Урок биологии движение крови сосудам
«Движение крови по сосудам»
урок биологии в 8 классе
Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.
Задачи урока:
- Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
- Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
- Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.
Оборудование:
- Таблица с изображение сердца.
- Схема кровообращения и лимфообращения.
- Прибор для измерения давления.
- Интерактивная доска.
- Презентация на тему: «Движение крови».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация темы:
Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.
Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.
“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.
Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.
Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.
Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.
А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”
Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.
Учитель: Что такое кровообращение?
Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.
Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.
Рис. 1
Ученики, работая в парах, выполняют задание.
По окончании слушаем одного из учеников.
Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?
Тема урока: “ Движение крови по сосудам”
Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.
Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.
Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.
Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима
Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.
Тезисы выступления Дроздова Вадима:
- Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
- Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
- Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
- Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
- Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.
Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.
В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.
Текст задания:
Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.
Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?
Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.
Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.
Рис. 2
Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.
Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.
Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
Учитель: Что же такое кровяное давление?
Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.
Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.
Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) – 70-80 мм рт.ст.
Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)
В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:
- “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
- “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
- “пульсовое” – 40 мм рт.ст.
Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:
АД верхн. = 1,7 х возраст + 83
АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]
Ученики рассчитывают собственное АД.
Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.
Почему вы получили меньшие значения?
Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.
Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.
Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.
Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?
Обсуждаем предложения учащихся.
Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]
Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.
На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.
Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:
- артерии – 150-200 мм/c,
- артериолы – 5 мм/c,
- капилляры – 0,5 мм/c,
- средние вены – 60-140 мм/c,
- полые вены – 200 мм/c.
Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?
Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.
Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах – в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.
Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис. 3.
Рис. 3
Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.
Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.
В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.
В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.
Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.
Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.
Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?
Ученики: Давление.
Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.
Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
Учитель:
Гипертония – повышенное АД.
Гипотония – пониженное АД.
Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:
- “гипертония”,
- “гипотония”,
- “тонометр” – прибор для измерения АД.
Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).
У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.
Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?
Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.
Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:
- физическая активность;
- рациональное питание;
- положительные эмоции;
- не курить;
- не употреблять алкоголь.
Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.
Источник
Урок 24
Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Цели урока:
- выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;
- развивающие: продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;
• - воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолог, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.
Основные термины:
- Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).
- Гипотония – это снижение артериального давления на 20% от исходных значений или ниже 60 мм ртутного столба среднего артериального давления.
- Гипертония – это стойкое повышение артериального давления (выше 90 мм ртутного столба среднего АД).
- Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания.
Дайте короткий ответ на вопросы:
1) Из скольких слоев состоит стенка сердца? Назовите эти слои. (3. Наружный – соединительная ткань, средний – миокард -мышечный слой, внутренний -эпителиальная ткань).
2) Какая камера сердца имеет самую мощную мышечную стенку? (Левый желудочек).
3) Какие функции выполняет околосердечная мышца? (жидкость, которая находится в околосердечной сумке, снижает трение сердца).
4) Под действием чего усиливается ритм работы сердца? (Симпатического нерва).
5) Под действием чего замедляется ритм работы сердца? (Парасимпатического нерва).
2.Изучение нового материала.
Причины движения крови по сосудам.
Перед тем, как начать изучать движение крови по сосудам, необходимо определить, какие функции играет кровь
слайд 2. Функции крови.
Давайте посмотрим, как кровь движется по сосудам:
Теперь перейдем к основной причине движения крови – работе сердца, создающей разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области более высокого давления в область более низкого давления. Наиболее высокое давление в нашем организме – в легочных артериях и аорте, а наиболее низкое – в легочных венах и верхней и нижней полых венах. Следовательно, можно сделать вывод, что кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной. Таким образом, снижается давление крови постепенно, однако не равномерно (наиболее высоко оно в артериях, немного ниже – в капиллярах, еще ниже – в венах). Иными словами, на проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосуда.
Другими причинами движения крови по сосудам являются:
• Наличие клапанов в венах (отсутствие обратного кровотока).
• Разное давление в сосудах в начале и конце пути, поддерживающее сокращение сердца. Чем дальше движется кровь, тем ниже давление. За счет разницы давления в сосудах кровь устремляется в область более низкого давления. Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.
• Присасывающая сила при вдохе.
• Сокращение скелетных мышц.
Чтобы закрепить знания, выскажите свои предположения: какое значение имеет медленно движение крови в капиллярах для организма? Вспомните функции крови и обратите внимание на то, что из крови капилляров в клетки успевают поступать необходимые вещества, удаляются вредные и происходит газообмен.
Знаете ли Вы, что такое инфаркт? Инфаркт – это омертвление органа вследствие недостатка кровоснабжения.
Видите, насколько важно правильное кровоснабжение?
Артериальное давление.
Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется манометр
слайд 3 Измерение артериального давления с помощью манометра.
Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.
Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов – давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба. Кроме манометра давление измеряют тонометром.
Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться
слайд 4.. Измерение артериального давления тонометром.
Чтобы измерить давление, наденьте манжетку тонометра на плечо, накачайте с помощью резиновой груши воздух в нее, приложите к месту сгиба локтя фонендоскоп (туда, где проходит плечевая артерия). Создайте в начале измерения давление в манжетке (это давление должно превышать верхнее давление крови в плечевой артерии). Вы не должны слышать в это время никаких звуков. Потом откройте винтовой клапан и выпустите воздух, прислушайтесь. Когда в фонендоскопе появятся пульсирующие звуки – это показатель верхнего давления. Когда же звуки исчезнут – Вы узнаете нижнее значение.
• Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
• Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
• Что Вы знаете о гипертонии и гипотонии?
Пульс. После каждого сокращения сердца быстро распространяется пульсовая волна по сосудам (как от камня, брошенного в воду) – колебания стенок артерии. Это и называют пульсом.
В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, около запястья, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах
слайд 5.. Прощупывание пульса на шее.
Пульс – ритмичное сокращение (колебания) стенок сосудов артерий.
слайд 6. Частота ударов пульса в минуту.
Обычно пульс в спокойном состоянии равен 60-80 ударов в минуту в зависимости от возраста. Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту.
Если Вы посчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений и через 10 минут, то сможете сделать вывод, что пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается. У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей – быстрое.
Опыт А. Моссо. В конце XIXв итальянский физиолог Анджело Моссо (1846—1910) уравновесил спокойно лежащего человека на специальных, очень чувствительных весах, так, что обе половины туловища были строго параллельны полу
слайд 7. Опыт А. Моссо.
Ученый предложил испытуемому решить математическую задачу, затем попросил пошевелить пальцами ног.
1) Когда этот человек начал решать умственные задачи, активизировалась активность головного мозга, кровь перераспределилась к голове, и она стала тяжелее, вес увеличился, весы потеряли равновесие.
2) Затем физическая активность пальцев ног направила кровь к конечностям, т.е. другой работающий орган получил больше крови, чем покоящийся, это увеличило вес той части тела, и весы опустились вниз в области ног.
Так ученый доказал, что прилив крови идет к работающему органу, он больше получает крови, чем покоящийся и, следовательно, повышается его жизнедеятельность. Значит, количество крови может перераспределяться.
Лабораторная работа. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Р.Т. 95 (учебник стр. 117).
Выводы.
1. К причинам движения крови относятся: работа сердца, разное давление в сосудах, сокращение скелетных мышц, наличие клапанов в вене и присасывающая сила при вдохе.
2. Артериальное давление (АД) – это давление которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление.
3. Для измерения артериального давления используют манометр.
4. Пульс – это толчкообразные колебания стенок артерий, которые связаны с сердечными циклами.
5. Легче всего пульс прощупывается на висках, лучевой артерии, артерии на шее и около запястья.
6. пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.
3.Закрепление.
• В каких сосудах скорость кровотока максимальна?
• В каких сосудах скорость кровотока минимальна?
• Что такое артериальное давление?
• Что такое гипертония?
• Что такое гипотония?
• Какие существуют правила изменения пульса?
Р.Т.№ 93,94
Домашнее задание.
1. Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений.
2. Измерьте Ваш пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки, во время умственной деятельности и т.д. Сделайте выводы.
3. Решите задачу: Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.?
4. Подготовьте сообщение о профилактике нарушений артериального давления.
П.23 вопросы на стр.120 Р.Т. 96
Источник