балл

5. Уменьшение объема при 100%-ном выходе озона:

л : 1 л = , или % 2 балла

6. Выход озона по условию задачи:

% – 100%

2,5% – x % x= =7,5% 4 балла

Источник

Задача 1. Смесь, состоящая из 16 мл СН4, 8 мл Н2, 44 мл О2 и 32 мл N2,
взорвана. Определите общий объем газовой смеси и ее процентный состав
после взрыва, считая, что газы приведены к первоначальной температуре, а
пары воды конденсировались в жидкость, объемом которой практически можно
пренебречь.
Задача 2. Дано 40 мл смеси, содержащей 10% H2, 10% О2, остальное – N2.
Каков объем газовой смеси после взрыва? Вычислите процентный состав
получившейся смеси, если все пары воды конденсировались в жидкость.
Задача 3. Вычислите процентное содержание водорода и метана в смеси
их с кислородом, если известно, что 40 мл газовой смеси после сжигания
водорода и метана заняли объем, равный 31 мл, из которых 3 мл приходилось
на долю оксида углерода (IV).
Задача 4. К смеси газов, состоящей из 10 мл Н2 и 15 мл СН4, добавлен
избыток воздуха, после чего смесь была взорвана. На сколько миллилитров
уменьшился первоначальный объем газовой смеси?
Задача 5. К смеси оксида азота NO и азота объёмом 100 мл добавили
100 мл воздуха (объёмная доля кислорода 20% и объёмная доля азота 80%) и
смесь взорвали. Конечный объём реакционной смеси равен 185 мл. Рассчитайте
объёмную долю (%) оксида азота в исходной смеси (все объёмы газов
измерены при нормальных условиях)
Задача 6. Смесь трех газов с плотностью по водороду 15,7 пропустили
через раствор серной кислоты, при этом ее объем уменьшился на 20%, а
плотность стала 17,5. Полученную смесь пропустили через раствор гидроксида
натрия, при этом ее объем уменьшился на 25%, а плотность оставшегося газа
стала равной 16. Определите качественный и количественный составы
исходной смеси.
Задача 7. Определите объёмную долю (%) водорода, кислорода и азота в
смеси, если известно, что 89,6 л (н.у.) имеют массу 49 г, а после поджигания
этой массы смеси и удаления паров воды, объём остатка составил 56,0 л (н.у.)
Задача 8. При сжигании 20,8 г смеси угарного газа и кислорода
выделилось 113,16 кДж тепла. А при сжигании этого же количества смеси с
некоторым количеством водорода выделилось 150 кДж тепла. Вычислить
процентный состав исходной смеси, если теплоты образования оксида углерода
(II), оксида углерода (IV) и воды соответственно равны 110,4, 393,3 и
241,6 кДж/моль.

Читайте также:  Красный глаз лопнул сосуд чем лечить

Помогите пожалуйста с 60,62. Заранее спасибо)

Задача 1. Один моль смеси этилена с водородом, имеющей плотность по
водороду 9, нагрели в замкнутом сосуде с платиновым катализатором при
350 °С, при этом давление в сосуде уменьшилось на 20 %. Рассчитайте выход
реакции в % от теоретически возможного. На сколько процентов уменьшится
давление в сосуде, если для проведения эксперимента в тех же условиях
использовать один моль тех же газов, имеющей плотность по водороду 10?

Задача 2. Смесь циклогексена и водорода, имеющую мольное
соотношение компонентов 1:5, пропустили над никелевым катализатором.
Реакция прошла на 40 %. Вычислите мольное соотношение веществ в конечной
смеси

Задача 3. Плотность по озону газовой смеси, состоящей из паров бензола
и водорода, до пропускания через контактный аппарат для синтеза
циклогексана была равна 0,2, а после пропускания стала равна 0,25. Определите
объемную долю паров циклогексана в реакционной смеси и процент
превращения бензола в циклогексан.

Задача 4. Пары этаналя смешали с водородом в молярном отношении 1:2
при давлении 300 кПа и температуре 400 °С в замкнутом реакторе,
предназначенном для синтеза этанола. После окончания процесса, давление
газов в реакторе при неизменной температуре уменьшилось на 20%.
Определите объемную долю паров этанола в реакционной смеси и процент
превращения уксусного альдегида в этанол.
Задача 5. Смесь бутена-2 и водорода (плотность по водороду 6,4)
пропустили над платиновым катализатором, при этом реакция прошла с
выходом 60 %. Во сколько раз уменьшился объем газовой смеси?

Задача 6. Смесь формальдегида и водорода имеет плотность по гелию
2,6. После пропускания этой смеси над нагретым катализатором и охлаждения
газовой смеси, ее плотность по гелию составила 1,2. Рассчитайте выход
продукта реакции.
Задача 7. Плотность по пропану газовой смеси, состоящей из этилена и
паров воды, до пропускания через контактный аппарат для синтеза этанола
была равна 0,5, а после пропускания стала равна 0,6. Определите объемную
долю паров этанола в реакционной смеси и процент превращения этилена в
этанол.
Задача 8. Оксид углерода (II) смешали с водородом в молярном
отношении 1:4 при давлении 10 МПа и температуре 327 °С в замкнутом
реакторе, предназначенном для синтеза метанола. После окончания процесса
давление газов в реакторе при неизменной температуре уменьшилось на 10%.
Определите объемную долю паров метанола в реакционной смеси и процент
превращения оксида углерода (II) в метанол.

Задача 9. Смесь уксусного альдегида и водорода с относительной
плотностью по воздуху 0,475 пропустили над нагретым никелевым
катализатором. Реакция прошла с выходом 47,5 %. Вычислите плотность по
водороду газовой смеси на выходе из реактора.
Задача 10. Смесь ацетиленового углеводорода и кислорода имеет
плотность по водороду 18,55. После сгорания углеводорода и охлаждения
продуктов реакции, образовавшуюся газовую смесь пропустили через раствор
брома в бензоле. Объем смеси уменьшился в 3 раза. Определите объемные до
газов в исходной смеси и строение углеводорода.

Задача 1. Плотность по азоту cмеси алканов равна 1,808. При
бромировании этой смеси, выделено только две пары изомерных
монобромалканов. Суммарная масса более легких изомеров в продуктах
реакции равна суммарной массе более тяжелых изомеров. Вычислите массовые
доли алканов в исходной смеси.

Задача 2. Сожгли 4 л газовой смеси, содержащей пропан. Продукты
горения пропустили через раствор гидроксида кальция, в результате чего
образовалось 16 г карбоната и 25.9 г гидрокарбоната кальция. Определите
объемную долю пропана в газовой смеси.
Задача 3. Газовая смесь состоит из насыщенного и ненасыщенного
углеводородов, имеющих одинаковую молекулярную массу. Плотность данной
смеси по гелию равна 14. Определите молекулярную формулу углеводородов,
приведите их структурные формулы

Задача 4. Смесь циклогексана и циклогексена обесцвечивает 320 г
10 % раствора брома в четыреххлористом углероде. Найдите массовые доли
компонентов исходной смеси, если циклогексан, входящий в ее состав, при
дегидрировании, дает такое же количество бензола, которое может полностью
прореагировать на свету с хлором, полученным при взаимодействии 26,1 г
диоксида марганца и избытка соляной кислоты.
Задача 5. Смесь этиленового углеводорода и водорода общим объемом
13,44 л (н.у.) пропустили при 200 °С над платиновым катализатором. При этом,
реакция прошла с выходом 75 % от теоретического, и объем смеси уменьшился
до 10,08 л. При пропускании исходной смеси через склянку с бромной водой,
весь углеводород прореагировал, и масса склянки увеличилась на 8,4 г.
Определите состав исходной смеси (в % по объему) и строение исходного
алкена.

Задача 6. При пропускании смеси пропана и ацетилена через склянку с
бромной водой, масса склянки увеличилась на 1,3 г. При полном сгорании
такого же количества исходной смеси углеводородов выделилось 14 л (н.у.)
диоксида углерода. Определите массовую долю пропана в исходной смеси.
Задача 7. Смесь 5 мл газообразного углеводорода с 12 мл кислорода
поместили в эвдиометр и взорвали. После приведения условий к
первоначальным, объем газовой смеси составил 7 мл, а после ее пропускания
через раствор щелочи уменьшился до 2 мл, причем оставшийся газ
поддерживал горение. Определите формулу углеводорода.

Задача 9. Смесь бутана, бутена и водорода (плотность смеси по
водороду 12) пропущена через склянку с 5 %-ным раствором перманганата
калия. После этого плотность смеси по водороду составила 8. Определите
объемные доли газов в исходной смеси.
Задача 10. Смесь 1,2-дибромпропана, гексана, стирола и пентена-1 имеет
в парах плотность по воздуху 3,983. После обработки исходной смеси избытком
цинка при нагревании плотность паров по воздуху при тех же условиях
снижается до 2,603. После обработки исходной смеси избытком брома без
нагревания, освещения и в отсутствие катализаторов, плотность паров по
воздуху возрастает до 6,741. Вычислите объемные доли веществ в парах
исходной смеси.

Задача 11. Смесь метана и метиламина пропустили через соляную
кислоту, при этом объем газовой смеси уменьшился вдвое. Вычислите
массовые доли газов в исходной смеси.
Задача 12. Смесь пропена и ацетилена объемом 896 мл (н.у.) пропущена
через 800 г раствора брома в воде с массовой долей 2 %. Для полного
обесцвечивания бромной воды потребовалось добавить 3,25 г цинковой пыли.
Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.
Задача 13. Известно, что 1,12 л (н.у.) смеси ацетилена с этиленом могут
легко прореагировать в темноте с 3,82 мл брома (плотность 3,14 г/мл). Во
сколько раз уменьшится объем смеси после пропускания ее через аммиачный
раствор оксида серебра?
Задача 14. Смесь этана, этилена и ацетилена объемом 3,36 л (н.у.)
пропускают через раствор брома в четыреххлористом углероде с неизвестной
массовой долей. Объем смеси уменьшился до 1,12 л, количество брома в
растворе стало равным 0,04 моль. Определите начальное количество брома в
растворе, если молярное соотношение этилена и ацетилена в исходной смеси
равно 1:1. Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.

Задача 1. 10 л смеси этилена и пропана и 10 л водорода пропустили над
катализатором, в результате чего общий объем смеси уменьшился до 16 л.
Определите объемное содержание пропана в исходной смеси.
Задача 2. К 30 л смеси, состоящей из аргона и этиламина, добавили 20 л
бромоводорода, после чего плотность газовой смеси по воздуху стала равна
1,814. Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.
Задача 3. К 35 л смеси, состоящей из углекислого газа и метиламина,
добавили 25 л бромоводорода, после чего плотность газовой смеси по воздуху
стала равна 1,942. Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.
Задача 4. Смесь 3 л пропена, 2 л ацетилена и 15 л водорода пропустили
над платиновым катализатором, гидрирование прошло количественно.
Вычислите плотность по воздуху новой газовой смеси.
Задача 5. 50 мл смеси оксида углерода (II) и метана были взорваны с
60 мл кислорода. После взрыва и приведения газов к исходным условиям объем
их оказался равным 70 мл. Определите содержание оксида углерода (II) в
исходной смеси (в % по объему).
Задача 6. Смесь аммиака и метиламина, в которой на 1 атом азота
приходится 4 атома водорода, поместили в реактор с 9-кратным объемом
кислорода. Герметически закрытый реактор нагрели, после полного завершения
реакции горения реактор охладили до первоначальной температуры. Как
изменилось давление в реакторе?
Задача 7. К 30 л смеси, состоящей из этана и аммиака, добавили 10 л
хлороводорода, после чего плотность газовой смеси по воздуху стала равна
0,945. Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.

Задание к учебнику Попеля 10 класс

реакції приєднання (+Cl 2;+hcl;+h2o;+h2) до речовини бут -2-ен?

Источник

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)

Задания 8 класс

Задача 1.

Главная роль элемента «А» в организме определяется тем, что оно отвечает за уровень гемоглобина в крови, а также входит в состав сотни ферментов, тем самым выполняя множество важных функций. Дефицит этого элемента в организме может привести к развитию серьезных заболеваний. Если ощущаете хроническую усталость, кожные покровы бледные, есть апатия и сонливость, появились судороги, обязательно проверьте уровень гемоглобина. 

В 100 г яблок содержится 2,8 мг элемента «А».

  1. О каком элементе идет речь?
  2. Рассчитайте число атомов этого элемента в яблоке массой 200 г.
  3. Сколько яблок массой 200 г надо съесть человеку, чтобы в организм попало 3,01 · 1020 атомов этого элемента?

Задача 2.

В лаборатории имеются образцы различных металлов. Данные об этих металлах приведены в таблице.

Вещество

Число частиц N

Масса

m, г

Молярная масса М

г/моль

Количество вещества

n, моль

Плотность

ρ, г/см3

Объем V, cм3

?

37,7 · 1023

?

?

?

7,9

44,24

?

?

192

?

3

9

?

?

3,01· 1023

?

?

?

2,7

5

  1. Определите какие это металлы.
  2. Расположите, образцы этих металлов, по возрастанию числа атомов в них, если предположить, что они взяты одинаковым объемом.

Задача 3.

Говоря на химическом языке, химик должен правильно употреблять и специальные химические понятия. Постарайтесь восстановить абзац текста, вставив вместо каждого пробела одно из предложенных понятий (слово можно изменять, вставляя в нужном падеже и числе). Некоторые слова пригодятся несколько раз, другие, возможно, не потребуются ни разу. Напишите в ответе полученный текст, подчеркните вставленные слова.

Морская вода это…(1) веществ: хлорид магния, хлорид натрия, хлорид калия и другие. Каждое из этих веществ имеет  …(2) строение, которые в свою очередь состоят из …(3) разных химических …(4). Так, в составе этих веществ присутствуют …(5) хлора. Также в морской воде есть …(6) – вещество, необходимое для дыхания рыб. Его …(7) состоит из двух …(8). В воздухе этого …(9) содержится 21% по объему. Человеку и животным для дыхания необходим …(10)

  Список понятий: вещество, немолекулярное, смесь, ион, простое, атом, молекула, элемент, сложное, чистое, грязное, азот, кислород.

Задача 4.

Определите простое вещество «А» в уравнениях реакций, проставьте коэффициенты.

           1) А + О2 = ZnO       2) A + S = ZnS       3) A + HBr = ZnBr2 + H2   

         4) A + CuSO4  = ZnSO4 + Cu                 5) A + NaOH + H2O = Na2 [Zn(OH)4] + H2

Задача 5

Соедините линиями различные названия одного вещества.

  1. Мрамор

А. Оксид азота (IV)

  1. Пищевая сода

Б. Оксид водорода

  1. Кальцинированная сода

В. Оксид углерода (IV) тв.

  1. Песок

Г. Карбонат натрия

  1. Бурый газ

Д. Гидрокарбонат натрия

  1. Вода

Е. Оксид кремния (IV)

  1. Алмаз

Ж. Оксид алюминия

  1. Глинозем

З. Пероксид водорода

  1. Пергидроль

И. Углерод

  1. Сухой лед

К. Карбонат кальция

1.Запишите: номера и буквы соответствующих названий;

2. Выпишите: названия оксидов и составьте их формулы

Читайте также:  При оргазме сосуды расширяются или сужаются

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г.)

Задания 9 класс

Задание 1

Определите методом электронного баланса коэффициенты в уравнении окислительно – восстановительной реакции. Укажите окислитель и востановитель.

КI + H2SO4(конц) = I2 + S + K2SO4 + H2O

Задание 2

При действии на твердое вещество А соляной кислотой образуется газ Б со специфическим запахом. На воздухе он сгорает образованием нового бесцветного газа В с резким запахом. Если через раствор последнего пропустить газ Б, выпадает осадок простого вещества Г желтого цвета. Последнее может быть получено при неполном сгорании вещества Б. При нагревании смеси вещества Г с порошком двухвалентного  металла (в оксиде которого массовая доля кислорода равна 19,75%)  образуется исходное вещество А. Определите вещество А. Составьте уравнения всех описанных реакций.

Задача 3

Рассчитайте объем и радиус атома натрия, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара. Плотность натрия равна 0,968 г/см3. Объем шаров составляет 72,72% от общего объема.

Задача 4

В четырех склянках без этикеток находятся растворы следующих солей: нитрат бария, нитрат свинца, иодид калия, карбонат натрия. Используя реактивы: гидроксид натрия, серную кислоту, нитрат серебра, определите какое вещество находится в той или иной склянке.

1. Составьте уравнения всех реакций.

2. Укажите признаки каждой реакции.

Задача 5.

Составьте уравнения реакций по схемам.

Назовите вещества А, В. С и Д если  известно, что  вещество А входит в состав воздух (массовая доля 78%)

А + О2 = В

В + О2 = С

С + Н2О = В + Д

Д + Сu = В + …

С + Сu = В + ….

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)

Задания 10 класс

Задание 1

Химический элемент состоит из двух изотопов, находящихся в атомном

 отношении 16:9. Ядро первого изотопа содержит 38 нейтронов и 31 протон. Ядро второго изотопа содержит на 2 нейтрона больше.  Назовите элемент и вычислите его среднюю относительную атомную массу.  

                                                                                                        (5 баллов)

Задание 2

Напишите уравнения протекающих реакций, соответствующих следующей последовательности превращений (вещества А и С – гомологи).

                    3               2               1                 4                       5             6

С2H7NO2            B           A           CxHy         CH3Br          C         C3H6O

    Укажите структурные формулы веществ и условия протекания

   реакций                                                                                                     (12 баллов)

Задание 3

При добавлении к 1 л бутана (200С, 1 атм) неизвестного газа объем газовой смеси увеличился в 3 раза, а ее плотность составила 1,276  г/л. Определите неизвестный газ. Как изменится плотность газовой смеси при добавлении к ней 2 л хлороводорода.

(8 баллов)

Задание 4

Смесь калия  и алюминия массой 15,87 г залили 25 мл воды. В исходной смеси количество калия превышает количество алюминия в 40 раза. Рассчитайте массовые доли металлов в исходной смеси  и объем газа (н.у.), который выделится после полного протекания реакций. Какой объем 0,6 М раствора соляной кислоты потребуется добавить к полученному раствору, чтобы масса выпавшего осадка максимальной. Рассчитайте массу осадка.

(10 баллов)

Задание 5

         Углеводород «А», подвергаясь одновременному дегидрированию и    

 циклизации, превращается в соединение «Б», которое способно при нитровании образовывать взрывчатое вещество «В». При окислении вещества «Б» образуется карбоновая кислота «Г», входящая в состав сока брусники и обладающая консервирующими свойствами. Дайте названия и составьте структурные формулы всех веществ. Составьте уравнения соответствующих реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

(муниципальный этап 2018/2019 уч. г)

Задания 11 класс

Задание 1

При частичном термическом разложении хлората калия в присутствии катализатора. в результате чего выделился кислород объемом 6,72 л (в пересчете на н. у.) и образовался твердый остаток.  Этот остаток прореагировал с  30 %-ным раствором нитрата серебра. При этом образовалось 170 г раствора с массовой долей нитрата серебра 10 %. Определите массу исходного образца хлората калия.                      (10баллов)

Задание 2

 Приведите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме (все известные вещества содержат хлор). Расшифруйте неизвестные вещества, укажите условия протекания реакций.

                                        H2SO4(20%)             Fe    t0         Na2S  H2O

HCl       Cl2       CaOCl2                   X1             X2               X3             NaClO3

(12 баллов)

Задание 3

Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при разложении перманганата калия, если в результате реакции образовалось 64 г кислорода. Теплоты образования КMnO4, K2MnO4 и MnO2 равны 829, 1184, 521 кДж/моль соответственно.                                                                   (5 баллов)

Задание 4

Металл массой 19,5  г растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом кислота восстановилась до оксида азота (II)  и было получено 250 мл 1,2 М раствора соли. Определите неизвестный металл и запишите уравнение вышеупомянутой реакции. Напишите уравнение реакции металла с концентрированной серной кислотой.

(8 баллов)

Задание 5

       Вычислить концентрацию формиат – ионов в растворе, 1 л которого содержит 0,1 моль муравьиной кислоты и 0,01 моль хлороводородной кислоты, считая диссоциацию последней полной.   Кд = 1,8 ·10−4

 (15 баллов)        

Источник