Урок биологии 8 класс регуляция работы сердца и сосудов

Урок биологии 8 класс регуляция работы сердца и сосудов thumbnail

Учитель биологии: Узингер В.В. г. Костанай.

Тема урока: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности

Цель: сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности.

Задачи урока. Образовательные:сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности;

Развивающие: развивать память, речь, мышление, выделять главное, (составлять графические конспекты, обдумывать проблемные вопросы);

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Оборудование: презентация, видеофрагмент.

Организационный момент:

– приветствие,

– беседа с дежурным.

Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности»

Индивидуальный опрос у доски

Карточка опроса д/з

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания

  1. «да» или «нет»

  2. Найдите ошибку

  3. Строение сердца

  4. Круги кровообращения

  5. Фронтальный опрос

– Что такое артериальное давление?

– Какое артериальное давление считается верхним, а какое – нижним?

– Какие заболевания, связанные с нарушением артериального давления вы знаете? В чем их причина?

– Что такое пульс? Где его можно прощупать?

Сообщение темы урока

Постановка проблемы урока

Сообщение исторического факта

Демонстрация презентации

Обсуждение проблемного вопроса в группах

Высказывание своих предположений

Запись темы в тетрадь

Формирование новых знаний. Исторический факт

С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца.

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия – врача, основателя научной анатомии.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели выдающийся врач, каким был Андреас Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило лишь только через три столетия.

– Как объяснить роковой случай с Везалием? (обсуждение в группах)

Предположения детей.

– Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»

Повествовательный рассказ

Работа с новым понятием

Демонстрация презентации

Работа с новыми понятиями

Графический конспект на слайде

Демонстрация видеофрагмента

Работа сердца состоит из ритмично чередующихся сердечных циклов. Каждый цикл состоит из 3 фаз: сокращение предсердий (0,1 с); сокращение желудочков (0,3 с); общее расслабление сердца (0,4 с). То есть, один цикл сокращения длится меньше секунды, примерно 0,8 с. 

Способность сердца сокращаться без устали в течении всей жизни связана с наличием фазы расслабления – паузы. В сердечной мышце мышечные волокна соединены между собой и образуют как бы сеть. Особые эпителиальные плоские клетки внутреннего слоя оболочки сердца выстилают и внутреннюю поверхность стенок кровеносных и лимфатических сосудов. Эти клетки препятствуют свертыванию крови внутри сосуда и уменьшают трение крови о сердце и сосуды.

Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце ритмично сокращается под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматия сердца. 

Автоматия сердца обусловлена специфическими (особыми) мышечными клетками, в которых возникают импульсы. Частота сердечных сокращений зависит от возраста. Сердце годовалого ребенка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет 100 раз, у взрослого человека – 60-80 раз.

Регуляция работы сердца осуществляется нервным и гуморальным путями. 

Нервная регуляция работы сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом мозге. Импульсы, ослабляющие работу’ сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу по симпатическим нервам.

 Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов (через кровь и лимфу). Гормон надпочечников адреналин вызывает учащение сокращений сердца. Подобно адреналину действует и гормон щитовидной железы тироксин. Адреналин вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, повышает артериальное давление.

Тормозит работу сердца вещество ацетилхолин. Видеофрагмент.

Сообщение интересных фактов

Это интересно!

*Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а ее расслабление вызывается действием 7 гормонов.

*При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за 1 минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.

*Сердце за жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.

Демонстрация презентации.

Закрепление.

Беседа

– В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?

– Какие вещества оказывают влияние на работу сердца гуморальным путем?

Составить кластер у доски.

Формулирование выводов

Выводы – на слайде

Рефлексия

Итог урока. Рефлексия.

Выводы

1.Сердце способно возбуждаться без внешних раздражителей, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

2.Регуляция работы сердца и сосудов осуществляется как нервным, так и гуморальным путем.

Рефлексия

– Понравился ли вам урок?

– Как вы думаете, был ли материал урока полезным для вас?

– Было ли что – то в уроке, что удивило, заставило задуматься?

Выдача и объяснение домашнего задания

V Домашнее задание

1) §32- пересказ, ответить на вопросы.

2) Выполнить и оформить в тетради лабораторную работу

Источник

Урок биологии в 8 классе.

Тема: Работа сердца, ее регуляция.

Цель: систематизировать знания о строении сердца; сформировать понятие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов; воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Читайте также:  Стентирование сосудов сердца как делают видео

Оборудование: таблица «Работа сердца», компьютер, мультимедиа, схема «Регуляция работы сердца».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Продолжаем знакомиться с органами кровообращения. Давайте вспомним, что мы уже знаем:

А) Блиц – опрос

– Система кровообращения состоит из … (сердца и сосудов)

– Сосуды бывают трех типов: … (артерии, вены и капилляры)

– Сосуды, которые несут кровь от сердца, называются … (артерии)

– Самая крупная артерия называется … (аорта), располагается в … круге кровообращения.

– Сосуды, которые несут кровь к сердцу, называются … (вены)

– Сосуды, в которых происходит газообмен, называются … (капилляры)

– В каких сосудах самые толстые стенки? (артерии)

– В каких сосудах есть полулунные клапаны? (вены)

– Сколько кругов кровообращения в организме человека? Какие?

– Как называется кровь алого цвета, насыщенная кислородом? (артериальная)

– Как называется кровь бордового цвета, насыщенная углекислым газом? (венозная)

– Всегда ли по артериям течет артериальная кровь?

– Когда по венам течет артериальная кровь?

– Какова последовательность движения крови по кругам кровообращения? (желудочек – артерия – капилляр – вена – предсердие)

– Где располагается сердце? Чем защищено?

– Каков его размер? Форма?

(отрывок стихотворения Э.Межелайтиса “Сердце”)

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”:

  • М. Горький – “смелое сердце Данко”.

  • Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

Какими только эпитетами не награждено сердце в литературных произведениях: горячее и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга.

– Какое же оно – сердце?

Б) работа с рисунком «Строение сердца» – р/т с. 82 упр.124

hello_html_34c89eea.png

(Самопроверка: 1 – вены, 2 – аорта, 3 – легочная артерия, 4 – легочные вены, 5- левое предсердие, 6 – створчатые клапаны, 7 – левый желудочек, 8 – правый желудочек, 9 – полулунные клапаны,10 – правое предсердие)

  1. Мотивационный этап

– Какую работу совершает сердце, статическую или динамическую?

– При какой работе быстрее развивается утомление? За какой период времени?

– Почему, выполняя статическую? работу сердце может работать в среднем 70-80 лет?

Сердце способно ритмически сокращаться и в покое за сутки сокращается 100 000 раз, при этом расходует столько энергии, которой хватило бы, чтобы поднять груз в 900 кг на высоту 14 м.

(Дополнительно – с.152)

  1. Формирование нового знания

-Так почему же сердц обладает такой работоспособностью?

Функция работоспособности падает на саму сердечную мышцу.

– Каково ее строение? (ткань – с. 37 рис.; с. 38 текст, вверху)

Стенка сердца имеет три слоя:

*эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

*миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

*эндокард – внутренний слой (из эпителия).

– Чтобы мышца длительно и активно работала, она систематически должна получать питание, как это происходит? (внутрисердечный круг кровообращения). В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

(нервные узлы – с. 151 рис.)

В нервных узлах сердца возникает возбуждение, которое передается во все камеры сердца, сначала в предсердия, затем в желудочки, следовательно сокращаются последовательно.

Способность сердца ритмически сокращаться, под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, называется автоматией сердца.

  • Если перерезать нервы и кровеносные сосуды, удалить сердце из организм, то некоторое время сердце будет ритмично сокращаться;

  • Изолированное сердце лягушки «гоняет» 6% раствор поваренной соли;

  • Сердце человека можно оживить, если пропустить через него раствор Рингера (температура тела, глюкоза с кислородом);

  • Опыт оживления изолированного сердца впервые в 1903 г. провел русский ученый А.А.Кулябко (сердце ребенка после 20 часов смерти, умершего от воспаления легких).

Так возникает – сердечный цикл -70-75 раз в минуту

Фазы сердечного цикла:

  1. Сокращение предсердий (0,1 сек) – кровь в желудочки

  2. Сокращение желудочков (0,3 сек) – кровь выбрасывается в аорту и легочную артерию

  3. Пауза общее расслабление (0,4 сек)

Период, охватывающий 1 сокращение и расслабление сердца, называется сердечным циклом.

Сокращение – систола

Расслабление – диастола

Просмотр видеофрагментов

Таким образом, один сердечный цикл длиться – 0,8 секунды.

– Так какую работу выполняет сердце статическую или динамическую?

– Сколько времени сердце отдыхает? (половину жизни человека)

Регуляция работы сердца

– Всегда ли сердце работает одинаково? Приведите примеры.

Не зря когда изображают любовь – рисуют сердце. Почему сердце – символ любви выглядит по-другому. Это изображение символа целующихся лебедей.

(работа со схемами «Регуляция работы сердца»)

Нервная регуляция – с.56 учебника

Гуморальная регуляция – с.47 учебника

hello_html_m2fe3dc01.png

Просмотр видеофрагментов 343, 344, 348, 346 электронного приложения.

  1. Применение новых знаний

А) Выполнение лабораторной работы – 345 видеофрагмент

Б) Выполнение тестов 349 «Фазы сердечного цикла», 350 «Тесты с пропущенными терминами»

  1. Итог урока. Рефлексия

– Проанализируйте нужны ли знания, изученные сегодня вам в будущей жизни? Зачем?

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Читайте также:  Почистить сосуды сердца травами

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощяющее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”.

Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.

  1. Д/з

С. 149-152 читать, р/т с.84 упр.128,129

hello_html_7a250ab1.png

Источник

Тема урока: : «Органы кровообращения. Строение и работа сердца»

Цели урока:

Создать условия для:

  1. формирования знаний обучающихся о системе органов кровообращения, о строении сердца;

  2. развития общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функции сердца;

  3. формирования научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Задачи урока

Познавательные:

Изучить строение органа кровообращения – сердца и фазы его работы.

Установить причинно-следственную связь между строением сердца и его функциями.

Регулятивные:

Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации о строении и работе сердца, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически в таблицах и схемах.

Личностные:

Формировать культуру умственного труда, развивать экологическую культуру по охране своего здоровья (закаливание и укрепление сердца).

Формирование УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание изученного материала, связанного с условиями долголетия.

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): умение поставить цель, задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, применять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: тренировать умения поиска и выделения необходимой информации, структурировать полученные знания, использовать смысловое чтение, осознанно строить речевое высказывание, использовать логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном сотрудничестве с учителем и учениками, в постановке вопросов, оценке и коррекции действий партнера.

Основные понятия

Артерия, вена, аорта, капилляры, сердце, желудочки, предсердия, створчатые и полулунные клапаны. Фазы работы, автоматизм.

  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).

  2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).

  3. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).

  4. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

  5. Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).

  6. Самый главный орган кровеносной системы – … (сердце).

Изучение новой темы (применение технологии педагогической мастерской)

Учитель предлагает сформулировать тему урока и вопросы по названной теме. Обучающиеся предлагают следующие варианты

Тема :Строение и работа сердца.

Вопросы:

  1. строение сердца

  2. какие строение имеют кровеносные сосуды

  3. как движется кровь в организме

Учитель вывешивает или записывает тему урока на доске и говорит, что они будут работать по технологии мастерской.

Учитель

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром говорят: сердце – это жизнь. Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знаете ли вы(сообщения учащихся), что

  • Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. С.С. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

  • За 8,5 часов лыжного пробега на 100 километров сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови.

  • Масса сердца 1/200 массы человека, на питание затрачивается 1/20 энергетических ресурсов, которые потребляют остальные органы.

  • Физиолог Вебер, живший в 19 веке, мог по своему желанию останавливать свое сердце.

  • На сердце ежегодно расходуется количество энергии достаточной для поднятия груза 900 кг на высоту 14 метров.

  • За 50 лет жизни оно совершает работу по подъему груза в 18000 тон на высоту 227 метров.

Знания о строении, функции и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

Уже несколько раз мы сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела?

5. Сообщение учителя

  • Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.

Читайте также:  Операция на сердце стентирование сосудов сердца

Прислушайтесь к себе. Чтобы вы не делали, всегда раздается приглушенный, ритмичный стук – это бьется ваше сердце. Какое оно ваше сердце? Сожмите левую руку в кулак. Такую форму и размеры имеет ваше сердце.

  • Кто из вас знает, где находится сердце?

Название органа сердце происходит от слова середина. Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины смещено влево. Вершиной сердце обращено вниз и доходит до пятого межреберья, его масса около 300 грамм

Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард. В ней находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращении

Сердце – это полый мышечный орган. Стенка сердца состоит из трех слоев:

1. Эпикард – наружный слой состоит из соединительной ткани.

2. Миокард – средний слой образован поперечно – полосатой сердечной мышечной тканью. Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, что обеспечивает быстрое сокращение камер сердца.

3. Эндокард – внутренний слой состоит из эпителиальной ткани.

Сердце человека, как у всех млекопитающих, четырехкамерное и состоит из правой и левой частей. Обе части делятся на предсердие и желудочек. Правая сторона сердца заполнена венозной кровью, левая – артериальной. Сплошная перегородка предохраняет кровь от смешивания.

Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца? Как вы думаете, от чего это зависит? Почему стенки левого желудочка толще правого?

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердий выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому они относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый выталкивает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2,5 – 3 раза толще.

Предсердия и желудочки каждой половины сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой – двустворчатый. Створчатые клапаны имеют сухожильные нити, что удерживает их от прогибания. Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Кармашки полулунных клапанов направлены в просвет сосудов. При обратном токе крови они заполняются, их края плотно смыкаются, не давая крови течь в сердце. Работа клапанов сердца обеспечивает одностороннее движение крови в сердце: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекает обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы. Клетки мышечной ткани содержат много митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью, которая приносит к ним кислород. 10% крови, выбрасываемой аортой, идет в коронарные сосуды, питающие само сердце.

Как вы думаете, в чем заключается основная функция сердца?

Сердце – центральный орган кровеносной системы, благодаря его работе кровь беспрерывно циркулирует внутри организма.

6. Фазы работы сердца.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца

Сердечный цикл

– Как работает наше сердце?

– Работа сердца состоит из ритмических сокращений и расслаблений. Сокращение сердца называется систолой, расслабление – диастолой. Различают три фазы: систола предсердий, затем систола желудочков, после которой наступает общая диастола. (Слайд 11).

– При сокращении предсердий кровь переходит в желудочки, после наполнения которых закрываются створчатые клапаны, начинается сокращение желудочков, и кровь выходит из сердца.

Сокращение предсердий длится 0,1 с, затем они переходят в стадию расслабления.

Сокращение желудочков длится 0,3 с, а затем они расслабляются.

Общая фаза расслабления длится 0,4 с.

Следовательно, один цикл работы сердца занимает около 0,8 с, что соответствует 75 сокращениям сердца в минуту. При покое количество сердечных сокращений колеблется в пределах от 60 до 80 в минуту. Следует помнить простое правило: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы, при которой сокращаются желудочки. Полулунные клапаны всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление..

  1. «Сердца, ушедшие в бессмертие»

  • Посмотрим на сердце с другой стороны.

Сердце человека. Его значение сложно переоценить.
Сердце является символом любви. «Прошу руки и сердца».  Но есть и другие сравнения: «Сердце –  в пятки», «Сердце кровью обливается», «Сердце героя».

Огромное сердце из красного гранита весом в 4 тонны – символ жизни – украшает двор Института сердца в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось по инициативе сотрудников института 12 июня 2001 года. Автором скульптуры стал известный художник Н.Хромов. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа.

. Подведение итогов урока.

Подводя итоги урока, вернемся к его проблеме:

В чем секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца? Какой вы можете сделать вывод?

Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, который обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

– соответствием строения сердца, выполняемым функциям;

– строгим ритмом его деятельности;

– чередованием фаз работы и отдыха каждой камеры сердца;

– высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем;

– усиленным снабжением его мышц кровью.

Рефлексия:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что …

Я приобрела…

Я научилась…

Меня удивило…

Я попробую…

. Выставление оценок за урок.

.Домашнее задание:

1)Изучить параграф 17, ответить на вопросы стр. 79

2) Подготовить сообщение об исследованиях сердца (по желанию)

Источник