Углекислый газ можно собрать сосуд способом вытеснения воздуха
Задание 17. Чистые вещества и смеси. Безопасность в лаборатории
Все верные суждения (1-88)
1. Чистые вещества имеют постоянный состав.
2. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.
3. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.
4. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.
5. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.
6. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.
7. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
8. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.
9. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.
10. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
11. Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.
12. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
13. Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислоты.
14. Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
15. Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
16. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
17. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
18. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
19. Калий хранят под слоем керосина.
20. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.
21. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.
22. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.
23. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
24. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.
25. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.
26. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.
27. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
28. Водопроводная вода содержит примеси растворимых солей — сульфатов и гидрокарбонатов.
29. Морская вода обладает большей плотностью, чем речная, так как содержит значительно большее количество растворённых солей.
30. Хлорирование улучшает качество загрязнённой воды, так как хлор убивает бактерии и вирусы.
31. Озонирование воды требует специального контроля, так как озон — сильный яд.
32. Хлорид натрия можно выделить из его водного раствора с помощью выпаривания
33. Разделить можно с помощью фильтрования смесь песка и воды
34.Соли свинца и ртути в питьевой воде наиболее токсичны для человека
35.Газ N, попадающий в атмосферу в результате деятельности человека, наиболее токсичен
36. При нагревании растворов необходимо направлять отверстие пробирки или колбы в сторону от лица и от соседей.
37. Вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус, даже если они в обыденной жизни употребляются в пищу (например, хлорид натрия).
38. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.
39. Озон в стратосфере поглощает часть ультрафиолетового излучения, защищая от этого излучения живые организмы.
40. Количество углекислого газа в атмосфере постоянно растёт благодаря деятельности человека.
41. Действие магнитом на смесь железных и алюминиевых опилок является физическим способом разделения веществ.
42. Для ускорения процесса фильтрования скошенный конец воронки следует прижать к стенке химического стакана.
43. В основе выплавки чугуна и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.
44. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали.
45. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
46. Смесь порошков серы и железа является неоднородной смесью.
47. Питьевая сода является чистым веществом.
48. Для пересыпания сухих веществ из склянки в пробирку можно использовать стеклянную воронку.
49. Готовить растворы кислот (уксусной, лимонной и др.) в домашних условиях в алюминиевой посуде не рекомендуется.
50. При попадании раствора щёлочи на кожу рук следует промыть обожжённый участок водой и обработать раствором лимонной кислоты.
51. Все опыты с любыми растворами кислот и щелочей следует проводить в резиновых перчатках.
52. Все склянки, содержащие химические вещества, должны быть подписаны.
53. Работать с горючими жидкостями необходимо вдали от источников огня.
54. Хлор в лаборатории получают в вытяжном шкафу.
55. Процеженный чай является смесью веществ.
56. Майонез является смесью веществ.
57. Выхлопы автомобилей, работающих на бензине, негативно сказываются на состоянии атмосферы.
58. Внесение в почву избыточного количества минеральных удобрений вредит окружающей среде.
59. Раствор аммиака в воде (нашатырный спирт) — это однородная смесь.
60. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
61. Все препараты бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.
62. Очистить сахар от примеси речного песка можно, выполнив последовательно операции: растворения, фильтрования, упаривания.
63. При приготовлении раствора кислоты следует приливать кислоту в воду.
64. Препараты бытовой химии, содержащие соединения хлора, обладают сильным отбеливающим свойством.
65. Реакция горения используется в двигателях внутреннего сгорания.
66. При попадании едких веществ на кожу необходимо немедленно смыть их сильной струёй воды.
67. Выпарительная чашка используется для получения из раствора твёрдого вещества.
68. Раствор питьевой соды используется для обработки участка кожи, на который попала кислота.
69. Использование бензина, содержащего соединения свинца, отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье людей.
70. Смесь воды и бензина можно разделить с помощью делительной воронки.
71. Продукты полного сгорания природного газа — углекислый газ и пары воды — не наносят непосредственного ущерба окружающей среде.
72. Пролитые кислоты или щёлочи необходимо засыпать чистым песком.
73. Загрязнение воздуха оксидами серы вызывает образование кислотных дождей.
74. При попадании на руки препарата бытовой химии, содержащего щёлочь, обожжённое место следует промыть водой и обработать раствором лимонной кислоты.
75. Органические растворители следует хранить вдали от нагревательных приборов.
76. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими кислоты, необходимо использовать резиновые перчатки.
77. Для отбора определенного объема жидкости используют мерный цилиндр.
78. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.
77. Ядовитые компоненты выхлопных газов автомобилей — и оксиды азота.
78. Выбросы сернистого газа в атмосферу приводят к кислотным дождям.
79. Увеличение количества углекислого газа в атмосфере приводит к «парниковому эффекту».
80. Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.
81. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
82. Реакция «свёртывания» молока используется для изготовления творога и сыра.
83. Для приготовления растворов кислот в химической лаборатории не следует брать алюминиевую посуду.
84. Попадание на кожу некоторых препаратов бытовой химии, содержащих щёлочь, может привести к появлению ожогов.
85. При ознакомлении с запахом вещества необходимо держать склянку на расстоянии в 15—20 см от лица и направлять воздух от отверстия склянки на себя легкими движениями руки.
86. Все вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус.
87. Повышенное содержание в помещении оксида углерода(II) опасно для здоровья человека.
88. Выбросы в атмосферу газообразных отходов производства серной и азотной кислот отрицательно влияют на здоровье человека.
Источник
Цель:
- актуализировать знания о некоторых
свойствах газообразных веществ; - установить отличие газообразных
веществ от твердых и жидких; - повторить закон Авогадро;
- обобщить и систематизировать знания
учащихся о способах получения, собирания
и распознавания водорода, кислорода,
аммиака, углекислого газа и этилена; - расширять кругозор детей; формировать
научное мировоззрение.
Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.
Методы и методические приемы:
демонстрационный, словесный (беседа по
вопросам, рассказ), наглядный.
Оборудование и реактивы:
а)на столах у учащихся: карточки с
таблицей для заполнения по ходу урока
Газ (краткая характеристика) | Получение (уравнение реакции) | Собирание | Распознавание |
б)на демонстрационном столе:
- реактивы – оксид марганца (IV), пероксид
водорода, перманганат калия; карбонат
кальция, соляная кислота и известковая
вода; соляная кислота и цинк; хлорид
аммония, гидроксид натрия, лакмусовая
бумажка; этиловый спирт и
концентрированная серная кислота; - оборудование – химический стакан (2 шт.);
пробирки (5 шт.); прибор для получения
газов (штатив с зажимами для 2-х пробирок, 2
пробирки); пробиркодержатель, лучина,
спички, спиртовка, пробки с газоотводными
трубками (2 шт.); плоскодонная колба,
аппарат Кипа, стеклянная трубочка,
стеклянная палочка.
Ход урока.
I. Организация.
II. Проверка домашнего задания (7 мин.).
Вопросы для беседы.
1.Что такое полимер, мономер, структурное
звено, степень полимеризации?
2.Что такое пластмассы?
3.Что такое волокна?
4.На какие группы делят пластмассы?
Восстановите схему:
(Заполнение схемы: термопласты и
термореактопласты.)
5.На какие группы делят волокна?
Восстановить схему:
(Заполнение схемы: природные и химические;
растительные и животные; искусственные и
химические.)
6.Каковы области применения пластмасс? При
ответе используйте рисунок 40 на с.56.
7.Какие неорганические полимеры вам
известны? Какова их роль в неживой природе?
III. Актуализация, систематизация и
обобщение знаний.
-Вы знаете, что зависимости от условий
вещества могут находиться в разных
агрегатных состояниях. Назовите эти
состояния.
Планируемый ответ ученика.
(В зависимости от условий вещества могут
находиться в жидком, твердом или
газообразном состояниях).
-Рассмотрите рис. 51 на с. 67. Что характерно
для газообразных веществ? Чем строение
газообразных веществ отличается от
строения веществ в твердом и жидком
состояниях?
Планируемый ответ ученика.
(В газовой фазе расстояния между
молекулами во много раз превышает размеры
самих частиц.)
-При атмосферном давлении объем сосуда в
сотни тысяч раз больше объема молекул газа,
поэтому для газов выполняется закон
Авогадро:
в равных объемах различных газов при
одинаковых условиях содержится одинаковое
число молекул.
-Вспомните, сколько молекул содержит один
моль любого газа при нормальных условиях?
Планируемый ответ ученика.
(Один моль любого газа при нормальных
условиях содержит 6х1023 молекул.)
-Как называется это число?
Планируемый ответ ученика.
(Это число называется число Авогадро.)
-Какие условия считаются нормальными?
Планируемый ответ ученика.
(760 мм. рт.ст. и 0 0С).
-Какой объем занимает 1 моль любого
газообразного вещества при нормальных
условиях? Как называют такой объем?
Планируемый ответ ученика.
(1 моль любого газа при нормальных
условиях занимает объем 22,4 л. Такой объем
называется молярным.)
-Найдите в учебнике на с.68 описание
основных свойств газообразных веществ.
1.Газы не имеют собственной формы и объема.
Поэтому занимают весь объем сосуда, в
котором находятся.
2.Газы легко сжимаются.
3.Благодаря большому расстоянию между
молекулами газы смешиваются друг с другом в
любом отношении.
-При изучении химии, вы познакомились со
свойствами некоторых газов, узнали способы
их получения, собирания и распознавания. На
сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить,
как в лабораторных условиях получают
водород, кислород, углекислый газ, аммиак и
этилен; как собирают и распознают эти газы.
По ходу изучения материала вы должны
заполнить таблицу.
Водород – это самый легкий газ. В
лаборатории его получают чаще всего в
аппарате Кипа взаимодействием цинка с
соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.
Демонстрация получения водорода в
аппарате Киппа.
– Так как водород самый легкий газ, его
собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
Демонстрация собирания водорода.
-Вспомните, как распознают водород?
Планируемый ответ ученика.
(К отверстию перевернутого вверх дном
сосуда подносят зажженную лучину.
Раздается глухой хлопок, если водород
чистый или «лающий» звук, если водород
содержит примеси.)
Демонстрация опыта по распознаванию
водорода.
Формулу водорода, уравнение реакции
получения водорода, способ его собирания и
распознавания ученики записывают в
соответствующие колонки таблицы.
– Кислород – газ, содержание которого в
атмосфере составляет 21%. Кроме кислорода в
верхних слоях атмосферы содержится
аллотропное видоизменение – озон О3.
В лаборатории кислород получают
разложением перманганата калия KMnO4
или пероксида водорода H2O2 .
Демонстрация опытов получения кислорода:
1) разложением перманганата калия
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2
↑;
2)разложением пероксида водорода в
присутствии катализатора MnO2
2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
– Собирают кислород в сосуд методом
вытеснения воздуха или методом вытеснения
воды. Почему?
Планируемый ответ ученика.
(Кислород собирают в сосуд вытеснением
воздуха, потому что он тяжелее воздуха.
Кислород собирают методом вытеснения воды,
так как он мало растворим в воде.)
– Вспомните, как распознают кислород.
Планируемый ответ ученика.
(Распознают кислород по вспыхиванию,
внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей
лучинки.)
Демонстрация опыта по распознаванию
кислород: внесение в колбу с кислородом
тлеющей лучинки; внесение тлеющей лучинки в
химический стакан, в котором проходит
разложение пероксида водорода.
Формулу кислорода, уравнения реакций
получения кислорода, способы его собирания
и распознавания ученики записывают в
соответствующие колонки таблицы.
– Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2
– бесцветный, не имеющий запах газ.
Он примерно в полтора раза тяжелее
воздуха. Растворим в воде. В лаборатории
углекислый газ получают действием соляной
кислоты на карбонат кальция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Демонстрация опыта получения углекислого
газа и его собирание.
– Вспомните, как получают углекислый газ в
промышленности.
Планируемый ответ ученика.
(В промышленности углекислый газ получают
обжигом известняка:
CaCO3 = СаО + СО2↑. )
– Вспомните, как можно распознать
углекислый газ.
Планируемый ответ ученика.
(Углекислый газ можно распознать по
помутнению известковой воды или с помощью
горящей лучинки.)
Демонстрация опытов по распознаванию
углекислого газа:
- помутнение известковой воды (продувание
углекислого газа через известковую воду)
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3v + Н2О; - горящую лучину опустить в сосуд с
углекислым газом. Лучина гаснет.
– Почему горящая лучина гаснет в атмосфере
углекислого газа?
Планируемый ответ ученика.
(Потому что углекислый газ не
поддерживает горение.)
– Где используют это свойство углекислого
газа?
Планируемый ответ ученика.
(Свойство углекислого газа не
поддерживать горение применяют при тушении
пожаров.)
Формулу углекислого газа, уравнения
реакций получения углекислого газа, способ
его собирания и способы распознавания
ученики записывают в соответствующие
колонки таблицы.
– Аммиак NH3 – газ с резким запахом,
бесцветный, хорошо растворим в воде.
В промышленности его получаютвзаимодействием
азота с водородом, соблюдая следующие
условия: катализатор (Fe), высокие
температура и давление. Запишите уравнение
реакции получения аммиака в промышленности,
укажите, что реакция обратимая и условия,
при которых она протекает:
3H2 + N2 = 2NH3 .
В лаборатории аммиак получают
взаимодействием щелочей с солями аммония:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.
– Сравните молярные массы аммиака и
воздуха.
Планируемый ответ ученика.
(Молярная масса аммиака равна 17 г/моль,
молярная масса воздуха – 29 г/моль. Аммиак
легче воздуха.)
– Как следует собирать аммиак?
Планируемый ответ ученика.
(Так как аммиак легче воздуха, то его
следует собирать так же как и водород – в
перевернутую вверх дном пробирку.)
Демонстрация опыта получения и собирания
аммиака.
– Как можно распознать аммиак?
Планируемый ответ ученика.
(Аммиак можно распознать по характерному
запаху.)
-Еще аммиак можно распознать по изменению
окраски влажной лакмусовой бумажки и по
появлению белого дыма при поднесении
стеклянной палочки, смоченной в соляной
кислоте.
Демонстрация опытов по распознаванию
аммиака:
- по запаху, соблюдая правило техники
безопасности; - поднести влажную лакмусовую бумажку к
пробирке с аммиаком. Лакмусовая бумажка
посинеет; - стеклянную палочку смочить в соляной
кислоте и опустить в пробирку с аммиаком.
Наблюдается появление дыма. (Опыт «Дым
без огня).
Формулу аммиака, уравнение реакции
получения аммиака, способ его собирания и
способы распознавания ученики записывают в
соответствующие колонки таблицы.
– На уроках органической химии вы
познакомились с газом этиленом С2Н4.
Этилен – газ без цвета и запаха. В
промышленности его получают
дегидрированием этана:
СН3 − СН3 > СН2 = СН2 +
Н2.
Реакция протекает в присутствии
катализатора и при высокой температуре.
В лаборатории этилен получают двумя
способами: деполимеризацией полиэтилена
или каталитической дегидратацией
этилового спирта:
(-СН2 – СН2 – )n → nСН2
= СН2 ,
С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.
Распознают этилен по обесцвечиванию
подкисленного раствора перманганата калия
или бромной воды. Как можно собрать этилен?
Планируемый ответ ученика.
(Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно
собрать вытеснением воздуха.)
Демонстрация опыта получения этилена
реакцией дегидрирования этилового спирта и
распознавание этилена обесцвечиванием
подкисленного раствора перманганата калия.
Формулу этилена, уравнения реакции
получения этилена, способ его собирания и
способы распознавания ученики записывают в
соответствующие колонки таблицы.
Итогом работы учащихся на уроке является
заполненная таблица, которая имеет
следующий вид:
Газ(краткая характеристика) | Получение (уравнения реакций) | Собирание | Распознавание |
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный, не имеет запаха. | Вытеснением водорода металлами из Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑. | В перевернутую вверх дном пробирку. | При поднесении к пламени раздается «хлопок» |
Кислород (О2) без запаха и цвета, | 1.Разложением перманганата калия: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + 2.Разложением пероксида водорода 2H2O2 = 2Н2О + О2 | 1.Вытеснением воздуха. 2.Вытеснением воды. | Вспыхивание тлеющей лучинки, |
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – | 1.В промышленности: 2.В лаборатории: | Вытеснением воздуха. | 1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2. 2.По помутнению известковой воды: СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3v |
Аммиак (NН3) имеет резкий | 1.В промышленности: 2.В лаборатории: | В перевернутую вверх дном пробирку. | 1.По запаху. 2.По изменению цвета влажной 3.По появлению дыма при поднесении |
Этилен (С2Н4 или СН2 = | 1.В промышленности дегидрированием СН3 − СН3 → СН2 = СН2 2.В лаборатории: а)деполимеризацией этилена (-СН2 – СН2 – )n → nСН2 б)дегидратацией этилового спирта С2Н5ОН → С2Н4 + | Вытеснением воздуха. | 1.Обесцвечивание подкисленного 2.Обесцвечивание бромной воды. |
IV.Закрепление.
Беседа по вопросам. (При ответах
использовать таблицу.)
- Какие газообразные вещества были
рассмотрены на уроке? - Какие способы получения рассматривали?
- От чего зависит способ собирания того
или иного газа?
V. Подведение итогов.
-На сегодняшнем уроке вы изучили общие
свойства газообразных веществ. Вспомнили
закон Авогадро. Повторили способы
получения, собирания и распознавания
водорода, кислорода, углекислого газа,
аммиака и этилена.
Выставление оценок.
VI.Домашнее задание.
1.Выучить записи в таблице.
2.Используя текст §8, заполнить таблицу:
Газ | Применение |
Водород | |
Кислород | |
Углекислый газ | |
Аммиак | |
Этилен |
Источник