Ученик это не сосуд который надо

Ученик это не сосуд который надо thumbnail

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрослые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их самостоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка – процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития».

Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об авторитарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивного, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению активному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник

Моя педагогическая философия. (Эссе)

Ученик не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо разжечь.

Платон.

Школа – это удивительный мир, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где каждый день не похож на предыдущий, где нет времени скучать, ссориться, тратить время по пустякам, и главные жители в нем – это наше будущее – дети.

Я считаю, что тысячу раз прав Платон. Каждый ребенок талантлив по – своему, каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Мастерство учителя состоит в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знаний, стремление узнать больше и больше. Как сказал немецкий педагог-демократ Дистервег :

« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каким примером он является, чему научится у него ребенок? Ответ на этот вопрос мы получим, спустя многие годы. Для того чтобы результаты нас не огорчили, мы сами всегда совершенствуемся. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. А главное, учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми.

Безусловно, современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу – стержень, благодаря которому человек остается личностью.

Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять, поддерживать и развивать основные линии его развития.

Я часто задумываюсь, всегда ли действую верно, правильно ли разбираюсь в ситуации, понимаю ли ребёнка? Ведь знай я, что двигало учеником в тот момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.

Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. И каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват? Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень… Учительской любви необходимо учиться, принимать и любить их такими, какие они есть, уметь направлять неисчерпаемую энергию детства в нужное русло, ведь

Читайте также:  Рецепты для чистки сосуд

дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Как сказал Соловейчик: «Общение-это соединение двух душ, они хотя бы на миг становятся равными».

Я ни о чём не жалею!

Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик – это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

Учитель и ученик дополняют друг друга, если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». И поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую».

Нужно ли, чтобы дети принимали своего учителя? Конечно, нужно. Это необходимое условие, чтобы воспитательное влияние давало добрые всходы. Если ребёнок принимает учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности.

Любимый учитель – это хрустально – прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь. Он с величайшим удивлением, увлечением, восхищением, радостью, упорством всматривается в предметы и явления, которые открываются в окне познания. Ребёнок задаёт бесчисленные «почему?», высказывает сомнения, утверждения. Должен кто-то задавать вопросы, и должен кто-то гордиться найденным ответом.

Но кто же такой настоящий учитель, которого могут полюбить дети, за которым могут пойти. Спустившись с высоты своих знаний до незнания ученика, учитель вместе с ним совершает восхождение, вызывая интерес и радость общения. Ребенок чувствует поддержку со стороны. Чувствует великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность взрослых – вот то, без чего невозможен союз учителя и ученика. Без любви к своему делу, без любви к своему ученику невозможно быть хорошим учителем.

А при каких условиях учение для ребенка может стать смыслом жизни? Как сделать обучение комфортным? Ответы на эти вопросы можно найти, создав на уроке такие условия, при которых у ребенка загораются глаза, в его душе пробегает искра, при этом ученик работает увлеченно, азартно. Находясь не «над ним», а «рядом с ним» появляется возможность попробовать найти не единственно верное решение проблеме. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор продолжается. Значит, есть оно-сотрудничество. Все это и дает творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, изо дня в день входить в класс, совершая таинства познания.

Желая вызвать интерес к получению знаний, рассказываю о своей учебе, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение, переживание.

Польский врач, педагог, писатель Януш Корчак сказал: « Вы говорите: дети утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться до их чувств. Чтобы не обидеть».

Разжечь огонь в душе ребенка можно, только если любишь детей искренне, ведь душа ребенка как струны скрипки. От того как прикасаешься к ним, будет зависеть результат – это музыка, которую можно получить. А чистую музыку получает только профессионал. Таким профессионалом я считаю УЧИТЕЛЯ. Да, именно учителя с большой буквы.

За семнадцать лет своей педагогической деятельности я твердо усвоила, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, совместный с учениками труд, часто черновой, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советам к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, который с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их моим ученикам – мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. И где бы мои ученики ни были, чем бы ни занимались, кусочек моего сердца, моей души остается с ними. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

У меня есть прекрасная возможность быть со своими учениками каждый день, видеть их успехи, вместе радоваться, разжигая те самые искорки, из которых вспыхнут факелы, которые будут освещать им дорогу.

, учитель русского языка и литературы, КОГОКУ «Тужинская школа – интернат, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Источник

– Плутарх

Вариант: Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь.

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 28 апреля 2021 г.

Темы

эта, факел, сосуд, ученик

Плутарх123

древнегреческий философ, биограф, моралист 46 – 127

Похожие цитаты

“Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.”

– Адриан Декурсель французский драматург 1821 – 1892

О книгах

“Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.”

– Саади персидский поэт 1210 – 1291

Учусь, О птицах

“Гипотезы – это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.”

– Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749 – 1832

Об учителях

“Деяньями этого мира разум мой сокрушен,

Мой плащ на груди разодран, ручьями слез орошен.

Фиал головы поникшей познанья вином не наполнить, –

Нельзя ведь сосуд наполнить, когда опрокинут он.”

– Омар Хайям персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог 1048 – 1131

О познании, О слезах, О вине, О мире

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

“Факел, который он (Томас Пейн) передал из рук в руки, не будет погашен.”

– Томас Эдисон американский изобретатель и предприниматель 1847 – 1931

“Беларусь как хрустальный сосуд, слабенький хрустальный сосуд, который я несу в своих руках уже два десятилетия и боюсь уронить.”

– Александр Григорьевич Лукашенко президент Республики Беларусь 1954

Интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману 12.09.2016 года.

“Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя.”

– Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 – 1519

Codice Forster III

Tristo è quel discepolo che non avanza il suo maestro.

Вариант: Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя.

Об учителях

“Принципиально важно даже не сжиженный газ, важно, чтобы не было вот этих факелов, которые коптят небо, все, что мы берем от природы, нужно превращать в безотходный продукт.”

– Анатолий Васильевич Квашнин российский генерал 1946

Источник: Готовится к реализации уникальный для Сибири проект перереботки попутного газа https://tayga./news/2007/11/30/~75213

О природе

“«…человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить “всеобщая природа”»”

– Антон Веберн австрийский композитор, дирижёр 1883 – 1945

С.14

Путь к новой музыке

О природе

“…Цель молитвы – раскрыть сосуды и наполнения в состояниях в которых человек еще не находится.”

– Михаэль Лайтман каббалист 1946

О молитве

“Первична всегда любовь и она заполняет сосуд, а вторичное это уже реакция сосуда на эту любовь.”

– Евгений Сергеевич Шахов советский и украинский футболист 1962

Любовь

О любви

“Гнев является кислотой, которая может нанести больше вреда сосуду, в котором она хранится, чем тому, на кого она изливается.”

– Марк Твен американский писатель, журналист и общественный деятель 1835 – 1910

О гневе

“История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.”

– Индира Ганди индийский политический деятель 1917 – 1984

Об истории, Об учителях

“Любая автобиография напоминает школьный дневник, из которого ученик вырвал страницы с двойками.”

– Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972

“Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.”

– Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879 – 1955

Учусь

“Желание человека ненасытно; это – настоящая пропасть, куда падают и где исчезают все конечные блага, но которую блага бесконечные наполнят и переполнят когда-нибудь.”

– Луи Николя Бешерель французский лексикограф и грамматик 1802 – 1883

“Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.”

– Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 – 1950

“Не так ли я, сосуд скудельный”

– Афанасий Афанасьевич Фет российский поэт-лирик, переводчик, мемуарист 1820 – 1892

Поэзия

“Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но я продолжаю учиться. Следовательно, я ученик-мастер. Я не верю в слово «мастер», думая о нем как человеке, на котором можно поставить крест.”

– Брюс Ли киноактёр, популяризатор и реформатор боевых искусств 1940 – 1973

Учусь, О вере

“Ты – это задача. Ни одного ученика кругом.”

– Франц Кафка австрийский писатель, основоположник модернизма в литературе 1883 – 1924

Афоризмы

Связанные темы

  • Эта
  • Факел
  • Сосуд
  • Ученик

Источник

Материал из Викицитатника

Перейти к навигации Перейти к поиску

Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 45 – ок. 127) – древнегреческий философ, биограф, моралист, писатель.

Цитаты[править]

Б[править]

  • Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.
  • Бог – это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
  • Болтун хочет заставить себя любить – и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – и становится навязчивым, хочет вызвать удивление – и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам и все это на свою погибель.
  • Больше всего толпа почитает тех, перед кем испытывает страх.

В[править]

  • В том государстве лучше всего правление, где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править.
  • Великие натуры могут таить в себе и великие пороки, и великие доблести.
  • Вечно у него будет какой‑нибудь повод снова попытать счастья: после удачи – уверенность в себе, после неудачи – стыд!
  • Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
  • Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.
  • Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим, и шуткой достигать серьезной цели.

Д[править]

  • Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения.
  • Движение – кладовая жизни.

Е[править]

  • Если дружишь с хромым, и сам начинаешь прихрамывать.
  • Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.
  • Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и … наговорить лишнего.

Ж[править]

  • Желание мешает нам пользоваться тем, что мы имеем.
  • Жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе – что она к нему равнодушна.
  • Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.
  • Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за человеком зрячим и знающим дорогу.
  • Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.

И[править]

  • Или как можно короче, или как можно приятнее.
  • Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
  • Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять – одно и то же.
  • Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе. Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.

К[править]

  • Как вороны налетают, чтобы выклевать очи мертвых, так и льстецы, обсев, богатство неразумных растаскивают.
  • Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, – они скрыты тонкими и лощеными оборотами.
  • Когда из мира уходит солнце, все омрачается, так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.
  • Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные.
  • Когда ты бранишь других, смотри, чтобы ты сам был далек от того, за что дрyгим выговариваешь.
  • Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.
  • Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
  • Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.

Л[править]

  • Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
  • Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.
  • Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны. Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента. Подобно тому как дуновение может погасить возникающий огонь вследствие его слабости, а когда он разгорится, придает ему питание и силу, так и любовь, пока она еще тайно возрастает, возмущается и негодует против раскрытия, а разгоревшаяся ярким пламенем находит в подшучиваниях пищу и отвечает на них с улыбкой.

М[править]

  • Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.
  • Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.
  • Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.
  • Мне не нужен друг, который изменяется, если я изменяюсь, который кивает, когда я киваю, – моя тень лучше со всем этим справится.
  • Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.
  • Мы часто задаем вопрос, не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу. Опережать с ответами дрyrих, cтремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, – все равно что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.

Н[править]

  • Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.
  • Наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха.
  • Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то что всем необходимо.
  • Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
  • Не говори о своем счастье с человеком, который гораздо несчастнее тебя.
  • Не должно никогда ничего уничтожать, не будучи уверенным в возможности заменить уничтожаемое столь же выгодно.
  • Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.
  • Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.
  • Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.
  • Непрестанно учась, к старости я прихожу.
  • Нет зверя свирепее, чем человек, если к страстям его присоединяется власть.
  • Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
  • Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

О[править]

  • Один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих и пространных периодов.

П[править]

  • Победившие спят слаще побеждённых.
  • Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостыо и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.
  • Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал. так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.
  • Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
  • Порядочная женщина даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.
  • Потребность любить создает привязанности вымышленные.
  • Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца? Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?
  • Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.
  • Правдивое дело, если оно правильно изложено, несокрушимо.
  • Предатели предают прежде всего себя самих.

Р[править]

  • Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми – через мужа, и пусть этим не огорчается.
  • Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов. Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота. Правда, что политическое красноречие, гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей.

С[править]

  • С народом надо обращаться как с влюбленным, держась от него подальше и заставляя тосковать о своем отсутствии.
  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
  • Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
  • Слово, доколе известно одному человеку, действительно остается тайным, а перейдя ко второму, становится достоянием молвы.
  • Смелость – начало победы.
  • Сострадание – есть горе о чужом несчастье, зависть – есть горе о чужом счастье.
  • Совершать дурные поступки – низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью,- вещь обычная. Хороший человек – тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем.
  • Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, а как душа телом, считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно.
  • Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же – только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.
  • Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность – ее простоту.

Т[править]

  • Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.
  • Тело есть орудие души, а душа орудие Бога.

У[править]

  • У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.
  • У эллинов говорят умные, а дела делают дураки.
  • Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
  • Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
  • Учёность – единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.
  • Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Ч[править]

  • Человек может быть только тем, кто он есть.
  • Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.
  • Чтобы чувствовать цену того, чем вы владеете, представьте себе, что вы потеряли это.

Ц[править]

  • Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.

Х[править]

  • Характер есть не что иное, как долговременный навык.
  • Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.

З[править]

  • Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.
  • Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.
  • Злорадство – наслаждение чужим горем.
  • Злоречивый язык выдает безрассудного.
  • Злословие непременно сопутствует любопытству.
  • Знаки доверия порождают обратное доверие и проявления любви – такую же любовь.
  • Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. … Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас.

Я[править]

  • Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень.
  • Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мёртвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что ещё так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

Источник