Творческая работа по физике 7 класс сообщающиеся сосуды

Слайд 1
«Сообщающиеся сосуды в нашей жизни»
Слайд 2
Цель: Раскрыть основные научные положения темы; Обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека
Слайд 3
Задачи: Образовательные: углубить знания учащихся о давлении, сформировать понятие «сообщающиеся сосуды»; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике; сформировать обобщенное, целостное представление полученных знаний об окружающем мире.
Слайд 4
Задачи: Воспитательные: развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа; воспитать интерес к предмету и окружающему миру; воспитать у учащихся уважение к природе, науке и друг к другу.
Слайд 5
Задачи: Развивающие: воспитать коммуникативные качества личности, умение работать в группе; развивать умение логическое мышления, полноту и аргументированность высказываний; развивать способности учащихся систематизировать ранее полученные знания;
Слайд 6
Что это такое ? СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ соединены между собой в нижней части. В наполненных одинаковой жидкостью сообщающих сосудах, диаметр которых настолько велик, что позволяет пренебречь капиллярным эффектом, уровни жидкости располагаются на одинаковой высоте независимо от формы сосудов.
Слайд 7
Принцип работы сообщающихся сосудов . Струя фонтана возникает под давлением, если сосуды будут находиться на разном уровне.
Слайд 8
Примеры сообщающихся сосудов Чайник и его носик представляют собой сообщающиеся сосуды: вода стоит в них на одном уровне. Значит, носик чайника должен доходить до той же высоты, что и верхняя кромка сосуда, иначе чайник нельзя будет налить доверху. Когда мы наклоняем чайник, уровень воды остается прежним, а носик опускается; когда он опустится до уровня воды, вода начнет выливаться
Слайд 9
Шлюзы Может ли судно заплыть на верхний уровень реки? Может, если использует такое гидротехническое устройство как шлюз. Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. А потом спуститься вниз ?
Слайд 10
Водопровод Принцип действия водопровода заключается в том, что на высокой башне устанавливается бак для накопления воды. От него идут трубы с ответвлениями, концы труб в квартирах домов закрыты кранами. Так как трубы и бак – сообщающиеся сосуды, то при открытии крана вода начинает течь. Такой водопровод не может подавать воду на высоту, большую, чем высота уровня воды в баке.
Слайд 11
Жидкостной манометр Для измерения давлений, больших или меньших атмосферного, используют манометры . В открытом жидкостном манометре жидкость устанавливается в обоих коленах на одном уровне, т.к. на её поверхность в коленах сосуда действует только атмосферное давление. При принудительном изменении давления в одном колене жидкость приходит в движение и по высоте избыточного столба можно судить об изменении давления.
Слайд 12
Конструкция модели фонтана 1 – резервуар для воды 2 – резиновая или пластмассовая трубки 3 – ёмкость для сбора воды Чем выше поднят резервуар и тоньше выходное отверстие, тем выше будет бить струя воды. Струя фонтана, также как и у фонтанов Петергофа, создаётся перепадом высот. Давление является движущей силой фонтанов
Слайд 13
Результат: – Учащиеся владеют понятием сообщающиеся сосуды, знают основные свойства; – Учащиеся осознают возможности применении теоретических знаний в повседневной жизни; – Учащиеся инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и учителем, согласуют различные мнения в общении, владеют навыком публичного выступления.
Слайд 14
«Фонтан» у Волгаря
Слайд 15
Водонапорная башня:
Слайд 16
Водонапорная башня в Комсомольском районе
Слайд 17
Музей занимательных наук «Эйнштейн»
Слайд 18
Модели фонтанов Модель фонтана «Конструкторский»
Слайд 19
Геронов фонтан Фонтан работает за счет давления столба жидкости
Слайд 20
Фонтаны Петергофа Аллея фонтанов соединяет дворец с Морским каналом. По обеим сторонам канала в 22 круглых чашах устроены фонтаны, струи которых поднимаются на огромную высоту.
Слайд 21
Движение воды к фонтанам Петергофа Принцип действия фонтанов Петергофа: вода на форсунки фонтанов идет из водоемов самотеком. Используется закон сообщающихся сосудов: пруды (водохранилища) расположены значительно выше территории парка.
Слайд 22
Модель фонтана «Райский сад»
Источник
Цель урока: сообщающиеся сосуды, закон
сообщающихся сосудов, применение закона
сообщающихся сосудов в жизни человека
Задачи урока:
- образовательная
- развивающая
- воспитательная
– продолжить формирование
понятия давления жидкости на дно сосуда и
изучение закона Паскаля на примере однородных и
разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
– формировать интеллектуальные
умения анализировать, сравнивать, находить
примеры сообщающихся сосудов в быту, технике,
природе, развивать навыки самостоятельной
работы с дополнительной литературой;
– воспитание аккуратности,
бережного отношения к оборудованию кабинета,
умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся
сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных
резиновой трубкой, презентация “Сообщающиеся
сосуды”, диск “Фонтаны С-П”.
Средства обучения: учебник,
карточки-инструкция.
Тип урока: эвристическая беседа.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Постановка учебных проблем. | Сообщение. | Запись темы урока в тетради. | 2 мин. |
2 | Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрация Приложений 1–4. | Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. | 15 мин. |
3 | Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | Демонстрация Приложений 5–8, обобщение сообщений учащихся. | Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике. | 18 мин. |
4 | Закрепление материала. | Демонстрация Приложений 9–10, обобщение ответов учащихся. | Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. | 7 мин. |
5 | Итоги урока. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. | 3 мин. |
Ход урока
1. Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет
сосудах, с которыми встречаемся каждый день дома
и в школе, когда наливаем чай или поливаем цветы
из лейки.
Демонстрация: Лека, чайник. Такие сосуды
получили название сообщающиеся сосуды
(Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Научное открытие свойства сообщающихся
сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый
Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней
Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод
(XIII в), работающий по принципу сообщающихся
сосудов.
2. Формирование умений и навыков
Учитель. Что общего у этих предметов? (Cлайд
1)
Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник,
стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой
трубке на одном уровне. Боковая трубка и
резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами
называют сосуды, соединенные между собой в
нижней части. (Учащиеся записывают определение
в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать
простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки,
соединенные резиновой трубкой. Сначала
резиновую трубку в середине зажимают и в одну из
трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть
зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну
из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся
сосудах устанавливается на одном уровне. (Слайд
2)
(Учащиеся записывают закон в тетради).
Изменится ли уровень жидкости, если правый
сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды
будут иметь разную форму?
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих
сосудах на одном уровне.
Учитель. При изменении формы сосудов может
изменяться лишь высота уровня воды в сосудах,
отмеренная от уровня стола (из-за того, что
изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в
сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов
и останутся равны. (Демонстрация опыта с
сообщающимися сосудами различной формы).
(Слайд 3)
Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды
налить две несмешивающиеся жидкости разной
плотности?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах
будет разной.
Учитель. При равенстве давлений высота
столба жидкости большей плотности меньше, чем
высота столба жидкости меньшей плотности. (Учащиеся
записывают в тетради).
Попробуйте доказать это, используя закон
Паскаля и определение гидростатического
давления… Проверим ваш результат.
(Слайд 4)
По закону Паскаля p1 = p2, по
определению гидростатического давления p1 =
g 1h1, p2
= g 2h2,
отсюда g 1h1
= g 2h2,
т.е h1: h2 = 2:1.
Высоты столбов разнородных жидкостей
сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их
плотностям. (Учащиеся записывают в тетради).
Применение сообщающихся сосудов в быту,
природе, технике.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в
разных технических устройствах: водопроводах с
водонапорной башней; водомерных стеклах;
гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах
под раковиной, “водяных затворах” в системе
канализации.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в
водопроводах с водонапорной башней.
Водонапорная башня и стояки водопровода
являются сообщающимися сосудами, поэтому
жидкость в них устанавливается на одном уровне.
В водомерном стекле парового котла, паровой
котел (1) и водомерное стекло (3) являются
сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты,
жидкость в паровом котле и водомерном стекле
устанавливается на одном уровне, так как
давления в них равны.
В устройстве гидравлических машин
используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется
гидравлический пресс). Так, большой и малый
цилиндры гидравлического пресса являются
сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости
одинаковы, пока на поршни не действуют силы.
Видео “фонтаны города С-П” Каскады
падающей воды украшают многие города, а
действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся
сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца.
Фонтаны в парке “Победы”, Тбилиси. Фонтаны на
площади “Дружбы”, Ташкент. Фонтаны Еревана. И
конечно знаменитые фонтаны С-П.
Действие артезианских колодцев и гейзеров
основано на законе сообщающихся сосудов.
(Слайд 6) Горячий фонтан в местечке
Гейзер в Исландии. От названия этого местечка
возник термин “гейзер”.
(Cлайд 7) Римлянам был неизвестен закон
сообщающихся сосудов. Для снабжения населения
водой они возводили многокилометровые акведуки,
водопроводы, доставлявшие воду из горных
источников. Инженеры древнего Рима опасались,
что в водоемах, соединенных очень длинной трубой,
вода не установится на одинаковом уровне. Они
полагали, что если трубы проложены в земле,
следуя уклонам почвы, то в некоторых участках
вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне
боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они
обычно придавали водопроводным трубам
равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из
римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км,
между тем как прямое расстояние между ее концами
вдвое меньше. Полсотни километров каменной
кладки пришлось проложить из-за незнания
элементарного закона физики!
3. Систематизация умений и навыков
Учитель. Повторим изученное. Приведите
примеры использования закона сообщающихся
сосудов в природе, быту и технике.
Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы,
водопровод с водонапорной башней,
гидравлический пресс, водомерные стекла,
артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
Учитель. (Слайд 7) Используя схему
устройства шлюза и схему шлюзования судов,
объясните принцип действия шлюзов.
Учащиеся. В работе шлюзов используется
свойство сообщающихся сосудов: жидкость в
сообщающихся сосудах находится на одном уровне.
Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем
течении и шлюзе устанавливается на одном уровне
и т.д., когда последние ворота откроются, уровень
воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль
будет опускаться вместе с водой и сможет
продолжить плавание.
4. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с
сообщающимися сосудами, в которых жидкость
устанавливается на одном уровне. Мне очень
интересно было работать с вами. Вы показали
отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы
знаете, что закон сообщающихся сосудов люди
используют в разных технических устройствах:
водопроводах с водонапорной башней; водомерных
стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах;
сифонах под раковиной, “водяных затворах” в
системе канализации.
5. Домашняя работа
Всем спасибо за работу. Записываем домашнее
задание.
Обязательное: изучить §32 (Учебник, автор
Белага В.В. Ломанченков И.А. Панебратцев Ю.А.)
Создать модель фонтана.
(Учащиеся записывают домашнее задание в
дневники)
Источник
Инфоурок
›
Физика
›Презентации›Презентация к уроку физики на тему “Сообщающиеся сосуды” (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сообщающиеся сосуды 7 класс Учитель физики МОУ «Вепрёвская ООШ им.Ф.В.Морина» Мареева Е.В.
2 слайд
Описание слайда:
Проблемный вопрос Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить её в воду? – думал он перед испытанием.»
3 слайд
Описание слайда:
Повторим изученное По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда? P=gh Сформулируйте закон Паскаля Давление, производимое на жидкость или газ, одинаково передается по всем направлениям. Используя закон Паскаля, объясните, почему зубную пасту легко выдавить из тюбика.
4 слайд
Описание слайда:
Как изменится давление на тело, с увеличением глубины погружения в жидкость? А- Увеличится Б- Уменьшится В – Не изменится Почему на одной и той же глубине давление в море больше, чем в реке? Плотность морской воды больше, чем пресной.
5 слайд
Описание слайда:
Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, называются сообщающимися.
6 слайд
Описание слайда:
Опыт с двумя трубками
7 слайд
Описание слайда:
Одинаковы ли давления оказывают столбы жидкости слева и справа на перегородку ab? Нет От чего зависит давление на неё? От высоты столбов h1 h2 Что произойдет с жидкостью? Жидкость перетекает.
8 слайд
Описание слайда:
Вывод В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
9 слайд
Описание слайда:
Опыт со стеклянным сосудом, имеющим два горлышка Одну горловину закрыли пробкой, из другой выбрали немного воды пипеткой. Почему вода находиться на разных уровнях? Вывод?
10 слайд
Описание слайда:
Вывод: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения свободные поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне, если давление над жидкостью одинаково.
11 слайд
Описание слайда:
Разнородные жидкости в сообщающихся сосудах Высота столбов жидкостей разная Выведите зависимость между высотой уровня и плотностью жидкость в коленах сообщающихся сосудов
12 слайд
Описание слайда:
Применение сообщающихся сосудов Шлюз- гидротехническое устройство, с помощью которого суда проводят из водного бассейна с одним уровнем в другой, с иным уровнем.
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Фонтаны Очень часто принцип сообщающихся сосудов используют в фонтанах. Если ёмкость с водой находится выше отверстия присоединенного к нему шланга или трубы, то вода из отверстия будет бить вверх. И тем сильнее, чем больше разность уровней воды в баке и у отверстия.
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
«Неиссякаемая» чаша Закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта для демонстрации своих «чудес», и древние греки. В одном из древнегреческих храмов, например, находилась «неиссякаемая» чаша, наполненная водой . Люди постоянно черпали из нее воду, но ее уровень не понижался.
17 слайд
Описание слайда:
Водопровод
18 слайд
Описание слайда:
Что ответите рыбаку? Отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдёт до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальёт и она будет плавать.
19 слайд
Описание слайда:
Список литературы Перышкин А.В. Учебник физики 7 класс. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика – 7. Дидактический материал. Физика в школе. №5 2000г. https://forum.ufanet.ru/ https://sitewater.ru/
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-086632
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник