Урок движение крови по сосудам 8 класс фгос

«Движение крови по сосудам»

урок биологии в 8 классе

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:

  1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
  2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
  3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

Оборудование:

  1. Таблица с изображение сердца.
  2. Схема кровообращения и лимфообращения.
  3. Прибор для измерения давления.
  4. Интерактивная доска.
  5. Презентация на тему: «Движение крови».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы:

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, – объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, – поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

Рис. 1

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Дроздова Вадима:

  • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
  • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
  • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
  • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
  • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Текст задания:

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением.   Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

Рис. 2

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель: Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) – 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

Читайте также:  В сосуде емкостью 10 л находится метан массой 2 кг

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

  • “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
  • “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
  • “пульсовое” –  40 мм рт.ст.

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

  • артерии – 150-200 мм/c,
  • артериолы – 5 мм/c,
  • капилляры – 0,5 мм/c,
  • средние вены – 60-140 мм/c,
  • полые вены – 200 мм/c.

Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах – в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис.  3.

Рис. 3

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Ученики: Давление.

Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Учитель:

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

  • “гипертония”,
  • “гипотония”,
  • “тонометр” – прибор для измерения АД.

Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

Слушаем сообщение о факторах, способствующих возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, и у себя в тетради фиксируем правила здорового образа жизни.

Слушаем сообщение ученика, завершаемое кадрами из фильма “Анатомия и физиология человека. Кровообращение.” о влиянии алкоголя и никотина на процесс кровообращения. Проверяем результаты работы в тетрадях и оформляем их на доске, прикрепляя правила здорового образа жизни:

  • физическая активность;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции;
  • не курить;
  • не употреблять алкоголь.

Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

Источник

№ 250-173-411

Тема урока «Круги кровообращения» ,   8 класс

Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека.

Задачи:

1. Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих.

2. Продолжить знакомство с понятиями  кровеносная система, круги кровообращения начатое в курсе зоологии

3. Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник Биология. Человек : Учебн. для 8 кл. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М.: Дрофа, 2009, мультимедийный проектор, экран, муляж сердца, таблицы строение сердца и круги кровообращения, карточки- схемы: транспортные системы организма.

Читайте также:  Пищевая добавка для сосудов

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации: беседа, работа с книгой

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца;

распознавать на таблицах органы кровообращения;

знать особенности движения крови по венам;

раскрывать изменения крови в кругах кровообращения;

Ход урока:

1. Организационный момент. (0,5 минут).

2. Проверка знаний:

1.Что такое транспортные системы организма?

2.Заполнить карточку -схему «Транспортные системы организма» (Приложение 1)

3. Что такое вены?

4. Что такое аорта, какое строение она имеет?

5. Какую  функцию выполняют лимфатические узлы?

6. Какое строение имеют кровеносные и лимфатические  сосуды?

7. Объясните назначение кармановидных клапанов в венах?

3. Изучение нового материала:

Вводная часть

Слайд №1-2 Сообщение темы и целей урока

Запись в тетради темы урока  и числа.

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.

Круги кровообращения – это путь по которому осуществляется движение крови.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.

Слайд №3 Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь- артериальная и венозная)

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты.

Слайд №4   Сердце человека состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом- артериальную кровь, а правая- бедную кислородом, но богатую углекислым газом-венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. В предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды -аорту и легочную артерию. Поэтому началом  кровообращения считают желудочки.

-Обратите внимание на муляжи сердца стоящие у вас на столах. Найдите все части сердца: правое  и левое предсердия, правый и левый желудочки. Нашли, молодцы.

Кровь человека движется по двум кругам кровообращения – малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый  открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения? (1628 год, У. Гарвей) Слайд №5. Именно он доказал круговое движение крови по сосудам проводя опыты на животных.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.

Откройте учебник стр. 106, рис. 51. Я буду показывать на слайде, а вы  в учебнике проследите путь крови по сосудам.

Слайд №6 БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ – начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом-венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.

А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы:

Слайд №7

                                                            Левый желудочек

                                                                      Аорта

Восходящая дуга аорты      Нисходящая дуга аорты

                                                                     Артерии

                                                                Капилляры

                                                                      Вены

                                                 Нижняя полая        Верхняя полая

                                                             Правое предсердие

Читайте также:  Третье испытание сосуда варфрейм

А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме  подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом- венозная.

Вновь следим по учебнику стр.106, рис.51.

Слайд №8 МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный)- начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется  по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая – в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Слайд №9 Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет – из темно-вишневой становится алой.  Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу.

Слайд №10 От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.

А теперь вновь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга кровообращения.

                                                   Правый желудочек

                                                           Легочная артерия

                                                          Капилляры легких

                                                              Легочная вена

                                                          Левое предсердие

А теперь вновь подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь.

А теперь еще раз посмотрим на схемы кругов кровообращения и ответим на ряд на вопросов.

  1. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения?
  2. В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого  выполним небольшой тест «Волна». Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете «да», то волна рисуется сверху, если «нет», то снизу.

    0          1          2         3         4         5         6         7          8         9

1. Сердце человека четырехкамерное?  (Да)

2. Аорта – самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.  

Подведем итоги:

  1. Система кровообращения у человека такая же,  как и у млекопитающих;
  2. Сердце  человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;
  3. У человека два круга кровообращения (большой и малый);
  4. Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;
  5. В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

Домашнее задание: § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Оценки за урок.

Список литературы:

  1. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев- М.:Дрофа,2009.-336с.

2.        Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев- М.:Дрофа,2003.-176с.

  1. Организм человека: просто о сложном: материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы: учеб. пособие/А.А. Каменский.- м.: Дрофа, 2007.-267с.
  2. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: пособие для учителя /Е.П. Бруновт, Г.Я. Малахова, Е.А. Соколова.-М.: Просвещение, 1984.-191с.

                                                                                           Приложение 1

Источник