Триз решение задач с ответами сосуд дьюара

Триз решение задач с ответами сосуд дьюара thumbnail

Примеры, задачи и загадки по ТРИЗ с ответами

Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером алгоритме, мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора многочисленных вариантов приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество ТРИЗ, ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.

Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.

На этой странице приведены некоторые задачи и упражнения, которые Г. Альтов (псевдоним, под которым Г. С. Альтшуллер писал научную фантастику) публиковал в газете «Пионерская правда» для юных изобретателей. И, как часто бывает в таких случаях, не каждый взрослый мог справиться с этими задачами, в чём вы сможете убедиться самостоятельно. Подобраны и кейсы – описания реальных ситуаций, когда возникшие противоречия были решены при помощи ТРИЗ. Они более сложные для решения, но позволяют завершить представление о теории, как практическом инструменте.

Содержание

  1. Марсоход
  2. Вода в трубе
  3. Безопасный бассейн
  4. Лекарства для космонавтов
  5. Одуванчики
  6. Корм для рыбок
  7. Лёд на проводах
  8. Отзывы и комментарии

1

Марсоход

Условие. Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.

Предполагаемое решение

2

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

3

Безопасный бассейн

Условие. Это скорее не задача, а упражнение на способность находить эффективные творческие решения. Цель – предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.

Предполагаемое решение

4

Лекарства для космонавтов

Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему?

Предполагаемое решение

5

Одуванчики

Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?

Предполагаемое решение

6

Корм для рыбок

Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Предполагаемое решение

7

Лёд на проводах

Условие. Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?

Предполагаемое решение

Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир», в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!

А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.

Источник

1. Сосуд Дьюара заполнен жидким азотом. Температура его внутренней стенки приблизительно равна температуре жидкого азота 78 К, а температура наружной стенки 295 К. Стенки сосуда посеребренные (e = 0,04), площадь поверхностей внутренней и наружной стенок приблизительно равна 0,3 м2. Полость между стенками вакуумирована. Найти тепловой поток к азоту.

Ответ: q = 2,6 Вт.

2. При изготовлении отливок по методу литья с направленной кристаллизацией нагретая до температуры 1400°С форма, устанавливается на водоохлаждаемый медный катализатор с температурой 60°С. Между формой и кристаллизатором возникает зазор, толщиной 0,1 мм. Определить значение коэффициента теплоотдачи излучением через зазор в первый момент времени после установки формы.

Ответ: a = 200 Вт/(м2×К).

 3. Фарфоровый тигель (eф = 0,92) с температурой 20°С поставлен в муфельную печь, температура динасовых стенок которой 800°С. Определить плотность лучистого теплового потока к тигелю в начальный момент времени, если отношение площадей поверхности тигеля и печи F1/F2 = 0,05.

Ответ: q = 68200 Вт/м2.

4. Определить потерю тепла путем излучения с поверхности стальной трубы, диаметром d = 0,07 м и длиной 3 м при температуре поверхности 227°С, если эта труба находится: а) в большом кирпичном помещении, температура стенок которого 27°С; б) в кирпичном канале, площадь которого равна 0,3´0,3 м при температуре стенок 27°С.

Ответ: а) Q = 1620 Вт; б) Q = 1595 Вт.

 5. Температура воздуха в холодильной камере по показанию стеклянного ртутного термометра минус 20°С. Температура поверхности стенок камеры минус 17°С. Коэффициент конвективной теплоотдачи от термометра к воздуху aк = 5 Вт/(м2×К). Оценить погрешность показаний термометра, которая возникает в результате лучистого теплообмена между стенками камеры и термометром.

Читайте также:  Лопнул сосуд на ноге народными средствами

Ответ: DТ = 1,9 К.

6. Для измерения температуры потока горячего воздуха, протекающего по каналу, использована термопара. Между спаем термопары и стенками канала возникает лучистый теплообмен, который искажает показания термопары. Для уменьшения погрешности при измерении температуры термопара закрывается экранной трубкой. Найти действительную температуру воздушного потока, если термопара показывает 200°С. Температура внутренней стенки канала 100°С. Степень черноты экрана и спая термопары одинаковы и равны 0,8. Коэффициент теплоотдачи от воздуха к спаю термопары a1 = 46,5 Вт/(м2×К), а к поверхности экрана     a2 = 11,6 Вт/(м2×К).

Ответ: t = 210°С.

7. Определить количество тепла, излучаемое стальной плитой при температуре 600°С на латунный лист такого же размера при температуре 27°С, расположенный параллельно плите. Определить также коэффициент теплоотдачи излучением. Построить кривую изменения значения коэффициента теплоотдачи при изменении температуры стальной плиты от 200 до 1000°С.

Ответ: q = 16792 Вт/м2; a = 11,86 Вт/(м2×К).

 8. Чугунная топочная дверца, размером 500´400 мм парового котла, имеет температуру t = 540°С (eч = 0,64). Определить количество излучаемого дверцей тепла, если температура в котельном отделении 35°С. Определить также и коэффициент теплоотдачи излечением.

Ответ: Q = 3117 Вт; a = 30,8 Вт/(м2×К).

9. Определить количество тепла, излучаемое поверхностью плоской стенки на другую параллельно расположенную плоскую стенку, температуры стенок соответственно 227°С и 27°С, а изготовлены они из меди и чугуна. Рассчитать также изменение коэффициента теплоотдачи излучением при при установке экраном от 1 до 10.

Ответ: q = 1850 Вт/м2

СЛОЖНЫЙ ТЕПЛООБМЕН И ТЕПЛОПЕРЕДАЧА

Краткая теория

Сложным теплообменом называют процессы переноса теплоты одновременно несколькими способами. Например процессы конвективного теплопереноса всегда связаны с теплопроводностью внутри перемещающихся значительных (молярных) элементов потока вещества. Радиационный теплообмен может сочетаться как с теплопроводностью, так и конвекцией.

Теплоотдачей называется процесс теплообмена (теплопереноса) между средами, разделенными отчетливой границей (твердая стенка – текучая среда, поверхность раздела газ – жидкость). Для практических расчетов стационарных процессов теплообмена для описания этого процесса можно воспользоваться уравнением Ньютона-Рихмана

Q = a. (tc – tж). F.t,

Теплопередачей называется процесс теплообмена между средами, разделенными некоторой перегородкой, например стенкой. Уравнение теплопередачи имеет вид

Q = k (tc – tж). F.t,

где k – коэффициент теплопередачи.

Теплопередача через стенки простой формы.

При теплопередаче через стенку простой формы величина тепло­вого потока определяется по формуле:

Q= k ( tж1 – tж2 )

При теплопередаче через плоскую многослойную стенку:

При теплопередаче через цилиндрическую многослойную стенку:

При теплопередаче через шаровую многослойную стенку:

Значение температур на поверхностях или между слоями стенок могут быть рассчитаны соответственно:

При теплопередаче через плоскую многослойную стенку

При теплопередаче через цилиндрическую многослойную стенку

При теплопередаче через шаровую многослойную стенку

Оребрение

Оребрение производится с той стороны поверхности стенки, где коэффициент теплоотдачи меньше. Коэффициент оребрения определяется, как отношение оребренной и неоребренной поверхностей b= Fреб/Fгл.. Предположив, что  минимальный коэффициент теплоотдачи a2 имеем

Для плоской поверхности ,

Для цилиндрической поверхности

Для шаровой поверхности 

Тепловая изоляция. При расчете тепловой изоляции необходимо определить потери тепла через проектируемую конструкцию, а также подобрать необходимый теплоизоляционный материал и толщину изоляции.  Обычно все эти расчеты проводятся по формулам теплопроводности или теплопередачи. Для проведения оценочного расчета можно воспользоваться формулой, позволяющей выбрать тип изоляции

,

где d2- наружный диаметр неизолированного трубопровода.

Примеры решения задач

Задача 1

Определить потерю теплоты через 1 м2 кирпичной обмуровки котла толщиной d = 250 мм и температуры стенки tС1 и tС2, если температура газов tЖ1 = 600°С, температура воздуха tЖ2 = 30°С, коэффициент теплоотдачи со стороны газов a1 = 20 Вт/(м2К), коэффициент теплоотдачи со стороны воздуха a2 = 8 Вт/(м2К) и коэффициент теплоотдачи обмуровки l0 = 0,7 Вт/(мК).

Решение

Стенка котла плоская, поэтому значение коэффициента теплоотдачи

,

тепловой поток ,

температуры: ,

                    .

Задача 2

Определить плотность теплового потока через стенку, холодная сторона которой оребрена и коэффициент оребрения F2/F1 = 13. Толщина стенки d = 10 мм и коэффициент теплопроводности материала l = 40 Вт/(мК). Коэффициенты теплоотдачи соответственно a1 = 200 и a2 = 10 Вт/(м2К), а температуры tЖ1 = 75°С, tЖ2 = 15°С.

Решение

Определим коэффициент теплопередачи:

,

тогда плотность теплового потока:

.

При отсутствии ребер:

.

Таким образом, оребрение поверхности позволяет увеличить теплопередачу более чем в 8 раз.

Задача 3

Наружный диаметр горизонтального паропровода 120/5 мм, температура пара 320°С. Температура воздуха в машинном отделении 30°С. Определить тип изоляции при условии, что толщина теплоизоляционного слоя не должна превышать 50 мм, а температура поверхности 50°С.

Решение

d1 = 0,11 м; d2= 0,12 м; dИЗ = 0,22 м; lТ = 40 Вт/(мК).

Допустим, что процесс передачи тепла стационарный, тогда величина линейной плотности теплового потока постоянна.

С поверхности тепловой изоляции в окружающую среду передается тепловой поток:

,

при tЖ = 30°С lЖ = 0,0256 Вт/(м×град), nЖ = 16,56×10-6 м2/с,

,

.

Отсюда ,

.

Примем , тогда

,

Допустим, что температура внутренней поверхности трубы равна температуре пара, то есть , тогда ,

                               ,

отсюда lИЗ = 0,059 Вт/(мК).

По таблицам: в качестве теплоизоляционного материала можно использовать минеральную шерсть l = 0,046 Вт/(мК).

Источник

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Читайте также:  Типовые производственные инструкции по эксплуатации сосудов

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине

Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:

  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси — важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

Источник

Понедельник. У мальчика прозвенел будильник, как обычно, в семь часов утра. Он его выключил и проспал еще час. Потом он встал, собрался, позавтракал и отправился в школу. Сборы и дорога до школы составляют один час. Он приехал вовремя на занятия, которые начинались в восемь часов утра. Как такое может быть?

Эта загадочная ситуация или открытая задача для взрослого человека, может быть, не составляет трудности. А вот для детей первого–второго классов начальной школы она оказалась не такой простой.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– Школа была рядом, и мальчик быстро дошел до нее, – предполагает Марк.

– Он опоздал в школу, – восклицает Саша, недостаточно понимая условия задачи.

– Будильник прозвенел на час раньше, – предполагает Максим и оказывается ближе к правильному ответу.

Читайте также:  Лопаются сосуды вокруг носа

– В этот день перевели время на час назад! – сообщает свое решение Настя и попадает в точку.

Как лисе поставить прививку?

А вот еще одна задача (ее в реальности решали швейцарские ветеринары), которую предлагаю ребятам второго класса.

«Из диких зверей самая опасная – лисица, потому что переносит бешенство. Из-за этого лисиц до последнего времени безжалостно отстреливали. Наконец изобрели вакцину против бешенства. Достаточно съесть капсулу, чтобы не заболеть, но лисиц не заставишь ходить на прививки. Как решить проблему?»

И снова активная эмоциональная работа детей по решению задачи. Подготовленные ребята нередко сразу предлагают решения, близкие к контрольному (то есть оптимальному варианту либо к решению, которое приняли люди в реальной ситуации).

– Надо поймать зайца, сделать ему прививку и бросить лисе в нору! – предлагает свое фантастическое решение Марк.

– Но ведь лис много, и сколько же зайцев нужно будет поймать? – задаю ему встречный вопрос.

– Надо лис усыпить дротиками, привезти их, закрыть в клетку и поставить прививку, – предлагает решение Федор.

– Это очень сложный процесс. Нам нужно, чтобы лисы сами приняли вакцину, – даю детям свой комментарий и напоминаю правила решения изобретательской задачи.

– Надо соленого зайца лисе подбросить! – наполненный эмоциями, не унимается Марк.

– А где ты столько зайцев возьмешь? Ведь лис же много! – уже дети отвечают Марку.

– Если вы говорите о еде – чем еще питаются лисы? – задаю детям наводящий вопрос.

– Курицей, рыбой…

– Нужно в воду добавить вакцину и поставить ее по всему лесу. Лисы будут пить воду и получат вакцину, – предлагает хорошее решение Рома. Но у меня возникает вопрос:

– А куда ты будешь эту воду наливать? Во что?

– Ну в озеро добавить, в речку, – рассуждает Роман. А вот это решение уже неудачное. Обсуждаем это с детьми.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– Надо превратить вакцину в газ и распылить по лесу. Лисы будут этим воздухом дышать и получат вакцину, – предлагает еще одно интересное, но нереалистичное решение Матвей. Разбираем и его.

– Надо рыбу с вакциной разложить по всему лесу, лисы эту рыбу съедят и примут вакцину, – предлагает сильное решение Настя.

– Отлично! И тогда получится как раз то, что нам нужно: лисы сами съедят вакцину, которая находится в рыбе.

Останавливаемся на этом решении, близком к контрольному ответу. Как же в действительности поступили швейцарские айболиты? В шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и разбросали их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали их – вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.

Обсуждая с детьми контрольный ответ, делаем акцент на том, что для изготовления еды с вакциной не требовалось таких сложных процедур, как отлавливание животных или рыбы. Было найдено простое, дешевое и эффективное решение.

Как завести собаку, если родители против?

На уроках ТРИЗ мы решаем еще и сказочные задачи – то есть «помогаем» героям литературных произведений преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются. Вот какие проблемы возникают у героев сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (проблемы формулируют дети):

– Сломалась паровая машина.

– Родители не верят, что Карлсон существует.

– Карлсон обманывает Малыша.

Выводим их на самую главную проблему – Малыш хотел завести собаку, но родители были против.

А теперь нужно сделать из проблемы (то, что есть по факту) задачу – то есть то, что мы можем решить:

– Как малышу завести собаку, чтобы родители при этом не ругались? Что можно сделать, чтобы родители сами захотели завести для Малыша собаку?

Вот какие решения предлагают ребята второго класса:

– Построить будку на улице.

– Уговорить родителей.

– Поставить условие: если вы не выгоните собаку, я буду хорошо учиться.

– Спрятать собаку в доме.

– Увезти собаку к бабушке.

К этой задаче нет контрольного ответа и, как во всех открытых задачах, нет ответа правильного, единственно верного. Есть множество, как в жизни, вариантов решения, и одни из них лучше, другие – хуже. И мы выбираем то решение, которое считаем наиболее удачным, подходящим в данной ситуации. И даже если в сказке есть решение (или контрольный ответ), мы на нем не останавливаемся – мы думаем, как еще мог бы поступить герой в этой ситуации.

После решения трех–четырех таких задач дети выдыхают, как после спортивных соревнований. Им действительно непросто, особенно если задача сложная – ведь нужно разобраться в незнакомой ситуации, понять ее, уточнить с помощью вопросов все, что непонятно – и затем предлагать решения исходя из своего пока еще небольшого жизненного опыта.

Получение хороших, сильных решений при решении задач на уроках ТРИЗ формирует в ребенке уверенность в своих силах, в том, что он может решить сложную задачу. Но все же это не является самоцелью. Как считает мастер ТРИЗ Анатолий Гин, главное – это тот мыслительный процесс, который происходит в голове у ребенка. При решении открытых задач на уроках формируется стиль мышления, столь необходимый каждому человеку: ребенок учится видеть в своей жизни проблемы, переводить их в задачи и знать, что он может с этими задачами справиться и что очень многое в жизни зависит не от обстоятельств или других людей, а от него самого.

Источник